Научная статья на тему 'Профилактика нарушений слуховой функции'

Профилактика нарушений слуховой функции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
462
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ СЛУХА / REGENERATIVE STIMULATION OF HEARING / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА / PREVENTION OF HEARING DISORDERS / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Речицкий И.В., Файтарон Мохаммед

По исследованиям английских ученых, люди с малой потерей слуха (менее 40 дБ), ввиду своей относительной многочисленности (13% населения), приносят обществу часть экономических потерь, связанных с обеспечением их слуховыми аппаратами. Использование методики восстановительной стимуляции слуха (ВСС) дает возможность исправлять такие нарушения при сравнительно небольших затратах сил и времени. Аргументируется целесообразность профилактики нарушений слуха. Результаты, полученные в ходе профилактических работ с 545 учащимися средних и высших учебных заведений г. Москвы, свидетельствуют о высокой эффективности применяемой методики при малых нарушениях слуха с целью его восстановления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some research by English scientists suggests that people with small loss of hearing (less than 40 dB), in view of their relatively large number (13 % of the population), cause economic damage to society connected with suppliying them hearing aid. Using regenerative stimulation of hearing (RSH) technique allows to correct such disorders at relatively small expenses of effort and time. The authors argue for the expediency of prevention of hearing disorders. The results received in the course of preventive treatment of 545 Moscow students testify to high efficiency of the technique used with small hearing disorder for the purpose of its restoration.

Текст научной работы на тему «Профилактика нарушений слуховой функции»

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ1

PREVENTION OF HEARING DISORDERS

И. В. Речицкий, Мохамад Файтарон

По исследованиям английских ученых, люди с малой потерей слуха (менее 40 дБ), ввиду своей относительной многочисленности (13% населения), приносят обществу часть экономических потерь, связанных с обеспечением их слуховыми аппаратами. Использование методики восстановительной стимуляции слуха (ВСС) дает возможность исправлять такие нарушения при сравнительно небольших затратах сил и времени. Аргументируется целесообразность профилактики нарушений слуха. Результаты, полученные в ходе профилактических работ с 545 учащимися средних и высших учебных заведений г. Москвы, свидетельствуют о высокой эффективности применяемой методики при малых нарушениях слуха с целью его восстановления.

Ключевые слова: восстановительная стимуляция слуха, профилактика нарушений слуха, реабилитация.

I. V. Rechitsky, Mohamad Faitaroni

Some research by English scientists suggests that people with small loss of hearing (less than 40 dB), in view of their relatively large number (13 % of the population), cause economic damage to society connected with suppliying them hearing aid. Using regenerative stimulation of hearing (RSH) technique allows to correct such disorders at relatively small expenses of effort and time. The authors argue for the expediency of prevention of hearing disorders. The results received in the course of preventive treatment of ,545 Moscow students testify to high efficiency of the technique used with small hearing disorder for the purpose of its restoration.

Keywords: regenerative stimulation of hearing, prevention of hearing disorders, rehabilitation.

Профилактика нарушений слуха является важной составляющей проблемы сохранения здоровья и работоспособности. В научной литературе приводятся сведения о причинах нарушений слуховой функции. Вместе с тем не всегда ясно, почему одна и та же причина приводит к патологии слуха у одних людей и не приводит ни к каким последствиям у других. В настоящее время у научной общественности сложилось устойчивое мнение, что одним из основных факторов, приводящим к патологии слуховой системы, является наличие генетической предрасположенности. Люди с определенными генетическими отклонениями могут рождаться с большой потерей слуха или приобретать нарушения в течение жизни. Отклонения от нормы слуховой системы могут начинаться с небольших потерь, а затем, при неблагоприятных обстоятельствах, эти нарушения прогрессируют. Таким образом, лиц с малыми потерями слуха можно отнести к группе риска.

