Научная статья на тему 'Возможности реабилитации глухих и слабослышаших людей'

Возможности реабилитации глухих и слабослышаших людей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1685
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТИМУЛЯЦИЯ / НЕЙРОСЕНСОРНАЯ ТУГОУХОСТЬ / НИЗКОЧАСТОТНАЯ ВИБРОЗВУКОВАЯ / ЭЛЕКТРОРЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / ПОТЕРЯ СЛУХА / STIMULATION / NEURO-SENSOR HEARING IMPAIRMENT / LOW-FREQUENCY VIBRO-ACOUSTIC / ELECTRIC REFLEX-THERAPY / LOSS OF HEARING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Файтарон Мохамад

Описаны результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для активизации слуховой функции людей с недостатками слуха. При неразработанном слухе у глухих людей необходим подготовительный период, в течение которого развивается навык слушания. В данной работе рассматриваются основные итоги применения методики слуховой восстановительной стимуляции СВС, которые следует считать положительными имея в виду, что ряд людей по этой методике полностью восстановили свой слух и результаты сохраняются в течение длительного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of aftertreatment of deaf and hearing-impaired people

The author describes the results of implementation of the method of auditory rehabilitation stimulation to activate hearing function of hearing-impaired people. If hearing of the deaf is underdeveloped, the preparatory period is necessary, during which the skill of hearing is being developed. The article presents the results of application of this method of auditory rehabilitation stimulation, which should be considered positive, because of the full restoration of hearing abilities of people, who undergone the treatment, the results of which have a long-lasting effect.

Текст научной работы на тему «Возможности реабилитации глухих и слабослышаших людей»

УДК 376.33 ББК 4432

ГСНТИ 14.29.27

Код ВАК 13.00.03

М. Файтарон

Москва, Россия

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ

Аннотация. Описаны результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для активизации слуховой функции людей с недостатками слуха. При неразработанном слухе у глухих людей необходим подготовительный период, в течение которого развивается навык слушания. В данной работе рассматриваются основные итоги применения методики слуховой восстановительной стимуляции СВС, которые следует считать положительными имея в виду, что ряд людей по этой методике полностью восстановили свой слух и результаты сохраняются в течение длительного времени.

Ключевые слова: стимуляция,

нейросенсорная тугоухость, низкочастотная виброзвуковая, электрорефлексотерапия, потеря слуха.

Сведения об авторе: Файтарон Мохамад, аспирант.

Место работы: дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета.

Контактная информация: тел.: 8

M. Faitaron

Moscow, Russia

POSSIBILITIES OF AFTERTREATMENT OF DEAF AND HEARING-IMPAIRED PEOPLE Abstract. The author describes the results of implementation of the method of auditory rehabilitation stimulation to activate hearing function of hearing-impaired people. If hearing of the deaf is underdeveloped, the preparatory period is necessary, during which the skill of hearing is being developed. The article presents the results of application of this method of auditory rehabilitation stimulation, which should be considered positive, because of the full restoration of hearing abilities of people, who undergone the treatment, the results of which have a long-lasting effect.

Key words: stimulation, neuro-

sensor hearing impairment, low-frequency vibro-acoustic, electric reflex-therapy, loss of hearing.

About the author: Faitaron Muhha-mad, Post-graduate Student.

Place of employment: Faculty of Speech Pathology, Moscow State Pedagogical University.

¡45325319; e-mail: m-homs@mail.ru

Основной причиной слуховой патологии является хроническая нейросенсорная тугоухость (ХНТ), в подавляющем большинстве случаев связанная с нарушениями внутреннего уха. Поэтому чрезвычайно важно проанализировать возможность активизации слуховой функции людей с ХНТ и рассмот-

© Файтарон М., 2011

реть ряд практических аспектов этой деятельности. Это и определяет актуальность нашего исследования.

Целью исследования является анализ возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей с использованием методики слуховой восстановительной стимуляции

(СВС) [1-3], составной частью которой является педагогическая активизация слухового восприятия.

В этой методике применяются следующие основные виды деятельности:

1. Низкочастотная виброзвуковая стимуляция (НЧВЗС). Вибрация и звук с частотой менее 100 Гц одновременно подаются на сосцевидные отростки и на уши.

2. Электрорефлексотерапия (ЭР). Слабые электрические импульсы подаются на биологически активные точки вблизи ушей и на конечностях.

