Научная статья на тему 'Динамика процесса активизации слуховой функции'

Динамика процесса активизации слуховой функции Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ СЛУХА / REGENERATIVE STIMULATION OF HEARING / СТУПЕНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКИ / STEP CHARACTER OF DYNAMICS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Речицкий И.В., Файтарон М.

В статье рассматриваются особенности процесса активизации слуха у лиц с его нарушениями. Анализируются результаты эксперимента со студентами МПГУ по методике восстановительной стимуляции слуха. Авторы приходят к выводу об улучшении тонального слуха в процессе эксперимента практически у каждого, имевшего навыки слухового восприятия. Показывается, как в процессе реабилитации чередовались накопительные сеансы, после которых слух не изменялся, но создавались условия для перехода слуховой системы на другой качественный уровень, и восстановительные сеансы, в ходе которых тональный слух улучшался минимум на 3 дБ на одной или нескольких частотах. Улучшение слуха при определенной частоте на одном ухе часто происходило одновременно или близко по времени с аналогичным процессом на другом ухе и той же частоте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines peculiarities of the hearing impaired peoples hearing activization process. The authors analyze the results of the experiment on the method of regenerative stimulation of hearing involving Moscow Pedagogical State University students and conclude that practically everyone having skills of acoustical perception saw their acoustical function improve. It is described how in the course of rehabilitation process there was alternation of memory sessions after which the hearing did not change, but which prepared the acoustical system to go up to a new qualitative level, with regenerative sessions in which the tonal hearing improved to a minimum of 3 dB on one or several frequencies. Hearing improvement at a certain frequency on one ear often occurred simultaneously or close in time with the same process on the other ear and at the same frequency.

Текст научной работы на тему «Динамика процесса активизации слуховой функции»

ДИНАМИКА ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

И. В. Речицкий, М. Файтарон

Аннотация. В статье рассматриваются особенности процесса активизации слуха у лиц с его нарушениями. Анализируются результаты эксперимента со студентами МПГУ по методике восстановительной стимуляции слуха. Авторы приходят к выводу об улучшении тонального слуха в процессе эксперимента практически у каждого, имевшего навыки слухового восприятия. Показывается, как в процессе реабилитации чередовались накопительные сеансы, после которых слух не изменялся, но создавались условия для перехода слуховой системы на другой качественный уровень, и восстановительные сеансы, в ходе которых тональный слух улучшался минимум на 3 дБ на одной или нескольких частотах. Улучшение слуха при определенной частоте на одном ухе часто происходило одновременно или близко по времени с аналогичным процессом на другом ухе и той же частоте.

Ключевые слова: восстановительная стимуляция слуха, ступенчатый характер динамики, реабилитация.

Summary. The article examines peculiarities of the hearing impaired people's hearing activization process. The authors analyze the results of the experiment on the method of regenerative stimulation of hearing involving Moscow Pedagogical State University students and conclude that practically everyone having skills of acoustical perception saw their acoustical function improve. It is described how in the course of rehabilitation process there was alternation of memory sessions after which the hearing did not change, but which prepared the acoustical system to go up to a new qualitative level, with regenerative sessions in which the tonal hearing improved to a minimum of 3 dB on one or several frequencies. Hearing improvement at a certain frequency on one ear often occurred simultaneously or close in time with the same process on the other ear and at the same frequency.

Keywords: regenerative stimulation of hearing, step character of dynamics, rehabilitation.

Ф

_136

В каждом учебном заведении, в котором обучаются инвалиды, помимо задач обучения должны решаться реабилитационные задачи. В Московском педагогическом государственном университете и Центре реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи «Элис Веста» г. Москвы разработана методика

восстановительной стимуляции слуха (ВСС) [1-5] для (ре)абилитации лиц с недостатками слуха. В этой методике слуховая система активизируется с применением низкочастотной виброзвуковой стимуляции (НЧВЗС), электрорефлексотерапии (ЭР) и при педагогическом тренинге слухового восприятия.

