СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
что дисциплина «Иммунология» входит в математический, естественнонаучный цикл, на 6 курсе кафедра клинической иммунологии обеспечивает освоение студентами клинических аспектов иммунологии (вопросы иммунодиагностики, оценки иммунного статуса, им-мунодефицитов и иммунотерапии, аллергии, аутоиммунных заболеваний и др.).
Поскольку реализация ФГОС-3 только началась, студенты еще не сдавали экзамен
по микробиологии, вирусологии, делать окончательные выводы о достоинствах и недостатках предложенного пути решения возникших вопросов рано. Но совершенно очевидно, что невозможно полноценное освоение студентами микробиологии и вирусологии без изучения вопросов общей и инфекционной иммунологии. А, значит, их преподавание должно остаться на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ОмГМА
Е.В. Матущенко, С.Н. Батурлина, Л.В. Кумпан Омская государственная медицинская академия
Последипломное медицинское образование является одной из основополагающих систем формирования актуальных знаний и умений в использовании новейших медицинских технологий, реализации принципа непрерывности профессионального образования.
Кафедра микробиологии, вирусологии с курсом иммунологии Омской государственной медицинской академии более 20 лет успешно решает вопросы последипломной подготовки специалистов в области бактериологии, вирусологии и паразитологии высшего и среднего медицинского звена. Учебный процесс осуществляют высококвалифицированные специалисты: доктора и кандидаты медицинских наук, специалисты практического здравоохранения и ведущие эксперты в различных областях.
Ежегодно на кафедре микробиологии проходят обучение более сотни слушателей по специальностям бактериологии, вирусологии и паразитологии по образовательным программам специализации и усовершенствования, дополнительным образовательным программам по актуальным вопросам здравоохранения. Программы дополнительного образования включают в себя циклы: тематического усовершенствования (от 72 до 144 часов); общего усовершенствования (432 часа); профессиональной переподготовки (576 часов), сертификационные циклы
(от 144 до 216 часов); ординатура (5184 часов). Обучение проводится на бюджетной и внебюджетной основе по очной и очно-заочной формам обучения.
На основании приказа № 210н от 23.04.2009 г. «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» и приказа № 705 н от 09.12.2008 г. «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников» в учебном процессе ПДО используются различные педагогические формы и методы преподавания дисциплин.
За многолетний период внедрены новые формы обучения с включением учебных фильмов, мультимедийных презентаций, проведением тренингов, тестового контроля, учебных конференций, «круглых столов», различных видов семинаров. Занятия ведутся на базах лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора города Омска. В последние годы слушателям предоставлена возможность получать необходимую информацию для практической работы на электронных, магнитных носителях, что значительно повышает уровень подготовки специалистов. Серьезное внимание уделяется внедрению
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2013. № 2 (9). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
дистанционных образовательных технологий в процессе последипломного образования специалистов. Предполагается создать действительно непрерывный процесс профессионального усовершенствования врачей. Болонская декларация, которую Россия подписала в сентябре 2003 года, предоставляет вузам полномочия в принятии самостоятельных решений относительно обеспечения возможностей граждан к обучению в течение всей жизни.
В рамках этих полномочий с 2012 года на кафедре организовано непрерывное профессиональное образование врачей и средних медицинских работников по указанным выше специальностям для отдаленных территорий.
Устойчивой тенденцией развития мирового образовательного процесса является применение современных информационных технологий и замена традиционных технологий обучения более совершенными и эффективными [Байден-ко В. И., 2002; Балкизов З. З., 2010; Краснова Г. А., 2004; Пальцев М. А. с соавт., 2008].
Использование информационных технологий и средств мультимедиа увеличивает долю усвоения учебного материала до 75 %, снижает стоимость обучения на 30-40 %, а его продолжительность - на 20-40 %. Знания усваиваются на 40-60 % быстрее, чем по традиционной методике [Стрижаков А. Н. с соавт., 2007].
Дистанционное обучение включает аудиторные занятия в виде классических лекций, передаваемых средствами видеоконференцсвя-зи на расстояние для удаленной аудитории; тестирования для самопроверки знаний специалистов, которое позволяет выявить недостаточно проработанные темы; обратную связь с обучаемыми и консультации со специалистами кафедры.
В настоящее время для самостоятельных занятий обучаемых разрабатывается электронная база, в которую будут загружены учебные материалы и тесты.
Преподаватели кафедры, принимающие участие в переподготовке врачей на цикле ПДО, регулярно совершенствуют свои знания на базах учреждений в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Смоленске, Сочи, на межвузовских и внутривузовских конференциях.
С 2007 года на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии успешно проводятся выездные сертификационные циклы по специальностям «Бактериология» и «Паразитология». Последипломное образование по данным специальностям на выездных циклах получили врачи-бактериологи в городах Салехард, Но-ябрьск, Новосибирск, Курган.
С 2009 года обновлены планы переподготовки специалистов на цикле ПДО. Включены новые темы в циклы усовершенствования. Большое внимание уделяется подготовке врачей-бактериологов по наиболее востребованным направлениям в разрезе тематических циклов: «Санитарная микробиология», «Рациональная антибиотикотерапия инфекционных заболеваний», «Клиническая микробиология», «Современные методы лабораторной диагностики паразитарных инфекций», «Методы лабораторной диагностики вирусных инфекций».
Кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии разрабатываются перспективные планы циклов ПДО для врачей бактериологов, вирусологов, паразитологов совместно с другими кафедрами ОмГМА. Запланированы выездные сертификационные и тематические циклы по санитарной бактериологии в города Западно-Сибирского региона.
МЕЖИНСТИТУТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИССЛЕДОВАНИИ НОВОЙ ПРИРОДНО-ОЧАГОВОЙ ИНФЕКЦИИ - ОМСКОЙ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ
Н. В. Рудаков, В. К. Ястребов
Омский НИИ природно-очаговых инфекций Роспотребнадзора
Особое место в межинститутском научном сотрудничестве омских и московских ученых, а также работников здравоохранения Омской
области занимает всестороннее исследование новой природно-очаговой инфекции - омской геморрагической лихорадки (ОГЛ). Открытие