Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНО ЛИ БЕССМЕРТИЕ?'

ВОЗМОЖНО ЛИ БЕССМЕРТИЕ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1286
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОНТОЛОГИЯ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / СТАРЕНИЕ / СТАРОСТЬ ДУХОВНАЯ / СТАРОСТЬ ТЕЛЕСНАЯ / БЕССМЕРТИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СТАРОСТЬ И БОЛЕЗНИ / РАК / МИТОХОНДРИИ / ЛИПИДЫ / АПОПТОЗ / ЙОГА / ЭВОЛЮЦИЯ / ПРОГРАММА СМЕРТИ / СТАРОСТЬ ДУШЕВНАЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Боброва Любовь Алексеевна, Глухов Сергей Викторович

В обзоре с опорой на современные научные источники кратко рассматриваются проблемы и аспекты бессмертия и природа старения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT POSSIBLE THE AGING?

The review, based on modern scientific sources, briefly discusses the problems and aspects of immortality and the nature of aging.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНО ЛИ БЕССМЕРТИЕ?»

ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 613.9, 129

БОБРОВА Л.А., ГЛУХОВ С.В.* ВОЗМОЖНО ЛИ БЕССМЕРТИЕ? (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2021.01.01

Аннотация. В обзоре с опорой на современные научные источники кратко рассматриваются проблемы и аспекты бессмертия и природа старения.

Ключевые слова: геронтология; продолжительность жизни; старение; старость духовная; старость телесная, старость душевная; бессмертие; мировоззрение; старение населения; старость и болезни; рак; митохондрии; липиды; апоптоз; йога; эволюция; программа смерти.

BOBROVA L.A., GLUKHOV S.V. Is it possible the aging? (Review).

Abstract. The review, based on modern scientific sources, briefly discusses the problems and aspects of immortality and the nature of aging.

Keywords: gerontology; life expectancy; aging; spiritual old age; physical old age, mental old age; immortality; worldview; population aging; old age and diseases; cancer; mitochondria; lipids; apoptosis; yoga; evolution; death program.

* Боброва Л.В., 2021.

Боброва Любовь Алексеевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: bobrovala2012@yandex.ru

Глухов С.В., 2021.

Глухов Сергей Викторович - младший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: sglukhov@mail.ru

Для цитирования: Боброва Л.А., Глухов С.В. Возможно ли бессмертие? (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 9-34. DOI: 10.3Ш9/грЫ1/2021.01.01

Введение

Человек на протяжении всей своей истории мечтал о бессмертии. Но только сегодня созданы условия для её осуществления. По мнению ряда ученых, в том числе проф. М. Зейна, «мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью» (цит. по: [3, с. 21]). В экономически развитых и развивающихся странах достигнут такой уровень науки, медицины и технологий, который обеспечивает постоянное увеличение продолжительности жизни людей. Это, в свою очередь, приводит к тому, что растет доля пожилых людей среди населения этих стран (население стареет). Так, например, в России уже в 1989 г. лица от 60 лет и старше составляли 15,4% населения.

В связи с этими факторами возрастает внимание к геронтологии - науке, которая изучает причины и механизмы старения человека, а также способы борьбы с ним. Во второй половине ХХ в. геронтология окончательно оформилась как самостоятельная дисциплина.

Развитие геронтологии в историческом аспекте представлено в ее периодизации, предложенной В.Н. Анисимовым [1]. Периодизация основана на развитии познавательных моделей, используемых для изучения феномена старости. В.Н. Анисимов выделяет следующие периоды: период качественных моделей, количественных, аналитических и кибернетических моделей.

Период качественных моделей охватывает Античность и Средневековье (IV в. до н.э. - XV в.). В.Н. Анисимов отмечает, что в древнейшие времена желание понять феномен старения было неотделимо от желания замедлить или устранить его. Что касается практических рецептов, то описание старческих изменений и рекомендации по продлению жизни можно найти уже в произведениях древнеегипетских и древнеиндийских авторов. Однако первые целенаправленные, систематические попытки достичь цели продления жизни достоверно зарегистрированы в Древнем Китае у даосов.

Даосизм (ГУ-ГГГ вв. до н. э.) представляет собой религиозно-философскую систему, одной из главных целей которой - продление жизни ее адептов [1, с. 23]. Согласно даосизму, человек может посредством собственных усилий трансформироваться в совершенное, бессмертное существо. Для этого необходимы комплексные меры. Основными из них были следующие: этические - спокойная жизнь (для экономии жизненной энергии); религиозные -медитация (для оказания влияния на дао); дыхательная техника (поскольку считалось, что через дыхание осуществляется связь между человеком и божеством); диета и др. Однако нет достоверных данных о влиянии диеты и других мер даосов на их продолжительность жизни [1, с. 24].

Примерно в то же время, что и даосизм в Китае, в Древней Греции зародилась герокомия - направление, связанное с возможностью достижения здоровой старости с помощью умеренности во всем. Но герокомия не представляла собой целостную систему взглядов. Наблюдения над процессом старения, описания возрастных заболеваний, советы по продлению жизни были разбросаны по многочисленным трактатам античных авторов: как врачей (Гиппократ, Гален и др), так и философов (Аристотель, Платон, Демаокрит и др.).

Традиции герокомии получили значительное развитие в византийской и арабской медицине, откуда они были заимствованы врачами средневеквой Европы [1, с. 26].

С точки зрения развития геронтологии как науки В.Н. Ани-симов обращает внимание на алхимию. В отличие от сторонников герокомии алхимики предполагали, что победа над смертью возможна. Они считали смертность следствием несовершенства человеческой природы, и, следовательно, ликвидация этого несовершенства могла бы привести к достижению практического бессмертия. Устранить несовершенство предполагалось путем некой трансформации человека в бессмертное существо. Под этим либо понималась гармонизация соотношения составляющих его элементов, либо поиск некой бессмертной составляющей человека. В любом случае средством для этого должна была служить особая субстанция - Эликсир, или философский камень, или пятый (божественный) элемент. «Поиск этой субстанции и является основной целью алхимиков» [1, с. 26].

Фактически алхимия являлась наукой того времени. Большой вклад в ее развитие внес Р. Бэкон. Он считал, что основной причиной короткой жизни человека является его неправедный и неправильный образ жизни, особенно по сравнению с эталоном праведности - ветхозаветными патриархами. Он вел поиск веществ, продлевающих жизнь.

