Научная статья на тему 'Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха'

Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
777
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛЯЦИЯ / НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ / НИЗКОЧАСТОТНАЯ ВИБРОЗВУКОВАЯ / ЭЛЕКТРОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / ПОТЕРЯ СЛУХА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Речицкий Игорь Владимирович, Файтарон Мохамад

Описаны результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для активизации слуховой функции людей с недостатками слуха. Показано, что для лиц с большой потерей слуха, имеющих навыки слушания, тональный слух частично улучшается на 10-45 дБ, для сохранения полученных результатов необходимо проводить стимуляцию 1-2 раза в неделю. Для людей с потерей слуха до 70 дБ, имеющих навыки восприятия речи на слух, возможно улучшение тонального слуха до состояния, близкого к нормальному; достигнутое состояние самопроизвольно сохраняется в течение более четырех лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха»

ВОЗМОЖНОСТИ АКТИВИЗАЦИИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ ЛЮДЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

И.В. Речицкий, М. Файтарон

Аннотация. Описаны результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для активизации слуховой функции людей с недостатками слуха. Показано, что для лиц с большой потерей слуха, имеющих навыки слушания, тональный слух частично улучшается на 10-45 дБ, для сохранения полученных результатов необходимо проводить стимуляцию 1-2 раза в неделю. Для людей с потерей слуха до 70 дБ, имеющих навыки восприятия речи на слух, возможно улучшение тонального слуха до состояния, близкого к нормальному; достигнутое состояние самопроизвольно сохраняется в течение более четырех лет.

Ключевые слова: стимуляция, нейросенсорная тугоухость, низкочастотная виброзвуковая, электрорефлексотерапия, потеря слуха.

Summary. The results of reconstructive techniques auditory stimulation to enhance auditory function of people with impaired hearing. It is shown that for people with great loss of hearing, of listening skills, tone hearing partially improved by 10-45 dB, to save the results to be stimulated 1-2 times a week. For people with hearing loss to 70 dB, with the ability listening comprehension may improve the tone of hearing before the state close to normal, the state has been achieved spontaneously persists for more than 4 years.

Keywords: stimulation, sensorineural hearing loss, low-frequency, vibro sound, electroreflexeotherapy.

87

Основной причиной слуховой патологии является хроническая нейросенсорная тугоухость (ХНТ), связанная с нарушениями внутреннего уха. Однако до настоящего времени отсутствуют эффективные методы восстановления слуховой функции. Поэтому чрезвычайно важно проанализировать возможность активизации слуховой функции людей с его недостатками и рассмотреть ряд практических аспектов этой деятельности.

Целью настоящей работы является анализ возможности реабилита-

ции глухих и слабослышащих людей с использованием методики слуховой восстановительной стимуляции (СВС) [1, 159, 2; 3, 354], составными частями которой являются педагогическая активизация слухового восприятия, использование низкочастотной виброзвуковой стимуляции (НЧВЗС) и электрорефлексотерапии (ЭР). Для этой методики разработана и сертифицирована авторская реабилитационная аппаратура с цифровым управлением. В настоящее время все студенты МПГУ с недостатками слуха, желающие ра-

ботать по методике СВС, получают бесплатно цифровые слуховые аппараты высокого качества ^утЫо 400, Symbio 320, Symbio 110, Х^ете 110), индивидуальные ушные вкладыши и методическое обслуживание.

Методика СВС применяется с 2003 года, и сейчас можно подвести некоторые итоги. По достигнутым результатам всех людей с недостатками слуха, проходивших реабилитацию по этой методике хотя бы в течение 10 дней, можно разбить на 5 групп:

I. Изменений в слуховой функции не происходит или наблюдается незначительное кратковременное улучшение тонального слуха.

Для активизации слуховой системы по методике СВС необходим определенный уровень развития слухового восприятия. Чем более активно будет функционировать слуховая система, тем активнее происходит восстановление слуха. Если отсутствует естественная слухоречевая среда, при которой тренируется слуховая система, необходимо не менее 88 2 часов в день создавать условия для слушания. Непосредственно перед каждой процедурой стимуляции необходимо для разогрева слуха проводить 10-15-минутную слухоречевую тренировку.

Остановимся на примерах, указывающих на ограничения в методике СВС.

