Научная статья на тему 'Возможность применения сверхлегких летательных аппаратов для решения вопросов защиты населения и территорий'

Возможность применения сверхлегких летательных аппаратов для решения вопросов защиты населения и территорий Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Тольский К. Ю.

Представлены материалы о целесообразности применения «мотопараплана» в интересах защиты населения и территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Тольский К. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможность применения сверхлегких летательных аппаратов для решения вопросов защиты населения и территорий»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:629.7

К.Ю. Тольский (Сибирский РЦг. Красноярск)

ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ

Представлены материалы о целесообразности применения «мотопараплана» в интересах защиты населения и территорий

К.Ю. Тольский

Вопросы эффективной защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера требуют дальнейшего поиска вариантов решений по снижению рисков возникновения и смягчения ЧС.

Проведение поисково-спасательных работ на территориях субъектов РФ, проведение воздушной разведки по ледовой и лесопожарной обстановке требуют значительного количества привлекаемых людских ресурсов и финансовых затрат. На поиски потерявшихся людей в лесостепной и горно-таежной местности привлекались десятки людей в течении длительного времени, как показывает практика от нескольких часов до пяти суток и в большинстве случаев с отрицательным результатом, а применение авиационных средств (вертолетов типа Ми-8 или самолетов) очень дорого. Вместе с тем использование малой авиации, для этих целей, в частности сверхлегких летательных аппаратов типа «мотопараплан» в несколько раз повышает эффективность проведения поисковых работ, как по времени, так и по экономическим показателям и существенно снижает количество привлекаемого личного состава поисково-спасательных служб (рис. 1).

Рис. 1. Использование малой авиации (сверхлегких летательных аппаратов типа «мотопараплан»)

В ходе работы над данной тематикой проведен анализ использования сверхлегких летательных аппаратов. Только на территории Красноярского края за последний год количество приобретений и использования данных аппаратов любителями, увеличилось в 2,5 раза, народ быстро оценил достоинства данных устройств.

Что привлекает в «мотопарапланах»?

Малые габариты и вес (в полном комплекте можно носить вручную или перевозить любым легковым автомобилем), простота пилотирования и высокая пассивная безопасность, низкая стоимость являются привлекательными для граждан. На таких аппаратах провели десантирование на Южный полюс сотрудники Российского космического агентства «24.12.04 г., канал ОРТ». «Летает батюшка, приближаясь к Богу»

— «13.01.05 г., канал РТР». Применяют такие аппараты в массовом порядке любители охоты.

Попробуем разобраться, нужна ли поисково-спасательным службам МЧС России данная техника? Послушаем, что говорят по поводу целесообразности применения данного устройства специалисты поисково-спасательных служб Сибирского региона.

Со слов старшего поисковой группы Иркутской областной ПСС Ларина С.М.: «... В 2004 году я лично три раза вылетал на поиски потерявшихся, к сожалению один вылет на вертолете Ми-8 результатов не дал. Если в двух случаях мы летали на Ми-8 на поиски туристских групп, заранее зная направления их маршрутов, то в третьем случае мы только потеряли время и сожгли огромное количество авиационного топлива. Считаю, что на поиски «одиночек» рента-

бельнее было бы применять сверхлегкие летательные аппараты и не доставлять аккумуляторные батареи вертолетами в случаях, если туристская группа не вышла на связь в контрольное время...».

«...Мы поисковой группой в 2004 году трое суток осуществляли поиск одиночного туриста потерявшегося в верховьяхреки Большой Кемчуг,что примерно в 70 км от г. Красноярска — говорит начальник подразделения спасатель 1 класса Захаров З.З. — и к сожалению опоздали на несколько часов. Была бы у нас на вооружении подобная техника мы уложились бы в течении нескольких часов и спасли бы человека.» (рис. 2).

Группа из 9 человек из г. Барнаула, совершавшая туристический поход в район Мультинских озер не вернулась в назначенный срок в базовый лагерь ВСК «Боец», расположенный у реки Михайловка, близ села Мульта Усть-Коксинского района Республики Алтай.

Три спасателя Алтайского республиканского поисково-спасательного подразделения вылетели в район ЧС на вертолете Ми-8 на поиски пропавших, проверили с воздуха маршрут восхождения (по словам руководителя лагеря). Для проведения дальнейших поисков были привлечены 9 спасателей Западно-Сибирского ПСС имени В.В. Зюкова. В связи с тем, что район поиска был высокогорным, полеты на вертолете были затруднены и осмотр ущелья Ач-кан (наиболее вероятного спуска группы с вершины) осуществлялся с большой высоты и только после тщательного обследования пешим порядком спуска, пропавшие были обнаружены спасателями. На про-

Рис. 2. Применение мотопарапланов в целях РСЧС

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

ведение поисково-спасательных работ непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации ушло 3 дня.

«.При возможности применения мотопарапланов для воздушного поиска пропавших в таких труднодоступных местах сроки проведения поиско-спасатель-ных работ можно было бы значительно сократить, тем самым увеличив возможность обнаружения пропавших живыми и здоровыми и многократно уменьшить расходы на дорогостоящее авиатопливо» — говорит начальник Сибирского регионального поисково-спасательного отряда Сытник Д.Н. — «.и на проведение нашим отрядом в пределах Сибирского региона 36 подобных работ за 2004 год позволило бы сократить с помощью мотопарапланов временные показатели по поиску в десятки раз, а финансовые расходы примерно на сумму в один миллион рублей».

