ИЮЛЬ М (292) ЗНивО
И
i
УДК 378.046.4
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОСОБО ОПАСНЫМ ИНФЕКЦИЯМ
Ю.В. Сизова, О.С. Бурлакова, А.С. Водопьянов, И.Я. Черепахина, В.В. Балахнова, В.А. Коршенко, В.В. Баташов
ФКУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный институт» Роспотребнадзора,
Ростов-на-Дону, Россия
Проведен сравнительный анализ различных форм дистанционного обучения и показана возможность их использования для проведения заочной части курсов повышения квалификации по программе «лабораторная диагностика и эпиднадзор за холерой». Разработан смешанный вариант на основе форума с демонстрацией практических навыков в видеорежиме и интернет-обсуждением в чате, где любой обучающийся может задать уточняющие вопросы и получить консультации преподавателей.
Ключевые слова: холера, повышение квалификации, дистанционное обучение, чат.
Yu.V. Sizova, O.S. Burlakova, А.S. Vodopyanov, I.Ya. Cherepakhina, V.V. Balakhnova, V.A. Korshenko, V.V. Batashov □ POSSIBILITY OF USE OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN TRAINING ON ESPECIALLY DANGEROUS INFECTIONS □ Rostov-on-Don Plague Control Researsh Institute of Rospotrebnadzor, Rostov-on-Don, Russia.
A comparative analysis of various forms of distance learning and the possibility of their use for the correspondence of the professional advancement courses on the program «laboratory diagnosis and surveillance of cholera». A hybrid option based forum with a demonstration of practical skills in the video mode, and online discussion in the chat, where any student can ask clarifying questions and get advice teachers.
Key words: cholera, professional advancement, distance learning, chat.
Как известно, начало третьего тысячелетия ознаменовалось существенным изменением стратегии образования путем внедрения в него дистанционных технологий. В сети Интернет уже созданы и успешно используются дистанционные курсы, которые дают разносторонние и глубокие знания в различных предметных областях, в том числе - микробиологии и эпидемиологии. Работа с возбудителями особо опасных инфекций, при которой особое внимание уделяется вопросам биологической безопасности, требует подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и при получении дополнительного профессионального образования [11]. Поэтому в настоящее время в системе эпиднадзора за опасными инфекционными заболеваниями приобретает особую актуальность разработка новых научно-методических подходов для очно-заочных и заочных курсов повышения квалификации специалистов с использованием дистанционного обучения.
Дистанционное обучение (ДО) - обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателей и обучающихся [4, 5, 7-9]. Дистанционное обучение имеет все составляющие учебного процесса: программы, учебный план, методологии. От того, какие формы и методы при этом будут использованы, на основе каких современных технологий они будут построены, зависит во многом успешность обучения [1-3, 10, 13].
Любой процесс дистанционного обучения состоит из следующих этапов:
- собственно дистанционное обучение с использованием современных информационных технологий и средств связи;
- самостоятельная работа по поиску необходимой информации, выполнению проверочных заданий и других контрольных работ, необходимых для успешной сдачи экзамена;
- аудиторное обучение, в процессе которого сдаются зачеты и экзамены, требующие физического присутствия обучаемого и преподавателя. Этот этап при осуществлении дистанционного обучения имеет особое значение, т. к. связан с контролем обучающей стороны полноты освоения правил и принципов биологической безопасности работы с патогенными биологическим агентами.
Достоинством ДО является модульность, при которой каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ независимо от их места нахождения [6, 7, 9].
В настоящее время существует несколько наиболее распространенных форм занятий:
- чат-занятия проводятся в режиме реального времени с одновременным доступом к нему всех участников учебного процесса, общение происходит одновременно и параллельно;
12
ЗНиСО июль N7 (292)
- веб-занятия осуществляются с помощью форума на интернет-сайте, где каждый участник учебного процесса оставляет записи на определенную тему, обмен информацией может происходить асинхронно в отличие от чат-занятий;
- рассылка образовательных материалов в цифровом виде на электронную почту каждого слушателя. Слушатель дистанционно сдает тесты текущего контроля и выполняет необходимые письменные работы, при этом он может пройти консультирование с преподавателем.