Одним из последних знаменитых алхимиков, большое внимание уделявших аспектам омоложения и продления жизни, был Парацельс. Однако его относительно недолгая жизнь доказала бесполезность его снадобий [1, с. 27].

Период количественных моделей совпадает с эпохой Возрождения. В XV-XVI вв. в Европе началась эра технико-экономического прогресса, который сопровождался бурным развитием естественных наук, формированием рационального научного мировоззрения и революционными преобразованиями в области общественных отношений.

О возможности увеличения продолжительности жизни в результате прогресса науки упоминали в своих работах Р. Декарт, Ф. Бэкон и др. В конце XVIII в. У. Годвин и Ж. Кондорсе связали возможность продления жизни с социальным прогрессом. Наиболее известным продолжателем герокомии эпохи Возрождения считается Л. Корнаро. Он интересен своей попыткой адаптировать герокомию к христианской церкви. Наиболее полно рекомендации герокомического характера содержались в работе немецкого врача К. Гуфеланда. Он считал, что долголетие человека в значительной степени определяется состоянием его духа.

В период аналитических моделей (XIX - нач. XX в.) были открыты основные биологические законы: клеточное строение организмов, теория эволюции и законы наследственности. Эти открытия создали предпосылки для окончательного формирования биологии как самостоятельной дисциплины [1, с. 20]. В течение этого периода сформировались практически все основные биологические дисциплины, важные для геронтологии: физиология обмена веществ, эндокринология, иммунология, физиология высшей нервной деятельности, эволюционная зоология, генетика. Тогда же в геронтологии стали использоваться аналитические модели. «Все это свидетельствует, что относительно используемых моделей данный период можно считать аналитическим периодом» [1, с. 21].

На основе эволюционных представлений возникло несколько теорий старения. Широкую известность получила теория А. Вейсмана о бессмертии простейших и половых клеток многоклеточных, а также о приспособительном характере старения и смерти. Не менее значимыми были представления И.И. Мечникова о том, что в процессе эволюции признак, сначала имевший адаптивное значение, впоследствии может стать источником вредных воздействий на организм, что ведет к болезням и старению. Исследования по биохимии и биофизике стимулировали представление о том, что старение является результатом расходования какого-то жизненного фермента (О. Бючли), утрате определенных химических веществ (Дж. Лёб), накопления вредных продуктов обмена (А. Каррель). Эмбриологи считали, что старение обусловлено замедлением роста и ослаблением способности к обновлению клеток (Ч. Минот и др.). Нейрофизиологи рассматривали старость как результат функциональных нарушений высшей нервной деятельности (И.П. Павлов и его школа) и т.д.

На основе теоретических представлений о механизмах старения стали предприниматься попытки разработки и применения методов для увеличения продолжительности жизни, но их эффективность оказалась достаточно сомнительной [1, с. 32].

Современный период развития геронтологии - это период кибернетических моделей. Как отмечает В.Н. Анисимов, «ключом к пониманию феномена жизни и старения являются процессы на молекулярном уровне организации живой материи. Поэтому возникновение истинно научной геронтологии на могло произойти ранее формирования молекулярной биологии в 50-е годы XX в., обозначившей достижение последнего уровня редукции в познании биологических законов, относящихся к геронтологии» [1, с. 21]. Поскольку в этот период в геронтологии начали применяться кибернетические модели (для описания регуляции, регенерации, надежности, эпидемиологических процессов, старения на уровне популяции и т. д.), этот период может быть назван кибернетическим периодом» [1, с. 21].

На протяжении всего данного периода «развитие знания о механизмах старения на основе обобщения (включая широкое использование математических методов) все возрастающего объема экспериментальных данных и результатов клинического примене-

ния методов продления жизни неуклонно приближало ученых к разгадке феномена старения и разработке эффективной терапии старения» [1, с. 38].

Наиболее перспективными технологиями, используемыми в геронтологии, сегодня являются генная инженерия (поскольку вмешательство в процесс старения осуществляется на уровне регуляции генной активности) и нанотехнологии. Как отмечает В.Н. Анисимов, в настоящее время человечество находится на пороге достижения возможности свободного манипулирования с отдельными атомами и молекулами. «Анализ развития этих тенденций, ведущих к "овладению" молекулярным уровнем организации живой материи, позволяет предположить, что через несколько десятилетий подходы к лечению старения претерпят коренные, революционные изменения и в конечном счете их развитие приведет к решению проблемы старения» [1, с. 40].

Однако, для того чтобы ответить на вопрос: «Что такое старость?», недостаточно естественно-научного подхода к её изучению. Старость не сводится к физическому угасанию организма. Для того чтобы разобраться в сущности этого феномена, необходимо также обратиться к философскому аспекту геронтологии.

Философия предполагает целостный взгляд на человека, учитывающий трехсоставность его природы: тело, душа и дух. Все три части тесно увязаны друг с другом. Старость есть целостный акт бытия человека, вбирающий в себя характеристики всех частей, «являющий собой некий символический, ценностно-значимый метафизический феномен, исполненный глубокого смысла» [8, с. 10].

Человек вписан в бытие мира в целом. Поэтому важен вопрос о последних (или первых) основаниях бытия человека в мире. «Только на этом пути можно надеяться изучить феномен старости во всей его полноте» [8, с. 9].

Понимание сущности старости зависит от мировоззрения, господствующего в обществе в то или иное время. Поэтому необходим историко-философский подход к этой теме.

Человек - единственное существо на Земле, которое осознает свою смертность и старость. «Ключ к тайне человека - в тайне его последнего возраста» [8, с. 281]. Философия призвана проана-

лизировать отношение человека к своей старости и общества в целом - к феномену старения.

С точки зрения культуры старость включает в себя особые социальные роли старых людей в социуме.

Сегодня задача философии состоит в том, чтобы осмыслить новую реальность современности - постоянное увеличение продолжительности жизни человека. Наука уже сегодня имеет большие достижения в решении проблемы долголетия. Оценивая достижения науки в этой области, философия ставит вопрос: если возможно практически бессмертие человека, какие перспективы или угрозы в связи с этим открываются перед человеком и обществом?

Итак, проблема старости является сложной, многоаспектной и многозначной проблемой. Для своего решения она требует комплексного подхода. Современная геронтология изучает как биолого-психологические, так и социально-культурные аспекты старения, требующие, в свою очередь философского обобщения.

