Столыпинский вестник №3/2022
Научная статья Original article УДК 159.955
Êt
Столыпинский вестник
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF A SENSE OF TIME IN
PRESCHOOL CHILDREN
Шупик Андрей Викторович, студент 4 курс, Институт Детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, г. Новосибирск
Shupik Andrey Viktorovich, 4th year student, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia
Аннотация
Данная статья описывает основные подходы к проблеме чувства времени. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему развития чувства времени и обозначена связь представлений с ведущей в дошкольном возрасте с высшими психическими функциями - памятью, мышлением и воображением. В статье производится описание основных направлений развития чувства времени, которые основаны на речевом развитии, интеллектуальном развитии, физическом развитии и способы преодоления эгоцентризма. Данные
направления позволяют не только развить чувство времени у ребенка дошкольного возраста, но и гармонично развить личность дошкольника.
Summary
This article describes the main approaches to the problem of the sense of time. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of the development of a sense of time and indicates the connection of ideas with the leading preschool age with higher mental functions - memory, thinking and imagination. The article describes the main directions of the development of the sense of time, which are based on speech development, intellectual development, physical development and ways to overcome egocentrism. These directions allow not only to develop a sense of time in a preschool child, but also to harmoniously develop the personality of a preschooler.
Ключевые слова: дошкольный возраст, время, эгоцентризм, физическое развитие, интеллектуальное развитие, речевое развитие, чувство времени, обобщенный образ предмета, память, мышление, воображение.
Keywords: preschool age, time, egocentrism, physical development, intellectual development, speech development, sense of time, generalized image of the subject, memory, thinking, imagination.
Все события, происходящие в окружающем мире, происходят в процессе течения времени. Время предопределяет течение и последовательность событий. Чем больше человек включен в социальное пространство, тем больше он вынужден подчинятся временным рамкам. Ребенок дошкольного возраста, так же, включен в пространственно-временные рамки, заданные обществом. Он просыпается, играет и идет на занятия в строго отведенное для этого время. Именно поэтому, основная задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка чувствовать время, т.е., научить его определять время, его длительность и соотносить его со своими задачами.
К основным направлениям работы с детьми направленной на развитие чувства времени является:
• речевое развитие [1; 11; 13];
• развитие триады - мышление, память и воображение [3; 5;6;7; 8; 9;12];
• физическое развитие [10];
• преодоление эгоцентризма [4].
Исследователи, занимающиеся речевым развитием детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, подчёркивают, что понимание распределения событий во времени способствует формированию грамотной речи. Так. Ю.В. Карандашев [11] и В.В. Петухов [13] отмечали, что восприятие ребенком структуры течения времени влияет на такие критерии речи как структурированность и осмысленность. В.Б. Алферьева-Термсикос [1] в научных статьях, посвящённых методам и средствам развития речи в рамках дистанционных занятий, отмечает, что одним из показателей сформированности речемыслительных способностей ребёнка является «умение обдумывать и формулировать содержание высказываний в контексте времени» [1. с. 41; 2, с.22].
Как мы видим, уровень развития речи и развитие чувства времени взаимосвязаны между собой.
Вторым направлением развития чувства времени является развитие триады - мышление, память и воображение. Л.С. Выготский [9], Б.Ф. Ломов [12], Н.Е. Веракса [8] и Е.В. Бочкина [4] считали, что уровень развития триады - мышление, память и воображение напрямую зависит от уровня развития чувства времени. Чем лучше ребенок чувствует время, тем быстрее у него развиваются память, мышление и воображение. Е.В. Бочкина считает, что «в процессе развития чувства времени у ребенка возникает предвосхищающий образ явления» [3, с. 280]. В основе предвосхищающего образа лежат такие психические процессы, как воображение и память. Ребенок основывается на
своем предыдущем опыте, находящемся в памяти и выстраивает образ грядущего настоящего на основе воображения. Процесс мышления включается в процесс создания предвосхищающего образа в качестве механизма сопоставления прошлого опыта и предстоящих событий. Е.В. Бочкина отмечает, что «психические структуры существуют и развиваются во времени, но не в линейном времени как непрерывной последовательности событий, а в психическом времени, которое включает активное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего» [7, с. 88].
