Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА ЧЛЕНА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТАМОЖЕННЫМИ СОЮЗАМИ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА'

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА ЧЛЕНА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТАМОЖЕННЫМИ СОЮЗАМИ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD CUSTOMS ORGANIZATION / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ / EURASIAN ECONOMIC COMMISSION / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS REGULATION / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гошин Владимир Анатольевич, Мозер Сергей Владимирович

В статье рассмотрены отдельные аспекты правового статуса Европейского союза во Всемирной таможенной организации, а также инструменты и процедуры его получения. Опыт Европейского союза представляет интерес для ученых и экспертов по вопросам евразийской интеграции, так как его можно использовать при установлении эффективного сотрудничества Евразийского экономического союза с международным таможенным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гошин Владимир Анатольевич, Мозер Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY TO OBTAIN THE STATUS OF WORLD CUSTOMS ORGANIZATION MEMBER BY ECONOMIC AND CUSTOMS UNIONS: EUROPEAN UNION’S EXPERIENCE

This article examines some aspects of legal status of the European Union in the World Customs Organization (WCO), as well as individual instruments and procedures of its granting. In context of the prospects of building mutually beneficial relations between the Eurasian Economic Union and WCO the experience of the European Union is a matter of particular interest among the scientists and experts of Eurasian integration for further alignment of the effective cooperation of the Eurasian Economic Union with international Customs community.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА ЧЛЕНА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТАМОЖЕННЫМИ СОЮЗАМИ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»

экономического пространства в 2014 г. по сравнению с предыдущими годами, что также ослабляет стимулы к кооперации.

Наиболее вероятным, по нашему мнению, на данный момент является более тесное сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса, которое может стать основой аграрного импортозамещения в рамках Единого экономического пространства. Экономическую основу такого процесса составляет достаточно развитое сельскохозяйственное машиностроение в Белоруссии, Казахстане и Киргизии, а также ослабление внешнеэкономических связей ЕС и России как страны, формирующей наиболее значительный спрос на аграрную продукцию на постсоветском пространстве.

Использованные источники

1. Meade J. E. The Theory of customs unions. Amsterdam: North Holland Publ. Co., 1955.

2. Lipsey R. G. The theory of customs unions: A general survey // Economic Journal. 1960. № 60. P. 496-513.

3. Бхагвати Д. В защиту глобализации: пер. с англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Ладомир, 2005. 451 с.

4. Официальный сайт Комиссии ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). URL: http:// www.unctad.org.

5. Официальный сайт Центра международной торговли (International Trade Center). URL: http://www.intracen.org/.

В. А. Гошин, С. В. Мозер

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА ЧЛЕНА ВСЕМИРНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ТАМОЖЕННЫМИ СОЮЗАМИ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

В статье рассмотрены отдельные аспекты правового статуса Европейского союза во Всемирной таможенной организации, а также инструменты и процедуры его получения. Опыт Европейского союза представляет интерес для ученых и экспертов по вопросам евразийской интеграции, так как его можно использовать при установлении эффективного сотрудничества Евразийского экономического союза с международным таможенным сообществом.

Ключевые слова: Всемирная таможенная организация; Европейский союз; Евразийский экономический союз; Евразийская экономическая комиссия; таможенное регулирование; правовой статус.

Вопрос о перспективах взаимодействия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) со Всемирной таможенной организацией (ВТамО), а также проблема получения статуса члена ВТамО таможенными и экономическими союзами широко обсуждается в настоящее время в экспертном сообществе государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в научных кругах [1]. Предоставление ЕЭК статуса самостоятельного члена ВТамО будет способствовать, по мнению специалистов, ускорению решения спорных

вопросов в таможенной сфере [2]. Также высказываются мнения о необходимости формирования «евразийского дивизиона» во ВТамО [3].

В связи с этим становится актуальным поиск ответа на вопросы о соответствии международному праву положения о предоставлении ЕЭК как постоянно действующему органу Союза [4, п. 1] статуса члена ВТамО и об эффективности участия ЕАЭС в работе этой международной организации.

Эксперты государств - членов ЕАЭС нуждаются в научном сопровождении своей деятельности, так как проблемы таможенного регулирования в ЕАЭС в контексте международного опыта, передовой практики таможенного администрирования, а также выстраивания взаимовыгодных отношений с международным таможенным сообществом и отдельными национальными таможенными администрациями недостаточно разработаны в научно-исследовательской среде.