Обзор состоит из двух частей: Медико-биологические основы геронтологии (автор С.В. Глухов); Философские аспекты геронтологии (автор Л.А. Боброва).

Медико-биологические основы геронтологии

Что такое «старение» с медико-биологической точки зрения? Можно дать ему простое определение: это исчерпание функциональных возможностей организма, вызванное внутренними (эндогенными) и внешними (экзогенными) причинами. На самом деле картина старения очень сложна. Все геронтологи, как правило, делятся на два противоборствующих лагеря: одни пытаются найти универсальную причину старения, а другие выступают за полиэтиологический подход. Еще больше неразберихи процессу старения добавляет феномен канцерогенеза, или, проще говоря, рака.

На сегодняшний день наука точно установила, что практически все многоклеточные организмы подвержены старению. Рекордсменами долгожительства являются губки (11 000 лет), некоторые кораллы (в два раза меньше) и двустворчатый моллюск («всего лишь» 500 лет). Для всех биологических организмов действует следующее правило: чем больше животное, тем длительнее

его жизнь. Это правило работает как внутри определенного класса, так и между классами. Конечно же, из этого правила существуют исключения. Возьмем, к примеру, млекопитающих. Мелкие представители этого класса (ежи, землеройки) находятся в начале кривой выживаемости, а крупные (киты, слоны) - в ее конце. Исключениями являются человек, летучая мышь и голый землекоп. Почему? Голый землекоп очень ловко избегает хищников в подземных локациях, а летучая мышь - в небе. Человек изобрел медицину и орудия труда, дающие ему возможность встать над всем биологическим миром. Крупные животные, будучи совершенными хищниками, могут производить меньше потомства, так как вероятность продолжения рода для них выше, чем для их соперников. Это позволяет им вкладывать больше сил в воспитание потомства. Тогда как потомство одних видов сразу после рождения вступает в борьбу за существование, потомство других может рассчитывать на длинное детство, в котором сложности добывания пищи и защиты от других животных берут на себя родители. Наличие такого периода в жизни крупных животных (и человека, в частности) продлевает их существование. Замедлить развитие и растянуть детство можно и другими способами - например, благодаря холоду. Хладнокровные животные живут дольше теплокровных за счет пониженного темпа обмена веществ. Голые землекопы, скрываясь от хищников под землей, живут в более холодном климате, чем другие млекопитающие, и температура их тела не превышает 33 градусов. Еще один способ продлить детство - обрести способность к регенерации. Долголетие кораллов и гидр вызвано именно этой особенностью.

В работе «Как остановить старение и повернуть его вспять» Владимир Еремеев рассматривает остановку роста как единственную причину старения, при этом отдавая должное экзогенным и эндогенным обстоятельствам старения. Накопление в около- и во внутриклеточной среде белковых продуктов мешает постоянной и бесперебойной работе клетки, которая заключается, помимо прочего, в обмене этими продуктами с другими клетками. Так как первые одноклеточные и многоклеточные развивались в водной среде, окислительно-восстановительные процессы в каждой клетке современного многоклеточного организма и в цельном одноклеточном организме должны поддерживать определенный уровень

рН. Оптимальной рН для всех биологических организмов, соответственно, является рН Мирового океана. Когда концентрация рН отклоняется от необходимого значения, включается механизм клеточного самоубийства - апоптоза, и этому во многом способствует накопление белкового материала внутри клетки и в окружающем ее пространстве. Одноклеточные не старели и не стареют, поскольку «конечные продукты их обмена... практически мгновенно вымывались в окружающую их воду и сразу же удалялись из околоклеточного пространства в связи с непрерывным броуновским движением клеток в воде» [4, с. 10]. В многоклеточном организме околоклеточная среда постоянно не обновляется, в результате чего кислые продукты обмена удаляются из нее в кровь и лимфу. Данный факт нисколько не противоречит сказанному выше о долголетии хладнокровных животных. Они просто-напросто избрали противоположную одноклеточным организмам стратегию, за счет низкого темпа обмена минимизировав количество его продуктов. Говоря о феноменах роста, автор замечает, что старение характеризуется ярко выраженной атрофией органов, тогда как бесконечное развитие или регенерация вызывают их гипертрофию. Все органы состоят из клеток - значит источник и решение проблемы старения следует искать именно в них.

Автор обратил внимание на то, что «многие выдающиеся пианисты успешно занимались концертной деятельностью, уже находясь в весьма преклонном возрасте» [4, с. 22-23]. Тренируя определенные мышцы и суставы в течение всей своей жизни (а также связанные с ними нейроны коры головного мозга), пианист может продлить их молодость. Следовательно, человек оказывается в состоянии избежать старости, если только сможет понять механизм этого явления и выстроит систему физических упражнений. У теплокровных млекопитающих количество расходуемой энергии положительно коррелирует с размерами тела. Со своей средней массой тела в 64 кг человек должен расходовать в день примерно по 32 ккал. Мышь, чья жизнь намного короче человеческой, а масса - намного меньше, должна расходовать за сутки около 260 ккал. Вся энергия, которая расходуется сверх этих показателей, обращается в полезный рост органов, на которые нацелены физические или интеллектуальные (если речь о мозге) упражнения. Более подвижные белки живут в 5 раз дольше, чем схожие с

ними по массе и объему тела крысы. В результате экспериментов на кроликах при двигательной активности у них сокращался уровень потребления кислорода и частота сокращения сердца. Измерения были сделаны в состоянии покоя. Также увеличивалась относительная масса головного мозга. Снижение титруемой кислотности мочи и увеличение ее титруемой щелочности у кроликов свидетельствовало о замедлении обмена веществ.

Время окончания роста организма (у человека это происходит примерно в 20 лет) совпадает со временем полового созревания, и это не случайно. Биологический индивид должен передать максимум адаптивных свойств своему потомству, и лучше всего сделать это именно на пике роста. Можно предположить, что старение начинается только после исчерпания организмом детородной функции, однако автор настаивает, что это происходит именно после окончания периода роста.

