Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА'

ВОЗМОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Пилина Ирина Борисовна

В статье разбирается взаимосвязь состояния готовности спортсмена с его продуктивностью во время тренировочного процесса. Представлены результаты исследования соотношений субъективной оценки показателей физического и психического состояния с экспертной оценкой тренировочной активности спортсменов. Проведен анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Виноградов Игорь Геннадьевич, Пилина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBLE CORRECTION OF TRAINING ACTIVITY BASED ON SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE ATHLETE’S STATE OF READINESS I

The article examines the interconnection between the state of readiness of an athlete and the productivity during the training process. There are presented the results of the research of the correlations between the subjective assessment of physical and mental state indicators and the experts’ assessment of the training activity of athletes. The analysis of the received results is carried out.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА»

2. Крылов А.И. Нататометр - прибор для коррекции стиля плавания на основе определения внутрицикловой скорости / А.И. Крылов, А.А. Бутов, Дж. Вент // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 109-112.

3. Виноградов Е.О. Комплексная оценка индивидуальных особенностей техники плавания пловцов - дельфинистов высокого класса // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 4 (170). - С. 62-65.

REFERENCES

1. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Vinogradov, E.A. (2016), "Quality and instantaneous intracy-cle swimming velocity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No.2, pp. 106-110.

2. Krylov, A.I., Boutov, A.A. and Wendt, G. (2014) "Nanatatometr. Real-time velocity data for swimming stroke correction", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp.109-112.

3. Vinogradov, E.O. (2019), "A comprehensive assessment of the individual characteristics of the swimming technique of high-class dolphin swimmers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 62-65.

Контактная информация: ulysess1993@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 796.015.62

ВОЗМОЖНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНА

Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Ирина Борисовна Пилина, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье разбирается взаимосвязь состояния готовности спортсмена с его продуктивностью во время тренировочного процесса. Представлены результаты исследования соотношений субъективной оценки показателей физического и психического состояния с экспертной оценкой тренировочной активности спортсменов. Проведен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность, физические показатели, исследование, обучение, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p74-77

POSSIBLE CORRECTION OF TRAINING ACTIVITY BASED ON SUBJECTIVE ASSESSMENT OF THE ATHLETE'S STATE OF READINESS Igor Gennadievich Vinogradov, the candidate of pedagogical sciences, docent, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Irina Borisov-na Pilina, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg State University of

Aerospace Instrumentation

Abstract

The article examines the interconnection between the state of readiness of an athlete and the productivity during the training process. There are presented the results of the research of the correlations between the subjective assessment of physical and mental state indicators and the experts' assessment of the training activity of athletes. The analysis of the received results is carried out.

Keywords: readiness, psychological readiness, physical indicators, research, training, physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема адекватного воздействия тренировочных нагрузок на состояние спортсмена с целью повышения спортивного мастерства давно рассматривается в научно-методической литературе. Но на практике, как показали предыдущие исследования, состояние спортсмена, его готовность к конкретной тренировочной деятельности на занятии тренерским составом учитывается мало. Возможно, это происходит из-за недооцени-вания самого понятия состояния готовности и его значимости в тренировочной деятельности, а возможно и из-за отсутствия в спортивной практике оперативного и простого способа определения этого состояния [1]. Решение данной проблемы даст возможность гибко управлять тренировочным процессом на основе согласования тренировочных нагрузок с индивидуальными проявлениями различных состояний спортсменов, с учетом их готовности к определенной работе.

Состояние готовности - есть избирательная, прогнозирующая активность, настраивающая организм (личность) на конкретные действия в определенный промежуток времени. Являясь сложным динамическим состоянием, оно зависит от многих факторов и условий, стимулирующих или угнетающих деятельность человека (спортсмена) [2].

Основываясь на вышеизложенном, можно предположить, что состояние готовности может быть оперативно отражено при помощи субъективных самооценок спортсменами своего состояния перед началом тренировочной деятельности. Для выявления наиболее информативных показателей было проведено специальное педагогическое исследование, где участвовало 78 спортсменов, квалификация которых соответствовала первым спортивным разрядам.

Организация исследования предусматривала:

• перед началом учебно-тренировочной деятельности занимающийся оценивал свое рабочие состояние по следующим показателям: самочувствие, настроение, желание тренироваться, субъективная оценка скоростных и скоростно-силовых возможностей;

• по окончанию тренировочного занятия тремя экспертами-преподавателями выставлялась оценка тренировочной активности каждого спортсмена на занятии;

• все субъективные и экспертные оценки осуществлялись по десятибалльной оценочной шкале-градуснику, где за ноль баллов принимался показатель «хуже не бывает», за пять баллов тренировочная деятельность и самочувствие спортсменов на занятии оценивалось «как всегда», за десять баллов брался показатель тренировочной активности и личных самооценок спортсменов как «лучше не бывает».

По результатам экспертных оценок все спортсмены были разделены на три группы. В первую группу вошли спортсмены, чья деятельность была оценена в диапазоне от 1 до 4 баллов. Количество спортсменов составило 31, из них юношей 21, девушек - 10. Средний балл экспертной оценки составил у юношей 3,86 балла при стандартном отклонении 0,36, у девушек - 3,7 балла и 0,48 соответственно. Вторую группу составили спортсмены, чья деятельность на учебно-тренировочном занятии была оценена в среднем на 5-6 баллов (юношей - 77, девушек - 49). Средний балл и стандартное отклонение соответственно составили: 5,43 балла и 0,50 у юношей; 5,51 балла и 0,51 у девушек. В третью группу вошли спортсмены, чья активная тренировочная деятельность на занятии была оценена экспертной группой более 7 баллов (юношей - 42, девушек - 15). Средний балл экспертной оценки у юношей - 7,64 балла, у девушек - 7,33 балла, при стандартном отклонении соответственно 0,82 и 0,62.

