Научная статья на тему 'Оценка психологического статуса девушек, занимающихся боксом, в ходе тренировочных нагрузок'

Оценка психологического статуса девушек, занимающихся боксом, в ходе тренировочных нагрузок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ-БОКСЕРЫ / САМОЧУВСТВИЕ / АКТИВНОСТЬ / НАСТРОЕНИЕ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СПОРТ / БОКС / BOXER GIRLS / WELL-BEING / ACTIVITY / MOOD / TRAINING PROCESS / SPORT / BOXING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ямилева Рита Маратовна, Галимова Эльвира Мансуровна, Галимов Азат Мусавирович, Фазлутдинова Ляйсан Ринатовна

Представлены результаты исследования субъективной оценки психологического статуса девушек-боксеров в ходе тренировочных нагрузок. Доказано, что использование музыкотерапии благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние спортсменок и вносит оптимизирующий вклад в формирование их психической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ямилева Рита Маратовна, Галимова Эльвира Мансуровна, Галимов Азат Мусавирович, Фазлутдинова Ляйсан Ринатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF THE GIRLS PRACTICING BOXING DURING TRAINING LOADS

The results of the study of the subjective assessment of the psychological status of female boxers during training loads are presented. It has been proven that the use of music therapy has a positive effect on the psycho-emotional state of female athletes and makes an optimizing contribution to the formation of their mental readiness.

Текст научной работы на тему «Оценка психологического статуса девушек, занимающихся боксом, в ходе тренировочных нагрузок»

УДК 796.83

ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ, В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ

НАГРУЗОК

Р.М. Ямилева, Э.М. Галимова, А.М. Галимов, Л.Р. Фазлутдинова

Представлены результаты исследования субъективной оценки психологического статуса девушек-боксеров в ходе тренировочных нагрузок. Доказано, что использование музыкотерапии благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние спортсменок и вносит оптимизирующий вклад в формирование их психической готовности.

Ключевые слова: девушки-боксеры, самочувствие, активность, настроение, тренировочный процесс, спорт, бокс.

В последние несколько десятилетий женский бокс стал активно развиваться. Популяризация такого вида спорта объясняется своей зрелищностью и экстремальностью. В него стали приходить женщины из других видов спорта: легкая атлетика, лыжи, баскетбол, борьба. Соперничество и конкуренция возрастает с каждым годом. В 2009 году Международный олимпийский комитет включил женский бокс в программу лондонской Олимпиады-2012. Такое решение вызвало интерес со стороны специалистов в подготовке своих подопечных к соревнованиям различного уровня: городских, республиканских, российских [ 5]. Однако, как отмечают Э.Р. Румянцева и Г.В. Ходосевич (2008), женский организм в условиях экстремальной деятельности остается малоизученным [8]. Тренировочный и соревновательный процессы с ее предельными нагрузками негативно сказываются на функциональном состоянии атлетов, что приводит к изменению функциональной и психической сфер [6]. Изменения в функциональной сфере выражается безразличием к употреблению пищи, снижением массы тела, нарушением функций желудочно-кишечного тракта, печени, который может вызвать у некоторых людей болевой синдром, развитием мышечных болей, чрезмерным потоотделением, уязвимостью к инфекциям и травмам, упадку собственных сил, замедлению восстановления. Изменение в психической сфере приводит к возбудимости центральной нервной системы, депрессии, упрямству, склонности к истерии, недостаточным контактом с тренером, самокритике, безразличию, апатии, чрезмерному беспокойству, неуверенности в собственных силах [2].

Уровень психического напряжения является важным фактором, обеспечивающим достижение высоких спортивных результатов, результативность тренировочного процесса. Его основу составляет эмоционально-волевая сфера спортсмена, вегетативные механизмы,

самочувствие, активность и настроение. Общеизвестно, что при психическом перенапряжении достичь высоких результатов практически невозможно [4].

В связи с вышеизложенным исследование субъективного психологического статуса девушек-боксеров в ходе тренировочных нагрузок представляет значительный интерес для женского спорта.

