Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
272
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Даниэлла

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению процесса восприятия пространства и времени в дошкольном возрасте, определены основные направления развития восприятия, описаны подходы к изучению сенсорных эталонов и перцептивных действий, в ней описаны процессы освоения сенсорных эталонов и механизмы образования пространственно-временных отношений, тесно связанных между собой словесным обозначением, помогающие ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений, то или иное свойство предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петров Даниэлла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF THE PERCEPTION OF SPACE AND TIME IN PRESCHOOL CHILDREN

This article discusses the main approaches to the study of the process of perception of space and time in preschool age, identifies the main directions of perception development, describes approaches to the study of sensory standards and perceptual actions, describes the processes of mastering sensory standards and the mechanisms of formation of spatial-temporal relations, closely related to each other by verbal designation, helping the child to identify and fix this or that kind of relationship, this or that property of the object.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ И У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петров Даниэлла, студент Нишский Университет (Сербия, г. Ниш)

DOI:10.24412/2500-1000-2022- 7-1-55-58

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению процесса восприятия пространства и времени в дошкольном возрасте, определены основные направления развития восприятия, описаны подходы к изучению сенсорных эталонов и перцептивных действий, в ней описаны процессы освоения сенсорных эталонов и механизмы образования пространственно-временных отношений, тесно связанных между собой словесным обозначением, помогающие ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений, то или иное свойство предмета.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развитие, восприятие, представления, пространство и время, сенсорные эталоны.

В период дошкольного детства, происходит активное формирование перцептивных действий, которые направлены на создание перцептивного образа. Данный процесс охватывает весь дошкольный период. В 3-4 года, действия, нацеленные на ориентировку и исполнения еще «склеены» между собой, именно поэтому, при ознакомлении с предметом, главенствующую роль играют манипуляции с ним. А.В. Запорожец считал, что по этой причине, все образы, которые формируются на данном этапе развития, имеют лишь ознакомительный характер и в них отражаются единичные, отдельно выделенные предметные свойства [8, с. 204]. В 4-5 лет начинается разделение исполнительской и ориентировочной частей деятельности, начинают развиваться различные способы осязательного и зрительного ознакомления с предметом. Но стоит отметить, что перцептивные действия, всё ещё, направленны на обследование отдельных, сразу бросающихся в глаза деталей. Знакомство с предметом происходит бегло, без подробного исследования, в частности, без систематического прослеживания контура. В возрасте 6-7 лет перцептивные действия приобретают систематический характер, они охватывают не только отдельные детали, но и весь предмет в целом с комплексом взаимоотношений его отдельных частей. Стоит отметить, что при развитии

базисных свойств перцепции существуют два противоречия:

1. Рост и возникновение целостности;

2. Детализация и структуризация перцептивных образов.

О появлении целостности восприятия свидетельствует, появляющаяся к 6 годам способность выделять объекты из общей массы опираясь на его контур и форму. В старшем дошкольном возрасте, происходит ключевой момент в формировании структурности восприятия образа, ребенок приобретает возможность выделять и соотносить друг с другом достаточно крупные элементы в сложных для его восприятия объектах, например, выстроить плоскостной цилиндр из его частей.

Совместно с формированием перцептивных действий, осуществляется освоение социальных сенсорных эталонов, т.е. происходит присваивание ребенком общественно выработанных и общепринятых образов, свойств и взаимоотношений между предметами. П.Я. Гальперин [6] писал, что 3 -4 года, малышами происходит усвоение сенсорных эталонов геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, цилиндр и овал, а также цветового спектра в пределах основных цветов и звуковысотную шкалу, а также, «происходит эталонное восприятие текста фольклорных жанров» [1, с. 189]. Но стоит отметить, что ребенок 4-5 лет, овладевая почти полным

набором форм и цвета, не присваивает общепринятые эталоны величины предметов - метр, сантиметр, дециметр и т.д. Восприятие величины происходит на основе представлений об обособленных измерениях величины, таких как, ширина, высота и длина. А.В. Запорожец отмечал, что «усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста происходит во время освоения различных видов продуктивной деятельности, а также, в процессе практической деятельности» [8, с. 116].

Освоением сенсорных эталонов мы можем называть, образование пространственно- временных отношений, тесно связанных между собой словесным обозначением, помогающие ребенку выделять и фиксировать тот или иной вид отношений, то или иное свойство предмета. В период дошкольного детства ребенок может освоить довольно сложные меж пространственные взаимоотношения предметов, такие как перед, слева, за, над и т.д., а также, произвести оценку их он может только со своей собственной позиции, по причине имеющегося у него эгоцентризма. Ребенок не в состоянии развернуть точку отсчета от себя и понять, что отношения между сторонами или высотами предмета изменятся, если посмотреть на него, с другой стороны.