Для того, чтобы определить уровень сформированности чувства времени отечественными учеными был предложен ряд методик: Диагностика оценки развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста (по методике А. Ф. Яфальян и О. Е. Дрень), методика Е.В. Бочкиной «Банки» [5, с. 573] и методика Е.В. Бочкиной «Волшебные ленты» [6, с. 290]. Данные методики позволяют выявить уровень развития чувства времени у детей дошкольного возраста и соотнести его с уровнем развития памяти мышления и воображения.
Третьего направления придерживался ряд отечественных ученых Б.И. Мартьянов, Е.Н. Гогунов. Они предлагали соотносить скорость бега ребенка с его восприятием времени. Чем быстрее бежит ребенок, тем медленнее для него идет время. Благодаря своему экспериментальному исследованию Б.И. Мартьянов, Е.Н Гогунов выявили, что благодаря тому, «что ребенок начинает сопоставлять свою скорость движения и время, за которое он пробежал у него формируется произвольное внимание» [10, с.240]. Таким образом, благодаря развитию чувства времени у ребенка развивается такое важное психическое новообразование, как произвольное внимание.
Еще одним направлением развития чувства времени является преодоление эгоцентризма. Е.В. Бочкина предлагала использовать «позиционное обучение, как способ преодоления эгоцентризма» [4, c.56] и как способ развития чувства времени. Благодаря использованию позиционного
обучения ребенок учится вставать на позицию другого ребенка, видеть течение времени его глазами, а после соотносить со своим внутренним восприятием времени. В этот момент ребенок совершает колоссальную работу, т.к., он начинает расти над самим собой.
Таким образом, мы видим, что время является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Благодаря чувству времени ребенок осознает чередование своих биологических ритмов (бодрствования, время сна, игры, кормления и т. п.), но которые регулируются социальной средой.
Научившись регулировать психическое и объективное время, чувствовать временные изменения, синхронизировать процессы, ребенок приобретает эстетическую способность управлять чувством времени.
Список литературы:
1. Алферьева-Термсикос В.Б. Педагогические методы и средства развития речи младших школьников в рамках дистанционных занятий // Наукосфера. - 2021. - № 9-1. - С. 40-44.
2. Алферьева-Термсикос В.Б. Формирование языковой функциональной грамотности младших школьников в режиме дистанционного обучения // Детский сад, школа, ВУЗ: психолого-педагогическое сопровождение развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 12 апреля 2022 г. / Отв. ред. М.Г. Заббарова. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова», 2022. - С. 21-26.
3. Бочкина, Е. В. Особенности развития воображения у детей с различным уровнем преставлений о цикличности пространственно-временных процессов / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 276-286. - DOI 10.257997AR.2019.43.L075. - EDN VLLWDL.
4. Бочкина, Е. В. Позиционное обучение, как способ преодоления эгоцентризма в дошкольном возрасте / Е. В. Бочкина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 55-57. -EDN SBZPUZ.
5. Бочкина, Е. В. Способы исследования циклических представлений у детей дошкольного возраста на материале авторской методики "Банки" / Е. В. Бочкина // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. - Москва : Институт психологии РАН, 2016. - С. 572-575. - EDN WZBQSH.
6. Бочкина, Е. В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на материале методики "Волшебные ленты" / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - №№ 1-1. - С. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDNLILYBJ.
7. Бочкина, Е. В. Экспериментальная деятельность как путь развития одаренности / Е. В. Бочкина // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 года. - Москва, 2020. - С. 87-91. - EDN PDCWHT.
8. Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 206 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - СПб.: Питер, 2000. - 185 с.
10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288с.
11. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Н. Карандашев. — 6-е
изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 430 с. — (Высшее образование).
12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии-М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1969. -282 с.
13. Петухов В. В. Проблема осмысленного действия (по решению творческих задач) // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.
14. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.
15. Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.
16. Henri Bergson (2016) Time and Free Will: An Essay on the Immediate Data of Consciousness, Author's Preface. P. 79-100.
17. Minar N., Campbell FA, Burchinal M, Skinner M, Gardner D, Ramey SL. Persistent effects of early childhood education on high-risk children and their mothers. Applied Developmental Sciences 2015. P. 127-232.