Заинтересованные стороны уже сегодня обсуждают вопросы углубления сотрудничества между ЕАЭС и ВТамО, перспективы участия Союза в работе ВТамО, а также обмена опытом относительно направлений совершенствования таможенного регулирования. По нашему мнению, в рамках сотрудничества ЕЭК с ВТамО интерес представляют такие направления, как совершенствование таможенного администрирования на основе международных стандартов; разработка эффективных, действенных и современных стандартов таможенного регулирования; оптимизация и повышение эффективности использования ресурсов таможенных администраций; повышение эффективности таможенного контроля; развитие таможенной инфраструктуры. 12-13 октября 2015 г. представители таможенного блока ЕЭК приняли участие в IV заседании Рабочей группы ВТамО по Соглашению Всемирной торговой организации об упрощении процедур торговли, 209/210 сессиях Постоянного технического комитета ВТамО, 15-м заседании Административного комитета Стамбульской конвенции, а также 12-м заседании договаривающихся сторон Конвенции о карнете АТА [5].

Очевидно, что для выстраивания взаимовыгодных отношений с международной организацией, специализирующейся на различных аспектах совершенствования таможенного администрирования, основным вопросом становится получение соответствующего правового статуса ЕАЭС во ВТамО. Для его решения большое значение приобретает анализ опыта Европейского союза (ЕС), который во ВТамО сегодня имеет статус, схожий со статусом члена ВТамО («akin to membership»). По этой теме отсутствуют экспертные заключения и не проводятся научные исследования. В предлагаемой статье анализируются процедурные аспекты получения рассматриваемого статуса, компетенция ЕС, правовые позиции Суда ЕС, а также точки зрения отдельных национальных таможенных администраций.

Решение Совета ЕС о том, что Европейское сообщество должно стремиться к членству во ВТамО, было принято 19 марта 2001 г. В связи с этим Совет уполномочил Комиссию вести переговоры с ВТамО о членстве ЕС в данной организации. На основании упомянутого решения Европейское сообщество подало заявку на членство во ВТамО в апреле 2001 г. Вопрос о членстве ЕС во ВТамО был рассмотрен в 2001 г. на июньской сессии Совета ВТамО1, а также на последующих встречах в декабре 2001 г. и июне 2002 г. На тот момент несколько стран

1 Совет ВТамО является высшим органом принятия решений ВТамО, включающим всех членов на уровне руководителей таможенных служб.

высказались против такого присоединения, а в 2002 г. Совет ВТамО оставил этот вопрос открытым до принятия политического решения. После контактов на политическом уровне вышеуказанный запрос был вновь представлен в Совет ВТамО в июне 2006 г. На этот раз предложение было одобрено, и в декабре 2006 г. Совет ВТамО, а затем и Комиссия по политике ВТамО1 изучили правовые вопросы, вопросы о голосовании, а также бюджетные вопросы, относящиеся к членству ЕС во ВТамО.

На протяжении всей работы Комиссия информировала государства-члены в Группе по таможенной политике2 о ходе рассмотрения и практических последствиях потенциального членства во ВТамО. Примечательно, что на тот момент ЕС участвовал в работе тех органов ВТамО, которые были созданы международными договорами или соглашениями, в которых ЕС выступал стороной3. Что касается работы ЕС в иных органах ВТамО, то он мог участвовать только в качестве наблюдателя, а в некоторых случаях требовалось специальное приглашение (например, на заседания Комиссии по политике).

Статус члена ВТамО предоставлял ЕС возможность участвовать во всех ее органах, которые открыты для общего членства, и быть избранным в выборные органы. Следует отметить, что таможенные вопросы являются исключительной компетенцией ЕС в силу Договора о создании Европейского сообщества и вторичного законодательства, а также Таможенного кодекса ЕС. Существуют также некоторые стандарты (положения, правила) в области таможенного сотрудничества, связанные с таможенными правонарушениями и вопросами, относящимися к компетенции государств - членов ЕС, которая регулируется разделом VI Договора о создании ЕС.

Что касается целей ЕС при направлении запроса о получении членства во ВТамО, то, по нашему мнению, ответом являются предложения Комиссии ЕС при подготовке Решения Совета ЕС по вопросу вступления ЕС во ВТамО и исполнения временно прав и обязанностей «akin to membership» от 14.05.2007 [6] (предложения Комиссии от 14.05.2007):

1) международное признание компетенции ЕС в области таможенной политики. Членство ЕС позволит Сообществу полностью осуществлять свои полномочия во ВТамО и в двусторонних отношениях;

2) прямое влияние на принятие решений ВТамО. В дополнение к традиционной деятельности ВТамО в таможенной сфере, где ЕС уже является договаривающейся стороной ряда конвенций ВТамО, разработаны новые мероприятия, в частности, в области безопасной цепи поставки товаров, а также борьбы с контрафактной и пиратской продукцией;

3) более эффективная координация деятельности государств - членов ВТамО;

4) повышение международного имиджа ЕС и Комиссии.