С учетом вышесказанного ФКУЗ «Ростов-ский-на-Дону противочумный институт» Рос-потребнадзора планирует разработку и внедрение дистанционного электронного обучения на очно-заочных циклах повышения квалификации врачей-бактериологов по программе «лабораторная диагностика и эпиднадзор за холерой», что способствует реализации Концепции функционирования системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 2020 года и выполнению ее основных стратегических направлений и задач и создает условия для перехода на качественно новый уровень подготовки специалистов Рос-потребнадзора.
Для этого разрабатывается специальная программа с учетом образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов по специальности «бактериология» - 040301 (2001) и программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации врачей-бактериологов по лабораторной диагностике особо опасных инфекций, утвержденных директорами противочумных институтов Роспотребнадзора РФ.
Проведение заочной части дистанционного курса планируется осуществлять в виде комбинированной работы над предлагаемыми текстами, видеоматериалами, решением ситуационных задач, выполнением письменных работ, а также прохождением серии контрольных тестовых заданий. Для этого будут созданы блоки электронных лекций, мультимедийных презентаций, учебных задач, комплекты («кейсы») специальных учебных пособий, электронная библиотека. Эти формы могут работать как по отдельности, так и в комплексе [12]. Используя современные информационные технологии, прежде всего сети Интернет, в учебном процессе планируется использовать:
- мгновенную передачу информации (лекций, инструктивно-методических материалов, презентаций);
- предоставление общения на форумах, чатах для возможности решения всплывающих в процессе обучения вопросов;
- выполнение заданий для проверки знаний.
Цель исследования - сравнительный анализ различных форм дистанционного обучения и оценка возможности их использования для проведения заочной части курсов повышения
квалификации по программе «лабораторная диагностика и эпиднадзор за холерой».
Материалы и методы. Для тестирования различных форм дистанционного образования использовали настольные компьютеры с установленной операционной системой Windows 7, 8, 10 и коммуникаторы на базе Android и iPhone. Тестирование проводили с использованием программного обеспечения Skype и Simple Mashines Forum. Ряд программных модулей был разработан авторами на языках программирования php и JavaScript.
Результаты исследования. Результаты сравнительного анализа показали, что каждая из форм дистанционного образования имеет свои достоинства и недостатки. При этом наиболее информативными являются занятия в виде видеоконференций, обеспечивающих общение между преподавателем и обучающимся в режиме реального времени. Это позволяет проводить как объяснение материала, так и наглядные демонстрации. Существенным достоинством данного метода является возможность задавать вопросы непосредственно во время занятия.
Вместе с тем, как показали практические опыты, данный метод обладает рядом существенных недостатков, основным из которых является высокие требования к интернет-соединению, позволяющему проводить видеоконференции с передачей изображения в высоком качестве, и отсутствие широкополосного доступа к сети Интернет в небольших городах.
При этом даже при проведении тестовой видеоконференции при наличии высокоскоростного подключения возникали периодические помехи и сбои, что может быть обусловлено большим числом компьютеров организации, одновременно использующих сеть Интернет. Нерешенным остается вопрос о мероприятиях в случае внезапного отсоединения одного-двух участников: - «Должна ли оставшаяся группа ожидать их повторного присоединения?» Если их не ждать, то это может привести к нарушению целостности понимания темы из-за ее пропущенных фрагментов. С другой стороны, ожидания могут привести к существенному затягиванию продолжительности занятия. Так, например, если время на повторное подключение занимает в среднем 3-5 мин, а обрыв соединения за время занятия произойдет по одному разу хотя бы у половины участников в группе из 20 человек, то время занятия увеличится на 30-50 мин.
Учитывая все недостатки видеоконференции как формы дистанционного обучения, наиболее подходящим и не требовательным к качеству интернет-соединения является использование форума на интернет-сайте. При этом проведение образовательного процесса возможно даже при наличии очень медленного соединения, в том числе и при использовании мобильного интернета (2G, EDGE, 3G), что приобретает особую актуальность в последнее
Ü
июль И07 (292)
ЗНиСО
13
_ время, поскольку все большее количество
=£ пользователей используют для доступа в Ин-^г тернет мобильные устройства. Одним из достоинств данного метода является его «асин-1— хронность», то есть отсутствие привязки к конкретному времени проведения занятия. Вместе с тем данный метод обладает меньшей наглядностью по сравнению с видеоконференциями.
