Научная статья на тему 'Динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации'

Динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОМОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ДЕВУШЕК / ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ / SENSOMOTORNY COORDINATION / IMPROVEMENT OF TECHNICAL AND TACTICAL SKILL OF THE GIRLS PRACTICING BOXING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аслаев Тимур Сагитович

Рассматривается динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации после применения в подготовке разработанной методики с использованием компьютерного стабилографического комплекса и с учётом биологической цикличности работоспособности женского организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Indicators of Sensomotor Coordination of the Girls Practicing Boxingat the Initial Stage of Sports Specialization

In article dynamics of indicators of sensomotorny coordination of the girls practicing boxing at the initial stage of sports specialization after application in preparation of the developed technique with use of a computer stabilografichesky complex and taking into account biological recurrence of operability of a female organism is considered.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации»

УДК 372.879.6 ББК Ч51.3.4

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ, НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Т. С. Аслаев

Башкирский институт физической культуры (филиал Уральского государственного университета

физической культуры), Уфа, Россия

Рассматривается динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации после применения в подготовке разработанной методики с использованием компьютерного стабилографического комплекса и с учётом биологической цикличности работоспособности женского организма.

Ключевые слова: сенсомоторная координация, совершенствование технико-тактического мастерства девушек, занимающихся боксом.

Современный уровень мирового бокса требует от спортсменов высокой степени развития базовых технико-тактических, физических и психических качеств, а также способности эффективно их интегрировать в условиях спортивных соревнований. Высокий уровень проявления технико-тактического мастерства возможен лишь при высоком уровне развития тонкой «мышечной чувствительности», «двигательной памяти», оперативности протекания сенсомоторных функций, различительной способности динамических и кинематических параметров движения, внимания и оперативного мышления, которые обеспечиваются механизмами сенсорного различения, дифференцировки движений (пространственной, временной и динамической) в отделах зрительной, вестибулярной и проприоцептивной чувствительности. В связи с этим развитие сенсомоторных качеств боксёра является первоосновой его спортивно-технического мастерства и должно занимать важное место в комплексной системе подготовки [2; 4]. От уровня сфор-мированности двигательно-координационных и сенсомоторных качеств зависит эффективность атакующих и защитных действий, выбор дистанции и способов передвижения в спортивной деятельности боксёра, опережение действий противника [3].

В свете этого становится актуальным разработка методики совершенствования технико-тактического мастерства девушек-боксёров посредством развития сенсомоторной координации.

Исследования проводились на базе детско-юношеских спортивных школ Уфы и Стерлитамака

Республики Башкортостан, развивающих женский бокс.

В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие 23 девушки (возраст на начало эксперимента 14-16 лет), занимающиеся в группах начальной специализации (учебно-тренировочные группы 4-го года обучения) и укомплектованные нами в контрольную (11 спортсменок) и экспериментальную (12 спортсменок) группы. У всех спортсменок был сформировавшийся ова-риально-менструальный цикл (ОМЦ) с продолжительностью 28-30 дней.

Спортсменок контрольной группы тренировали, следуя примерной программе по боксу для ДЮСШ и СДЮШОР, утверждённой Всероссийской федерацией бокса (2005).

В экспериментальной группе в подготовительном периоде подготовки применялась разработанная методика развития сенсомоторной координации. Занятия проводились индивидуально, с учётом фаз ОМЦ спортсменок. При этом в I и V фазах ОМЦ объём и интенсивность основной тренировочной нагрузки снижались.

Для оценки сенсомоторной координации использовались «НС-Психотест» и двухканаль-ный цифровой нейрофизиологический комплекс «Нейро-МВП-Микро», при помощи которых оце -нивали сенсомоторную реакцию на световой раздражитель, уровень проприоцептивной чувствительности и способность к тонкой дифференци-ровке мышечных усилий во времени и пространстве. Также использовали тест Яроцкого, при помощи которого оценивали вестибулярно-мотор-ную устойчивость спортсменок.

На протяжении педагогического эксперимента производилось три среза: фоновый (во время учебно-тренировочных боёв), промежуточный (через 6 мес, во время летних товарищеских матчей) и в конце исследования.