3. Педагогическая активизация слуховой системы с целью развития восприятия речи на слух. Применяется при бинауральном слухопротезировании цифровыми и программируемыми слуховыми аппаратами.

Техническую основу методики составляют сертифицированные отечественные аппараты с цифровым управлением «Элис-1»

(НЧВЗС) и «Элис-5» (ЭР), не имеющие мировых аналогов.

В результате систематического применения указанных видов деятельности происходит активизация слуховой функции.

Цель работы по методике СВС заключается в максимальной активизации нарушенного слуха как можно ближе к норме. В этом последнем случае регресс слуховой функции не происходит. А если и происходит, то протекает очень медленно (в течение нескольких лет), так что его легко можно контролировать. Поэтому реабилитация

не производится для лиц, не ориентированных на длительную и систематическую работу. Желательно не делать перерывов в работе.

В СВС выполняются различные виды деятельности: стимуляция, программирование слуховых аппаратов, слухоречевая тренировка, аудиометрия. Для освоения каждого из них требуется квалификация и соответствующая подготовка. В коллективе, работающем по СВС, для обеспечения непрерывности работы необходимо обеспечить взаимозаменяемость сотрудников по каждому виду деятельности.

Практическая работа по СВС состоит из подготовительного, восстановительного и послевосстано-вительного периодов:

1-й период - дореабилитаци-онный. Он применяется для людей с неразвитым слуховым восприятием и необходим для подготовки слуховой системы к процессу реабилитации. На этом этапе слуховая система переводится в режим активного функционирования. А на неработающем ухе реабилитация слуха не производится.

2-й - период - имеет место непосредственно во время проведения основных реабилитационных процедур НЧВЗС и ЭР. На этом периоде необходим определенный уровень развития слухового восприятия. Чем более активно будет функционировать слуховая система, тем активнее происходит восстановление слуха. Вместе с тем слуховые тренировки не должны утомлять слух, т. к. волосковые клетки, если они образуются в ре-

зультате электро- и вибростимуляций, нуждаются в щадящем режиме восприятия звука. Однако непосредственно перед процедурой стимуляции необходимо проводить качественную тренировку.

3-й период - послереабилита-ционный. В связи с тем, что большая часть лиц, прошедших реабилитацию по СВС имеют плохие навыки вслушивания, восприятия тихой речи, необходимо проводить логопедические тренировки восприятия речи слабой громкости.

Работы в соответствии с программой 1-го периода проводились с глухой студенткой Я. Б. (деффак МПГУ). Диагноз: двусторонняя

нейросенсорная глухота. После поступления на первый курс специальной группы Я. Б. изъявила желание работать по стимуляции слуховой чувствительности. Была слухопротезирована двумя программными слуховыми аппаратами Sumo XP (Oticon). В связи с тем, что несколько сеансов стимуляции по СВС не дали положительного эффекта по активизации слуха и отсутствия навыков восприятия на слух, принято решение проводить с ней работу по развитию слухового восприятия.

Однако с течением времени выявилось, что слуховые аппараты применялись при такой громкости, при которой голос слышался только с расстояния 10см. Фактически СА носился формально, чтобы родители, преподаватели были довольны, в то же время слух не развивался. Мотивация такой настройки связана с тем, что от примене-

ния СА кружится голова, имеют место неприятные ощущения. Это действительно так происходит, если сразу включать СА на большую громкость и носить длительное время подряд.

Такая практика «ношения слуховых аппаратов» глухими характерна для подавляющего их большинства. Действительно, глухие либо не носят слуховые аппараты, либо носят, но формально, как в случае Яны. Общество тратит на СА весьма значительные средства,

и, как показывает приведенный случай, эти расходы для большинства глухих старше десяти лет не дают необходимого эффекта. В своей работе мы искали такой режим звукоусилителя СА, при котором у Яны не было бы проблем восприятия.

На основе наших наблюдений мы сделали следующий вывод: слухопротезирование для глухих людей представляет сложную физическую и психологическую задачу. Решение ее лежит на пути сознательного, постепенного вхождения в мир звуков. Возможно, в значительной степени - преодоление самого себя. Разрешение этой проблемы откроет путь к реабилитации слуха.

Работа по развитию слухового восприятия началась в соответствии с состоянием восприятия Я. Б. по следующей программе.

Этап 1. Отработка ритма.