Ориентировка во времени достаточно трудна для дошкольника, нежели, чем ориентация его в пространстве, по причине того, что с временем не предоставляется возможным совершать любые действия, направленные на практику. Е.В. Бочкина отметила, что «детям дошкольного сложно улавливать пространственно-временные переходы между частями суток и временами года» [2, с. 279]. Мера и обозначение времени и пространства существуют для дошкольника, достаточно условно, для него то, что завтра, превращающееся в сегодня, или вчера, превращающееся в сегодня или завтра. Автор пишет, «присваивая представления о времени ребенок, берет за ориентир свои собственные действия» [4, с. 89], свой собственный жизненный цикл или цикл природных явлений:

- Утром я встаю (просыпаюсь) - завтракаю-играю (иду в садик) - вечером прихожу домой - ложусь спать;

- Летом тепло - зимой холодно.

Понимание циклических процессов заключается не только в умении перечислить части суток или времен года: это целостное видение взаимосвязи различных процессов прямых и обратных превращений [3, с. 113], пишет Е.В. Бочкина. При усвоении представлений о больших временных промежутках, например, о возрасте людей или о прошлых столетиях и т.д., дети не могут опираться на свой собственный жизненный опыт и на опыт предыдущего поколения (социальный эталон) [14, с. 2159], т.к. нет конкретного примера, на который они могли бы опираться, поэтому, они остаются достаточно размытыми. Дети связывают представления о возрасте с внешними признаками -она бабушка, потому что носит очки; он дедушка, потому что у него длинна борода; или же с каким-то конкретным действием - я быстрее забираюсь по лестнице, значит, я старше Стефана. И только, приближаясь к возрасту 5-7 лет, дети переходят к пониманию того, что время линейно. Умственное развитие, как и речевое развитие и заинтересованность ребенка в окружающем его мире и событиях в нем, очень часто это обуславливает появление, к началу школьного возраста, достаточно большого массива знаний о времени у дошкольника. Ребенок начинает понимать и активно использовать в своей речи такие категории времени, как: вчера, завтра, через неделю, летом, через минуточку, иногда, выходные и т.д.

Соглашаясь с Д.Б. Элькониным [13, с. 38], мы хотим подчеркнуть: «В течение всего периода развития в дошкольном детстве, человек совершает огромный скачек в развитии - от кризиса трех лет, когда происходит осознавание себя, как отдельной личности, до появления самосознания».

Подводя итог, хочется отметить, что самым основным личностным новообразованием в дошкольном возрасте становится развитие детского самосознания. Ребенок начинает самостоятельно оценивать свои

знания, умения и навыки, физические воз- чества. можности, а также свои нравственные ка-

Библиографический список

1. Алферьева-Термсикос, В.Б. Развитие метафоричности речи учащихся начальной школы посредством обучения написанию сочинений на основе малых фольклорных жанров // Эпоха науки. - 2022. - № 29. - С. 188-194. - DOI 10.24412/2409-3203-2022-29188-194. - EDN HRBVJN.

2. Бочкина, Е.В. Особенности развития воображения у детей с различным уровнем преставлений о цикличности пространственно-временных процессов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - Т. 8. - № 1-1. -С. 276-286. - DOI 10.25799/AR.2019.43.1.075. - EDN VLLWDL.

3. Бочкина, Е.В. Особенности развития представлений о цикличности пространства и времени у детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 2 (48). - С. 111-123. - DOI 10.25688/2076-9121.2019.48.2.11. -EDN KHXHDB.

4. Бочкина, Е.В. Экспериментальная деятельность как путь развития одаренности // Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов II международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 27 ноября 2020 года. - Москва, 2020. - С. 87-91. - EDN PDCWHT.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.

6. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. Вопросы психологии. Опубликовано: 2002.

7. Евдовицкая Т.В. Развитие памяти // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.: Просвя-щение, 1998. - С. 94-114.

8. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1978. - 317 с.

9. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1964. -75 с.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.,1998. - 432 с.

11. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Дошкольное воспитание. - М.: 1947. - №9.

12. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: От рождения до школы // Руководители авторского коллектива Веракса Н.Е., Комарова Т.С. - М.: Мозаика-Синтез. - 292 с.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.

14. Bochkina E.V. Features of the development of ideas about the cyclicity of space time processes in older preschool children // Journal of Positive School Psychology. - 2022. -С. 2157-2161.

THE MAIN APPROACHES TO THE STUDY OF THE PERCEPTION OF SPACE AND

TIME IN PRESCHOOL CHILDREN

Daniella Petrov, Student University of Nis (Serbia, Nis)

Abstract. This article discusses the main approaches to the study of the process of perception of space and time in preschool age, identifies the main directions ofperception development, describes approaches to the study of sensory standards and perceptual actions, describes the processes of mastering sensory standards and the mechanisms of formation of spatial-temporal relations, closely related to each other by verbal designation, helping the child to identify and fix this or that kind of relationship, this or that property of the object.

Keywords: preschool age, development, perception, representations, space and time, sensory standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.