Характер сенсомоторной реакции на ситуацию, возникающую во время поединка, является важным признаком спортивного мастерства боксёров. Адекватная реакция на информацию от зрительного (сложные двигательные действия партнёра) и слухового (сигналы рефери, подсказки тренера) анализаторов в условиях жёсткого лимита времени определяет эффективность исполнения технических приёмов. Результаты исследования данного показателя представлены в табл. 1.

Как видно из представленных данных, все исследуемые показатели контрольной группы имели тенденцию к улучшению, однако достоверно улучшилась реакция лишь на световой раздражитель — на 10,69 % (р < 0,05) к концу педагогического эксперимента. Поскольку в боксе информация от зрительного анализатора является основной, можно предположить, что улучшение двигательной реакции на световой раздражитель является закономерным результатом регулярной тренировочной нагрузки.

Исследование динамики полученных результатов позволило определить, что у спортсменок

экспериментальной группы уровень реагирования на раздражители был более высоким, что, по-видимому, обусловлено систематическим воздействием на механизмы сенсомоторной координации заданий на стабилоплатформе, способствующим увеличению подвижности нервных процессов. Так, по всем исследованным показателям к концу педагогического эксперимента у спортсменок наблюдалось значимое (р < 0,05) улучшение скорости реакции по сравнению с фоновыми замерами: на слуховой раздражитель — на 12,91 %, на зрительный — на 11,26 %, на сложный стимул в условиях тормозного дифференцирования — на 8,77 %.

Способность спортсмена синхронизировать работу мышц, максимально расслабляя мышцы-антагонисты в момент двигательного акта,— важный показатель спортивного мастерства, который обеспечивает эффективное исполнение движений и повышает экономичность работы.

В боксе подобные способности спортсмена приобретают особое значение, поскольку мышечные ощущения, наряду с тактильными (осязание), слуховыми, зрительными, лежат в основе формирования специализированных восприятий — чувства ритма, движения и т. д.

Результаты анализа функциональной активности нервно-мышечного аппарата девушек-боксёров представлены в табл. 2.

Таблица 1

Сенсомоторная реакция девушек-боксёров на звуковой и световой раздражители в процессе педагогического эксперимента (п = 23)

Показатель Группа Уровень реакции, мс

сенсомоторного реагирования ФП ПЗ рф-1 КЭ рф-2

КГ 261,87±16,30 258,61±11,04 >0,05 251,21±16,49 >0,05

На звуковой раздражитель ЭГ 252,14±9,15 251,02±10,11 >0,05 219,58±11,11 <0,05

Р >0,05 >0,05 <0,05

КГ 281,16±15,69 272,44±12,75 >0,05 251,09±10,33 <0,05

На световой раздражитель ЭГ 278,50±11,23 261,01±10,38 >0,05 247,13±10,19 <0,05

р >0,05 >0,05 >0,05

КГ 501,33±17,71 494,33±21,64 >0,05 489,93±14,90 >0,05

Сложная, в условиях тормозного дифференцирования (3 световых + 1 звуковой) ЭГ 504,33±19,24 481,21±14,90 >0,05 460,09±11,23 <0,05

р >0,05 >0,05 <0,05

Условные обозначения для табл. 1-3. КГ — контрольная группа, ЭГ — экспериментальная группа. Достоверность различий по и-критерию Манна — Уитни: Рф-1 — фоновых показателей (ФП) и промежуточных замеров (ПЗ); Рф-2 — фоновых показателей и конца эксперимента (КЭ); р — контрольной и экспериментальной группами.

52

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, N01

Таблица 2

Изменения биоэлектрической активности трапециевидной мышцы девушек-боксёров до и после педагогического эксперимента (п = 23)

Состояние мышцы Группа Уровень электроактивности, мкВ

Норма* ФП ПЗ Рф-1 КЭ Рф-2

КГ 168,32±16,43 163,21±14,44 >0,05 156,94±16,83 >0,05

Покой ЭГ Р 50-100 154,99±18,11 >0,05 111,08±11,92 <0,05 <0,05 77,85±13,21 <0,05 <0,05

Напряжение КГ ЭГ р 1 0003 000 1 139,63±32,19 1 143,01±21,22 >0,05 1 213,55±29,21 1 199,64±31,90 >0,05 >0,05 >0,05 1 325,13±31,17 1 576,00±14,33 <0,05 <0,05 <0,05

КГ 65,66±10,27 64,18±11,31 >0,05 48,09±9,31 <0,05

Расслабление ЭГ р 10-15 66,13±12,37 >0,05 41,11±9,67 <0,05 <0,05 24,13±7,65 <0,05 <0,05

* Значения нормы определены для спортсменов.