Где еще применимы подобные аппараты?

Опрошенные специалисты однозначно ответили на вопрос о применении «мотопарапланов» в интересах РСЧС. С помощью мотопараплана можно решать вопросы по предупреждению и защите населения и территорий от ЧС. Использовать мотопараплан можно для фото- и киносъемок, визуального поиска, сопровождения и мониторинга за различными объектами; для оперативной переброски небольших групп людей и грузов в труднодоступной местности; для доставки

специалистов или вывозке пострадавших при выполнении поисковых и аварийно-спасательных операций (рис. 2 — 3).

Отсутствие авиационной составляющей в ряде субъектов РФ или её дороговизна явились основным аргументом в пользу применения мотопарапланов. Имея в областных (республиканских, краевых) поисково-спасательных отрядах по 2-3 аппарата и по 3—4 подготовленных пилота из числа спасателей, можно обслуживать (исследовать, патрулировать) территорию за один день полетов (6—10 часов) площадью до 4000 км2.

Оценивая один полетный час, с учетом компенсации стоимости аппарата и ГСМ, ориентировочно в 600 рублей, что не входит ни в какое сравнение с вертолетом Ми-8 (35-40 тыс. руб./ч). К тому же по договорам и соглашениям данные аппараты можно использовать при проверке нефте- и газопроводов, патрулировании лесов и контроле за фитопатологической обстановкой, т.е. компенсировать за счет этих работ расходы на закупку летательного аппарата и затраты на обучение.

В период с 23 по 26 ноября 2004 г. в г. Красноярске на базе выставочной компании «Красноярская ярмарка» проводилась специализированная выставка «Охрана и безопасность — 2004», на которой осуществлены демонстрационные полеты мотопараплана.

Рис. 3. Схема применения сверхлегких летательных аппаратов в интересах РСЧС

I

Рис. 4. Возможностями применения мотопараплана для защиты населения и территорий заинтересовались представители монгольской делегации

Полеты подтвердили перечисленные выше летно-технические характеристики данного аппарата и вызвали большой интерес у широкого круга посетителей выставки (рис. 4).

Безопасен ли данный аппарат? В соответствии с мировой практикой несущая система парамотора проходит сертификацию в одном из двух существующих в мире центрах сертификации — в частности парамоторы производства «СибАэро» комплектуются крыльями, сертифицированными по французской системе «AFNOR» по самой жесткой категории «Standard».

Применение «мотопарапланов» в интересах РСЧС

Основными достоинствами данного типа летательного аппарат перед другими типами сверхлегких и легких ЛА являются:

• простая техника пилотирования, высокая пассивная безопасность и возможность быстрого освоения большинством людей;

• отсутствие потребности в авиационной инфраструктуре;

• высокая транспортабельность всеми видами транспорта и быстрота подготовки к полету;

• низкая стоимость.

Базовые тактико-технические характеристки

На примере мотапараплана T300LP фирмы СибАэро

1. Вес полезной нагрузки (пилот + груз) до 200 кг при собственном весе 40 кг.

2. В качестве пассажира (груза) могут быть:

• спасатель, медработник или иной специалист (инженер, лесничий) при необходимости доставки

^ его в труднодоступный район;

• пострадавший человек;

• контрольно-записывающее оборудование: датчики, фото- и видеокамеры, антенны

- и ретрансляторы весом до 50 кг в зависимости от условий старта;

• средства первоочередного жизнеобеспечения.

3. Дальность полета в зависимости от нагрузки 80—150 км.

4. Продолжительность полета до 4-х часов.

5. Возможность подбора груза с земли без посадки в режиме «Аэролифт»

6. Возможность десантирования груза или пассажира как с парашютом так и с малой высоты без посадки в режиме «Аэролифт».

7. Разбег — 10 м, взлетная дистанция 70— 200 м до высоты 15 м. Пробег — 3 м.

8. Парамотор может летать на высоте до 4000 м. Но уникальная маневренность парамотора позволяет выполнять полеты на сверхмалых высотах и в том числе на сложном рельефа, например по ущельям или лесным

просекам. При комплектации современными портативными системами навигации возможен полет в условиях очень ограниченной видимости — при низкой облачности и в ночное время.

9. Метеоусловия: скорость ветра до 7 км/ч, температура от -20 до +40 °С.

10. Низкие требования к качеству взлетно-посадочных площадок. Возможен взлет с лесных дорог, речных кос, косогоров, заболоченных участков.

11. Простая техника пилотирования и высокая пассивная безопасность. Надежное освоение пилотирования за 10 занятий.

12. Руки в полете свободны от пилотирования аппарата и могут быть отвлечены на управление приборами.

13. Цена полностью оборудованного комплекта не более 8000 долларов США. Ресурс до капремонта 500—1000 часов.

14. Топливо: автомобильный бензин в смеси с маслом.

15. Себестоимость летного часа с учетом амортизации и текущего обслуживания не более 600 рублей.

Основные проблемы в настоящее время:

отсутствие методики применения сверхлегких летательных аппаратов типа «мотопарапланов»;

получение сертификата на производство данного вида деятельности в интересах защиты населения и территорий в системе МЧС России.

Выводы.

Необходимо проведение научно-исследовательской работы по разработке соответствующих нормативных документов.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.