А. А., Частота 125 Гц

S=

ч»

Q G 10 ф

* 0 * 0

Сумма на оба уха

а 80

Номер сеанса

Левое ухо

Рис. 1. Потеря слуха А.А. на частоте 125 Гц в хронологической последовательности в ходе (ре)абилитации по методике ВСС

Методика ВСС применялась в группах студентов МПГУ с недостатками слуха, и ее применение показало, что при систематическом использовании методики ВСС практически для каждого лица с нарушениями слуха, имеющего навыки слушания, достигается улучшение тонального слуха от частичного (на 7-40 дБ) до практически полного, сохраняющегося уже в течение более пяти лет. Рассмотрим особенности процесса активизации слуховой функции.

В качестве одного из примеров остановимся на результатах работы с А. А. (25 лет, наследственная тугоухость) (рис. 1). А. А. имела хорошую речь, окончила массовую школу, ВУЗ. Сеансы НЧВЗС и ЭР проводились через день-два. Как видно на рис. 1, на частоте 125 Гц (а также на всех остальных) в итоге достигнуто состояние 0 дБ или менее, то есть полная слухоречевая (ре)абилитация, сохраняющаяся вот уже около 4,5 лет. Под номером сеанса 0 указываются данные слуха до начала (ре) абилита-ции, под номером 1 - после первого сеанса НЧВЗС и ЭР и т. д. Из рисунка

видно, что тональный слух (измерялся с шагом 5 дБ) после первого же сеанса улучшился на 5 дБ в каждом ухе, затем не менялся на протяжении трех сеансов. Затем снова изменился на 5 дБ в каждом ухе, после чего несколько сеансов оставался стабильным. В связи с синхронностью изменения слуха на оба уха на рис. 1 для наглядности приводится также график суммы потерь на оба уха. После 8-го сеанса изменения слуха на обоих ушах происходят, в основном, асинхронно, то есть в разные дни.

Назовем сеансы стимуляции НЧВЗС и ЭР, после которых средняя потеря слуха на данной частоте не изменяется, накопительными, а сеансы, после которых средние показатели слуха улучшаются, восстановительными. На рис. 1 на правом ухе восстановительные сеансы имеют номера 1, 5, 8, 12, 19, 22, 25, 29, 30, остальные сеансы - накопительные. Накопительные и восстановительные сеансы можно объединить общим названием - (ре)абилитационные. Чередование накопительных и восстановительных сеансов определяет ступенчатый

137

138

характер динамики процесса активизации слуховой функции. Такие особенности наблюдались как у лиц, достигших полной слухоречевой (ре) абилитации (рис. 1), так и у тех, у которых в итоге наблюдалось только частичное улучшение работы слуховой функции (рис. 2).

На рис. 2 иллюстрируется случай, характерный наличием до начала (ре) абилитационного процесса асимметричного (на 15 дБ) слуха. После 7 сеансов (ре)абилитации потери слуха на оба уха сравнялись, то есть на начальном этапе хуже слышащее ухо (ре)абилитировалось более быстрыми темпами, чем лучше слышащее. Основная причина конечной остановки процесса (ре)абилитации в данном случае лежит в области психологии. Сначала студентка Д. Ж. приостановила процедуры, чтобы сдать экзамены, а затем не смогла организовать себя, чтобы продолжить процесс (ре)аби-литации. Однако не исключено, что Д. Ж. подошла близко к пределу своих возможностей улучшения слуха.

Для оценки степени синхронности восстановления слуха на правом

Д. Ж., Частота

и левом ухе введем величину R - разницу по абсолютной величине номеров ближайших восстановительных сеансов правого и левого уха на фиксированной частоте. Если слух на обоих ушах изменяется после одного и того же сеанса, то R=0, если после соседних сеансов, то R=1 и т. д. Так, на рис. 1 R=0 на 1-м и 5-м сеансах, на остальных восстановительных сеансах, в основном, R>0.

Также введем величину D - среднее число (ре)абилитационных сеансов, приходящихся на один восстановительный сеанс. Величина, обратная D, характеризует скорость изменения слуховой функции. По рис. 1 значение величины D=30/9=3.3, ^>=1.8. Величины существенно меньшие D, также свидетельствуют о корреляции изменений слуховой функции на обоих ушах. В этом случае после восстановительного сеанса изменения раньше возникают на той же частоте на другом ухе, чем следующее улучшение на том же самом ухе.

