Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА'

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

442
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственно-временные представления / понятия пространственно-временных представлений / игра / игровые технологии / проблематика формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста / применение наглядных пособий / использование дидактических и подвижных игр для эффективного формирования у дошкольников пространственно-временных представлений. / spatio-temporal representations / concepts of spatio-temporal representations / game / game technology / the problem of formation of spatio-temporal representations in preschool children / use of visual aids / use of didactic and movement games for effective formation of spatio-temporal representations in preschool children.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельяненко Виктория Вячеславовна, Хутиева Ольга Александровна

актуальность данной статьи в том, что игровые технологии являются эффективным средством развития пространственных и временных представлений детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема обучения пространственно-временным представлениям детей дошкольного возраста рассмотрена достаточно полно. Формирование пространственно-временных представлений у детей происходит в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельяненко Виктория Вячеславовна, Хутиева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEVELOPING SPATIO-TEMPORAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF MATHEMATICAL MATERIAL

The relevance of this article is that game technologies are an effective means of development of spatial and temporal representations of preschool children. The analysis of the psychological and pedagogical literature shows that the problem of teaching spatio-temporal representations of preschool children is considered quite completely. The formation of spatio-temporal representations in children occurs at a preschool age.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА»

XIVМеждународная научно-практическая конференция УДК 373.29

Емельяненко Виктория Вячеславовна Emelianenko Victoria Vyacheslavovna

Студент Student

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске Branch of Stavropol State Pedagogical Institute in Zheleznovodsk

Хутиева Ольга Александровна Hutieva Olga Alexandrovna доцент кафедры дошкольного и начального образования Associate Professor, Department of Preschool and Elementary Education

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

THE PROBLEM OF DEVELOPING SPATIO-TEMPORAL REPRESENTATIONS IN PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF

MATHEMATICAL MATERIAL

Аннотация, актуальность данной статьи в том, что игровые технологии являются эффективным средством развития пространственных и временных представлений детей дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема обучения пространственно-временным представлениям детей дошкольного возраста рассмотрена достаточно полно. Формирование пространственно-временных представлений у детей происходит в дошкольном возрасте.

Abstract: The relevance of this article is that game technologies are an effective means of development of spatial and temporal representations of preschool children. The analysis of the psychological and pedagogical literature shows that the problem of teaching spatio-temporal representations of preschool children is considered quite completely. The formation of spatiotemporal representations in children occurs at a preschool age.

Ключевые слова, пространственно-временные представления, понятия пространственно-временных представлений, игра, игровые технологии, проблематика формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста, применение наглядных пособий, использование дидактических и подвижных игр для эффективного формирования у дошкольников пространственно-временных представлений.

«Научные междисциплинарные исследования»

Key words: spatio-temporal representations, concepts of spatio-temporal representations, game, game technology, the problem of formation of spatio-temporal representations in preschool children, use of visual aids, use of didactic and movement games for effective formation of spatiotemporal representations in preschool children.

Предматематическая подготовка, которая проводится в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в обучении основным математическим понятиям, включая понятия пространства и времени. Этот процесс относится ко всем аспектам педагогической деятельности в детских садах и в первую очередь связан с решением проблем умственного и математического развития детей дошкольного возраста [1, с. 78].

В ходе изучения этой темы и отбора материала для статьи мы пришли к выводу, что "пространственно-временные представления" - самая сложная область детского доматематического образования.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что эффективным способом развития пространственно-временных представлений является использование математических игр для развития математического содержания в работе с детьми дошкольного возраста.

Что такое пространственные представления? Пространственные представления - это понятия, связанные с ориентацией и положением объектов в пространстве, а также их перемещением и трансформацией во время движения.

Решая основные задачи формирования пространственных представлений у дошкольников, педагог должен обратить внимание детей на все основные предлоги и наречия, которые используются для обозначения определенного положения предмета [2, с. 60].

Дошкольники должны понимать и стараться использовать в предложениях следующие наречия и слова: в, на, под, около, впереди, над - под, впереди -позади (сзади), справа - слева.

Дошкольники уже должны понимать значение слов и наречий вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из,

XIVМеждународная научно-практическая конференция в, около, тут, здесь, там, везде, всюду, повсюду, туда, сюда и стараются использовать их в речи и пытаться использовать их в своих предложениях.