Анализ этих предложений позволяет прийти к пониманию того, что аналогичные подходы и приоритеты в отношениях с ВТамО могут быть применены также для ЕАЭС.

1 Policy Commission of the World Customs Organization.

2 Customs Policy Group.

3 Например, соглашения по таможенной стоимости, Гармонизированной системе, пересмотренной Киот-ской конвенции.

Не менее важным вопросом, на наш взгляд, является компетенция таможенного или экономического союза во ВТамО, сопряженная с правами и обязанностями, которые соответственно принимает на себя субъект международного права1 во ВТамО при подготовке, а впоследствии при исполнении договоренностей, достигнутых в рабочих органах этой организации. В этом контексте стоит напомнить, что согласно Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 государства - члены ЕАЭС осуществляют скоординированную политику (в том числе таможенную. - Прим. авторов) в пределах и объемах, установленных международными договорами в рамках Союза.

Исследуя правовые инструменты ЕС, которые были использованы для получения членства во ВТамО, следует акцентировать внимание на декларации о компетенции Сообщества в отношении ВТамО [7].

В текстовой части декларации о компетенции Сообщества отмечено, что в соответствии с Договором об учреждении Европейского сообщества декларация устанавливает компетенцию, которую государства - члены ЕС передали Сообществу по вопросам, регулируемым Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества. При этом полномочия, которые государства - члены ЕС передали Европейским сообществам в соответствии с договорами, по своей природе подлежат непрерывному изменению. Здесь же отмечено, что ЕС в связи с этим оставляет за собой право корректировать декларацию.

В рамках изучения вопроса о передаваемой Сообществу компетенции государствами - членами ЕС нельзя не отметить последовавшее за декларацией Решение Совета ЕС от 25.06.2007 о выполнении прав и обязанностей «akin to membership» временно Европейским сообществом во Всемирной таможенной организации (Решение Совета от 25.06.2007) [8]. В преамбуле указанного акта констатируется, что государства - члены ЕС поддерживают свой статус во ВТамО, а ЕС и его государства-члены обладают компетенцией в областях, охватываемых Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества; по вопросам, подпадающим под компетенцию ЕС, должна быть определена позиция ЕС. В то же время по вопросам, относящимся частично к компетенции Сообщества, государства - члены ЕС должны стремиться занять общую позицию для обеспечения единства внешнего представительства ЕС и его государств-членов; ввиду вышеизложенного Совет должен предоставить для осуществления прав и обязанностей сродни (akin), временно (ad interim) Европейским сообществом во ВТамО, в том числе на выплату ежегодного взноса.

При исследовании правовых инструментов получения статуса ЕС «akin to membership» во ВТамО необходимо обратить внимание на Решение Совета от 25.06.2007. Согласно этому решению государства - члены ЕС должны голосовать в пользу решения Совета ВТамО, в соответствии с которым ЕС в качестве временной меры «as interim measure» должны быть предоставлены права сродни тем, которыми пользуются члены ВТамО, в соответствии с условиями, содержащимися в нем. Далее ЕС принимает права и обязанности, подобные (правам и обязанностям. - Прим. авторов) членам ВТамО, как это предусмотрено в решении Совета ВТамО, до вступления в силу поправок к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества. Наряду с этим Европейская комиссия была уполномочена

1 Экономический или таможенный союз.

сообщить ВТамО, что ЕС принимает права и обязанности сродни тем, которыми наделены члены ВТамО, а также передать ВТамО требуемую декларацию о компетенции, указную в приложении. И, наконец, ЕС выплачивает ежегодный взнос ВТамО.

В рамках рассматриваемого вопроса обратимся к прецедентному праву ЕС. Так, до получения членства во ВТамО планировалось, что во всех органах ВТамО Сообществом будет сформирована позиция по вопросам, относящимся к его компетенции. В то же время по вопросам, относящимся к национальной компетенции, государства - члены ЕС должны были стремиться принять общую позицию, чтобы обеспечить единство внешнего представления Сообщества и его государств-членов, как того требует прецедентное право Европейского суда правосудия (нынешнее название - Суд ЕС) [9] (Суд).

