Научная статья на тему 'ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦИКЛИЧНОСТИ / ЦИКЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕДМЕТА / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Печенкина Юлия Валерьевна

Данная статья описывает основные подходы к проблеме представлений. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему развития представлений и обозначена связь представлений с ведущей в дошкольном возрасте с высшей психической функцией - памятью. Произведено ранжирование видов представлений и выделена их взаимосвязь в дошкольном возрасте. Описана связь пространственно-временных представлений и циклических представлений. В статье представлены авторские методики, которые позволяют измерить уровень развития циклических и пространственно-временных представления. Также, в статье рассматривается возможность преодоления эгоцентризма у детей дошкольного возраста путем принятия личностных циклов окружающих ребенка людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Печенкина Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF REPRESENTATIONS DEVELOPING IN PRESCHOOL CHILDREN

This article describes the main approaches to the problem of representations. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of the development of representations and indicates the relationship of representations with the leading preschool age with the highest mental function - memory. The types of representations are ranked and their interrelation in preschool age is highlighted. The relationship of space-time representations and cyclic representations is described. The article presents the author's methods that allow measuring the level of development of cyclic and space-time representations. Also, the article considers the possibility of overcoming egocentrism in preschool children by adopting the personal cycles of people around the child.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Научная статья Original article УДК 159.955

ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

TYPES OF REPRESENTATIONS DEVELOPING IN PRESCHOOL

CHILDREN

Печенкина Юлия Валерьевна, студентка 3 курс, Институт Педагогики и Психологии образования, Московский Городской Педагогический Университет, Россия, г. Москва lenochka2291@mail.ru

Pechenkina Yulia Valeryevna 3rd year student, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow,

lenochka2291@mail.ru

Аннотация

Данная статья описывает основные подходы к проблеме представлений. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему развития представлений и обозначена связь представлений с ведущей в дошкольном возрасте с высшей психической функцией - памятью. Произведено ранжирование видов представлений и выделена их взаимосвязь в дошкольном возрасте. Описана связь пространственно-временных представлений и циклических представлений. В статье представлены авторские методики, которые позволяют измерить уровень развития циклических и пространственно-временных представления. Также, в статье рассматривается возможность преодоления эгоцентризма у

3748

детей дошкольного возраста путем принятия личностных циклов окружающих ребенка людей.

Summary

This article describes the main approaches to the problem of representations. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of the development of representations and indicates the relationship of representations with the leading preschool age with the highest mental function - memory. The types of representations are ranked and their interrelation in preschool age is highlighted. The relationship of space-time representations and cyclic representations is described. The article presents the author's methods that allow measuring the level of development of cyclic and space-time representations. Also, the article considers the possibility of overcoming egocentrism in preschool children by adopting the personal cycles of people around the child.

Ключевые слова: Представления, пространство, время, социальные представления, пространственно-временные представления, нравственные представления, представления о цикличности, циклические представления, обобщенный образ предмета, память, мышление, воображение, дошкольный возраст.

Keywords: Representations, space, time, social representations, spatial-temporal representations, moral representations, representations of cyclicity, cyclic representations, generalized image of the subject, memory, thinking, imagination, preschool age.

Все чаще, современные образовательные программы, направленные на развитие детей дошкольного возраста направлены на формирование у ребенка воображения. Образы, возникающие у детей, сочетают в себе воспоминания и рефлексивный образ настоящего. Это связано с тем, что на основе памяти и мышления формируется новый образ - представление.

3749

В большом психологическом словаре, под представлением понимается - наглядный, воспроизведенный образ предмета или явления, который возникает на основе прошлого опыта.

Отечественными учеными (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.П. Песков, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) в психолого-педагогической литературе представления изучались в нескольких направлениях: как вторичный образ предмета; как переход к мысли; как способ восприятия и воспроизведения образов реального мира.

Существует несколько видов представлений, которые формируются в период дошкольного детства:

1. социальные;

2. нравственные;

3. пространственно-временные;

4. циклические.