В старшей группе дети понимают значение слов выше, ниже, над, с, между, вокруг, перед, выше, ближе, дальше и используют их в устной речи при решении математических задач, в продуктивной деятельности и в повседневной жизни [3, с. 78].

Дети подготовительной к школе группе понимают значение предлогов и слов из-за, из-под, через, вдоль, поперек и использовать их во фразовой речи.

Пространственные представления детей дошкольного возраста формируются в разных образовательных областях:

-познавательное развитие непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, и в которой дети в большей степени овладевают ориентировкой «на себе» и «от себя», на ограниченной плоскости определяют пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста происходит несколько фрагментарно и на разных уровнях осознания, поскольку дошкольники еще не связывают свое восприятие времени с реальным, объективным временем [4, с. 69].

Анализ научных работ показывает, что время - самая сложная категория для восприятия и понимания дошкольниками. Познавая окружающий мир, дошкольники воспринимают его особым образом (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Т.А. Мусеибова, Т.Д. Рихтерман, Е.И. Щербакова и другие).

Основной особенностью восприятия времени как объективной реальности у дошкольников является путаница опосредованных понятий пространства -времени, отсутствие точного языкового обозначения этих категорий, общее подчинение собственных действий времени и т.д. Время всегда находится в движении, его поток всегда идет в одном направлении - из прошлого в будущее,

«Научные междисциплинарные исследования» оно необратимо, его нельзя задержать, восстановить или "доказать". Поэтому даже самые старшие дошкольники иногда сомневаются в его существовании.

В результате дети путают понятия времени, что заставляет дошкольников исследовать альтернативные способы построения временных представлений.

У детей дошкольного возраста относительно поздно формируются особенности временных представлений: временность, текучесть, необратимость (нельзя вернуться в прошлое и нельзя поменять настоящее на будущее), периодичность и одномерность [5, с. 43].

Восприятие этих признаков очень сложно для детей, так как они не имеют визуальной формы и не восприимчивы к сенсорному наблюдению, поэтому они воспринимаются опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени, или через чередование какого-то фиксированного явления.

Дети в возрасте от четырех до пяти лет определяют относительно небольшие временные интервалы, содержание которых четко формулируется только на основе личного опыта. Они имеют четкое представление о прошлом, настоящем и будущем определенных событий. У детей постарше также нет точных представлений о более длительных временных промежутках. Более того, их представления о далеком прошлом весьма туманны. Однако дети интересуются прошлым, но их ориентация на время у разных детей различна, что во многом зависит от того, заботятся ли взрослые о том, чтобы ознакомить детей с временным контекстом, говоря с ними о временном упорядочении различных событий, которые дети знают.

В большей степени представления о пространстве и времени поддерживаются игровыми технологиями. Для формирования этих направлений математического развития детей можно использовать различные виды игр -ролевые, двигательные и дидактические [6, с. 143].

Приведем некоторые примеры. Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору". На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

С помощью этой игры можно решать задачу расположения предметов

относительно себя. Для этого на одной стороне площадке можно провести черту - это опушка леса, на противоположной стороне - это дом детей, за чертой справа от опушки положить обруч - это место для медведя. До начала игры спросить детей:

« С какой стороны находится медведь?», «А где домик?» «Где опушка?» Чтобы усложнить задачу, можно менять берлогу медведя.

Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра» по формированию временных представлений.

Дидактическая задача:

Соединить понятия «вчера», «сегодня», «завтра» со знанием частей суток, ввести в активный словарь данные понятия.

Игровая задача:

Бегать, не мешая друг другу.

Правила. Выигрывает тот, кто первым добежит до домика. Проигрывает тот, кто не подчиняется сигналу.

Место и оборудование. Группа, зал, участок; три модели-линейки с тремя вертикально вырезанными (нарисованными) кругами. На модели, обозначающей «вчера», нижний круг разделен на четыре цветных сектора: розовый, белый, синий, черный, что соответствует четырем частям суток, два верхних круга белого цвета.

На модели, обозначающей «сегодня», средний круг четырехцветный, а верхний и нижний — белого цвета. На модели, обозначающей «завтра», верхний круг четырехцветный, два нижних — белые.

