Столыпинский вестник №3/2022
Научная статья Original article УДК 159.955
Êt
Столыпинский вестник
ВОЗМОЖНОСТИ АМПЛИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
POSSIBILITIES OF AMPLIFICATION OF CHILD DEVELOPMENT
Еремина П.Е., студентка 4 курс, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Россия, г. Красноярск
Eremina P.E., 4th year student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Russia, Krasnoyarsk
Аннотация. Данная статья описывает основные подходы к проблеме амплификации детского развития. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему обогащения детского развития и обозначены современные линии данного направления. В статье производится анализ программ, направленных на амплификацию развития ребенка дошкольного возраста, выделены основные цели и направления педагогической работы с детьми. Приведенные в статье программы позволяют разнообразить возможности предметной среды, а также, предоставляют вариативность познавательных задач.
Abstract. This article describes the main approaches to the problem of amplification of child development. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of enriching children's development and outlines
the modern lines of this direction. The article analyzes programs aimed at amplifying the development of a preschool child, highlights the main goals and directions of pedagogical work with children. The programs given in the article allow you to diversify the possibilities of the subject environment, as well as provide variability of cognitive tasks.
Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие ребенка, амплификация развития, развивающая программа, развитие воображения, развитие представлений о пространстве и времени.
Keywords: preschool age, child development, amplification of development, developmental program, development of imagination, development of ideas about space and time.
Период дошкольного детства является особенным периодом развития ребенка. С 3 до 7 лет психика ребенка перестраивается, а также, меняется его личностное отношение к окружающему миру. Суть психической перестройки в том, что в период дошкольного детства возникают внутренняя регуляция поведения и внутренняя психическая жизнь. В дошкольном возрасте, в отличии от раннего детства, ребенок самостоятельно регулирует собственное поведение. Становление внутренней саморегуляции и внутренней психической жизни связано с рядом новообразований, возникающих в сознании и психике дошкольника.
Существует несколько подходов к детскому развитию - акселерации и амплификации. Акселерация понимается, как искусственное ускорение развития ребенка. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал -амплификацию или обогащение детского развития. Он считал, что форсированное развитие дошкольника приводит к обеднению психического развития.
А.В. Запорожец предлагал расширить возможности каждого периода дошкольного детства за счет максимально полного проживания возраста. Он
считал, что психические функции не развиваются отдельно друг от друга, а делают это как единое свойство личности. Их развитие происходит благодаря усвоению социального опыта и общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Психические новообразования имеют огромное значение для полноценного и планомерного развития ребенка.
Описание психического развития было бы не полным без раскрытия понятия амплификации развития детей дошкольного возраста.
Идея амплификации развития А.В. Запорожца [8, с. 240] осуществлялась в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского [7, 310]. А.В. Запорожец в своей теории подчеркивал индивидуальность и уникальность каждой личности, а это значит, что он предполагал индивидуальный подход к развитию каждого ребенка.
Анализ психологических теорий показал, что основные источники развития заключаются в социальной среде и в природной (биологической) сущности человека, в большинстве случаев, мы можем наблюдать их единение в определенных соотношениях.
Понятие амплификации развития, подводит нас к идее максимального использования возможностей каждого возрастного периода развития дошкольника. Так же, мы видим, что для каждой деятельности сензитивен определенный возрастной промежуток, но мы можем расширить его с помощью опоры на зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития -это уровень развития ребенка, достигаемы в процессе взаимодействия с взрослым. Это процесс расширения границ психического развития вслед за обучением. Амплификация развития предполагает широкое развертывание всех видов детской деятельности и «проживание» каждой в отдельности, создание взрослым предметно-развивающей среды и включенного взаимодействия детей друг с другом.