Согласно п. 108 Мнения Суда 1/94 от 15.11.1994 (компетенция Сообщества заключать международные соглашения, касающиеся услуг и защиты интеллектуальной собственности, - ст. 228 (6) Договора о ЕС), очевидно, что предмет договора или конвенции попадает частично в пределы компетенции Сообщества и частично в компетенцию государств-членов, важно обеспечить тесное сотрудничество между учреждениями государств-членов и Сообщества как в процессе переговоров и заключения, так и при выполнении взятых обязательств. Обязательство сотрудничать вытекает из требования единства в международном представлении Сообщества (Постановление 1/78 [1978] ECR 2151, п. 34-36 и Мнение 2/91, § 36).

Наконец, в целях лучшей координации действий ЕС на уровне ВТамО эксперты ЕС в 2008 г. разработали руководящие принципы в форме отдельного документа. Этот документ закрепляет подходы и применяемые процедуры ЕС и государств - членов ЕС при взаимодействии с ВТамО, в том числе при рассмотрении вопросов, которые относятся к компетенции ЕС или к компетенции ЕС и государств - членов ЕС, а также процедуры голосования во ВТамО. Наличие таких руководящих принципов, по нашему мнению, позволяет сбалансировать интересы ЕС и государств - членов ЕС при представлении интересов ЕС на уровне ВТамО, а также устранить возможные противоречия.

При изучении вопроса о потенциальном членстве таможенного или экономического союза во ВТамО были проанализированы материалы о получении ЕС статуса члена ВТамО «akin to membership», а также предпринятые меры по внесению изменений в Конвенцию о создании Совета по таможенному сотрудничеству 1950 г. для этих целей. Так, в 2007 г. ВТамО должна была изменить Конвенцию о создании Совета по таможенному сотрудничеству, чтобы позволить присоединение таможенных и экономических союзов, и в том числе Европейского сообщества. Совет ВТамО на 109/110 сессиях в июне 2007 г. должен был принять реше-ние1, изменяющее упомянутую Конвенцию. Предполагалось, что поправки вступят в силу после того, как все члены ВТамО направят письменное уведомление о принятии поправки. После изменения Конвенции Европейское сообщество должно было передать на хранение правовой документ о присоединении. Кроме того, Совет ВТамО на 109/110 сессиях в июне 2007 г. также должен был принять решение с немедленным вступлением в силу, которое позволило бы ЕС временно осуществлять права и обязанности, которые схожи (akin) для членов (ВТамО).

1 Решение Совета ВТамО требует 2/3 голосов присутствующих членов.

Решение Совета ВТамО должно было вступить в силу 1 июля 2007 г. В этом контексте государства-члены были призваны поддержать оба решения Совета ВТамО в интересах ЕС. Европейское сообщество высказалось о готовности принять временный статус.

На 109/110 сессиях Совета по таможенному сотрудничеству была принята рекомендация о внесении изменений в Конвенцию о создании Совета по таможенному сотрудничеству 1950 г. (Рекомендация от 30.06.2007), согласно которой Совет предложил внести поправки в ст. VIII и XIII Конвенции 1950 г. В статье VIII закрепляется новое положение, которое фактически предоставляет возможность членам таможенного или экономического союза голосовать большим числом голосов, нежели это установлено действующей редакцией этой же статьи (сейчас -один член Совета - один голос). Новация ст. XIII рассматриваемой Конвенции заключается в предоставлении права любому таможенному или экономическому союзу стать договаривающейся стороной Конвенции о создании Совета по таможенному сотрудничеству 1950 г. В Рекомендации также дано определение термина «таможенный и экономический союз» для целей членства во ВТамО. Однако не все члены ВТамО направили письменное уведомление о принятии поправки. Таким образом, она не вступила в силу, и, как следствие, таможенные и экономические союзы не могут получить статус полноправного члена ВТамО.

В контексте исследования вопроса о соответствии международному праву Решения Совета ВТамО предоставить ЕС права и обязанности «akin to membership» во ВТамО обратим внимание на то обстоятельство, что Конвенция 1950 г. строго определяет группу субъектов, которые могут получить статус члена Совета [1, ст. II]. Согласно буквальному толкованию Конвенции 1950 г. этот статус не может быть предоставлен таможенному или экономическому союзу хотя бы по той причине, что эти субъекты не поименованы в качестве договаривающихся сторон Конвенции. Поправки к Конвенции, предложенные в Рекомендации Совета от 30.06.2007, до сегодняшнего дня не вступили в силу, поэтому возникает вопрос о юридической силе Решения Совета от 30.06.2007 предоставить данный статус ЕС вопреки положениям Конвенции 1950 г.

