Научная статья на тему 'СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ'

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОСТРАНСТВО / ВРЕМЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦИКЛИЧНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Печенкина Юлия Валерьевна

В данной статье рассматриваются причины возникновения необходимости развивать пространственно-временные представления у детей дошкольного возраста. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему развития пространственно-временных представлений, выделена структура данных представлений, описаны положительные стороны процесса развития данных представлений. В статье описаны авторские методики диагностики уровня сформированности представлений о пространстве и времени, и пути их развития, на примере нескольких методик и парциальной программы. Также, представлены упражнения, которые могут быть использованы с целью развития данных представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPING IDEAS ABOUT SPACE AND TIME

This article discusses the reasons for the need to develop spatial-temporal representations in preschool children. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of the development of space-time representations, highlights the structure of these representations, describes the positive aspects of the process of development of these representations. The article describes the author's methods for diagnosing the level of formation of ideas about space and time, and the ways of their development, using the example of several techniques and a partial program. Also, exercises are presented that can be used to develop these ideas.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ»

Научная статья Original article УДК 159.955

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ

И ВРЕМЕНИ

WAYS OF DEVELOPING IDEAS ABOUT SPACE AND TIME

Печенкина Юлия Валерьевна, студентка 3 курс, Институт Педагогики и Психологии образования, Московский Городской Педагогический Университет, Россия, г. Москва lenochka229i@mail.ru

Pechenkina Yulia Valeryevna 3rd year student, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow,

lenochka2291@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются причины возникновения необходимости развивать пространственно-временные представления у детей дошкольного возраста. В ней представлены основные концептуальные взгляды отечественных ученых на проблему развития пространственно-временных представлений, выделена структура данных представлений, описаны положительные стороны процесса развития данных представлений. В статье описаны авторские методики диагностики уровня сформированности представлений о пространстве и времени, и пути их развития, на примере нескольких методик и парциальной программы. Также, представлены упражнения, которые могут быть использованы с целью развития данных представлений.

3756

Summary

This article discusses the reasons for the need to develop spatial-temporal representations in preschool children. It presents the main conceptual views of Russian scientists on the problem of the development of space-time representations, highlights the structure of these representations, describes the positive aspects of the process of development of these representations. The article describes the author's methods for diagnosing the level of formation of ideas about space and time, and the ways of their development, using the example of several techniques and a partial program. Also, exercises are presented that can be used to develop these ideas.

Ключевые слова: дошкольный возраст, пространство, время, представления, пространственно-временные представления, формирование, программа развития, упражнения, диагностика представлений о цикличности и пространственно-временных представлений.

Keywords: preschool age, space, time, representations, spatial-temporal representations, formation, development program, exercises, diagnostics.

Для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире человеку необходим сформированный навык ориентации в пространстве и времени. Личность должна бегло читать карты и уметь определять время с помощью часов. Именно поэтому, возникает необходимость развивать представления о пространстве и времени у детей дошкольного возраста.

Л.С. Выготский считал, что «психика ребенка дошкольного наиболее восприимчива к развитию представлений о пространстве и времени» [1, с. 68]. Пространственно-временными представлениями занимался ряд отечественных (Е.В. Бочкина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Е. Веракса, С.Л. Рубинштейн и др.). Под пространственно-временными представлениями ученые понимали представления, которые отражают длительность времени и пространственные отношения. Данные представления формируются у детей дошкольного возраста к 7 годам, до этого возраста, детям достаточно сложно

3757

ориентироваться во времени и пространстве. Пространственно-временные представления являются базовыми в процессе восприятия мира. Е.В. Бочкина считает, что «они помогают увидеть дошкольнику структуру и создать его собственную модель - понимает стороны, воспринимает знаки на дорогах, определяет для себя такие понятия, как далеко и близко, рано и поздно» [2, с.56]. Данное понимание помогает, в дальнейшем, освоить множество различных видов деятельности, в которые входит и учебная деятельность. Если ребенок понимает временную последовательность и природные циклы (годовой, суточный и лунный), то ему становятся понятны и учебные задачи, т.к., они разработаны в линейной и циклической логике.