Амплификация психического развития ребенка дошкольного возраста, заключается в развитии психики ребенка во взаимодействии с ведущим видом
деятельности на данном возрастном этапе - игрой и социальной ситуацией развития и с основными движущими силами психического развития в дошкольном возрасте. Амплификация дошкольного образования закладывает основу для формирования функциональной грамотности, (способности использования полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков для решения разнообразных жизненных задач [Алферьева, с. 88]) в младшем школьном возрасте.
В след за А.В. Запорожцем рядом отечественных исследователей были предложены направления для амплификации детского развития. К данным направлениям можно отнести:
1. Программа «Умка» — ТРИЗ». Авторы: Л.М. Курбатова и др. [2, с.5];
2. Программа «Я и время». Автор Е.В. Бочкина [19, c.276];
3. Программа «Золотой ключик». Автор Е.Е. Кравцова [9].
В основе программы «Умка» — ТРИЗ» лежит формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста. Работа педагога направлена на создание педагогической ситуации, в процессе которой ребенок решает педагогическую ситуацию не как непреодолимую задачу, а как очередной образовательный этап, который он может самостоятельно преодолеть.
Программа «Я и время» направлена на развитие представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста. В процессе занятий педагог помогает ребенку «понять события, которые случаются с ним в пространстве и времени, и осознавать свое место в этих событиях» [3, c. 280; 6, с. 88]. Е.В. Бочкина отмечает, что «повышая уровень развития представлений о цикличности пространства и времени мы повышает уровень когнитивного развития» [4, с. 572; 5, с. 293].
Программа «Золотой ключик» направлена на обогащение эмоционального и психического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Работа педагога направлена на формирование полноценной учебной деятельности.
Как мы видим существует несколько программ, направленных на амплификацию детского развития.
Подводя итог, отметим, что в дошкольном возрасте важной задачей взрослого человека в период дошкольного детства является обогащение психического развития или в его амплификации. Амплификация развития, в отличии от акселерации (ускорение развития), предполагает широкое развертывание всех видов детской деятельности и «проживание» каждой в отдельности, создание взрослым предметно-развивающей среды и включенного взаимодействия детей друг с другом.
Список литературы
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование функциональной грамотности младших школьников в рамках дистанционных занятий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 1-1(64). - С. 88-92.
2. Г.С. Альтшуллер Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. 2003 - № 1(12). - С. 3-12.
3. Бочкина, Е. В. Особенности развития воображения у детей с различным уровнем преставлений о цикличности пространственно-временных процессов / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 276-286. - Э01 10.25799/ЛЯ.2019.43.1.075. - БЭК УЬЬТОЬ.
4. Бочкина, Е. В. Способы исследования циклических представлений у детей дошкольного возраста на материале авторской методики "Банки" / Е. В. Бочкина // Процедуры и методы экспериментально -психологических исследований. - Москва: Институт психологии РАН, 2016. - С. 572-575. - БЭК
5. Бочкина, Е. В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на
материале методики "Волшебные ленты" / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - №№ 1-1. - С. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.
6. Бочкина, Е. В. Экспериментальная деятельность как путь развития одаренности / Е. В. Бочкина // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 года. - Москва, 2020. - С. 87-91. - EDN PDCWHT.
7. Выготский Л.С. Психология. - СПб.: Питер, 2000. - 378 с.
8. Выготский (Выгодский) Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский (Выгодский) — «Public Domain», 1922
9. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).
10. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 381 с.
11. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г.Кравцова. М.: Левъ, 2015. 217 с.
12. Пиаже Ж. Логика и психология. - М.: Психологическая классика, 1994. -203 с.
13. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. - М.: Просвещение, 2002. -200 с.
14. Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М.: Просвещение, 2001. - С.150
15. Шиян И.Б. Предвосхищающий образ как средство диалектического мышления у дошкольников. Автореф. канд. психол. наук. - М.: Институт развития личности РАО, 1995. -34 с.
16. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Знание, 1994. -200 с.
17. Ясвин В.А. Образовательная среда. - М.: Смысл, 2016. -215 с.
18. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.