Что происходит с биологическим организмом, когда он растет? После того как активизируется генетическая программа, клетки начинают делиться. Белки и углеводы, потребляемые клеткой, передаются при делении ее дочерней клетке. Происходит обмен, подобный тому, который происходит в организме в любой другой период жизнедеятельности, за исключением периода роста. Размножение клеток в отногенезе ничем принципиально не отличается от размножения одноклеточных. Достигнув предела роста, клетка делится, производя двух клонов. Это называется симметричным делением. Так же делятся стволовые клетки во время роста многоклеточного организма. Если бы весь накопленной клеткой «мусор» передавался по «наследству» дочерним клеткам, одноклеточные организмы не смогли бы просуществовать миллиарды лет, а многоклеточные организмы не смогли бы дожить до полового созревания. С другой стороны, аккумуляция энергии и белковых продуктов, которые необходимы для растворения всех «мусорных» объектов при делении, огромна. Поэтому, когда зрелая клетка дает сигнал о самоубийстве (апоптозе), стволовые клетки многоклеточного организма делятся асимметрично: одна клетка является клоном, другая наследует весь белковый материал клетки-предшественника. Клональная клетка остается в нише стволовых клеток, тогда как дифференцированная (несущая конкретный набор генов) клетка занимает свое место в той или иной ткани или

органе. Дифференцированная клетка уже не может делиться. И, кроме того, она сразу попадает в кислую среду, которую обеспечивает околоклеточное пространство. Со временем клетки начинают делиться медленнее, поскольку «мусор» продолжает накапливаться и передаваться из поколения в поколение, а энергии для его растворения требуется все больше и больше.

Если мы сможем на протяжении всей жизни (после полового созревания) сохранять оптимальными внутриклеточное пространство и околоклеточную среду всех клеток своего организма, в таком случае даже при асимметричном делении стволовых субстратов мы можем рассчитывать на появление максимально «молодых» дифференциальных клеток, которые при своем рождении попадут в комфортную для них среду.

Но как это сделать? Чтобы внутри и вне клетки не накапливался лишний материал (кроме белкового «мусора» это чужеродные патогенные организмы вроде бактерий и вирусов, токсические и канцерогенные вещества), во время работы многочисленных митохондрий нашего организма формируются активные кислородные радикалы, подходящие на роль универсальных растворителей. Если постоянно насыщать наш организм кислородом, теоретически это может замедлить процесс старения. Кроме того, в матриксе (внутриклеточном пространстве) клетки различных тканей и органов воздействуют друг на друга достаточно плотно, и с учетом пребывания здесь крупных молекул, которые вступают в нефер-ментивные реакции (то есть без участия клеток), лишний материал просто не вымывается из клеток. Во время роста человека ткани и органы постоянно увеличиваются в размерах, так как делящиеся клетки заполняют новое пространство, вызываемое растяжением. Если мы хотим замедлить свое старение, мы должны использовать физические упражнения, которые также вызывают растяжение органов и тканей, но уже за пределами онтогенеза.

Автор взывает к специфическим исследованиям физических упражнений типа йоги, которые должны, по его мнению, последовать после его работы. Поскольку йога основана на растяжении органов и тканей, а также преодолении болевого порога, который определяется степенью жесткости коллагенового каркаса матрик-са, она может быть полезна в деле антистарения. Однако йога имеет и существенный минус: в период роста ткани растягиваются

сразу во все стороны и с одинаковой интенсивностью, однако далеко не все программы йоги могут похвастать подобной проработанностью. Необходимо разделить все мышцы тела на группы и последовательно напрягать их в ходе упражнений. Естественной инерции мышц хватит на несколько дней, поэтому сразу браться за все группы не имеет смысла. Чтобы уменьшить вязкость крови, входящий в состав матрикса, Еремеев рекомендует прием чистой воды каждые 30-60 минут.

Далее автор фокусируется на дыхательных упражнениях. Находясь в состоянии физического покоя, человек может выполнять сеансы диафрагмально-реберного дыхания. «При этом, - пишет автор, - все усиленно ритмические сжимаемые и растягиваемые при глубоком дыхании ткани будут постепенно увеличивать свою эластичность» [4, с. 221]. Таким образом будет обновляться околоклеточная среда. Методика, которую предлагает Еремеев, основана на глубоком активном дыхании, которое вызывает сокращение брюшной, тазовой и грудной полостей.

Все физические и дыхательные упражнения должны быть длительными. При небольшой нагрузке в условиях дефицита кислорода клетки переходят на анаэробный способ дыхания (без участия митохондрий), что способствует выделению ими молочной кислоты.

Автор следующей работы нашего обзора Ли Ноу [6] избрал последовательный универсалистский подход. Он подчеркивает роль митохондрий в генезисе большинства «старческих» заболеваний. Именно митохондрии, ответственные за аэробное дыхание и энергетическую поддержку клетки, вырабатывают свободные кислородные радикалы, о которых уже шла речь выше. Однако их функция в организме животного, как мы увидим далее, амбивалентна.

Современная наука считает, что митохондрии в прошлом были бактериальной формой, вступившей в симбиоз с определенным биологическим организмом (возможно, с общим предком всех биологических организмов - LUCA). И по виду, и по размеру митохондрия весьма напоминает бактерию. Митохондрия отделена от цитоплазмы клетки внешней мембраной. Основной продукт жизнедеятельности - кислород и глюкоза, которые перерабатываются митохондрией с целью производства энергии. Супероксид -

свободный радикал - является дополнительным продуктом окислительного процесса, происходящего в каждой митохондрии. Они также сохранили собственный генетический аппарат, который удобен (митохондрии мобильны, в отличие от ядра) для процессов, происходящих в них и рядом с ними во внутриклеточном пространстве (чаще всего они стоят перед необходимостью устранения лишних радикалов и восстановления собственных комплексов). Тем не менее наличие генетического аппарата у митохондрий может привести к катастрофическим последствиям: так как митохондрии человек наследует только по материнской линии, выживание митохондрий отца практически смертельно. Этого можно было бы избежать, будь геном митохондрий интегрирован в ядерную систему. Кроме того, в силу близости митохондрии к генерируемым ее радикалам и слишком тесного соседства митохондри-альных генов (в отличие, опять же, от ядра) она быстро разрушается без эффективных противомер. Избыток свободных радикалов может быть вызван дефицитом кислорода, недостатком фермента Q10 или потерей нормальной последовательности ДНК в результате продолжительных ошибок в трансляции. В случае обнаружения излишка активизируются другие ферменты, которые последовательно превращают супероксиды в перекись водорода, а затем и в воду. На этом пути возможно образование второго типа радикалов, если железо одного из ферментов вступает в реакцию с перекисью водорода. Когда вокруг митохондрии образуется слишком много радикалов, проникающих в ее внешнюю мембрану, она подает сигнал о клеточном самоубийстве (апоптозе) и, если иммунный ответ адекватен, сразу запускается его цикл. Тот же механизм работает и в случаях «загрязнения» внешними токсинами, излучения, действия бактерий, травм и т.д. В ином случае митохондрия продолжает функционировать, несмотря на повреждения, в течение всей жизни человека. Таким образом индуцируется старение клетки вместо, казалось бы, неизбежного апоптоза.