Сравнивая величины D на рисунках, видим, что скорость восстановления слуха у людей, достигающих в ито-

500 Гц

34 35 36

Номер сеанса

■ Правое ухо

Левое ухо

- Сумма на оба уха

Рис. 2. Состояние слуха Д. Ж. в хронологической последовательности в ходе (ре)абилитации по методике ВСС

90

0

Рис. 3. Распределение величин R для а) слабослышащей пациентки А.Г., б) глухой пациентки С.С.

ге полной (ре)абилитации (рис. 1, D = 3.3), значительно выше (здесь в 2,6 раза), чем у людей, доходящих только до частичной (ре)абилитации (рис. 2, D = 8.75). Внешне эти люди могут мало отличаться друг от друга, но одна существенная разница имеется. Все люди, пришедшие в итоге к практически полной реабилитации, имели полноценную слухоречевую среду и практику слушания. Лица, не достигавшие полной реабилитации, пользовались при общении со слышащими считыванием с губ; сфера комму-

139

никации у них в значительной степени определялась кругом слабослышащих и глухих, при общении с которыми часто использовалась жестовая речь. При слухозрительном восприятии основная информация воспринимается через чтение с губ, так как глухим речевые единицы легче распознавать по губам. Слух осуществляет в основном контрольные функции. Люди, умеющие различать слова на слух, но испытывающие при этом затруднения, могут переходить на чтение с губ параллельно со слушанием. В этом случае

140

слуховая система загружается на самом элементарном уровне, недостаточном для того, чтобы активизировать слуховую систему. Восстановительные процессы происходят недостаточно эффективно, и реабилитация по ВСС осуществляется только частично.

На рис. 3а приводится распределение величин R, полученных в ходе реабилитации пациентки А. Г., для обоих ушей и 11 частот аудиометра АД-226 от 125 Гц до 8000 Гц. В результате 3-месячной стимуляции по методике ВСС у А. Г. тональный слух оказался близким к норме [3]. Как видно на рис. 3 А, 86 % сеансов имеют R = 0 или 1, среднее значение = 1.26. Малые значения R при явно больших D свидетельствуют в пользу синхронности активизации слуховой функции на обоих ушах.

На рис. 3б иллюстрируется распределение величин R для студентки С. С. (21 год, глухая с рождения). Потеря слуха составляла 105 дБ. С. С. хорошо считывала с губ и имела хорошее произношение. Окончила массовую школу. Однако на слух речь совсем не воспринимала. Поэтому в процессе реабилитации практически ежедневно стала заниматься с матерью упражнениями на слушание в течение 1,5-2 часов. После двух месяцев реабилитации по ВСС потери слуха С. С. составили 87-89 дБ, то есть она из глухих перешла в разряд слабослышащих. Появились умения слухового восприятия речи. Вместе с тем, недоразвитое восприятие на слух и, соответственно, недостаточная практика слушания в сочетании с большой трудоемкостью процесса реабилитации не позволили ей продвинуться более существенно по сравнению с достигнутыми показателями.

Хотя у С. С. преобладали малые значения R (41 % событий со значениями величины R=0 или 1, однако они были значительно больше (^> = 4.26), чем в предыдущем случае. Главное отличие заключается в малой скорости реабилитации (сравнительно большом значении D = 34.4). Иными словами, на каждой частоте необходимо было провести в среднем 34 сеанса без видимых результатов, чтобы получить один результативный сеанс. Большое значение отношения D/<R> = 8.06 наряду со сравнительно малыми значениями величины указывают на наличие корреляции между слуховыми системами правого и левого уха в процессе активизации слуха. Сравнительно большое значение D по сравнению с предыдущим случаем указывает на то, что скорость активизации слуха у глухих значительно меньше, чем у слабослышащих.