18. National Institute of Child Health and Human Development Early Child Care Research Network. Early child care and children's development prior to school entry: Results from the NICHD Study of Early Child Care. American Educational Research Journal (2012). P. 17-68.
19. Nicole Biedinger The Influence of Education and Home Environment on the Cognitive Outcomes of Preschool Children in Germany, 2014. P. 277-288.
List of literature:
1. Alferyeva-Termsikos V.B. Pedagogical methods and means of speech development of younger schoolchildren in the framework of distance learning // Naukosphere. - 2021. - No. 9-1. - pp. 40-44.
2. Alferyeva-Termsikos V.B. Formation of language functional literacy of younger schoolchildren in the mode of distance learning // Kindergarten,
school, UNIVERSITY: psychological and pedagogical support of personality development: materials of the All-Russian Scientific and Practical conference with international participation dedicated to the 90th anniversary of the I.N. Ulyanov Federal State Pedagogical University, April 12, 2022 / Ed. by M.G. Zabbarov. - Ulyanovsk: FGBOU VO "UlGPU named after I.N. Ulyanov", 2022. - pp. 21-26.
3. Bochkina, E. V. Features of the development of imagination in children with different levels of ideas about the cyclicity of space-time processes / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research.
- 2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 276-286. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.075.
- EDN VLLWDL.
4. Bochkina, E. V. Positional learning as a way to overcome egocentrism in preschool age / E. V. Bochkina // International Journal of Experimental Education. - 2014. - No. 6-1. - PP. 55-57. - EDN SBZPUZ.
5. Bochkina, E. V. Methods of research of cyclic representations in preschool children on the material of the author's methodology "Banks" / E. V. Bochkina // Procedures and methods of experimental psychological research. - Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2016. - pp. 572575. - EDN WZBQSH.
6. Bochkina, E. V. Ways to study ideas about the cyclicity of space-time processes in preschool children on the material of the "Magic tapes" technique / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research.
- 2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076.
- EDN LILYBJ.
7. Bochkina, E. V. Experimental activity as a way of development of giftedness / E. V. Bochkina // Psychology of giftedness and creativity: Collection of scientific papers of the II International Scientific and Practical Online Conference, Moscow, November 27, 2020. - Moscow, 2020. - pp. 87-91. -EDN PDCWHT.
8. Veraxa N.E. Formation of spatial-temporal representations in preschool children: Dissertation of the Candidate. Psychological Sciences. - M.: Publishing House of Moscow. un-ta, 1977. - 206 p
1. . 9. Vygotsky L.S. Thinking and speech. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 185 p.
9. Gogunov E.N., Martianov B.I. Psychology of physical education and sports: Textbook for students. higher pedagogical studies, institutions. - M.: Publishing Center "Academy", 2000. - 288s.
10. Karandashev, V. N. Psychology: introduction to the profession: textbook and workshop for academic undergraduate studies / V. N. Karandashev. — 6th ed., reprint. and add. — Moscow: Yurayt Publishing House, 2017. - 430 p. — (Higher education).
11. Lomov B.F. Methodological and theoretical problems of psychology - M.: Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, 1969. -282 p.
12. Petukhov V. V. The problem of meaningful action (to solve creative problems) // Traditions and prospects of the activity approach in psychology. The school of A. N. Leontiev. M.: Sense, 1999.
13. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.
14. Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.
15. Henri Bergson (2016) Time and Free Will: An Essay on the Immediate Data of Consciousness, Author's Preface. P. 79-100.
16. Minar N., Campbell FA, Burchinal M, Skinner M, Gardner D, Ramey SL. Persistent effects of early childhood education on high-risk children and their mothers. Applied Developmental Sciences 2015. P. 127-232.
17. National Institute of Child Health and Human Development Early Child Care Research Network. Early child care and children's development prior to school
entry: Results from the NICHD Study of Early Child Care. American Educational Research Journal (2012). P. 17-68. 18. Nicole Biedinger The Influence of Education and Home Environment on the Cognitive Outcomes of Preschool Children in Germany, 2014. P. 277-288.
© Шупик А.В., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 3/2022.
Для цитирования: Шупик А.В. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 3/2022.