Анализ полученных данных показал, что активность занимающихся на занятиях обуславливается показателями субъективных оценок, для которых характерны общие тенденции увеличения. Активность на тренировочном занятии как юношей, так и девушек, возрастает с увеличением субъективного показателя желания тренироваться (ЖТ). В первых группах величина данного показателя составила: у юношей 5,0 балла, у девушек - 4,6 балла. Во второй группе соответственно: 5,14 балла у юношей, 5,45 у девушек. В

группах, где тренировочная активность преобладала, величина показателя желания тренироваться возросла: в мужских группах до 5,60 баллов, в женских - до 6,13 балла.

Такие же закономерности проявились и в субъективных (студент сам себя оценивает на данный момент времени) показателях силовых (СОСК) и скоростных (СОСК) возможностях спортсменов. Там, где активность занимающихся на тренировочном занятии, по мнению экспертной группы, была низка, субъективная оценка спортсменами своих двигательных возможностей составила: у юношей субъективная оценка силы - 3,67 балла, субъективная оценка скорости - 3,10 балла, у девушек, соответственно, 3,80 и 3,10 баллов. В группах со средней двигательной активностью субъективные оценки у юношей составили: силы - 4,21 балла, скорости - 3,95 балла; у девушек, соответственно, 4,35 и 3,96 баллов. В группах с наивысшей двигательной активностью субъективные оценки спортсменов своих скоростно-силовых и скоростных возможностей на момент тренировочного занятия соответственно составили: у юношей - оценка силы - 4,76 балла, оценка скорости - 4,62 балла; у девушек - 4,87 и 4,67 баллов (рисунок 1).

муж.

ЖТ

муж.

СОС

сен. муж. жен.

СОСК

■ группа 1 ■ группа 2 ■ группа 3

Рисунок 1 - Динамика однонаправленных изменений показателей состояния спортсменов во взаимодействии с

экспертной оценкой

Интересные данные были получены у субъективных показателей готовности спортсменов (самочувствия (С) и настроения (Н)), для которых характерны разнонаправленные тенденции увеличения и уменьшения величин значений данных показателей.

Для мужских групп характерна тенденция увеличения значений показателей в соответствии с увеличением двигательной активности спортсменов. В мужских группах субъективные оценки самочувствия и настроения отражают активность спортсменов на тренировочном занятии (4,61 и 4,62 баллов - в первой группе, 5,21 и 5,43 баллов - во второй и 5,51, 5,60 - в третьей группе). Для женских групп характерна обратная тенденция: чем ниже показатели субъективных оценок спортсменок своего самочувствия и настроения, тем тренировочная деятельность их на занятии выше. В первой группе (с низкой двигательной активностью) эти показатели составили - 6,70 и 6,80 баллов, во второй - 5,03 и 6,60 баллов и в третьей группе, где активность спортсменок на тренировочном занятии была самой высокой, - 5,60 и 6,13 баллов (рисунок 2).

муж.

С

Н

жен. муж.

■ группа 1 ■ группа 2 ■ группа 3

Рисунок 2 - Диаграмма разнонаправленных показателей мужских и женских групп во взаимосвязи с экспертной

оценкой

8

2

8

6

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют об особенности женского контингента, которая объясняется психологическим статусом, проявляющимся в недооценках девушками своих возможностей (подчас связанных с потребностью похвалы и одобрения) и тенденцией компенсировать упадок сил двигательной активностью извне.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующее заключение:

• в спортивной практике бывают как обычные рабочие состояния спортсменов, так и состояния готовности и не готовности к тренировочной деятельности;

• диагностирование данных состояний возможно при помощи субъективных самооценок спортсменов своего самочувствия, настроения, желания тренироваться, а также субъективных оценок силовых и скоростных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилина. И.Б. Управление психическим состоянием студентов средствами физической культуры / И.Б. Пилина, Е.Г. Кириллова // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития - сборник статей международной научно-практической конференции. - Ч. 3. - Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 76-78.

2. Пилина. И.Б. Формирование устойчивой положительной мотивации к занятиям по физической культуре и спорту / И.Б. Пилина // Научная сессия ГУАП. Часть III. Гуманитарные науки. Сборник докладов. - Ч.3. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 156-159.

REFERENCES

1. Pilina, I.B. and Kirillova, E.G.. (2017), "Management of the mental state of students by means of physical culture", Innovative research: problems of implementation of results and directions of development - collection of articles of the international scientific and practical conference, Part 3, OMEGA SCIENCES, Ufa, 2017. - pp. 76-78.

2. Pilina, I.B. (2016), "Formation of stable positive motivation for physical culture and sports classes", Scientific session SUAE: SB. Dokl.: 3 h HIII. Humanities, St. Petersburg, pp. 156-158.

Контактная информация: igor0115@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 796.011.3: 796.012.11

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ОБУЧАЕМЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Александр Николаевич Волков, кандидат педагогических наук, декан, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород; Александр Вячеславович Соборнов, старший преподаватель, Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ, Нижний Новгород; Александр Николаевич Кутасин, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижегородская академия Министерства внутренних дел РФ, Нижний Новгород; Елена Николаевна Летягина, заведующий кафедрой, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. В основу статьи легли результаты научно-исследовательской работы, проводимой в Нижегородской академии МВД России по проблематике оценки физической подготовки сотрудников полиции. Целью работы является разработка теста комплексной оценки силовой выносливости курсантов и сотрудников полиции. Использованы методы: анализ литературных источников, социологическое исследование оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции, стати-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.