В подтверждение этого тезиса следует привести позицию США по вопросу членства ЕС во ВТамО, размещенную на сайте Государственного департамента США [11]. Основной посыл американской стороны по этому вопросу - Совет превысил свои полномочия в нарушение норм действующей Конвенции ВТамО 1950 г. при предоставлении ЕС статуса, схожего членству во ВТамО [11]. Так, делегат Соединенных Штатов отметил, что Совет превысил свои полномочия в соответствии с нынешним текстом Конвенции ВТамО, когда он подразумевал для ЕС возможности предоставления права, схожего членству. Позиция США заключается в том, что статус «akin to membership» не имеет никакой юридической силы. США признают, однако, что статус «akin to membership» отражает стремление к членству во ВТамО, включая желание США, чтобы ЕС имел значительную роль во ВТамО. Поэтому Соединенные Штаты готовы согласиться со статусом «akin to membership» в той части, которая соответствует Конвенции ВТамО и правилам процедур1. Кроме того, США считают, что смысл проекта поправки ст. VIII Конвенции ВТамО должен быть официально разъяснен.

1 Rules of Procedure.

Таким образом, поднятая в данной статье проблема требует более детального изучения, в том числе на основе материалов Совета ВТамО и Комиссии по политике. До рассмотрения возможности применения ЕАЭС опыта ЕС в части получения статуса «akin to membership» требуется получение ответов на вопросы о статусе самого ЕС во ВТамО, который нередко именуют как ассоциированное членство, а ЕС - ассоциированным членом ВТамО. По нашему мнению, такая терминология, как показало исследование, представляется не совсем корректной (ассоциированный член, как правило, не имеет права голоса1).

Полученные результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Де факто возможно выделить три статуса, характеризующих членство заинтересованного субъекта во ВТамО: 1) член ВТамО; 2) наблюдатель; 3) членство «сродни» (родственное, близкое, такое же, как) «akin to membership» (прецедент ЕС).

2. Согласно Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г. международная организация может получить только статус наблюдателя во ВТамО. Конвенция не раскрывает объем прав и обязанностей субъекта, получившего этот статус. Согласно международной практике статус наблюдателя не позволяет в полном объеме осуществлять права, связанные с решением вопросов развития таможенного сотрудничества и подготовкой правовых инструментов, которые разрабатываются различными институтами ВТамО (комитетами, комиссиями, рабочими группами). Применительно к ВТамО этот вопрос требует предметного уточнения.

Значение статуса члена ВТамО для заинтересованного субъекта (в том числе таможенного и экономического союза) определяется правом в полной мере участвовать во всех органах ВТамО, которые открыты для общего членства, и быть избранным в выборные органы.

3. Статус ЕС во ВТамО вызывает неоднозначную оценку, поскольку решение Совета ВТамО, принятое на 109/110 сессии от 30.06.2007, как предполагается, не в полной мере соответствует Конвенции 1950 г.

Решение Совета ВТамО, которым был предоставлен статус ЕС, именуемый «akin to membership», в отечественных научных источниках не анализируется. Для более глубокого исследования вопроса присоединения ЕС к ВТамО интерес представляют: 1) форма и содержание заявления ЕС, направленного во ВТамО; 2) рабочие материалы ЕС и Комиссии по политике ВТамО, в рамках которых проанализированы правовые вопросы, а также проблематика голосования ЕС во ВТамО, взносы ЕС во ВТамО; 3) разъяснения Совета ВТамО (при наличии) по вопросам, которые были озвучены представителем США о предоставлении ЕС статуса члена ВТамО «akin to membership». Более того, научно-практический интерес представляют материалы ВТамО, отражающие правила и процедуры голосования, а также информацию о механизме разрешения споров в Совете ВТамО,

1 Ассоциированное членство ранее применялось в отношении несамоуправляющихся территорий. В настоящее время применяется в отношении государств, которые не полностью соответствуют критериям, предъявляемым к членам международной организации, но заинтересованы в ее деятельности. Между государством и международной организацией заключается соглашение об ассоциировании. Причем от имени организации выступает не только она сама, но и ее члены. Ассоциированный член имеет право принимать участие в работе сессий высшего органа, но без права голоса; вносить предложения по повестке дня сессии; получать всю документацию.