Исследование проводилось в общеподготовительном периоде на базе Республиканской школы-интернат № 5 спортивного профиля г. Уфа. В исследовании приняли участие 28 спортсменок, в возрасте от 15 до 20 лет, из них 16 чел. имеют I спортивный разряд, 12 чел. - кандидаты в мастера спорта (КМС), стаж спортивной деятельности которых составлял в среднем 4,5 года. Спортсменки прошли углубленное диспансерное обследование в Республиканском врачебно-физкультурном диспансере (РВФД) и были признаны здоровыми.

В ходе исследования девушки были поделены на две группы: кон -трольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). Результаты КГ оценивались до и после стандартной тренировочной нагрузки. В тренировочном процессе ЭГ использовалась музыкотерапия как средство получения сведений о динамике изменений эмоциональных состояний спортсменок [1, 3]. Испытуемым была предложена современная музыка (музыка была подобрана спортсменками самостоятельно) в основной части тренировки -при отработке ударов по мешку и заключительной части. Тренировочные занятия проходили с преимущественным использованием скоростно-силовой направленности, продолжительностью 60-90 мин.

Для оценки субъективного психологического статуса девушек-боксеров использовали методику самочувствия, активности, настроения (САН). Каждый из параметров теста представлен противоположными понятиями - антонимами, которых всего десять. Спортсменки оценивали выраженность каждой из характеристик состояния по семибалльной системе, полярно разделенной на признаки: от +3 (положительная выраженность в сильной степени) до -3 (отрицательная выраженность в сильной степени). Наибольшее количество баллов, которое может набрать спортсмен по каждому параметру - 70, наименьшее - 10. Испытуемые могли соотнести свое состояние со шкалой признаков, отражающей самочувствие (сила, утомляемость, здоровье), активность (подвижность, скорость, темп протекания функций) и настроение (эмоциональное состояние) [7].

Длительность индивидуальной минуты оценивалась до и после тренировочных занятий под контролем секундомера путем отсчитывания испытуемыми от 1 до 60. Как известно, под влиянием усиления возбуждения обнаруживается тенденция недооценки (укорочения) длительности индивидуальной минуты, а при развитии процесса торможения - к переоценке (удлинению).

Анкетирование проводилось для выявления субъективной оценки функционального состояния спортсменок после стандартной тренировоч -ной нагрузки.

Математико-статистическая обработка полученного материала проводилась при помощи программного обеспечения Microsoft Exsel 2007 и программного пакета Attestat с использованием общепринятых методов вариационной статистики.

Анализ анкетных данных выявил, что после стандартного тренировочного занятия у 38 % опрошенных спортсменок настроение и самочувствие остаются неизменными; 53 % спортсменок физические нагрузки доставляют удовольствие, у них приподнято настроение, они испытывают чувство удовлетворения спортивной деятельностью; лишь 9 % девушек отметили ухудшение настроения и самочувствия. Данная категория боксеров после тренировки испытывала умеренное повышение чувствительности, восприимчивости к внешним раздражителям, которые выступали как отвлекающие факторы от дальнейшей деятельности.

Материалы субъективной оценки категории самочувствия, активности и настроения приведены в таблице.

Изменение показателей самочувствия, активности и настроения до и после тренировочных нагрузок, баллы (шкала САН), балл

Показатель 1 2 3 Достоверность различий

Самочувствие 52,4±1,6 46,8±1,8 49,3±1,2 <0,05

Активность 47,9±1,1 50,9±1,5 52,6±1,4 <0,05

Настроение 44,4±1,2 44,1±0,5 46,2±0,9 -

Итоговый САН 197,1 141,8 148,1 <0,05

Примечание: 1 - до тренировочной нагрузки; 2 - после тренировочной нагрузки КГ;

3 - после тренировочной нагрузки ЭГ.

Так, нами было установлено, что тренировочная нагрузка внесла изменения в категорию «самочувствие», количество баллов по данной категории у девушек-боксеров контрольной группы изменилось с 52,4±1,6 до 46,8±1,8. Данные изменения достоверны (р<0,05). Таким образом, мы можем предположить, что тренировочные нагрузки большой и субмаксимальной мощности ведут к ухудшению самочувствия спортсменок. При этом следует отметить, что уровень самочувствия у девушек был несколько выше, чем активность и настроение. Однако результаты ЭГ показали, что самочувствие у девушек изменилось до 49,3±1,2 балла после проделанной физической работы под любимую музыку.