В процессе формирования представлений о пространстве и времени ребенок приобретает:

• дополнительное время на отдых;

• время для любимого занятия или игры;

• развитые аналитические навыки;

• пониженный уровень стресса (часто дети переживают, если не понимают сколько времени осталось на выполнение задания);

• сформированный навык расставления приоритетов;

• умение решать несколько посильных задач одновременно.

Для планомерного развития представлений о пространстве и времени в дошкольном образовательном учреждении можно использовать не только общепринятые программы, но и новые парциальные программы и специальные методики. Ниже приведены несколько из них:

Методика Е.В. Романовой [3] «Жизненный цикл», направленная на обучение ребенка видеть события, повторяющиеся во времени.

Методика развития "чувства времени" была разработанная и описанная Т.Д. Рихтерман [4], направленная на изучение различных временных

3758

интервалов и применение их в своей деятельности (например, игре, где каждый кон строго регламентирован по времени).

Программа «Я и время», разработанная Е.В. Бочкиной, совместно с сотрудниками Московского НПЦ Деткой психоневрологии которая, направленна на обогащения интеллектуального развития и развития умения ориентироваться в пространстве и времени. Автор пишет, что «в процессе обучения по данной программе «дети учатся понимать природные циклы и видеть свои ежедневно повторяющиеся действия» [5, с. 276]. Результаты работы по данной программе можно проверить с помощью разработанных Е. В. Бочкиной «Банки» и «Волшебные ленты». Методика «Банки» позволяет оценить «уровень сформированности временного компонента» [6, с.573], методика «Волшебные ленты» оценивает «уровень сформированности пространственного компонента» [7, с.290].

Е.В. Бочкиной были предложены несколько простых упражнений, которые можно использовать в процессе развития ребенка дошкольного возраста:

1. В доступной для ребенка форме объясните природные циклы.

Например, для того, чтобы ребенок понял годовой или суточный цикл, можно сыграть с ним в игру, в которой кукла или любая другая игрушка идет в поход. В процессе похода «она будет переодеваться в соответствии с временем года и «выполнять действия, которые будут соответствовать обозначенному времени суток» [5, с. 275].

2. Поиграйте в день-ночь.

Предложите ребенку изобразить действия животных в ночное и дневное время суток. Например, сова днем спит, ночью летает; Собака ночью спит, а днем бегает и играет.

3. Поиграйте с часами.

3759

Нарисуйте с ребенком циферблат и разделите его на 4 части (по временам суток), и затем нарисуйте в каждой из этих частей то, что делает ребенок каждый день в определенное время суток. Пусть ребенок сам крутит (или рисует) стрелку на этих импровизированных часах, когда выполняемая деятельность закончена и пора переходить к следующей. Это упражнение поможет ему научится видеть временные промежутки и распределять свои силы.

4. Сочини историю про монстрика.

Данное задание подразумевает сочинение истории совместно с ребенком на базе годовых и суточных циклов. Монстр должен попадать в курьезные ситуации, которые не соответствуют временным рамкам. Например, зимой он наденет плавки, а летом отправится гулять в шубе.

5. Нарисуй историю.

Предложите ребенку лист, разделенный на 4 части. На первой из частей нарисовано начало истории (например, утром котенок проснулся). Предложите ребенку продолжить историю, нарисовав действия, которые будут происходить с героем в оставшиеся временные промежутки. Задача взрослого -следить за последовательностью действий.

Как мы видим, способов научить ребенка понимать время достаточно много, главное помнить о том, что бучение должно быть планомерным и направленным на развитие ребенка, на формирование его навыков восприятия пространства и времени.

Список литературы

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -СПб.: Питер, 2000. - 400 с.

2. Бочкина, Е. В. Позиционное обучение, как способ преодоления

эгоцентризма в дошкольном возрасте / Е. В. Бочкина // Международный

3760

журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 55-57. -EDN SBZPUZ.

3. Романова Е.В. Развитие представлений о цикличности событий у детей дошкольного возраста. Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000. -195 с.

4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста Пособие для воспитателей дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 48 с.

5. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedia - Social and Behavioral Sciences (см. в книгах). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. -EDN JZWBAB.

6. Бочкина, Е. В. Способы исследования циклических представлений у детей дошкольного возраста на материале авторской методики "Банки" / Е. В. Бочкина // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. - Москва: Институт психологии РАН, 2016. - С. 572-575. - EDN WZBQSH.