Данный пример иллюстрирует возможности, которые может предоставить глухому человеку работа по методике ВСС: улучшение тонального слуха, улучшение восприятия речи, переход от слухозрительного к слуховому восприятию. Все результаты получены не за годы, а за два месяца, но активной работы. Спустя 1,5 года после прекращения стимуляции по НЧВЗС и ЭР тональный слух потерял 74 % от достигнутого улучшения слуха, навыки слухового восприятия без тренировки тоже стали теряться. Тональный слух можно было сохранить на уровне слабослышащего человека, но для этого необходимо было бы регулярно раз-два в неделю проводить сеансы НЧВЗС и ЭР. Таким образом, результаты определяются мотивацией человека.

Заметим, что часто восстановительные сеансы происходили в один

ш ч:

00 70

60 50 40 30 20 10 0

Д. Ж.

1лМ,Л,л.,ЛЛ.д.

1 23456789 101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657

Номер сеанса

Рис. 4. Суммарное (по частотам, на оба уха) улучшение слуха S у студентки Д. Ж. в хронологической последовательности

и тот же день сразу на нескольких частотах. Для оценки межчастотных корреляций в процессе активизации слуховой функции приведем график Я суммарного (по частотам, на оба уха) улучшения слуха на каждом сеансе на примере пациента Д. Ж. (рис. 4).

В 33 % случаев из 27 восстановительных сеансов (Я > 0), приведенных на рис. 4, активизация слуха в один и тот же день происходила на опреде-

ленной частоте только на одном ухе ^>0). В 56 % случаев у Д. Ж. слух улучшался одновременно на разных частотах, однако четких корреляций между определенными частотами замечено не было. Наибольшее суммарное улучшение слуха у Д. Ж. после одного сеанса составило 65 дБ, слух активизировался сразу на 8 частотах из 11. Аналогичные корреляции наблюдались практически у всех испытуемых. Таким об-

Рис. 5. Распределение величин Ш улучшения слуха на определенной частоте на одном восстановительном сеансе

141

N

Потеря слуха, дБ

Рис. 6. Число аудиометрических измерений с шагом 1 дБ в зависимости от величины потери слуха

142

разом, в значительной части восстановительных сеансов слух улучшался одновременно на разных частотах.

Представляет интерес величина изменения слуха на восстановительном сеансе. Введем величину Ш (шаг) - разницу средних потерь слуха на одном ухе на определенной частоте до и после восстановительного сеанса. В большинстве случаев в ходе (ре)абилитации аудиометрические измерения проводились с шагом 5 дБ (рис. 1, 2, 3 А), поэтому для них трудно точно определять значение Ш. Для 7 человек, проходивших реабилитацию по ВСС, аудиометр ия проводилась с шагом 1 дБ. Для них на рис. 5 построено распределение величин Ш независимо от потери слуха и частоты.

Преподаватель XX

Как видно из рис. 5, наблюдается концентрация событий вблизи значений Ш - 3 дБ, возможно наличие случаев с 2Ш - 6 дБ и более.

На рис. 6 приводятся данные по ау-диометрическим измерениям 7 пациентов с шагом 1 дБ. Неравномерность результатов на рис. 6 свидетельствует о недостатке статистических данных для ряда областей потерь слуха. В интервале значений 50-60 дБ, где получено более 500 измерений на дБ, наблюдаются статистически обеспеченные максимумы при 54 и 57 дБ с разницей в 3 дБ. Число событий при 54 и 56 дБ отличается на 581 ± 42 (14 ст. откл.).

Чтобы изучить возможность существования периодически повторяющихся слуховых уровней вне 54-2 / 2011

ф

3082

2628

—¡—

2353

Номер интервала

Рис. 7. Число аудиометрических измерений, просуммированных с периодичностью в 3 дБ в областях потерь слуха 30-51 дБ и 60-96 дБ

57 дБ, проведем суммирование с периодичностью 3 дБ числа аудиометрических измерений как в сторону меньших интенсивностей от 51 дБ и до 30 дБ, а также в сторону больших интенсивностей от 60 дБ до 96 дБ. Например, в первый интервал суммировалось число измерений при потерях слуха 60, 63, 66... дБ, во второй интервал - при 61, 64, 67. дБ, в третий - при 62, 65, 68. дБ. Три сумма-ционных интервала иллюстрируются на рис. 7. При обработке не учитывались события из интервалов 57-60 дБ и 51-54 дБ (их включение будет увеличивать статистическую значимость эффекта периодичности), чтобы результаты по области 54--57 дБ и вне ее были бы независимы.