В категории «активность» нами было обнаружено достоверное (р<0,05) улучшение показателя до и после эксперимента. Уровень

активности боксеров увеличился в КГ с 47,9±1,0 до 50,9±1,5 балла, в ЭГ до 52,6±1,4 балла. Данное обстоятельство подтверждается и анкетными данными: 53 % девушек отметили, что физические нагрузки доставляют им удовольствие и они готовы продолжить тренировку.

Анализируя результаты тестирования, отражающие уровень настроения у девушек-боксеров до и после тренировочных занятий, можно отметить, что особых существенных различий уровень настроения не претерпевал. Различия недостоверны (р>0,05). Однако после тренировочной нагрузки с применением музыкального сопровождения настроение девушек улучшилось до 46,2±0,9 балла. Данные свидетельствуют о том, что девушки настроены с большим оптимизмом на тренировочный процесс в целом.

Известно, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними меняется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с данными уровня настроения. Экспериментальные данные свидетельствуют, что, несмотря на субъективное оценивание приподнятости настроения во время эксперимента, спортсменки все-таки испытывают усталость вследствие проделанной работы. Однако благодаря музыкотерапии показатель «самочувствие» у девушек после тренировочной нагрузки был приближен к исходному.

Суммарное количество баллов, которое может набрать спортсмен по трем категориям - 210 (наибольшее) и 30 (наименьшее). Из данных, приведенных в таблице, видно, что до стандартной тренировочной нагрузки итоговый показатель САН составляет 197,1 балла, что говорит об их хорошем самочувствии и желании тренироваться (спортсменки набирают практически наивысший балл). После тренировочного занятия в КГ просматривается ухудшение самочувствия, активности и настроения на 71,9 %, в ЭГ после тренировочной нагрузки показатели самочувствия, активности и настроения были выше на 3,3 %. Полученные данные свидетельствуют о положительном психологическом воздействии музыки на спортсменок.

Индивидуальная минута - это хронобиологический феномен, который характеризует субъективное восприятие времени. Восприятие временных отрезков существенно зависит от функционального состояния человека и может служить критерием оценки адаптивных возможностей организма. Чувство времени является одним из главных компонентов спортивной деятельности боксера, так как позволяет спортсмену оценивать длительность раунда, перерыва, отдельных временных интервалов боевых действий и рационально расходовать силы. После стандартного тренировочного занятия в КГ (10 из 14 чел) наблюдались значительные нарушения в восприятии времени в виде пересчитывания (76,64 с) или

недосчитывания (41,3 с) по сравнению с астрономическим временем. В ЭГ количество спортсменок допустивших ошибку сократилось до 7 чел., из них пересчитывания (71,34 с) или недосчитывания (49,47 с).

В ходе исследования установлено, что стандартные тренировочные нагрузки большой и субмаксимальной мощности ведут к ухудшению самочувствия спортсменок и замедляют их субъективное восприятие времени. При этом настроение испытуемых не изменяется, активность возрастает. Результаты нашего исследования показали, что использование музыкотерапии влияет на психоэмоциональное состояние девушек-боксеров и вносит оптимизирующий вклад в формирование их психической готовности.

Музыкотерапия может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе как эффективное средство в комплексе восстановительных средств и методов.

Список литературы

1. Брайцева С.В., Арлентьева М.Р. Музыкальная терапия в психологическом сопровождении ЛФК и спорта // Физическая культура. Спорт. Наука и Образование: материалы I Всерос. науч. конф. с междунар. участием / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. Ч. I. Чурапча, 2017. С. 82-87.

2. Гайнуллина А.Ф., Линтварев А.Л., Шаяхметова Э.Ш. Анализ использования средств и методов восстановления физической работоспо -собности и снятия утомления у кикбоксеров. // Человек в условиях социальных изменений: сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2015. С. 49-54.

3. Дьячкова Ю.В., Садыкова С.В. Аутогенная тренировка и музыко-терапия в тренировке спортсменов // Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на Универсиаде-2013 в Казани: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Казань, 2013. С. 353-354.