Защищая митохондриальную концепцию старения, автор выступает с критикой так называемой «теорией свободных радикалов», которая рассматривает их исключительно как деструктивную силу. Если сторонники этой теории правы, то антиоксидант-ные препараты должны были бы увеличивать продолжительность жизни, однако этого не происходит. Птицы, в организме которых

много кислорода и мало естественных антиоксидантов, живут в целом дольше, чем млекопитающие, а у крыс, быстро отживающих свой век, их изобилие.

Ошибки в трансляции митохондрии вызывают мутации, которые распространяются в результате асимметрично делящихся стволовых клеток. В таком случае у клетки есть два пути: либо она запускает цикл апоптоза-старения, либо подает сигнал SOS в ядро. Во втором случае ядро дает команду для перехода на анаэробное дыхание (мы уже говорили об этом применительно к дефициту кислорода). Однако эта мера в любом случае является временной. Свободные радикалы также участвуют в данном процессе, окисляя рецепторные белки, которые подают предупреждающие сигналы. Возможно и точечное уничтожение дефектных митохондрий (ми-тофагия). Сигнал в таком случае исходит от самих митохондрий. Есть и последний - альтернативный - путь. Поскольку в митохондрии непосредственного присутствует от пяти до десяти копий генома, она может восстановить (рекомбинировать) поврежденные гены.

Излишнее потребление пищи также может вызвать сбой в работе митохондрий. Вместе с пищей в организм поступает глюкоза, которую перерабатывают митохондрии, выделяя энергию. Избыток глюкозы способствует генерации свободных радикалов. В то же время голод может привести к противоположному эффекту.

Болезни, связанные с дисфункцией митохондрии и нарушением энергетического баланса, многочисленны. Большая часть этих недомоганий ассоциируется со старением. Вышеописанный процесс выделения молочной кислоты в результате кислородного стресса вызывает ишемическую болезнь сердца, гипоксию, повышается вероятность инфаркта и инсульта. Без достаточного количества энергии затруднены ритмические сокращения сердца. Дисфункция митохондрий также приводит к депрессии, синдрому дефицита внимания и нейродегенеративным заболеваниям. В насыщенной кислородом среде и под воздействием свободных радикалов липиды нейронов начинают окисляться. Для мозга наиболее губительна именно насыщенность кислорода, так как антиоксидантная защита нейронов крайне слаба. Старение клеток и их митохондрий действует угнетающе на организм, индуцируя хроническую усталость. Одним из факторов патогенеза диабета I и

II типа могут быть митохондрии. Врожденные мутации, связанные с митохондриями, повышают риск заболеваний практически во всех органах нашего тела. Однако митохондриальный синдром может быть приобретен и взрослым человеком без каких-либо предпосылок. Этот синдром вызывает слепоту и глухоту, и в целом его симптоматическая картина очень обширна. Автор полагает, что больным митохондриальным синдромом вдвойне важны физические упражнения, поскольку насыщение кислородом позволяет клеткам вернуться к более выгодному и полезному аэробному дыханию, то есть способствует появлению новых митохондрий и запуску клеточного цикла. Старческие изменения эпидермиса также связаны, как считает автор, с действием свободных радикалов, но индуцируются и благодаря экзогенным факторам (солнечные лучи, ветер). Если в ооцитах женщины накапливаются мутации, она становится бесплодной или теряет плод, которому нужны все излишки энергии. Таким образом, чем старше женщина, тем затруднительнее для нее выносить и родить здорового ребенка. Количество митохондрий в ооцитах максимально, так как внутри клеток плода в две первые недели жизни происходит селективный отбор наиболее функциональных митохондрий. По истечении двух недель митохондрий остается не более двух сотен. Глазные болезни, в том числе глаукома, во многом зависимы от работы митохондрий.

В последней главе автор выявляет способы продлить старость с помощью приема витаминов, препаратов и добавок и различных диет в связи с их влиянием на митохондриальную систему человека.

Говоря о митохондриях, Владимир Еремеев обращает наше внимание и на другую причину переизбытка свободных кислородных радикалов в клетке и околоклеточной среде. Для синтеза эндогенных антиоксидантов клеткам необходимо определенное время, которого может не хватить для ликвидации свободных радикалов, в то время как они уже вступают в окислительные реакции с липидами матрикса, что увеличивает жесткость его колла-генного каркаса и вязкость омывающей его крови.

В работе «Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться» Полина Лосева обсуждает все наиболее популярные среди ученых и релевантные модели старения. Первая модель -

стрессоаккумуляционная. Накопление продуктов обмена и отсутствие средств для их ликвидации особенно заметно в пожилом возрасте. Что касается экзогенных факторов, к ним можно отнести длительное облучение ультрафиолетом, радиацией и прочие канцерогены (например, табак и спирт). Вышеперечисленные вещества при накоплении вызывают более стойкий и сильный эффект. Нарушения последовательности ДНК в ядре и митохондриях также накапливаются к старости, а системы их восстановления работают всё хуже и хуже с возрастом. Приобретенные в ходе жизнедеятельности человека паразиты и вирусы могут индуцировать клеточные поломки, при их накоплении резистентность организма ко всем ошибкам и мутациям, а также воздействию внешних агентов падает. Жировые отложения нашего организма провоцируют рак, смерть клеток, воспаления и болезни, ассоциируемые со старостью. Истощение пула стволовых клеток может остановить клеточный цикл, а эпигенетические мутации - работу ДНК. Стрессовым фактором может быть нагревание и охлаждение температуры, влияющие на обмен веществ. В конце концов даже обычный стресс влияет на внутренние механики нашего организма. Чтобы избежать стресса, многие биологические организмы впадают в длительную или не очень «спячку», или анабиоз.