19. Kontos S, Howes C, Shinn M, Galinsky E. Quality in family child care & relative care. New York, NY: Teachers College Press; 2015. P. 227-248.
20. Rebeca Isbell An Environment that Positively Impacts Young Children, 2017. P. 227-284.
21. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedia - Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. - EDN JZWBAB.
22. Spence C. Child care quality, family background, and children's development. Early Childhood Research Quarterly 2016. P. 77-164.
References
1. Alferyeva-Termsikos V.B. Formation of functional literacy of younger schoolchildren in the framework of distance learning // International Journal of Humanities and Natural Sciences. - 2022. - № 1-1(64). - Pp. 88-92.
2. G.S. Altshuller Theory of inventive problem solving (TRIZ) as a basis for the development of creative thinking of students // New values of education: TRIZ-pedagogy. 2003 - No. 1(12). - pp. 3-12.
3. Bochkina, E. V. Features of the development of imagination in children with different levels of ideas about the cyclicity of space-time processes / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. -2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 276-286. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.075. -EDN VLLVDL.
4. Bochkina, E. V. Methods of research of cyclic representations in preschool children on the material of the author's methodology "Banks" / E. V. Bochkina // Procedures and methods of experimental psychological research. - Moscow:
Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2016. - pp. 572575. - EDN VBKSH.
5. Bochkina, E. V. Methods of research of ideas about the cyclicity of space-time processes in preschool children on the material of the "Magic tapes" methodology / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.
6. Bochkina, E. V. Experimental activity as a way of development of giftedness / E. V. Bochkina // Psychology of giftedness and creativity: Collection of scientific papers of the second scientific and practical International online conference, Moscow, November 27, 2020. - Moscow, 2020. - pp. 87-91. -EDN PDCWHT.
7. Vygotsky L.S. Psychology. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 378 p.
8. Vygotsky (Vygodsky) L. S. Psychology of art / L. S. Vygotsky (Vygodsky) — "Public Domain", 1922
9. Vygotsky L. S. Psychology of child development. — M.: Publishing House Sense, Publishing house Eksmo, 2005. — 512 p. — (Library of World Psychology).
10. Zaporozhets A.V. Selected psychological works: in 2 vols. T. I. Mental development of the child. - M.: Pedagogy, 1986. - 381 p.
11. Variable approximate basic educational program of preschool education "Golden key" / edited by G.G.Kravtsov. M.: Lev, 2015. 217 p.
12. Piaget J. Logic and psychology. - M.: Psychological classics, 1994. -203 p.
13. Piaget J., Inelder B. Genesis of elementary logical structures. - M.: Enlightenment, 2002. -200 p.
14. Piaget J. Piaget's theory // Jean Piaget: theory, experiments, discussions. - M.: Enlightenment, 2001. - p.150
15. Shiyan I.B. Anticipatory image as a means of dialectical thinking in preschoolers. Author's thesis. cand. psychological sciences. - M.: Institute of Personality Development of RAO, 1995. -34 p.
16. Elkonin B.D. Introduction to developmental psychology (in the tradition of L.S. Vygotsky's cultural and historical theory). - M.: Knowledge, 1994. -200 p.
17. Yasvin V.A. Educational environment. - M.: Sense, 2016. -215 p.
18. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.
19. Kontos S, Howes C, Shinn M, Galinsky E. Quality in family child care & relative care. New York, NY: Teachers College Press; 2015. P. 227-248.
20. Rebeca Isbell An Environment that Positively Impacts Young Children, 2017. P. 227-284.
21. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedia - Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. - EDN JZWBAB.
22. Spence C. Child care quality, family background, and children's development. Early Childhood Research Quarterly 2016. P. 77-164.
© Еремина П.Е., 2022 Возможности амплификации детского развития/Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.
Для цитирования: Еремина П.Е. ВОЗМОЖНОСТИ АМПЛИФИКАЦИИ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №3/2022.