Научная статья на тему 'Проведение профилактических работ по предупреждению патологий слуха'

Проведение профилактических работ по предупреждению патологий слуха Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ СЛУХА / REGENERATIVE STIMULATION OF HEARING / ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ / PREVENTIVE MAINTENANCE OF DISORDERS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Речицкий Игорь Владимирович, Файтарон Мохамад, Кавкина Александра Олеговна, Кашапова Регина Тимуровна, Сапунова Елена Александровна

Расчеты, проведенные по результатам масштабных исследований английских ученых [1; 2], указывают на то, что лица с малыми потерями слуха (до 40дБ), ввиду своей относительной (13% из 16% людей с отклонениями слуха от нормы) многочисленности, приносят обществу наибольшие потери среди всех людей с нарушениями слуха. Аргументируется целесообразность выявления и исправления таких нарушений, опираясь на методику восстановительной стимуляции слуха [3-7]. Профилактическая работа, проведенная с 625 студентами и школьниками, свидетельствует о высокой результативности выбранной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL MAINTENANCE OF PREVENTIVE WORKS OF PATHOLOGIES OF HEARING

The calculations spent by the results of English scientistss reseaches [1; 2] specify that people with small hearing losses (up to 40 dB) because of relatively big number (13% from 16% of people with deviations of hearing from norm) bring to a society the greatest losses among all people with a hearing disorder. The expediency of revealing and correcting of such disturbances is given with a help of a technique of regenerative stimulation of hearing [3-7]. The preventive work spent with 625 students and pupils, testifies to high productivity of the chosen technique.

Текст научной работы на тему «Проведение профилактических работ по предупреждению патологий слуха»

#

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПАТОЛОГИЙ СЛУХА1

TECHNICAL MAINTENANCE OF PREVENTIVE WORKS OF PATHOLOGIES OF HEARING

И. В. Речицкий, Мохамад Файтарон, А. О. Кавкина, Р. Т. Кашапова, Е. А. Сапунова, М. С. Яковлева, Е. В. Курникова

Расчеты, проведенные по результатам масштабных исследований английских ученых [1; 2], указывают на то, что лица с малыми потерями слуха (до 40дБ), ввиду своей относительной (13% из 16% людей с отклонениями слуха от нормы) многочисленности, приносят обществу наибольшие потери среди всех людей с нарушениями слуха. Аргументируется целесообразность выявления и исправления таких нарушений, опираясь на методику восстановительной стимуляции слуха [3-7]. Профилактическая работа, проведенная с 625 студентами и школьниками, свидетельствует о высокой результативности выбранной методики.

Ключевые слова: восстановительная стимуляция слуха, профилактика нарушений.

I. V. Rechitsky, Mohamad Faitaroni, A. O. Kavkina, R. T. Kashapova, E. A. Sapunova, M. S. Yakovleva, E. V. Kournikova

The calculations spent by the results of English scien-tists's reseaches [1; 2] specify that people with small hearing losses (up to 40 dB) because of relatively big number (13% from 16% of people with deviations of hearing from norm) bring to a society the greatest losses among all people with a hearing disorder. The expediency of revealing and correcting of such disturbances is given with a help of a technique of regenerative stimulation of hearing [3-7]. The preventive work spent with 625 students and pupils, testifies to high productivity of the chosen technique.

Keywords: regenerative stimulation of hearing, preventive maintenance of disorders.

В настоящий момент в научной литературе отсутствуют указания о проведении профилактических мероприятий по предупреждению патологий слуховой функции и отореабилитации. Представляется, что лиц с малыми нарушениями слуха (до 40 дБ) можно отнести к группе риска по предрасположенности к тугоухости и глухоте. Такие люди не носят слуховые аппараты и, казалось бы, не вызывают особого беспокойства в обществе. Они обращаются к сурдологу, когда нарушения прогрессируют и они затрудняются понимать речь окружающих.

В специальной группе глухих и слабослышащих, обучающихся в МПГУ, нередко встречаются студенты, которые в детстве нормально слышали, однако по разным причинам начали терять слух и к моменту обучения в МПГУ являются инвалидами с 3-4-й степенью потери слуха. И вообще, практически все глухие и слабослышащие, да и не только они, со временем ухудшают свои слуховые характеристики. Обратной тенденции не замечается.