Первый пример. Работы проводились с глухой студенткой Я.Б. (де-ффак МПГУ). Диагноз: двусторонняя нейросенсорная глухота (101 дБ). После поступления в МПГУ Я.Б. изъявила желание работать по программе СВС. Однако навыков ношения слуховых аппаратов у нее не

было. Поэтому Я.Б. была слухопротезирована двумя программируемыми слуховыми аппаратами Sumo XP (Oticon). В связи с отсутствием навыков восприятия на слух, несколько сеансов НЧВЗС не дали положительного эффекта по активизации слуха. Поэтому принято решение проводить с ней работу по развитию слухового восприятия.

Однако с течением времени выяснилось, что слуховые аппараты Я.Б. устанавливала на такую тихую громкость, при которой голос слышался только с расстояния 10 см. Фактически СА носился формально, чтобы родители, преподаватели были довольны, в то же время занятия по развитию слухового восприятия не давали нужного эффекта. Мотивация такого поведения связана с тем, что от применения СА у Я.Б. кружится голова, имеют место неприятные ощущения. Это действительно так происходит, если сразу включать СА на большую громкость и носить длительное время подряд.

Глухие, не имеющие навыков слушания звуков, должны постепенно увеличивать громкость и длительность ношения СА, не допуская утомления и возникновения нежелательных эффектов. После длительного периода тишины постоянное нахождение в звуковом пространстве утомляет глухого. По свидетельству ряда людей, достаточно потерпеть две недели, тогда слух адаптируется к звуковой нагрузке. Однако терпения у молодых людей с нарушением слуха зачастую не хватает. К тому же глухой, не имеющий навыков слушания, без длительной педагогической работы не умеет различать речь. Поэтому СА дают ему информацию только по неречевым звукам.

Такая практика ношения слуховых аппаратов глухими характерна для многих. Действительно, взрослые глухие длительное время не носили слуховой аппарат, спустя некоторое время прекращают носить его, либо носят формально, как в случае Я.Б. Общество тратит на СА весьма значительные средства, и, как показывает приведенный случай, эти расходы для большого числа глухих старше 10-15 лет не дают необходимого эффекта.

В подтверждение описанного выше, приведем еще один пример. Глухой студент Р. ранее не носил СА и, естественно, не имел навыков слушания. Получив в бесплатное пользование два программируемых слуховых аппарата Sumo XP (Oticon) и согласившись реабилитироваться по методике СВС, очень эмоционально выражал радость по этому поводу. Качеством слухопротезирования был доволен. Всем показывал слуховые

аппараты на ушах. Однако через 10 дней снял их, ссылаясь на неприятные ощущения. Естественно, работа по развитию слухового восприятия не могла принести результатов. Поэтому проведение занятий по НЧ-ВЗС не имело смысла.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

• Слухопротезирование взрослых глухих людей представляет собой сложную медико-психологическую задачу. Решение ее лежит на пути сознательного, постепенного вхождения в мир звуков. В значительной степени, преодоление самого себя. Разрешение этой проблемы откроет путь к расширению информационного пространства для индивидуума и его реабилитационных возможностей. Реальная же практика использования слуховых аппаратов в школе глухих такова, что в старшем школьном возрасте число учеников,

Рис. 1. Аудиограммы А.В. (21 год, имела слуховые нарушения с рождения). Потеря слуха составляла 91 дБ. После 2 месяцев реабилитации по СВС потери слуха составили 57 дБ

89

Рис. 2. Аудиограммы А.К. (6 лет). До реабилитации потеря слуха составляла 61 дБ, спустя 1.5 месяца стимуляции по СВС — около 30 дБ. Отмечается сильная зависимость результатов аудиометрии от самочувствия

90

регулярно носящих СА, уменьшается по сравнению с младшим школьным возрастом.

• Для людей, не имеющих навыков слушания, стимуляция НЧВЗС не приводит к активизации слуховой функции. Развитие слухового восприятия таких людей во взрослом состоянии представляет собой трудную задачу.

II. Слуховая функция частично улучшается, однако работа не доводится до конца, окончательные возможности реабилитации не ясны.