Еще одна модель, о которой идет речь в работе Лосевой, -эволюционная. Существует немало гипотез, какую именно пользу извлекает природа из смерти старых представителей своего вида. Человек - один из тех биологических видов, который может продлить свое существование после детородного периода (хотя мужчины способны к зачатию вплоть до самой старости). Еще два века назад основными заболеваниями человека были заболевания инфекционные. Повышение продолжительности нашей жизни привело к одному негативному эффекту - люди стали чаще умирать от внутренних причин. Смерть от раковых заболеваний в наш век больше никого не удивляет. Похоже, что природе выгодно избавиться от одряхлевших субъектов, не способных к размножению. Представители некоторых видов погибают сразу после зачатия потомства. Человек, как мы понимаем, в эту категорию не входит, и для него приготовлен иной путь к смерти. Другое эволюционное объяснение смерти заключается в следующем: старые субъекты уступают место молодым. Адаптивный потенциал старых живот-

ных гораздо меньше, чем молодых, а возможности передать их потомству уже практически нет. Об этом как бы недвусмысленно говорит тот факт, что некоторые гены, приносящие пользу молодому организму, со временем превращается во вредные антигены. С таким мнением можно поспорить, ведь накопление адаптивного опыта к старости только увеличивается.

Следующая модель предполагает наличие внутренней «программы смерти», и она во многом схожа с предыдущей. Например, есть гипотеза, которая объясняет старение гипертрофированно-стью развития. За пределами определенного периода развитие становится избыточным, преодолевая некий порог. «Старческая гипертония, - пишет автор, - это итог непрерывного повышения давления» [7, с. 369]. То же можно сказать о зрении, прочности костей и т.д. По каким-то причинам организму выгодна собственная смерть. Поверить в такое трудно, но возможно. Однако самого главного - генов смерти, включающих «рубильник», в организме человека нет.

Последнюю модель, разбираемую Лосевой, можно условно назвать «канцероцентрической». Рак - одна из самых загадочных и распространенных болезней, которые присущи старости. Он вписывается во все рассмотренные нами модели. Стресс и скопление белкового «мусора» индуцируют рак и усложняют его картину; он помогает эволюции избавляться от неадаптивных биологических организмов; в конце концов рак идеально подходит под модель «запрограммированной смерти», поскольку антигены - его неизменные спутники - активизируются даже в здоровых клетках. Рак размножается по своим собственным законам, захватывая территорию и выводя из строя здоровые органы и ткани. Иммунная система, которая должна бороться с раком, отказывается распознавать раковые клетки как «чужие», а продуцируемые ее лимфоциты становятся для них питанием. Раку также способствует гормональная поддержка со стороны организма. И еще один загадочный факт о раке: каждая опухоль имеет свою индивидуальность, поскольку две разные опухоли могут отторгать друг друга. Существует метод, позволяющий проследить, с какой именно клетки какого органа или какой ткани рак начал свое распространение.

Ненадолго вернемся к работам Еремеева и Ли Ноу. Они оба допускают одну и ту же ошибку, недооценивая роль канцерогенеза

в старении. Ли Ноу несколько заносчив в своем стремлении выделить митохондрии из ряда равнозначных по силе продуцентов старения. Он полагает, что другие теории не могут похвастать последовательной логикой. Да, организм изнашивается со временем, но почему? Да, происходят ошибки в трансляции, но почему? Тот же вопрос можно задать и автору «митохондриальной теории старения» - почему митохондрии столь уязвимы для собственных радикалов? По какой причине в самом организме происходят процессы, вынуждающие его умирать, мы не знаем. Но ответ кроется скорее всего именно в феномене рака. Что касается Еремеева, то для него этиология рака проста и гармонично уживается с общим посылом его сочинения - накапливаясь во внутри- и околоклеточном пространстве, белковые излишки формируют раковые опухоли. Однако то, что рак возникает во внешне совершенно здоровых клетках и таких же здоровых колониях, ставит под большой вопрос данную гипотезу.

Лосева пессимистично заключает, что, несмотря на работу, ведущуюся в данном направлении, лекарства от старения у нас до сих пор нет. И, добавим мы, похоже, уже не будет. Мы можем продлить жизнь, но избежать смерти - не можем. Препараты и диеты точечно действуют на организм, но другие продуценты старения остаются без внимания, и в итоге общая сумма воздействия оказывается преступно мала.

Философские аспекты геронтологии

В современной философии феномен старости исследуется в нескольких аспектах: философско-антропологическом аспекте (в литературе ведутся дискуссии об этапах жизни человека, о типах старения, его уровнях и т.д.); личностно-экзистенциальном и социально-культурном аспектах. Здесь рассматривается отношение человека и общества к феномену старости. Феномен старения рассматривается также в историко-философском аспекте.

Философско-антропологический аспект геронтологии

В исследованиях современных отечественных авторов представлены несколько подходов к проблеме старости в философско-

антропологическом аспекте. Наиболее распространен взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной периодизации жизни человека.

Однако этот подход сталкивается с проблемой установления самой периодизации жизни человека, которая по-прежнему остается открытой, все еще не имеющей однозначного решения. В результате, как отмечает С.Н. Белозерских, и проблема старости в этом ракурсе выглядит по-разному в зависимости от выбранного подхода. В статье С.Н. Белозерских [2] дан обзор этих подходов. Так, например, М.Э. Елютина, Т.В. Черненко и В.П. Демидов исходят из цепочечной структурной организации возрастных этапов. В этом случае старость рассматривается как самостоятельный этап жизни человека, имеющий свои особые характеристики, не сводящиеся к процессам распада организма. При этом между возрастами сохраняется определенная преемственность. Более того, можно сказать, что старость фокусирует весь накопленный опыт человека и является своего рода смысловым эпилогом его жизни. Как считают авторы, «если возраст представить как меру погружения в жизнь, тогда старость - глубинное погружение, пространство обитания многообразных смыслов, случайных или намеренных, фиксирующихся в человеческой памяти, которые можно обнаружить в языке, жестах, этикете, бытовой ориентации, возрастных «фильтрах» и «усилителях»» (цит. по: [2, с. 56]). Социальная общность представителей старшего поколения в этом случае включает в себя людей с разнообразными потребностями и проблемами, выходцев из абсолютно разных социальных слоев, имеющих разный уровень образования, квалификации и разные интересы.