В нашей практике был случай, когда пациентка (И. Ф., 45 лет) обратилась за помощью, когда на одном ухе незаметно для себя постепенно полностью потеряла слух (потеря 99 дБ, глухота), а на другом ухе начала

затрудняться воспринимать речь (потеря 50 дБ) [3]. Пациентка была слухопротезирована на лучше слышащем ухе цифровым слуховым аппаратом. Такие люди имеют генетическую предрасположенность к слуховой патологии и постепенно в течение жизни теряют слух. Так, отец пациентки И. Ф. в молодости слышал нормально, но в течение жизни терял слух и к старости стал полностью глухим человеком. Через два года после первого обращения к сурдологу И. Ф. пришла снова, объяснив, что плохо слышит даже со слуховым аппаратом. Выяснилось, что она дополнительно потеряла еще 8 дБ, то есть слух у нее ухудшался на 4 дБ в год. Применение методики ВСС позволило за 1,5 месяца реабилитационных работ улучшить слух И. Ф. на 11 дБ на обоих ушах, то есть полностью ликвидировать падение слуха в течение последних 2 лет. Однако большего достигнуть не удалось. Как покажет дальнейшее изложение, для таких людей можно ожидать полного предотвращения слуховых патологий, если заметить нарушение на начальной стадии, причем потребуются сравнительно малые затраты времени и средств.

Группа английских ученых под руководством профессора Б. Шилда в 2007 г. [1; 2] оценила количество

1 Работа проводилась при поддержке Совета Ректоров вузов Москвы и Московской области.

ф

лиц с недостатками слуха при разных степенях патологии, а также то, какие потери несет общество в связи с нарушениями слуха. Были проанализированы данные 182 мировых публикаций по личностным, социальным и экономическим вопросам, связанным с недостатками слуха. Было получено, что около 16% взрослого населения имеют потери слуха более 25 дБ (нижняя граница патологии слуха, согласно определению, данному Всемирной организацией здравоохранения). Группа Б. Шилда сопоставила налоговые отчисления лиц с нарушениями слуха с остальными людьми, как оценку экономической пользы членов общества, а также учла социальные расходы общества, связанные с инвалидами по слуху. Тем самым она оценила примерную стоимость слуховых нарушений для общества. Согласно полученным данным, малая потеря слуха у одного человека (25-40 дБ, таких людей оказалось около 13% взрослого населения, условно отнесем их к 1-й группе) обходится обществу ежегодно в 2200 евро, средняя (40-80 дБ, около 2,5% взрослого населения, отнесем их к 2-й группе) - в 6600 евро, глубокая (более 80 дБ имеют 0,5% взрослого населения, отнесем их к 3-й группе) - в 11 000 евро. В результате из-за нескорректированной потери слуха Европа теряет ежегодно 213 млрд евро, или 473 евро на каждого взрослого жителя.

В результате можно рассчитать ежегодные потери общества на каждую из выделенных групп лиц с нарушениями слуха. Оказывается, наибольшие потери общества (56,5% всех потерь, 120 млрд евро по Европе) связаны с 1-й группой с малыми недостатками слуха, 32,6% потерь приходятся на 2-ю группу, 10,9% потерь - на 3-ю группу с большими нарушениями слуха. Следует заметить, что приведенные оценки произведены, исходя из европейского уровня жизни, системы образования и социального обеспечения, и напрямую с РФ не связаны. Однако параллели можно все-таки проводить.

Лица из первой группы «условно здоровы», слуховые аппараты не используют, однако из-за своей патологии снижают производственные показатели. У них сужается круг обязанностей, которые они могут полноценно выполнять, уменьшается психологическая устойчивость. В результате они занимают менее оплачиваемые должности, что влияет на уменьшение уплаченных ими налогов. Результаты, полученные группой Б. Шилда, показывают, что хотя для людей с малыми нарушениями слуха общество не производит каких-либо прямых затрат, тем не менее их слуховые нарушения не так уж безобидны и выливаются в серьезные потери. Общество теряет из-за снижения экономической эффективности их деятельности.