Содержание. По углам комнаты (зала, участка) мелом на полу рисуют три домика: «вчера», «сегодня», «завтра». В каждый домик помещается соответствующая модель. Дети образуют круг, берутся за руки и, водя хоровод, начинают читать стихотворение. По окончании чтения воспитатель подает сигнал. Дети бегут в определенный домик. Выйти из домика можно лишь в том случае, когда кто-то из играющих придумает предложение, в котором

«Научные междисциплинарные исследования» встречаются слова «утро», или «сегодня», или «вечер», или «вчера» и т. д. Победитель поощряется словом или карточкой, на которой изображены сутки в виде модели [7, с. 199].

В раннее описанном варианте игры «Вчера. Сегодня. Завтра» местоположение красного круга обозначало соответствующие сутки. В данном варианте он заменен на четырехцветный (части суток, но его нахождение на модели отражает прежние понятия: «вчера» (внизу, «сегодня» (в середине, «завтра» (вверху).

С начала месяца учитель постепенно рассказывает ребенку, какой сегодня день недели и какие мероприятия запланированы на этот день. Это дает детям практическое представление о днях недели. В конце месяца вы можете провести практический урок [8, с. 56].

Цель - закрепить спонтанные знания детей о днях недели, полученные в процессе общения с родителями, другими взрослыми и учениками. Эти знания должны охватывать понятия "вчера", "сегодня", "завтра".

Исследования А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова показывают, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.

Одним из наиболее перспективных средств формирования и развития временных отношений дошкольников является разработка технологий, одной из которых является модель.

В своей статье "Овладение средствами объектных отношений через моделирование" А. М. Вербенец говорит, что "ребенок, использующий различные познавательные средства, легко адаптируется к изменениям в окружающей среде, действует активно и целенаправленно, может приобретать жизненно важную информацию и успешно развивается как личность".

В детском саду, имея дело с различными качествами и отношениями в практической деятельности, дети, с одной стороны, получают информацию о различных стандартах, а с другой стороны, собирают идеи, которые необходимо достичь и которые они должны "включить" в стандарты.

XIVМеждународная научно-практическая конференция

Существующая практика дошкольного образования не всегда предлагает дошкольникам разнообразные возможности для изучения временных отношений. Большинство программ и технологий предлагают лишь фрагментарное использование моделей и не развивают общие навыки моделирования для конкретного и ограниченного содержания.

Используя модели, дети развивают навыки пространственного мышления, воображение, учатся сравнивать, обобщать и классифицировать; улучшается их память, наблюдательность и язык; знания детей уточняются и упорядочиваются, информация приобретает смысл, развивается самостоятельность.

Использование моделей обеспечивает мышление каждого ребенка и помогает педагогу следить за процессом обучения. Дети проявляют интерес к этому виду деятельности. Кроме того, модели помогают организовать повседневную деятельность детей (организация домашней работы, установление распорядка дня, уход за собой, развитие способности к оценке и самооценке работы), использование моделей необходимо для детей дошкольного возраста [9, с. 22].

Для закрепления пространственно-временных представлений детей педагоги используют на уроках разнообразные упражнения и игры, в которых широко применяются наглядные материалы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема обучения пространственно-временным представлениям детей дошкольного возраста рассмотрена достаточно полно.

Проблема популяризации пространственно-временных представлений рассматривается в свете российских и зарубежных норм педагогики и психологии о смысле и содержании подготовки детей к обучению арифметике в школе.

Формирование пространственно-временных представлений у детей происходит в дошкольном возрасте.

Поэтому игра является эффективным средством развития пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста.

«Научные междисциплинарные исследования» Библиографический список:

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики [Текст]: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учебных заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2005.

2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964. С. 140.

3. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1983.

4. Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. М.: Наука, 1982. 4.

5. Владимиров Ю. С. Пространство-время: явные и скрытые размерности. М.: Наука, 1989. 10.

6. Былеева Л. В., Коротков И. М., Яковлев В. Г. Подвижные игры: Учебное пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Физкультура и спорт, 1974. - 208 с.

7. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». - М. : Просвещение 1989 г.

8. Говорова Р. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. - СПб., 1994.

9. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. - 1982. - № 9. -С. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.