7. Бочкина, Е. В. Способы исследования представлений о цикличности пространственно-временных процессов у детей дошкольного возраста на материале методики "Волшебные ленты" / Е. В. Бочкина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. - С. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.

8. Bircba H. J. Time, habit and the fraternal impulse // The rhythms of society / Ed. by Joung M, Schul- ler T. - L.; N.Y.: Routledge, 1988. - P.173-197.

9. Brealey N When Cultures Collide: Leading across Cultures (2018, 2006, 1999, 1996), published by Nicholas Brealey International. P. 402-470.

10.Burchinal MR, Nelson L. (2015) Family selection and child care experiences: Implications for studies of child outcomes. Early Childhood Research Quarterly. P. 277-287.

3761

11. Cinirella M. (1998) The Concept of Possible Social Identites // European Journal of Social Psychology. № 26(20). P. 181-299.

12.Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.

13.Codol J.-P. (1968) Representation de la tache et comportements dans une situation sociale //PsyhologieFran5aise. V. 3. № 3-4.

14.Codol J.-P. (1969) Note terminologique sur l'emptoil de quelques expression concenant les activites et prosessus cognitifit en psyhologie sociale // Bulletin de psichologie. №23. P. 63 -71.

15.Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.

16.Dunn L. (2013) Proximal and distal features of day care quality and children's development. Early Childhood Research Quarterly. P. 22-45.

List of literature

1. Vygotsky L.S. History of the development of higher mental functions. - St. Petersburg: Peter, 2000. - 400 p

1. . 2. Bochkina, E. V. Positional learning as a way to overcome egocentrism in preschool age / E. V. Bochkina // International Journal of Experimental Education. - 2014. - No. 6-1. - PP. 55-57. - EDN SBZPUZ.

2. Romanova E.V. The development of ideas about the cyclicity of events in preschool children. Diss. cand. psychological sciences. - M., 2000. -195 p.

3. Richterman T.D. Formation of ideas about time in preschool children A manual for educators of children. garden. — M.: Enlightenment, 1982. — 48 p.

4. Shiyan, O. A. Development of cyclic representations of senior preschoolers / O. A. Shiyan, I. B. Shiyan, E. V. Bochkina // Procedural - Social and Behavioral Sciences (see in books). - 2016. - Vol. 233. - P. 274-279. - EDN JZWBAB.

3762

5. Bochkina, E. V. Methods of research of cyclic representations in preschool children on the material of the author's methodology "Banks" / E. V. Bochkina // Procedures and methods of experimental psychological research. - Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2016. - pp. 572575. - EDN WZBQSH.

6. Bochkina, E. V. Methods of research of ideas about the cyclicity of space-time processes in preschool children on the material of the "Magic tapes" technique / E. V. Bochkina // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2019. - Vol. 8. - No. 1-1. - pp. 287-295. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.076. - EDN LILYBJ.

7. Bircba H. J. Time, habit and the fraternal impulse // The rhythms of society / Ed. by Joung M, Schul- ler T. - L.; N.Y.: Routledge, 1988. - P.173-197.

8. Brealey N When Cultures Collide: Leading across Cultures (2018, 2006, 1999, 1996), published by Nicholas Brealey International. P. 402-470.

9. Burchinal MR, Nelson L. (2015) Family selection and child care experiences: Implications for studies of child outcomes. Early Childhood Research Quarterly. P. 277-287.

10. Cinirella M. (1998) The Concept of Possible Social Identites // European Journal of Social Psychology. № 26(20). P. 181-299.

11. Cinirella M. (1998) Exploring temporal aspects of social identity : the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. № 28 (22). P. 227-248.

12. Codol J.-P. (1968) Representation de la tache et comportements dans une situation sociale //PsyhologieFran5aise. V. 3. № 3-4.

13. Codol J.-P. (1969) Note terminologique sur l'emptoil de quelques expression concenant les activites et prosessus cognitifit en psyhologie sociale // Bulletin de psichologie. №23. P. 63 -71.

14. Dale F. Hay (2015), PhD Early Peer Relations and their Impact on Children's Development. P. 27-48.

3763

15. Dunn L. (2013) Proximal and distal features of day care quality and children's development. Early Childhood Research Quarterly. P. 22-45.

© Печенкина Ю.В., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Печенкина Ю.В. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «БШёКеЪ» №5/2022.

3764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.