4. Использование технологий биологической обратной связи в тренировочном процессе боксеров высокой квалификации / Р.М. Муфтахина [и др.] // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). 2015. №. 1. С. 1810.

5. Лисицын В.В. Методология спортивной подготовки в женском боксе. М.: Ленанд, 2017. 408 с.

6. Минуллин А.З. Психофизиологические особенности адаптации юных боксеров к соревновательному стрессу: дис. ...канд. биол. наук. Челябинск, 2013. 143 с.

7. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике. М.: Институт психотерапии, 2005. 402 с.

8. Румянцева Э.Р., Ходосевич Г.В. Женский пауэрлифтинг: стимуляция работоспособности. Уфа: БашИФК, 2008. 132 с.

Ямилева Рита Маратовна, канд. биол. наук, доц., rmuftakhina@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет,

Галимова Эльвира Мансуровна, канд. биол. наук, старший преподаватель, carter_8705@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный педагогический университет,

Галимов Азат Мусавирович, старший преподаватель, azat13galimov@ gmail.com, Россия, Уфа, Башкирский государственный медицинский университет,

Фазлутдинова Ляйсан Ринатовна, старший преподаватель, lfazl1989@,mail. ru, Россия, Уфа, Башкирский государственный медицинский университет

ASSESSMENT OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF THE GIRLS PRACTICING

BOXING DURING TRAINING LOADS

R.M. Yamileva, E.M. Galimova, A.M. Galimov, L.R. Fazlutdinova

The results of the study of the subjective assessment of the psychological status of female boxers during training loads are presented. It has been proven that the use of music therapy has a positive effect on the psycho-emotional state of female athletes and makes an optimizing contribution to the formation of their mental readiness.

Key words: boxer girls, well-being, activity, mood, training process, sport, boxing.

Yamileva Rita Maratovna, candidate of biological sciences, associate professor, rmuftakhina@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University,

Galimova Elvira Mansurovna, candidate of biological sciences, senior lecturer, carter_8705@mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University,

Galimov Azat Musavirovich, senior lecturer, azat13galmov@gmail. com, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University,

Fazlutdinova Lyaysan Rinatovna, senior lecturer, lfazl1989@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir State Pedagogical University

Reference

1. Brajceva S.V., Arlent'eva M.R. Muzykal'naya terapiya v psihologicheskom soprovozhdenii LFK i sporta // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Nauka i Obrazovanie: materialy I Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem / pod red. S.S. Gulyaevoj, A.F. Syrovatskoj. Ch. I. Churapcha, 2017. S. 82-87.

2. Gajnullina A.F., Lintvarev A.L., Shayahmetova E.Sh. Analiz ispol'zovaniya sredstv i metodov vosstanovleniya fizicheskoj rabotosposobnosti i snyatiya utomleniya u kikbokserov. // Chelovek v usloviyah social'nyh izmenenij: sb. nauch. trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2015. S. 49-54.

3. D'yachkova Yu.V., Sadykova S.V. Autogennaya trenirovka i muzykoterapiya v trenirovke sportsmenov // Perspektivy razvitiya sovremennogo studencheskogo sporta. Itogi vystuplenij rossijskih sportsmenov na Universiade-2013 v Kazani: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Kazan', 2013. S. 353-354.

4. Ispol'zovanie tekhnologij biologicheskoj obratnoj svyazi v trenirovochnom processe bokserov vysokoj kvalifikacii / R.M. Muftahina [i dr.] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya (elektronnyj zhurnal). 2015. №. 1. S. 1810.

5. Lisicyn V.V. Metodologiya sportivnoj podgotovki v zhenskom bokse. M.: Lenand, 2017. 408 s.

6. Minullin A.Z. Psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii yunyh bokserov k sorevnovatel'nomu stressu: dis. ...kand. biol. nauk. Chelyabinsk, 2013. 143 s.

7. Noss I.N. Rukovodstvo po psihodiagnostike. M.: Institut psihoterapii, 2005. 402 s.

8. Rumyanceva E.R., Hodosevich G.V. Zhenskij pauerlifting: stimulyaciya rabotosposobnosti. Ufa: BashIFK, 2008. 132 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.