В качестве примера остановимся на результатах работы с А.В. (Рис. 1) Студентка МПГУ имела хорошую речь, окончила массовую школу. Потери слуха резко различались на низких частотах до 250 Гц (15-25 дБ) и на высоких частотах свыше 1000 Гц (85-120 дБ). А.В. была слухопротезирована двумя цифровыми СА Атлас +. После двух месяцев стимуляции слух улучшил-

ся на 34 дБ на речевых частотах. В интервале частот менее 750 Гц он стал соответствовать норме, а на ранее «глухих» частотах (1000-4000 Гц) потери стали 80 дБ и менее. После достигнутых результатов А.В. стала хорошо понимать речь без слуховых аппаратов и, к сожалению, прекратила реабилитационную работу.

Другой пример. А.К. потеряла слух после гриппа в два года, диагностирована и бинаурально слухо-протезирована в четыре года. Имеет развитую речь со многими недостатками. Спокойную речь без СА воспринимает с 1,5—2 метров. Страдает сахарным диабетом и из-за этого часто бывает вялой. Ей трудно сосредоточиться, поэтому с самого начала реабилитации возникли проблемы получения достоверных аудиограмм. На рис. 2 представлены данные по слуху А.К. в начале реабилитации и две аудиограммы,

сделанные с разрывом в один день через 1,5 месяца, после чего стимуляция была прекращена по семейным причинам. В последние дни девочка без СА распознавала речь с 7 метров. Сопоставляя данные по восприятию речи и аудиометрию, можно предположить, что правильная аудиограмма А.К. в конце реабилитации соответствует лучшему слуху. Следовательно, девочка за 1,5 месяца стимуляции улучшила слух на 31 дБ. Прекращение процесса реабилитации представляется ошибочным, т.к. через 3 месяца слух упал на 15 дБ, девочка снова одела СА.

III. Происходит частичное улучшение деятельности слуховой функции, далее процесс останавливается, полная слухоречевая реабилитация не достигается. При продолжении работы по СВС результаты сохраняются, если прекратить реабилитационные работы, то слух возвращается к состоянию, близкому к начальному.

Приведем пример. И.З., глухой, возможная причина потери слуха — интоксикация в результате гриппа матери во время ее беременности. Одна из основных причин, затрудняющих успешность процесса реабилитации, — частые простудные заболевания, во время которых слух падает. Так, после месяца стимуляции И.З. его тональный слух улучшился на 15 дБ, появилось восприятие на высоких частотах (рис. 3). Затем мальчик весь месяц болел, слух упал на 4,5 дБ. В дальнейшем периоды активизации слуха чередовались с такими же по времени периодами болезни. В результате, слух не становился лучше, чем после месяца реабилитации (рис. 3). Таким образом, успешность активизации слуха по методике СВС в значительной степени зависит от общего состояния здоровья.

IV. Достигается состояние нормального тонального слуха (потери менее 15 -20 дБ). Слуховые аппараты не применя-

91

in

d

со

X

С

ф

^ -211

с -1D

0

10

20

30

40

50

60

A.A. правое ухо

Частота, Гц

------- до стимуляции

—■-после лервогог сеанса стимуляции

—А—до второго сеанса стимуляции ♦ после второго сеанса стимуляции

О -20 -10 О 10 20 30 40 50 ВО

A.A. левое ухо

Частота, Гц

■ ■■■■■■■ ■

-k-A-t

А А А

• j

- -— до стимуляции

—■-после первого сеанса стимуляции

—А— ДО второго сеанса стимуляции —щ после второго сеанса стимуляции

Рис. 4. Аудиограммы А.А. (25 лет, наследственная тугоухость ). После реабилитации по СВС слух улучшился на 61 дБ. Через два года проведен повторный сеанс, в результате слух, упавший до 18 дБ, восстановился до 2 дБ

92

ются. Восприятие речи за время реабилитации меняется мало, и в основном остаются недостатки восприятия тихой речи, т.е. неразвитые навыки вслушивания. Положительные результаты сохраняются длительное время.