В Московском педагогическом государственном университете и Центре реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи «Элис Веста» начиная с 2003 г. для активизации слуховой функции лиц с недостатками слуха используется методика восстановительной стимуляции слуха (ВСС) [3-7]. В этой методике систематическое применение низкочастотной виброзвуковой стимуляции (НЧВЗС),

электрорефлексотерапии (ЭР), наряду с педагогической активизацией слухоречевого восприятия, приводит к улучшению тонального слуха.

Активизация слуха по методике ВСС в основном проводилась с глухими и слабослышащими, имеющими нарушения от 45 дБ до тотальной глухоты. В 95% из 300 испытуемых уже после первого 7-10-минутного сеанса НЧВЗС наблюдалось статистически значимое улучшение тонального слуха. Для достижения заметных результатов требуется длительная систематическая работа.

Практика систематического применения методики ВСС показала следующее.

1. При потерях слуха менее 30 дБ [7] достаточно нескольких сеансов НЧВЗС (до 10 дней) для получения устойчивого улучшения слуховой функции до нормального состояния.

2. Такой же конечный результат наблюдался за 3-3,5 месяца систематичной работы при начальных потерях до 60 дБ. Устойчивость нормального слуха сохраняется в течение более 6 лет.

3. Наибольшие реабилитированные потери слуха у пациентки Н. Ш. составили 70 дБ. Через 11 месяцев реабилитационной работы по методике ВСС слух восстановился до нормы. В последующем необходимо было раз в полгода проходить аудиометрическое обследование, чтобы не допускать отклонений от нормы. Это условие не соблюдалось Н. Ш. В результате через 3,5 года потери слуха у нее увеличились до 47 дБ, а на повторную реабилитацию пациентка не собралась.

4. Для ряда лиц с потерями 45-120 дБ достигалось частичное улучшение слуховой функции. Такое состояние является неустойчивым. Но если регулярно 1-2 раза в неделю проводить сеансы НЧВЗС, то примерно 70-80% достигнутого улучшения слуха будет поддерживаться сколь угодно длительное время.

5. У лиц, достигших заметного, но частичного улучшения слуха и прекративших реабилитационные работы, в течение нескольких месяцев сохраняется значительная часть достигнутого. Далее слух падает, но в итоге остается 25-30% прибавки тонального слуха. Тот факт, что слух в итоге стал лучше, чем до реабилитации, подтверждается субъективными ощущениями («Я сейчас слышу, как ложечка в чашке звенит, а раньше не слышала», - говорила глухая студентка через 1,5 года после окончания 3-месячного реабилитационного курса. Ее ощущения подтверждаются и аудиометрически-ми измерениями, в результате которых потеря на высоких частотах 4-8 кГц осталась на 10-15 дБ меньше, чем до начала реабилитации по ВСС). Случаев ухудшения слуха не наблюдалось.

Таким образом, полное восстановление слуховой функции наблюдалось у лиц со слабой потерей слуха (до 40 дБ, 1-я степень тугоухости) и у около 20% людей со средней потерей слуха 40-70 дБ. Такой контингент, согласно расчетам, по Б. Шилду, составляет 13,5% населения, на них приходится 63% (в среднем на каждого взрослого европейского жителя может сниматься нагрузка

около 300 евро) всех потерь общества, связанных с нарушениями людьми слуха.

В настоящей работе остановимся на малоизученном аспекте - профилактике нарушений слуховой функции. Основанием для ее проведения были описанные выше три фактора:

1. Именно малые нарушения слуха приносят наибольшие потери обществу среди всех потерь, связанных с людьми с недостатками слуха (согласно данным Б. Шилда [1; 2]).

2. Сравнительно малые затраты времени, усилий и средств для устранения небольших нарушений слуха.

3. Важность и целесообразность проведения профилактических мероприятий для предупреждения серьезных нарушений слуха.

Работа по профилактике слуховых нарушений состоит из двух этапов:

1. Аудиометрическое обследование слуховой функции.

2. Проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с методикой ВСС.