Как видно на рис. 7, число событий в первом интервале 3082±56 в пределах ошибок отличается от аналогичного числа во втором 2628±51 и третьем 2353±49 интервалах на 454±76

(6.0 ст. откл.) и 729±74 (9.9 ст. откл.) соответственно. Результаты, приведенные на рис. 6, 7, указывают на существование повторяющихся с периодичностью в 3 дБ фиксированных уровней слуховой системы в интервале 30-96 дБ.

Рассматривая методическую сторону исследований, заметим, что полученные на рис. 6, 7 результаты, а именно экспериментальное выделение структур, разделенных друг от друга на 3 дБ, свидетельствуют о том, что точность значительной части аудио-метрических измерений существенно меньше 3 дБ.

Подведем итоги. В процессе активизации слуховой функции в соответствии с методикой ВСС замечено, что на каждой частоте тональный слух улучшается не плавно по времени, а только в определенные дни и минимум на шаг ~ 3 дБ. Возможно улучшение слуха на фиксированной частоте сразу на несколько шагов.

Замечено, что очень часто улучшение слуха на определенной частоте происходит на оба уха либо в один день, либо с разницей в несколько дней. Довольно часто изменения слуха происходят одновременно на нескольких частотах. Указанные особенности наблюдаются на различных частотах в широком интервале слуховых потерь: от нормального слуха до глубоких патологий.

Экспериментальные данные указывают на возможность существования фиксированных уровней интенсивности слуховой системы (замечены уровни 54 и 57 дБ, разница между ними составляет 3 дБ, возможны также другие уровни в интервале 3096 дБ, повторяющиеся с периодичностью в 3 дБ). Наличие таких уровней

143

3500

2500

ф

144

вместе с данными о ступенчатом характере динамики процесса активизации слуховой системы свидетельствуют о возможном наличии механизма восприятия звуков, когда каждая ре-цепторная волосковая клетка внутреннего уха вносит равный вклад по интенсивности - 3 дБ независимо от частоты и интенсивности воспринимаемого звука. Добавление функционирующих волосковых клеток улучшает слух, полученные нами экспериментальные данные указывают на существование такого процесса. Атрофия волосковых клеток приводит к ослаблению слуха.

Указанный характер активизации слуховой функции наблюдался как у глухих, так и у слабослышащих людей; как у лиц, достигших в итоге полной устойчивой слуховой (реабилитации, так и у тех, кто достигал только частичного улучшения слуха. В последнем случае для сохранения достигнутых результатов необходимо 1-2 раза в неделю проводить занятия по ВСС. Важным фактором, определяющим успешность (ре)абилитаци-онного процесса для того или другого человека, является организация систематического режима активного функционирования слуховой системы, то есть активного слушания.

Полученные данные об особенностях функционирования и возможностях трансформации слуховой системы имеют большое значение для организации процесса (ре)абилитации

и обучения глухих и слабослышащих

учащихся и студентов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Речицкий И. В. Развитие слуховой функции лиц с недостатками слуха // Личност-но-ориентированный подход в лечебной и специальной педагогике. Научно-практ. конф. Моск. гос. откр. педаг. унив. - М., 2004. - С. 159-162.

2. Речицкий И.В., Визер Д. В. Восстановление слуховой функции // Современные вопросы диагностики и реабилитации, больных с тугоухостью и глухотой. Научно-практическая конференция с международным участием. - Суздаль, ФГУ, Рос. научно-практ. центр аудиологии и слухопротезирования, 2006.

3. Речицкий И. В., Визер Д. В. Технология восстановления слуховой функции // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». Ч. 2. / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой. - М.: Владос, 2009. -С. 354-375.

4. Речицкий И.В., Файтарон М. Результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации людей с недостатками слуха // Реализация интеграционного потенциала систем обучения детей с нарушением слуха. Проблемы. Поиск. Решения. Перспективы / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (2009, г. Советск). -Казань, 2010. -С. 31-47.

5. Речицкий И. В., Файтарон М. Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха // Преподаватель XXI век. -2010. -№ 1. -С. 87-96. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.