Для примера приведем аудиограммы (рис. 4) слабослышащей девушки А.А. При потере 51 дБ она не могла обходиться без слуховых аппаратов. Время реабилитации по методике СВС составляло 4 месяца, из них 3 недели болезни. В конце реабилитационного периода и через 2 месяца после него она имела слух на 10 дБ лучше, чем в норме. В послереабили-тационное время перешла на работу в солидную фирму на высокую зарплату. Попадала в автокатастрофу, длительное время лежала в гипсе. В последующее время переболела отитом. Сразу после него слух был 12 дБ. Однако через 6 месяцев после отита потеря слуха составила 21 дБ на правое и 16 дБ на левое ухо.

Пациентка почувствовала ухудшение слуха. В результате, спустя два года после окончания процесса реабилитации проведен новый сеанс (8 занятий НЧВЗС), после которого средние показатели стали меньше 2 дБ. В свободное время занимается спортом, член сборной РФ, установила групповой рекорд мира по парашютному виду спорта. К настоящему моменту состояние нормального слуха у А.А. поддерживается уже в течение 3,5 лет. Вместе с тем разборчивость тихой речи остается на недостаточном уровне: «Рядом шепчутся, а я плохо их понимаю». Это связано с тем, что в результате длительного ношения слуховых аппаратов до процесса реабилитации в значительной степени теряются навыки вслушивания. Данный пример показывает, что самостоятельно эти навыки не восстанавливаются. Необходима специальная логопедическая работа.

V. Тональный слух и слуховое восприятие после реабилитации по СВС находятся в пределах нормы. Состояние сохраняется длительное время.

Приведем пример. К. А., девочка 6 лет, плохо слышала с рождения. Имела потери 49 дБ на правое и 58 дБ на левое ухо (рис. 5). Как видно, слух асимметричный, практически всю слуховую информацию обрабатывало правое ухо. К.А. имела развитую речь, однако при слуховом восприятии имели место типичные ошибки слабослышащих: плохое восприятие безударных слогов и глухих согласных. Также были многочисленные письменные ошибки.

Чтобы избежать потери функции вслушивания, связанной с использованием слуховых аппаратов, рекомендовано ограничить их использование временем слухоречевых тренировок. В начале периода реабилитации по СВС восстановление хуже слышащего уха происходило опережающими

темпами. Через 20 дней после начала стимуляции оба уха уже имели одинаковые потери — по 31 дБ. Через день после этого были сняты слуховые аппараты. Что интересно, с этого момента девочка перестала ошибаться в восприятии речи, стала четко воспринимать все слова с шипящими, с буквой «с», с безударными слогами и глухими согласными. Причем делала это непринужденно, без видимых усилий, не отрываясь от рисования, которое делала с удовольствием. Через 1,5 месяца после начала стимуляции потеря слуха стала 11 дБ. Далее по семейным причинам занятия были прекращены. Обычно окончание процесса реабилитации связано с достижением «абсолютно нормального слуха», когда достигается 0 (ноль) дБ на всех частотах. После окончания реабилитационного периода прошло 1,5 года, ребенок успешно учится в школе, не пользуясь слуховыми аппаратами. Однако тот факт, что состоя-

93

Рис. 6. Аудиограммы ИГ. (39 лет, в течение длительного времени имела небольшие слуховые нарушения). После 3 сеансов НЧВЗС слух выровнялся на оба уха и пришел в норму

ние слуховой системы не доведено до нужных показателей, делает результаты рискованными и приводит к необходимости более частого контроля состояния слуха.

Еще пример. И.Г., 39 лет, студентка заочного отделения МПГУ. Имела потери 28 дБ на правое ухо и 20 дБ на левое (рис. 6). Испытывала неудобства при слушании. Этот слу-

94

чай интересен короткими сроками реабилитации. После трех сеансов НЧВЗС в течение недели потери на оба уха сравнялись и стали в пределах нормы — по 8 дБ. И.Г. отметила улучшение слухового восприятия. Стабильность результатов подтвердилась и через год.

Еще пример, характерный тем, что всего за два сеанса НЧВЗС по 10 и 15 минут отклонение в 25 дБ на частоте 4 кГц (рис. 7), связанное, по-видимому, со слушанием громкой музыки на дискотеках, было доведено до нормы. Этот случай характерен для ряда подобных. Результаты позволяют надеяться, что при шумовых травмах слуховая функция может эффективно реабилитироваться. Этот аспект особенно важен возможностями реабилитации слуха людей, работающих в шумных условиях.