Работа проводилась в общеобразовательной школе № 1159 Северного округа г. Москвы и в 6 группах нормально слышащих студентов дефектологического факультета МПГУ. Обследование проводилось с использованием аудиометра АД-226 (Интеракустик, Дания).

В школе № 1159 изучался слух у 100% учащихся (477 учеников) 1-11-х классов двух учебных лет. Аудиометрическое обследование проводилось по ускоренному варианту. У каждого ученика изучались пороги слуха на частотах 125, 1000 и 8000 Гц. Если на какой-либо частоте пороги слуха составляли 15 дБ и более, то проводилось дополнительное обследование с максимальной тщательностью на частотах 250, 500, 750, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000 Гц. Так как в подавляющем большинстве слух у детей нормальный, то для них достаточно было ускоренного варианта. Основная трудность обследования была связана с желанием школьников угадать момент посылки звукового сигнала и нажать в ответ кнопку пульта «слышу». Такое поведение школьника связано не столько с желанием обмануть, сколько - поиграть. Поэтому все манипуляции педагога с аудиометром визуально изолировались от ученика.

Также обследовалось 148 студентов МПГУ дефектологической специальности. Для них в рамках освоения профессии необходимо было не только научиться выявлять слуховые нарушения, но и ознакомиться с технологией активизации слуховой функции по методике ВСС. Поэтому психологически с ними работать легче, качество результатов выше. Студенты выявляли пороги слуха друг у друга на частотах 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Если на какой-либо частоте потери составляли 15 дБ и более, то проводилось дополнительное обследование на частотах 750, 1500, 3000, 6000 Гц.

Если выявленные показатели порогов слуховой чувствительности хотя бы на одной частоте составляли 20 дБ и более, то это лицо относилось к группе риска, и с

ним (по его желанию - для студентов или по желанию родителей - для школьников) проводилась профилактическая работа. Она включала прежде всего сеансы НЧВЗС. Специальные сигналы от прибора «Элис-1» с частотой менее 100 Гц подавались через вибраторы на сосцевидные отростки и через наушники на уши. Первый сеанс длится 7 мин, каждый последующий - на 5 мин больше. Максимальное время сеанса - 20 мин для школьников и 30 мин для студентов. Перед каждым сеансом НЧВЗС проводится аудиометрия. Реабилитация прекращалась, если пороги слышимости на каждой частоте были бы 10 дБ и меньше.

Каков характер нарушений при малых потерях слуха?

Наиболее часто встречались нарушения при низких частотах, связанные с перенесенными простудными заболеваниями. На костных аудиограммах также фиксировались нарушения, сравнимые с воздушными. Это говорит о том, что нейросенсорная составляющая потерь слуха там значительная. Основной характер потерь -смешанного типа.

Реже встречаются аудиограммы с потерями преимущественно на высоких частотах нейросенсорного типа.

Встречаются акустические травмы нейросенсорного характера, происходящие вследствие слушания громкой музыки (например, на дискотеках) или длительного слушания музыки выше средней громкости. Проявляются в виде потерь, иногда резких на одной-двух частотах.

В пользу тезиса о генетической предрасположенности лиц даже с малыми потерями слуха свидетельствует тот факт, что в группе риска оказались брат и сестра, обучавшиеся в школе. Родители этих учеников указывали на то, что у них в роду есть лица с большой потерей слуха. Поэтому к проведению профилактической работы в школе они относились трепетно, с большим интересом. Мальчик как раз и имел самые большие отклонения от нормы по школе - 38 дБ. Профилактическая работа для обоих школьников закончилась приведением слуха к норме.

В школе для проведения обследования и профилактических мероприятий было выделено изолированное помещение. Работа проводилась в апреле-мае и в сентябре-ноябре 2010 г. Всего анализировался слух у 477 школьников. Из них 35 человек (7% от общего состава) оказались в группе риска, в том числе 5 школьников (1% от численности школы) имели 1-ю степень тугоухости (средние нарушения по речевым частотам были от 20 до 40 дБ). Отклонения по слуху последние замечали сами, а также их родители и окружающие. В результате проведенных профилактических мероприятий (в среднем 2,4 занятия НЧВЗС на школьника, максимальное число занятий -12) у всех 35 школьников показатели слуха были приведены к норме и не превышали, за редким исключением, 10 дБ на всех частотах.