Интересные исследования провела группа английских ученых под руководством профессора Б. Шилда в 2007 г. [1; 2], проанализировав результаты 182 мировых публикаций, рассматривающих личностные, социальные и экономические аспекты, связанные с нарушениями слуха. По результатам их исследования, около 16% взрослого населения, или каждый шестой че-

ловек, имеет потери слуха более 25 дБ (граница патологии слуха, согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения). Группа Б. Шилда оценила примерную цену для общества слуховых нарушений, связанную с уменьшением экономической пользы (которую можно оценить по уменьшению налоговых отчислений) и увеличением социальных расходов общества. Согласно данным этой группы, малая потеря слуха у одного человека (25-40 дБ, таких людей оказалось около 13% взрослого населения, условно отнесем их к 1-й группе) обходится обществу ежегодно в 2200 евро, средняя (40-80 дБ, около 2,5% взрослого населения, отнесем их к 2-й группе) - в 6600 евро, глубокая (более 80 дБ имеют 0,5% взрослого населения, отнесем их к 3-й группе) - в 11 000 евро. В результате из-за нескорректированной потери слуха Европа теряет ежегодно 213 млрд евро, или 473 евро на каждого взрослого жителя.

Исходя из приведенных данных, нетрудно рассчитать ежегодные потери общества на каждую из выделенных групп лиц с нарушениями слуха. Оказывается, наибольшие потери общества (56,5% всех потерь, 120 млрд евро по Европе) связаны с 1-й группой с малыми недостатками слуха, 32,6 % потерь приходятся на 2-ю группу, 10,9% потерь - на 3-ю группу с большими нарушениями

1 Данная работа проводилась при поддержке Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

слуха. Следует заметить, что приведенные оценки произведены исходя из европейского уровня жизни, системы образования и социального обеспечения и напрямую с РФ не связаны.

Люди, относящиеся к 1-й группе, «условно здоровы», слуховые аппараты не используют, однако из-за своей патологии снижают производственные показатели. У них сужается круг обязанностей, которые они могут полноценно выполнять, уменьшается психологическая устойчивость. Оценка потерь для общества производилась по уменьшению уплаченных ими налогов. Результаты, полученные группой Б. Шилда, показывают, что хотя для людей с малыми нарушениями слуха общество не производит каких-либо прямых затрат, тем не менее их слуховые потери не так уж безобидны и выливаются в серьезные потери для общества. Общество теряет из-за снижения экономической эффективности их деятельности.

В Московском педагогическом государственном университете и Центре реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи «Элис Веста» начиная с 2003 года для активизации слуховой функции лиц с недостатками слуха используется методика восстановительной стимуляции слуха (ВСС) [3-7]. В этой методике систематическое применение низкочастотной виброзвуковой стимуляции (НЧВЗС), электрорефлексотерапии (ЭР), наряду с педагогической активизацией слухоречевого восприятия, приводит к улучшению тонального слуха.

Реабилитация слуховых нарушений по методике ВСС [3-7] в основном проводилась с глухими и слабослышащими, имеющими нарушения от 45 дБ до тотальной глухоты. У 95% испытуемых (общее число - 300 человек) уже после первого 7-10-минутного сеанса НЧВЗС наблюдалось статистически значимое улучшение тонального слуха. Для достижения заметных результатов требуется длительная систематическая работа.

Практика систематического применения методики ВСС показала следующее.

A. При потерях слуха менее 30 дБ [7] достаточно нескольких сеансов НЧВЗС (до 10 дней) для получения устойчивого улучшения слуховой функции до нормального состояния.

Б. Такой же конечный результат наблюдался за 3-3,5 месяца систематичной работы при начальных потерях до 60 дБ. Устойчивость нормального слуха поддерживается в течение более 5 лет.

B. Наибольшие реабилитированные потери слуха у пациентки Н. Ш. составили 70 дБ. Через 11 месяцев реабилитационной работы по методике ВСС слух восстановился до нормы. В последующем необходимо было раз в полгода проходить аудиометрическое обследование, чтобы не допускать отклонений от нормы. Это условие не соблюдалось Н. Ш. В результате через 3,5 года потери слуха у нее увеличились до 47 дБ, а на повторную реабилитацию пациентка не собралась.

Г. Для ряда лиц с потерями 45-120 дБ достигалось частичное улучшение слуховой функции. Такое состояние

является неустойчивым. Но если регулярно 1-2 раза в неделю проводить сеансы НЧВЗС, то примерно 70-80% достигнутого улучшения слуха будет поддерживаться сколь угодно длительное время.

Д. У лиц, достигших заметного, но частичного улучшения слуха и прекративших реабилитационные работы, в течение нескольких месяцев сохраняется значительная часть достигнутого. Далее слух падает, но в итоге остается 25-30% прибавки тонального слуха. Тот факт, что слух в итоге стал лучше, чем до реабилитации, подтверждается субъективными ощущениями: («Я сейчас слышу, как ложечка в чашке звенит, а раньше не слышала», - говорила глухая студентка через 1,5 года после окончания 3-месячного реабилитационного курса. Ее ощущения подтверждаются и аудиометрически-ми измерениями, в результате которых потеря на высоких частотах 4-8 кГц осталась на 10-15 дБ меньше, чем до начала реабилитации по ВСС). Случаев ухудшения слуха не наблюдалось.