К.А. Абульханова-Славская под социальными представлениями понимала «механизмы социального познания» [1, с. 49]. На основе данных механизмов ребенок познает окружающий его мир, через присвоение социокультурных знаков и символов. Развитие социальных представлений способствует интеграции ребенка в окружающий мир, посредством принятия культурных ценностей, норм и правил общества в котором живет и развивается ребенок.

Наравне с культурными ценностями, ребенок присваивает нравственные, пространственно-временные и циклические представления, которые входят в структуру социальных представлений. Под нравственным представления И.Ф Свадковский понимал - «обобщенный образ предмета о нормах поведения, о правильном отношении к окружающему миру и самому себе» [2, с.104]. С помощью формирования нравственных представлений ребенок дошкольного возраста присваивает общественно-принятые нормы

3750

поведения и транслируют собственные представления об усвоенных нормах в процессе взаимодействия с окружающим миром.

В структуру процесса взаимодействия с окружающим миром входят и пространственно-временные представления. С помощью данных представлений ребенок присваивает пространственно-временные рамки окружающей его действительности. Пространственно-временными представлениями и циклическими представлениями занимался ряд отечественных (Е.В. Бочкина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Е. Веракса, С.Л. Рубинштейн и др.). Под пространственно-временными представлениями ученые понимали представления, которые отражают длительность времени и пространственные отношения. Данные представления формируются у детей дошкольного возраста к 7 годам, до этого возраста, детям достаточно сложно ориентироваться во времени и пространстве. Циклические представления или представления о цикличности пространства и времени являются более углубленными пространственно-временными представлениями,

отвечающими за понимание ребенком природных и социальных циклов. Е.В. Бочкиной под представлениями о цикличности пространственно-временных процессов понимается - «механизм отражения в сознании ребенка схемы, включающей в себя пространственно-временной компонент» [3, с.275]. В данный компонент входят представления о суточном и годовом цикле. Пространственно-временная схема может быть присвоена ребенком не только в процессе естественного развития данных представлений, но и в процессе специально организованной образовательной ситуации. В процессе образовательной ситуации ребенок проходит несколько этапов:

• определение элементов цикла;

• выделение умственной задачи;

• решение умственной задачи;

• «перенос цикла на свою жизнь;

• составление собственного цикла» [3, с.276].

3751

Проходя данные этапы, ребенок присваивает пространственно-временные представления и пространственно -временные циклы, а после использует данные представления в своей жизни. Е.В. Бочкина считает, что развитие данных представлений способствует не только формированию представлений о природных и социальных циклах, но и дает возможность «понять цикл другого человека и преодолеть свою эгоцентричность» [4, с.55].

Для оценки уровня развития представлений о цикличности пространства и времени Е.В. Бочкиной были разработаны две методики «Банки» и «Волшебные ленты». Методика «Банки», направлена на «изучение временного компонента изучаемых представлений» [5, с.573], методика «Волшебные ленты измеряет «временной компонент представлений о цикличности пространства и времени» [6, с.290]. Благодаря данным методикам у педагогов и психологов, работающим в дошкольных образовательных учреждениях есть возможность понять на сколько хорошо ребенок понимает взаимосвязь времени и пространства, и степень его включенности в пространственно-временные процессы окружающего мира.

Подводя итог, отметим, что в период дошкольного детства у ребенка развивается несколько видов представлений: социальные, нравственные, пространственно-временные и циклические. Благодаря данным представлениям ребенок присваивает нормы и правила окружающего мира, опираясь на его знаки и символы.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Серия "Хрестоматия по психологии" / Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Питер, 2000. - с.400.

2. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. - М.- 1972. - с.293.

3752

3. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedia - Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. - EDN JZWBAB.

4. Бочкина, Е. В. Позиционное обучение, как способ преодоления эгоцентризма в дошкольном возрасте / Е. В. Бочкина // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 55-57. -EDN SBZPUZ.