М.Э. Эпштейн исходит из фрактальной структурной организации возрастных этапов. В этом случае проблема старости раскрывается несколько иначе. Человеческая жизнь делится на возрасты, у каждого из которых есть свой возраст, состоящий в свою очередь из подвозрастов и т.д. Подвозрасты сменяют друг друга так же, как это происходит с возрастами в масштабе целой жизни. В этом случае старость представляет собой не только определенный период в жизни человека, но и одновременно является одной из фаз в становлении каждого ее отдельного периода. В итоге можно говорить о старости детства, старости отрочества, старости молодости, старости зрелости и даже старости старости. У каждой из этих фаз есть свое мироощущение, роднящее их вопреки разни-

це в возрастных периодах. Как отмечает М.Э. Эпштейн, «молодого человека в возрасте под 30 одолевает то же чувство «конца молодости», изношенности своего возраста, необходимости переступить черту и усвоить привычки и «этос» следующего возраста, как и ребенка в 10 лет, который вырастает из своего детства, или подростка в 16 лет, который вырастает из своего отрочества, или человека на исходе зрелости, который чувствует приближение старости» (цит. по: [2, с. 57]). Таким образом, «старики» всех возрастных периодов образуют свою референтную группу, основанную на существовании межвозрастных симпатий.

Фрактальный подход отрицает существование какого-либо прямого линейного соответствия между биологическим и психологическим возрастом и предполагает возможность рокировки возрастов. Поэтому можно наблюдать, например, стариковатых детей или, напротив, молодых стариков.

Кроме того, возрасты не только приходят на смену друг другу, но и соприсутствуют в человеке. То есть аналогично тому, как каждый возраст, проходя через все другие возрасты, содержит их в себе, так и человек в каждый момент жизни состоит из всех своих возрастов, включая старость [2, с. 57].

К.С. Пигров выделяет два типа старости (настоящая, подлинная старость и неподлинная, мнимая старость), основываясь на категории страха. По его мнению, способами существования страха выступают модус боязни, или низкого страха, и модус высокого страха, называемого в отечественной православной традиции страхом Божьим. Поскольку старость живет в горизонте страха фундаментальным образом, постольку ее судьбы складываются по-разному в зависимости от преобладания того или иного модуса страха.

Настоящая старость характеризуется захваченностью состарившегося человека высоким страхом, что позволяет ему, преодолевая через практику аскезы непосредственную идентификацию со своим телом, выйти за рамки последнего и тем самым наконец добиться преобладания разумной души (по Платону), «видения своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия» (цит. по: [2, с. 57]). Такой тип старости предполагает принятие человеком завершающего этапа своего жизненного пути в качественно новой

культурной реальности, ориентированной на постепенное сворачивание задач жизненной экспансии, переход к типу жизнедеятельности, строящемуся в первую очередь на сохранении в себе старого, его структурирования и передаче другим поколениям.

Подлинная старость направляется глубинным «я», которое раскрывает духовный, внутренний слой бытия человека, обращая его к вечным духовным благам как главным ценностям жизни [2, с. 58].

Согласно К.С. Пигрову, для второго типа старости свойственна боязнь, из которой естественным образом вытекает неприятие человеком собственной старости как новой культурной реальности, себя в ней и, следовательно, отказ от разумной коррекции своего духовного мира [2, с. 57]. Здесь человек не пытается как-либо отказаться от жизненной экспансии. Он продолжает идентифицировать себя со своей телесностью, поэтому всеми силами стремится усовершенствовать ее и таким образом скрыться, «убежать от старост». При таком подходе человек не может, как в случае с подлинной старостью, достичь оптимального баланса желаний и возможностей. Здесь налицо их трагический конфликт.

Личностно-экзистенциальный аспект геронтологии

С.А. Лишаев, опираясь на взгляды о. Александра (Шмема-на), выделяет два типа старости в соответствии с разным отношением человека к собственной старости и смерти: вынужденную и подлинную. С его точки зрения, старость имеет «взгляд на жизнь через смерть, знание о смерти, претворенное в знание о жизни» (цит. по: [2, с. 58]). Поскольку пожилой человек имеет дело не только со своим прошлым, но и с осознанием близящейся смерти, постольку она перестает быть для него чем-то абстрактным и становится «внутренним переживанием, внутренним знанием».

Вынужденная старость имеет место в случае болезни, немощи и т.д. В результате человек постоянно стремится не обращать внимания на собственное старение, пытается быть таким же полезным, как и в молодости, как будто смерть не имеет к нему никакого отношения. Или же, напротив, обижается на «несправедливость» жизни, компенсируя это ворчанием и осуждением молодежи.

В случае с подлинной старостью дела обстоят иначе: происходит культивирование знания-осознания смерти как способа построения этоса, основанного на этом знании. При этом претворение знания смерти в знание жизни, конечно, может реализовываться с разной степенью полноты и радикализма. С.А. Лишаев выделяет два типа этосов:

- выстраивание этоса как работу с прошлым и взглядом на будущее как времени для завершения начатого в предыдущие, более молодые годы; это этос завершения и подведения итогов;

- выстраивание этоса под знаком ветхого, основанного на осознании полной исчерпанности прошлого и невозможности будущего; принятие такой старости помогает человеку освободиться от своей нужности, вовлеченности в дела и заботы, «гонки за временем» и, наконец, обратиться к своему «духовному телу».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.А. Рыбакова выделяет три типа старости:

- духовная старость определяется как мудрость, знание целостности мира; «этот тип старости проявляется в сфере имманентно-космического и трансцендентного бытия» [8, с. 282];

- душевная старость, которая определяется, во-первых, как нравственное знание и действие (что связано с длительной жизнью и большим опытом человека); во-вторых, она определяется как открытие индивидуальности, как качественное завершение жизни; в-третьих, - как душевное самочувствие в преддверии смерти;

- телесная старость выражается в прогрессирующей утрате физической силы и энергии [8, с. 282].

Современная наука добивается хороших результатов в раскрытии механизмов старения. Это внушает оптимизм в решении проблем телесного старения. Так, по мнению М. Зейна, «благодаря клонированию клетки человеческого организма, мы стоим на пороге того времени, когда вечная жизнь станет реальностью и может длиться от 200 до 500 лет» (цит. по: [3, с. 21]).

Но как поведут себя люди в этих условиях? - задается вопросом А. Курпатов. «Мы не можем знать, как поведут себя люди, зная, что они, в принципе, могут избежать смерти или, по крайней мере, очень существенно её отсрочить» [5, с. 309]. Например, захотят ли эти люди иметь детей? «А если найдут способ производить их другим образом - клонировать и выращивать абсолютно физически здоровых, в безопасных, созданных 3D-принтере мат-

ках? И кто будет их воспитывать, как и какими они будут в результате?» [5, с. 309]. Мы полагаем, что люди останутся такими же. А что, если они будут фундаментально другими?