Подается логотом, например, «па» в виде:

Па-------па-па или па-па------

----па и предлагается выбрать одну

из комбинаций в виде пиктограмм

I-I------1 или I -----------I-I. Анало-

гично предлагаются и более сложные комбинации

I-I-I-----I, I-I-----I-I-I и т. д.

Этап 2. Отработка вокализации. Предъявляются гласные «а, о, у, э, и» с долгим произношением. Например: ааааааа, затем предлагается выбрать один из вариантов о/а.

При этом вначале мы предлагаем «а, о, у» как более легкие для восприятия, затем - варианты с участием «э, и». В дальнейшем предлагается выбор из трех вариантов и т. д., в конце этапа ответы не предъявляются.

Этап 3. Отработка интонации. Предъявляются гласные, как при вокализации, но с выражением эмоций: удивление, радость, сожаление. Испытуемый должен только на слух угадать характер эмоций.

Этап 4. Отработка логотомов. Предлагаются логотомы, вначале с акцентированием звуков долгим произношением гласных: «м-м-а-а-а-а-а». Предлагается выбрать один из двух вариантов ма/ла.

Вначале предлагаем логотомы, составленные из соноров «р,л,м,н» и звонких согласных. Соноры, как и гласные, характеризуются низкими частотными областями.

Этап 5. Отработка слов. Слова давались с длительным произношением и акцентированием « д д о о о о м м и и и к».

Легче воспринимаются двусложные слова, затем подключаются многосложные и односложные. В результате применения задания соответствующих уровню подготовки Я. Б. на комфортном уровне

громкости слуховых аппаратов удалось достигнуть постепенного прогресса в развитии.

2-й период, реабилитационный, имеет место непосредственно во время проведения основных реабилитационных процедур НЧВЗС и ЭР. На этом этапе необходим определенный уровень развития слухового восприятия. Чем более активно будет функционировать слуховая система, тем активнее происходит восстановление слуха. Вместе с тем слуховые тренировки не должны утомлять слух, т. к. волосковые клетки, если они образуются в результате электро- и вибростимуляций, нуждаются в щадящем режиме восприятия звука. Однако непосредственно перед процедурой стимуляции необходимо проводить качественную тренировку.

В настоящей работе приведены применения низкочастотной виб-розвуковой стимуляции (НЧВЗС) и электрорефлексотерапии (ЭР) для восстановления слуха людей с ней-росенсорной и смешанной тугоухостью. Использовалось реабилитационное оборудование «Элис-1» фирмы «Элис Веста». «Элис-1» имеет достаточно широкий спектр использования:

1. В индивидуальной слуховой работе. По схеме микрофон - усилитель - (вибраторы + наушники) комплект может применяться для развития слухового восприятия и формирования речевых навыков у лиц с нарушением слуха. Работа проводится как в прямом (все частоты), так и в низкочастотном канале, а также в комбинации (в лю-

бом соотношении) этих каналов. Предусмотрена возможность слушания от внешних источников (радиоприемник, телевизор и т. д.) в стереофоническом режиме с раздельной регулировкой на каждое ухо.

Для активизации слуховой системы специально сформированные сигналы (менее 100 вибраций в секунду), моделирующие мурлыкание кошки, подаются через вибраторы на сосцевидные отростки и через наушники на уши с периодичностью дыхания человека: после 4 секунд стимуляции следует такая же по длительности пауза и снова сигналы и пауза, и т. д. При таком воздействии, когда стимуляция чередуется с отдыхом, создаются щадящие условия работы без утомления. Продолжительность сеанса НЧВЗС постепенно увеличивается от 5-15 минут на начальном периоде до 20 минут для детей младше 3 лет, до 30 минут для детей 3-18 лет и до 40-60 минут для людей старше 18 лет.

Для усиления реабилитационного эффекта в дополнение к методике НЧВЗС с помощью прибора «Элис-1» применяется электрорефлексотерапия (ЭР). Два электрода прикладываются к определенным точкам на конечностях и вблизи ушей. Местоположение точек определяется в соответствии с восточной народной медициной. Подаются узкие (1м/сек) электрические импульсы переменной полярности с частотой 67 Г ц.

Методика СВС апробировалась на 110 людях (74 % имели потери слуха более 90 дБ) в возрасте

от 3 до 69 лет с нейросенсорной и смешанной тугоухостью. Проводилось по одному сеансу НЧВЗС длительностью 10-15 минут. Слуховые пороги изучались до стимуляции, через 3 часа после нее, а также в последующую неделю. Средняя по всем частотам разница между порогами восприятия до сеансов НЧВЗС и после данного сеанса определяется как средняя величина активизации слуховой системы (АСС) испытуемого.