Таким образом, полное восстановление слуховой функции наблюдалось у лиц со слабой потерей слуха (до 40 дБ, 1-я степень тугоухости) и у около 20% людей со средней потерей слуха 40-80 дБ. Такой контингент, согласно расчетам Б. Шилда, составляет 13,5% населения, на них приходится 63% (в среднем на каждого взрослого европейского жителя может сниматься около 300 евро) всех потерь общества, связанных с нарушениями слуха у людей.

В настоящей работе остановимся на малоизученном аспекте - профилактике нарушений слуховой функции. Основанием для ее проведения были описанные выше три фактора:

1. Именно малые нарушения слуха приносят наибольшие потери обществу среди всех потерь, связанных с недостатками слуха у людей (согласно расчетам Б. Шилда [1; 2]).

2. Сравнительно малые затраты времени и усилий для устранения небольших нарушений слуха.

3. Важность и целесообразность проведения профилактических мероприятий для предупреждения серьезных нарушений слуха.

Работа по профилактике слуховых нарушений состоит из двух этапов:

1. Аудиометрическое обследование слуховой функции.

2. Проведение профилактических мероприятий в соответствии с методикой ВСС.

Работа проводилась в общеобразовательной школе № 1159 Северного округа г. Москвы и в 3 группах нормально слышащих студентов дефектологического факультета МПГУ. Обследование проводилось с использованием аудиометра АД-226 (Интеракустик, Дания).

В школе № 1159 изучался слух у 100% учащихся (477 учеников) 1-11-х классов в течение двух учебных лет. Аудиометрическое обследование проводилось по ускоренному варианту. У каждого ученика изучались пороги слуха на частотах 125, 1000 и 8000 Гц. Если на

какой-либо частоте пороги слуха составляли 15 дБ и более, то проводилось дополнительное обследование с максимальной тщательностью на частотах 250, 500, 750, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000 Гц. Так как в подавляющем большинстве слух у детей нормальный, то для них достаточно было ускоренного варианта. Основная трудность обследования была связана с желанием школьников угадать момент посылки звукового сигнала и нажать в ответ кнопку пульта «слышу». Такое поведение школьника связано не столько с желанием обмануть, сколько - поиграть. Поэтому все манипуляции педагога с аудиометром визуально изолировались от ученика.

Также обследовалось 68 студентов МПГУ дефектологической специальности. Для них в рамках освоения профессии необходимо было не только научиться выявлять слуховые нарушения, но и, сверх программы, ознакомиться с технологией активизации слуховой функции по методике ВСС. Поэтому с ними было психологически легче работать, качество результатов выше. Студенты выявляли пороги слуха друг у друга на частотах 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Если на какой-либо частоте потери составляли 15 дБ и более, то проводилось дополнительное обследование на частотах 750, 1500, 3000, 6000 Гц.

Если выявленные показатели порогов слуховой чувствительности хотя бы на одной частоте составляли 20 дБ и более, то это лицо относилось к группе риска и с ним (по его желанию или по желанию родителей - для школьников) проводилась профилактическая работа. Она включала прежде всего сеансы НЧВЗС. Специальные сигналы от прибора «Элис-1» с частотой менее 100 Гц подавались через вибраторы на сосцевидные отростки и через наушники на уши. Первый сеанс длится 7 минут, каждый последующий - на 5 минут больше. Максимальное время сеанса - 20 минут для школьников и 30 минут для студентов. Перед каждым сеансом НЧВЗС проводилась аудиометрия. Реабилитация прекращалась, если пороги слышимости на каждой частоте были бы 10 дБ и меньше.

Каков характер нарушений при малых потерях слуха?

Наиболее часто встречались нарушения при низких частотах, связанные с перенесенными простудными заболеваниями. Костные аудиограммы также имели нарушения, сравнимые с воздушными. Это говорит о том, что нейросенсорная составляющая потерь слуха там значительная. Основной характер потерь - смешанного типа.

Значительно реже встречаются аудиограммы с потерями преимущественно на высоких частотах нейросен-сорного типа.