Поэтому в процессе выполнения настоящей работы нами был разработан смешанный вари'—' ант на основе форума на базе Simple Mashines Forum версии 2.0, в том числе его мобильная версия, позволяющая работать на устройствах с F^ небольшим экраном.
При этом каждая лекция или демонстрация с:^ практических навыков записываются на видео ^^ и доступны как для просмотра в режиме реального времени, так и для скачивания в случае медленного соединения с Интернетом. К каж-= дому видеофрагменту есть соответствующее ин-с= тернет-обсуждение на форуме, где любой обу-^^ чающийся может задать уточняющие вопросы и получить консультации преподавателей. Важным преимуществом является возможность возврата к уже пройденному материалу и повторного просмотра видеофрагментов.
Учитывая, что преподавателя и обучаемого может разделять большое расстояние, одним из важных аспектов является обеспечение контроля над процессом обучения. Для этого при проведении заочной части курсов возможен учет заданных вопросов по каждой теме и просмотров отдельных тем каждым из участников образовательного процесса.
Для апробации созданного образовательного портала были записаны фрагменты занятий на темы «Одевание защитного костюма» и «4-й этап исследования на холеру - отбор подозрительных колоний». В качестве «обучаемых» выступали не только сотрудники лабораторий ФКУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный институт» Роспотребнадзора, но и специалисты некоторых филиалов ФБУЗ ЦГиЭ в Ростовской области, которые после просмотра видеоматериалов имели возможность задать вопросы и получить ответы от преподавателей. Это позволяет сделать вывод о возможности использования разработанного портала для обучения на очно-заочных курсах повышения квалификации по программе «лабораторная диагностика и эпиднадзор за холерой».
Вывод. Таким образом, новые образовательные технологии создадут реальные условия для повышения профессионального уровня знаний по лабораторной диагностике возбудителей особо опасных инфекций сотрудников Роспотребнадзора и медицинских организаций, лишенных возможности проходить длительное очное обучение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амиреев С.А. и др. Оценка профессионализма врачей-эпидемиологов посредством тест-системы контроля знаний / С.А. Амиреев, Г.А. Ибраева // Материалы VIII Всерос. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. М., 2002. Т. 4. С. 131-132.
2. Водяницкая С.Ю. и др. Подготовка специалистов Рос-потребнадзора по международным медико-санитарным правилам (2005) в системе дополнительного профессионального образования / С.Ю. Водяницкая, Н.Р. Телесманич, В.И. Прометной и др. // Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 3 (204). С. 16-20.
3. Гарасько Е.В. и др. Интеграция преподавания медицинской микробиологии / Е.В. Гарасько, О.А. Голубей, О.Ю. Кузнецов [и др.] // Материалы VIII Всерос. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. М., 2002. Т. 4. С. 135-136.
4. Матущенко Е.В. и др. Современные тенденции в развитии послевузовского и последипломного образования на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии ОмГМА / Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Л.В. Кумпан // Национальные приоритеты России. 2014. № 3. С. 17-18.
5. Матущенко Е.В. и др. Опыт развития дистанционных технологий в последипломном образовании врачей бактериологов / Е.В. Матущенко, Л.В. Кумпан, Н.В. Рудаков, С.Н. Батурлина // Национальные приоритеты России. 2014. № 3 (13). С. 160-162.
6. О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме: Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2015 г. № ВК-1013/06.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
8. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2.
9. Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2.
10. Филиппов А.А. и др. Подготовка специалистов по особо опасным инфекциям / А.А. Филиппов, Л.А. Тихомирова, Л.А. Челова и др. // Материалы VIII Всерос. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. М., 2002. Т. 4. С. 143-144.
11. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41.
12. Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Серия «Учебное пособие». СПб.: Питер, 2004. 541 с.
13. Черкасский Б.Л. др. Основные направления совершенствования послевузовской подготовки эпидемиологов / Б.Л. Черкасский, Е.Г. Симонова, Н.Г. Лопухина // Материалы VIII Всерос. съезда эпидемиол., микробиол. и паразитол. М., 2002. Т. 4. С. 144-145.
Контактная информация:
Сизова Юлия Владимировна, тел.: +7 (918) 509-74-62, e-mail: [email protected]
Contact information: Sizova Yulia,
рИопе: +7 (918) 509-74-62, e-mail: [email protected]
♦ ♦ ♦