Возможен и более драматический сценарий. Обратим внимание на то, что продолжительность жизни возрастает именно в экономически развитых странах. Именно в этих странах распространена установка на гедонизм. Как не вспомнить в этой связи эксперимент с мышами, которые получили в избытке все, что нужно для их жизни, и вымерли через несколько поколений в результате того, что самцы не хотели спариваться с самками и все время проводили в уходе за собой.

Установка на гедонизм захватывает и нашу страну. Опрос, проведенный ЦИОМ в сентябре этого года, показал, что 50% людей в возрасте от 25 до 40 лет не хотят иметь детей, ссылаясь на плохие условия жизни. Появление детей в семье снизит уровень их благосостояния.

Таким образом, с одной стороны, человечество приближается к осуществлению своей мечты - продлению жизни, а с другой -стоит перед неизвестным будущим, надеясь на лучшее.

Что касается духовно-нравственные проблем старости, то они еще ждут своей разработки.

Социально-культурный аспект геронтологии

Как протекает старость (проходит процесс старения) человека, зависит не только от биологической природы человека, но главным образом от общественных отношений.

Как отмечает Л.И. Дьяченко, в древности уровень развития общества не обеспечивал человеку возможности дожить до старости. В современном обществе (уточним западном) распространенным отношением к старости является ее неприятие, боязнь старости. Современное общество характеризуется конфликтом поколений, разрушением традиционной семьи. «Можно констатировать, - пишет Л.И. Дьяченко, - что в современных семьях нет места старости, а семья - это общество в миниатюре. Исключением является восточная цивилизация, в частности Китая, Японии, где еще сильны традиции даосизма, конфуцианства» [3, с. 23].

Н.А. Рыбакова подчеркивает глобальный характер конфликта поколений. Сегодня во всех частях мира у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта. «Этот разрыв между поколениями совершенно не нов, он глобален и всеобщ» [8, с.7-8].

Историко-философский аспект геронтологии

Историко-философский подход к феномену старости предполагает его рассмотрение в широком мировоззренческом ракурсе, в системе «мир-человек» и требует учета исторической модификации этой системы [8, с. 33].

Проблема старости в Античности - это проблема совершенства человека и путей, ведущих к совершенству. Только совершенный человек способен структурировать текущую жизнь, только такой человек может быть учителем и наставником, несущим ответственность за социально-политическое и нравственное состояние государства в целом.

Древние философы (Платон, Демокрит, Сенека и др.) рассматривали старость, с одной стороны, как приготовление к смерти, с другой - как воплощение мудрости. «Античные воззрения на старость базируются на принципе одушевленного живого тела, где мудрость представляется естественным качеством старости» [8, с. 281].

Христианское мировоззрение, господствующее в эпоху Средневековья, определяло смысл человеческой жизни как служение Богу на принципах всеобъемлющей любви. «Христианский принцип личности открывает трансцендентную линию преображения человека и человечества, которое представляет собой истинный смысл старости» [8, с. 282].

В эпоху Возрождения христианская идея служения трансформировалась в идею личных заслуг (Петрарка, Микеланджело). Складывается новое понимание старости, особенностью которого является соединение античной идеи одушевленного тела и идеи личности Средневековья. Средством соединения является творчество. Человек - это творец, но творит он в здешнем мире. А сама

старость начинает интерпретироваться как достижение личной заслуги перед Богом и людьми. Эта заслуга «заработана» творческой деятельностью, понимаемой весьма широко [8, с. 199].

Эпоха Нового времени, «опираясь на формирующиеся в эпоху Возрождения предпосылки рационалистического мировоззрения, усилила их и поставила возраст старости перед серьезным испытанием со стороны разума» (Кант, Гегель, Фейербах) [8, с. 223].

И. Кант рассматривается как первый мыслитель, который сформулировал смысл задачи геронтологии, понимаемый как продление продуктивности жизни пожилого человека. С его точки зрения, чем больше ты мыслил, чем больше ты делал, тем больше ты и жил, тогда завершение жизни преисполнено удовлетворения.

Современные теории, описывающие феномен старения, делают объектом своего внимания лишь одну, физиологическую сторону человека. «В рамках сценария денатурализации человека о человеческой старости говорить не приходится, равно как и вообще о личности как носителе духа» [8, с. 277].

Мощь современного человека во всех областях навязывает ему собственное преобразование. Так, опыт генной инженерии позволяет сформировать человека с заданными свойствами. Но вопрос критерия качества нового человека остается открытым. «Имеются основания полагать, что основной заботой "нового человека", которого в научной литературе назвали "суперчеловеком", будет отнюдь не телесная старость, а старость самой уязвимой его субстанции - души, её омертвление» [8, с. 285].

Заключение

Итак, в настоящий момент мы имеем парадоксальную ситуацию. С одной стороны, наука приблизилась к разработке методов, дающих возможность практически не стареть или периодически омолаживаться. Это внушает оптимизм. С другой стороны, философия видит угрозы, на которые пока нет ответа. Это ведет к пессимистическому взгляду на будущее. Чтобы его избежать, ученым и философам надо будет сильно и много потрудиться.

Список литературы

1. Анисимов В.Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения : в 2 т. -М. : Наука, 2008. - 427 с.

2. Белозерских С.Н. Современный взгляд на старость : философско-антропологи-ческий аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. - Архангельск, 2016. - № 5. - С. 55-61.

3. Дьяченко Л.И. Аспекты сущности геронтологии в контексте социально-философского анализа // Вестник Вятского гос. ун-та. - Киров, 2009. - № 3-4. -С. 21-24.

4. Еремеев В.С. Как остановить старение и повернуть его вспять. - Б.м.: Издательские решения КМего, 2020. - 270 с.

5. Курпатов А.В. Красная таблетка-2. Вся правда об успехе. - СПб. : Дом печати : Капитал, 2020. - 352 с.

6. Ли Ноу. Эгоистичная митохондрия. Как сохранить здоровье. - СПб. : Питер, 2020. - 304 с.

7. Лосева П. Против часовой стрелки. Что такое старение и как с ним бороться. -М. : Альпина, 2020. - 470 с.

8. Рыбакова Н.А. Проблема старости в европейской философии : от античности до современности. - СПб. : Алетейя, 2016. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.