Встречаются акустические травмы нейросенсор-ного характера, происходящие вследствие слушания громкой музыки (например, на дискотеках) или длительного слушания музыки выше средней громкости. Проявляются в виде потерь, иногда резких, на одной-двух частотах.

В пользу тезиса о генетической предрасположенности лиц даже с малыми потерями слуха свидетельствует тот факт, что в группе риска оказались брат и сестра, обучавшиеся в школе. Родители этих учеников указывали на то, что у них в роду есть лица с большой потерей слуха. Мальчик как раз и имел самые большие отклонения от нормы по школе - 38 дБ. Профилактическая работа для обоих школьников закончилась приведением слуха к норме.

В школе для проведения обследования и профилактических мероприятий было выделено изолированное помещение. Работа проводилась в апреле-мае и в сентябре-ноябре 2010 г. Всего анализировался слух у 477 школьников. Из них 35 человек (7% от общего состава) оказались в группе риска, в том числе 5 школьников (1% от численности школы) имели 1-ю степень тугоухости (средние нарушения по речевым частотам были от 20 до 40 дБ). Отклонения по слуху последние замечали сами, а также их родители и окружающие. В результате проведенных профилактических мероприятий (в среднем 2,4 занятия НЧВЗС на школьника, максимальное число занятий -12) у всех 35 школьников показатели слуха были приведены к норме и не превышали, за редким исключением, 10 дБ на всех частотах.

Когда все аудиометрические измерения в школе закончились, остались 3 школьника с 1-й степенью тугоухости, пороги слуха которых еще отличались от нормы. Тогда зам. директора школы по учебно-воспитательной работе Е. В. Курникова обучилась работать на приборе «Элис-1» за 10 минут и в течение 3 недель проводила сеансы НЧВЗС самостоятельно, чем обеспечила 100-процентный результат приведения слуха всех учеников к норме. Данный пример указывает на доступность применения методики ВСС в школьных условиях.

В МПГУ обследовалось 68 студентов, из них 25 человек (37% от общего состава) оказались в группе риска, 1 студентка имела 1-ю степень тугоухости. Студенты оказались менее дисциплинированными, чем школьники, и так как профилактическая работа проводилась по желанию, то ее провели только 20 человек. (Одна студентка по состоянию здоровья (шизофрения) была освобождена от проведения НЧВЗС.) Один студент (с акустической травмой) не закончил до конца профилактику и, снизив потери с 40 дБ до 20дБ за 4 сеанса, прекратил работу: «дальше не идет». Действительно, самые эффективные - первые сеансы реабилитации, затем результативность снижается. Поэтому некоторым не хватило терпения. Остальные 19 студентов провели профилактические мероприятия в полном объеме и закончили их достижением нормального слуха (менее 15 дБ на всех частотах).

Резюмируя проведенную профилактическую работу, следует отметить ее высокую эффективность для приведения слуха к норме при небольших его нарушениях. Подобная деятельность очень эффективна для проведения в учебных заведениях.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цифры, которые потрясли мир // Радуга звуков. -«Исток аудио трейдинг», 2007. - № 4. - С. 32-33.

2. НогакшШ. - 2007. - № 8. - С. 50-55.

3. Речицкий И. В. Развитие слуховой функции лиц с недостатками слуха // Личностно-ориентиро-ванный подход в лечебной и специальной педагогике: Научно-практ. конф. Моск. гос. откр. пед. ун-та. - М., 2004. - С. 159-162.

4. Речицкий И. В., Визер Д. В. Восстановление слуховой функции // Современные вопросы диагностики и реабилитации, больных с тугоухостью и глухотой: Науч.-практ. конференция с межд. участием. ФГУ Рос. науч.-практ. центр аудиологии и слухопротезирования. -Суздаль, 2006.

5. Речицкий И. В., Визер Д. В. Технология восстановления слуховой функции // Педагогические

технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: В 2 ч.: Учебник для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Сурдопедагогика» / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой. - М.: Владос, 2009. - Ч 2.

- С.354-375.

6. Речицкий И. В., Файтарон М. Результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации людей с недостатками слуха // Реализация интеграционного потенциала систем обучения детей с нарушением слуха. Проблемы. Поиск. Решения. Перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции. - Казань, 2010. - С. 31-47.

7. Речицкий И. В., Файтарон М. Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха // Преподаватель XXI век. - 2010.

- № 1. - С. 87-96.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.