Когда все аудиометрические измерения в школе закончились, остались 3 школьника с 1-й степенью тугоухости, пороги слуха которых еще отличались от нормы. Тогда один из авторов, замдиректора школы по учебно-

воспитательной работе Е. В. Курникова обучилась работать на приборе «Элис-1» за 10 минут и в течение 3 недель проводила сеансы НЧВЗС самостоятельно. Чем обеспечила 100-процентный результат приведения слуха всех учеников к норме. Данный пример указывает на доступность применения методики ВСС в школьных условиях, при отсутствии специальной подготовки.

В МПГУ обследовалось 148 студентов, из них 52 человека (35% от общего состава) оказались в группе риска, 5 студенток (3,4% общего состава) имели 1-ю степень тугоухости. Студенты оказались менее дисциплинированными, чем школьники, и так как профилактическая работа проводилась по желанию, то ее выбрал только 41 человек. (Одна студентка по состоянию здоровья (диагноз - шизофрения) была освобождена от проведения НЧВЗС, одна студентка отказалась проводить сеансы НЧВЗС из-за повышенной виброчувствительности (неприятна вибрация). Один студент (с акустической травмой) не закончил до конца профилактику и, снизив потери с 40 дБ до 20дБ за 4 сеанса, прекратил работу: «дальше не идет». Действительно, самые эффективные - первые сеансы реабилитации, затем результативность снижается. Поэтому некоторым не хватило терпения, и они отказались. Одна студентка с 1-й степенью нарушения слуха отказалась от профилактической работы, утверждая, что болит ухо, - а люди с острой стадией болезни не допускаются до проведения сеансов НЧВЗС.) Оставшийся 41 студент провел профилактические мероприятия в полном объеме и закончил достижением нормального слуха (менее 15 дБ на всех частотах). При этом максимальные затраты времени на проведение профилактических работ - 5 сеансов, проводимых раз в неделю, для имеющих 1-ю степень тугоухости, и 2 сеанса - для остальных.

Резюмируя проведенную профилактическую работу, следует отметить ее высокую эффективность для приведения слуха к норме при небольших его нарушениях. Следует заметить, что положительные результаты достигались даже при генетических нарушениях слуха. Подобная деятельность очень эффективна для проведения в учебных заведениях, где можно использовать время практических занятий, в школах - в группах

продленного дня. Особенно важно проводить такие занятия в студенческих группах, обучающихся по дефектологической специальности, так как будущие специалисты на собственном опыте осваивают возможности инновационных технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Цифры, которые потрясли мир // Радуга звуков, «Исток аудио трейдинг». 2007. № 4. С. 32-33.

2. НогакшШ. 2007. № 8. С. 50-55.

3. Речицкий И. В. Развитие слуховой функции лиц с недостатками слуха // Личностно-ориентиро-ванный подход в лечебной и специальной педагогике: науч.-практ. конф. Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 2004. С. 159-162.

4. Речицкий И. В., Визер Д. В. Восстановление слуховой функции // Соврем. вопр. диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой: научн.-практ. конф. с междунар. участием / ФГУ Рос. научно-практ. центр аудиологии и слухопротезирования. Суздаль, 2006.

5. Речицкий И. В., Визер Д. В. Технология восстановления слуховой функции // Педагогические технологии воспитательной работы в специальн. (коррекционных) школах I и II вида: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающ. по спец. «Сурдопедагогика». Ч. 2. / под ред. проф. Е. Г. Речицкой. М.: Владос, 2009. С. 354-375.

6. Речицкий И. В., Файтарон М. Результаты применения методики слуховой восстановительной стимуляции для реабилитации людей с недостатками слуха // Реализация интеграционного потенциала систем обучения детей с нарушением слуха. Проблемы. Поиск. Решения. Перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2010. С. 31-47.

7. Речицкий И. В., Файтарон М. Возможности активизации слуховой функции людей с недостатками слуха // Преподаватель XXI век. М., 2010. № 1. С.87-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.