Чтобы оценить значимость полученных результатов, остановимся на исследовании большой группы английских ученых под руководством профессора Б. Шилда [4, 32; 5]. Эта группа опубликовала в 2007 г. результаты масштабного исследования, объединяющего 182 мировые публикации, рассматривающие личностные, социальные и экономические последствия потери слуха. По результатам их исследования потерей слуха более 25 дБ (согласно определению потери слуха, данному Всемирной организацией здравоохранения) страдает 16% взрослого населения, или каждый шестой человек. Далее была оценена стоимость такой патологии, связанная с уменьшением экономической пользы и увеличением социальных расходов общества. Согласно расчетам группы Б. Шилда, слабая потеря слуха у

одного человека обходится обществу ежегодно в 2200 евро, средняя — в 6600 евро, глубокая — в 11000 евро. В результате из-за нескорректированной потери слуха Европа теряет в год 213 млрд евро или 473 евро на каждого взрослого жителя.

Рассмотрим ряд аспектов работы, которые могут иметь массовое применение. Речь идет о тех людях, для которых уже сегодня методика СВС дает 100% результаты, т.е. полное восстановление слуховой функции. К ним относятся все люди со слабой потерей слуха 25-40 дБ (1-я степень тугоухости) и около 20-30% людей со средней потерей слуха 40-80 дБ (2-3-я степень тугоухости). Люди, относящиеся к 1-й группе, «условно здоровы», слуховые аппараты не применяют, однако из-за своей патологии снижают производственные показатели, для них сужается круг обязанностей, которые они могут полноценно выполнять. Люди из 2-й группы носят слуховые аппараты и, казалось бы, хорошо интегрируются в общество. Однако у них остается комплекс того, что они могут не все расслышать и понять. У нас есть опыт успешной реабилитации таких людей. После окончания полной реабилитации в течение полугода такие люди заметно меняются в психологическом плане. Они легче идут на контакт, ведут себя более раскованно и активно. Свободнее осваиваются в новых обстоятельствах. Согласно исследованиям профессора Шилда, люди 1-й группы составляют 13% населения, 2-й группы — 2,5%. Следовательно, уже сейчас, на современном этапе развития методики СВС, 13,5% населения, которые имеют малые и средние наруше-

95

ния слуха, могут получить квалифицированную помощь и избавиться от слуховой патологии. Расчеты эти приблизительны, однако порядок, по-видимому, правильный. Он показывает, какому количеству людей применение методики СВС может дать полную слухоречевую реабилитацию. Для остальных инвалидов, имеющих средние и большие потери слуха (2,3% населения), методика СВС может дать частичное улучшение слуха, которое надо регулярно поддерживать. Это тоже немаловажно, особенно для возможности развивать речевое восприятие. Следует заметить, что методика СВС еще совершенствуется, можно надеяться на повышение ее эффективности для людей со средней и глубокой потерей слуха.

Другой, не менее важный аспект. Если проводить профилактические работы для людей предпенсионного возраста (40-55 лет), которые имеют малые потери слуха, то, проводя 3-7 сеансов СВС по 10-20 минут и контролируя состояние слуха, мож-96 но успешно бороться с наступлением старческой тугоухости. Это тоже является важным аспектом для опти-

мизации социальной сферы. Таким образом, более эффективно реабилитировать людей на начальной стадии потери слуха, а не когда эта потеря становится большой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Речицкий И.В. Развитие слуховой функции лиц с недостатками слуха / / Личностно-ориентированный подход в лечебной и специальной педагогике. Научно-практ. конф. Моск. гос. откр. пед. университета. — М., 2004. — С. 159-162.

2. Речицкий И.В., Визер Д.В. Восстановление слуховой функции // Современные вопросы диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой. Научно-практ. конф. с меж-дун. уч. — Суздаль, 2006.

3. Речицкий И.В., Визер Д.В. Технология восстановления слуховой функции / / Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: Учебник для студентов высших учебных заведений, обуч. по спец. «Сурдопедагогика». Ч. 2 / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой. — М., 2009. — С. 354-375.

4. Цифры, которые потрясли мир // Радуга звуков, «Исток аудио трейдинг» — 2007. — № 4. — С. 32-33.

5. Ногакшик. — 2007. — № 8. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.