различных комитетах и рабочих группах этой организации по рассматриваемым вопросам, изложенным в Конвенции 1950 г.

4. Декларация о компетенции Европейского сообщества по вопросам, охватываемым Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г., является важным правовым инструментом в процессе получения членства ЕС во ВТамО, поскольку этот документ (в форме приложения к Решению Совета ЕС

2007 г.) фиксирует сферы таможенного регулирования, которые находятся в ком-

1

петенции экономического союза .

5. Неоднозначная оценка правового статуса ЕС во ВТамО, а также наличие мнения, что такой статус не имеет юридической силы, не мешают ЕС осуществлять права и обязанности, схожие статусу члена ВТамО.

6. Опыт ЕС в части получения правового статуса во ВТамО свидетельствует о сложности и одновременно гибкости переговорного процесса, в котором участвовали заинтересованные стороны. Несмотря на то, что модель участия ЕС в работе ВТамО вызывает ряд правовых и политических вопросов, дальнейшее изучение опыта ЕС представляется перспективным для выстраивания отношений ЕАЭС с ВТамО.

Использованные источники

1. Гошин В. А., Мозер С. В. Перспективы вступления Евразийского экономического союза во Всемирную таможенную организацию // Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в современных условиях: материалы II научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 19-20 ноября 2015 г.): в 2 ч. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2015. Ч. 1. С. 20-29 ([Электронный ресурс] «РТА:НАУКА». URL: www.customs-academy.net/?p=8539).

2. Китай выступает за предоставление ЕЭК статуса самостоятельного члена в ВТО [Электронный ресурс] // Информационное агентство России «ТАСС», 11 октября 2015 г. URL: http://tass.ru/ekonomika/2336093.

3. Бельянинов предлагает сформировать евразийский дивизион во Всемирной таможенной организации [Электронный ресурс] // Белорусское телеграфное агентство «Новости Беларуси», 17 сентября 2015 г. URL: http://www.belta.by/economics/view/beljjaninov-predlagaet-sformirovat-evrazijskij-divizion-vo-vsemirnoj-tamozhennoj-organizatsii-163070-2015/.

4. Положение о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Министр ЕЭК Владимир Гошин обсудил с Генеральным секретарем Всемирной таможенной организации Кунио Микурия перспективы взаимодействия ЕАЭС [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЕЭК, 29 октября 2015 г. URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/nae/news/Pages/30-10-2015-1.aspx.

6. Proposai for a Council decision on the accession of the European Communities to the World Customs Organisation and the exercise of rights and obligations akin to membership ad interim (presented by the Commission). Brussels, 14.05.2007, C0M(2007) 252 final, 2007/0087 (ACC) [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri= CELEX:52007PC0252&from=EN.

1 Например, в ЕС к этим сферам относятся: таможенный союз, общая торговая политика; таможенное сотрудничество; упрощение таможенных процедур; таможенная стоимость; происхождение; гармонизированная система, тарифная классификация; вопросы тарифа и квот; соответствие и охрана правопорядка: наркотические прекурсы, борьба с контрафактом, контроль за наличными денежными средствами; безопасная цепь поставки товаров; транзит, временный допуск; институциональное строительство, техническое содействие, обучение.

7. ANNEX Declaration of competence by the European Communities in matters covered by the Convention establishing a Customs Co-operation Council. Proposal for a Council decision on the accession of the European Communities to the World Customs Organisation and the exercise of rights and obligations akin to membership ad interim (presented by the Commission). Brussels, 14.5.2007, COM(2007) 252 final, 2007/0087 (ACC), Pages 10-14 [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:52007PC02 52&from=EN.

8. Council Decision of 25 June 2007 on the exercise of rights and obligations akin to membership ad interim by the European Community in the World Customs Organisation (2007/668/EC) [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:32007D0668.

9. Opinion of the Court of 15 November 1994. Competence of the Community to conclude international agreements concerning services and the protection of intellectual property. Article 228 (6) of the EC Treaty. Opinion 1/94 [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1434894612069&uri=CELEX:61994CV0001.

10. Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г., Брюссель [Электронный ресурс]. URL: http://www.wcoomd.org/en/about-us/legal-instruments/~/media/85C43 EA98BB443FABAE073FD17B0965B.ashx.

11. Summary of U. S. intervention to World Customs Organization (June 2007). Agenda item XIII -Other business participation of the European Community in the World Customs organization. US Department of State. 20.01.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://2001-2009.state. gov/s/l/2007/112685.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.