Не стимулировались лица с поражениями головного мозга, злокачественными новообразованиями, острыми и хроническими воспалительными процессами среднего уха, психическими заболеваниями, наличием кардиостимулятора. Следует заметить, что в условиях респираторных заболеваний процесс реабилитации замедляется или даже останавливается.

Для выяснения последствий НЧВЗС изучалось состояние слуха в течение недели после первого сеанса. В группе из 24 человек замечено, что после сеанса в течение некоторого времени, назовем его периодом усиления слуха (ПУ), слух постепенно улучшается, а после ПУ - падает. Если в конце ПУ снова провести сеанс НЧВЗС, то АСС растет и далее, эффект накапливается.

Среднее значение АСС по всей группе испытуемых, полученное в тот же день или на следующий после сеанса, составляет 3,8 дБ. В течение ПУ АСС увеличивается в среднем еще на 4,6 дБ, или на 119 %. Среднее значение АСС в

конце ПУ в группе лиц с приобретенной тугоухостью, а также потерявших слух вследствие родовых травм составило 9 дБ, в группах с наследственной и врожденной тугоухостью - 8,2 и 7,1 дБ соответственно.

Положительная динамика слуховой чувствительности наблюдается при активном функционировании слуховой системы. Поэтому для лиц с потерями слуха более 45 дБ являются обязательными бинауральное слухопротезирование качественными цифровыми аппаратами и постоянные слуховые тренировки.

Величина ПУ зависит от характера потери слуха и от функциональной активности слуховой системы. Для людей со средними и малыми потерями слуха, имеющих качественные цифровые слуховые аппараты на оба уха и активно загружающих свой слух, ПУ доходит до 7 дней, для них второй сеанс НЧВЗС проводится в конце ПУ, на 6-й день. При больших потерях слуха и даже при качественных цифровых слуховых аппаратах обработка информации в слуховой системе происходит не так активно, как при меньших потерях, в этих случаях ПУ меньше.

3-й период послереабилитаци-онный. В связи с тем, что большая часть лиц, прошедших реабилитацию по СВС, имеет плохие навыки вслушивания, восприятия тихой речи, необходимо проводить логопедические тренировки восприятия речи слабой громкости.

Глухие, не имеющие навыков

слушания звуков, должны иметь длительный переходный период. Необходимо постепенно увеличивать громкость и длительность ношения СА, не допуская утомления и возникновения нежелательных эффектов. Однако терпения у глухих людей не хватает. К тому же глухой, не имеющий навыков слушания, без длительной педагогической работы не умеет различать речь. Поэтому СА дают ему мало информации, доставляя неудобства.

Выводы:

1. Отработана последовательность заданий по развитию восприятия речи на слух, позволяющая эффективно продвигаться в формировании навыков слухового восприятия, в том числе у глухих, имеющих слабую подготовку.

2. Выявлены психологические особенности глухих в их отношении к слухопротезированию и к овладению слухом. Указана важность психологической подготовки педагогов в этом отношении.

3. Преодоление указанных проблем позволяет с оптимизмом относиться к решению задачи улучшения слуховой чувствительности глухих людей.

Литература

1. Речицкий, И. В. Развитие слуховой функции лиц с недостатками слуха / И. В. Речицкий // Личностно-ориентированный подход в лечебной и специальной педагогике : науч.-практ. конф. / Моск. гос. откр. пед. ун-т. - М., 2004. -С. 159-162.

2. Речицкий, И. В. Восстановление слуховой функции /

И. В. Речицкий, Д. В. Визер // Современные вопросы диагностики и реабилитации, больных с тугоухостью и глухотой : на-уч.-практ. конф. с междун. уч. / ФГУ Рос. науч.-практ. центр аудиологии и слухопротезирования. - Суздаль, 2006.

3. Речицкий, И. В. Технология восстановления слуховой фун-

кции / И. В. Речицкий, Д. В. Ви-зер // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида : учеб. для студ. высших учеб. заведений, обуч. по спец. «Сурдопедагогика» / под ред. проф. Е. Г. Ре-чицкой. - М.: Владос, 2009.

Ч. 2. С .354-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.