5. Бочкина, Е. В. Способы исследования циклических представлений у детей дошкольного возраста на материале авторской методики "Банки" / Е. В. Бочкина // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. - Москва: Институт психологии РАН, 2016. - С. 572-575. - EDN WZBQSH.

6. Бочкина, Е. В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на материале методики "Волшебные ленты" / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.

7. Bircba H. J. Time, habit and the fraternal impulse // The rhythms of society / Ed. by Joung M, Schul- ler T. - L.; N.Y.: Routledge, 1988. - P.173-197.

8. Brealey N When Cultures Collide: Leading across Cultures (2018, 2006, 1999, 1996), published by Nicholas Brealey International. P. 402-470.

9. Burchinal MR, Nelson L. (2015) Family selection and child care experiences: Implications for studies of child outcomes. Early Childhood Research Quarterly. P. 277-287.

10. Cinirella М. (1998) The Concept of Possible Social Identites // European Journal of Social Psychology. № 26(20). P. 181-299.

11. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.

3753

12. Codol J.-P. (1968) Representation de la tache et comportements dans une situation sociale //PsyhologieFran5aise. V. 3. № 3-4.

13. Codol J.-P. (1969) Note terminologique sur l'emptoil de quelques expression concenant les activites et prosessus cognitifit en psyhologie sociale // Bulletin de psichologie. №23. P. 63 -71.

14. Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.

15. Dunn L. (2013) Proximal and distal features of day care quality and children's development. Early Childhood Research Quarterly. P. 22-45.

List of literature:

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Social thinking of personality: problems and research strategies // Social psychology in the works of Russian psychologists. The series "Textbook on Psychology" / Comp. A.L. Sventsitsky. - St. Petersburg: Peter, 2000. - p.400.

2. Svadkovsky I.F. Moral education. - M.- 1972. - p.293.

3. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Proceedings - Social and Behavioral Sciences (see books). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. - EDN JZWBAB.

4. Bochkina, E. V. Positional learning as a way to overcome egocentrism in preschool age / E. V. Bochkina // International Journal of Experimental Education. - 2014. - No. 6-1. - PP. 55-57. - EDN SBZPUZ.

5. Bochkina, E. V. Methods of research of cyclic representations in preschool children on the material of the author's methodology "Banks" / E. V. Bochkina // Procedures and methods of experimental psychological research. - Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2016. - pp. 572575. - EDN WZBQSH.

3754

6. Bochkina, E. V. Ways to study ideas about the cyclicity of spatiotemporal processes in preschool children on the material of the "Magic tapes" technique / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.

7. Bircba H. J. Time, habit and the fraternal impulse // The rhythms of society / Ed. by Joung M, Schul- ler T. - L.; N.Y.: Routledge, 1988. - P.173-197.

8. Brealey N When Cultures Collide: Leading across Cultures (2018, 2006, 1999, 1996), published by Nicholas Brealey International. P. 402-470.

9. Burchinal MR, Nelson L. (2015) Family selection and child care experiences: Implications for studies of child outcomes. Early Childhood Research Quarterly. P. 277-287.

10. Cinirella М. (1998) The Concept of Possible Social Identites // European Journal of Social Psychology. № 26(20). P. 181-299.

11. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.

12. Codol J.-P. (1968) Representation de la tache et comportements dans une situation sociale //PsyhologieFran5aise. V. 3. № 3-4.

13. Codol J.-P. (1969) Note terminologique sur l'emptoil de quelques expression concenant les activites et prosessus cognitifit en psyhologie sociale // Bulletin de psichologie. №23. P. 63 -71.

14. Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.

15. Dunn L. (2013) Proximal and distal features of day care quality and children's development. Early Childhood Research Quarterly. P. 22-45.

© Печенкина Ю.В., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и

преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Печенкина Ю.В. ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХСЯ У

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА// Научно-образовательный журнал для студентов и

преподавателей «StudNet» №5/2022.

3755

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.