Анализ результатов показал, что в состоянии покоя уровень электроактивности исследуемой мышцы несколько выше значений нормы, что может указывать на повышенную тревожность спортсменок. Однако среднегрупповое значение данного показателя в экспериментальной группе значительно снизилось по сравнению с фоновыми показателями и составило 77,85±13,21 мкВ (р < 0,05).

При произвольном напряжении трапециевидной мышцы наблюдается адекватное увеличение её биопотенциала у всех спортсменок, принявших участие в эксперименте.

До педагогического эксперимента по команде «расслабить мышцу» электроактивность мышцы снижалась относительно значений состояния покоя, но была значительно выше нормы. То есть умение произвольно расслаблять мышцы у девушек-боксёров было развито недостаточно. Однако в процессе занятий, по мере роста спортивного мастерства умение произвольно расслаблять мышцы развивалось у спортсменок обеих групп.

Так, у спортсменок контрольной группы данный показатель снизился в течение года до 48,09±9,31, что на 26,76 % ниже значений фоновых замеров (р < 0,05). У спортсменов экспериментальной группы уровень биоэлектрической активности мышцы по команде «расслабить мышцу» уже через 6 мес педагогического эксперимента в среднем по группе снизился на 37,83 % и составил 41,11±9,67 мкВ (р < 0,05), а через год —

на 63,51 %, 24,13±7,65 мкВ (р < 0,05). При этом ре -зультаты экспериментальной группы вдвое превышали результаты контрольной (р < 0,05).

Полученные данные свидетельствуют о том, что спортсменки экспериментальной группы успешно освоили предложенный им вариант психомышечной тренировки и овладели способностью регулировать мышечное напряжение в процессе занятий по предложенной методике развития сенсомоторной координации.

Показатель контактной координациометрии позволяет судить об особенностях проприоцеп-тивной чувствительности и её согласованности с функциями опорно-двигательного аппарата, в неразрывной связи с функционированием центральной нервной системы, позволяющей интегрировать глобальные и локальные действия и движения человека [1; 5]. Результаты исследования представлены в табл. 3.

На протяжении всего исследования показатели теста контактной координациометрии постепенно улучшались в обеих группах. Уже через полгода педагогического эксперимента у спортсменок экспериментальной группы данный показатель увеличился в среднем по группе на 5,63 % (р < 0,05), а к концу исследования — на 6,05 % (р < 0,01) от фоновых значений. В контрольной группе также наблюдалась положительная тенденция, но достоверный эффект — 3,86 % (р < 0,05) был достигнут лишь через год тренировок.

Таблица 3

Уровень контактной координациометрии девушек-боксёров в процессе педагогического эксперимента (п = 23)

Группа Уровень координациометрии, %

ФП ПЗ рф-1 КЭ рф-2

Контрольная Экспериментальная р 11,26±1,52 12,01±2,14 >0,05 8,38±0,98 6,38±0,44 <0,05 >0,05 <0,05 7,40+0,51 5,96+0,23 <0,05 <0,05 <0,01

Полагаем, что это свидетельствует о повышении мышечного чувства и способности к тонкой дифференцировке мышечных усилий девушек-боксёров в процессе тренировки с применением разработанной нами методики.

Для оценки вестибулярно-моторной функции спортсменок использовали тест Яроцкого, позволяющий определить уровень вертикальной устойчивости при раздражении вестибулярного анализатора.

Анализ полученных данных выявил достаточно высокий уровень и положительную динамику постурального контроля спортсменок в ходе педагогического эксперимента в обеих группах. Так, и в контрольной, и в экспериментальной группах значения теста в начале исследований укладывались в диапазон рекомендованных норм для спортсменов и составили соответственно: 60,39±3,88 и 61,11+4,01 с. К середине эксперимента уровень теста Яроцкого незначительно увеличился в экспериментальной группе до 64,70+3,31 с, а в контрольной сохранялся на прежнем уровне. Статистически достоверные изменения наблюдались лишь в экспериментальной группе к концу эксперимента — 69,45+2,15 с (р < 0,05), что больше результатов контрольной группы на 11,25 % (р < 0,05).

Таким образом, положительная динамика развития сенсомоторной координации по показате-

Поступила в редакцию 17 февраля 2016 г.

лям зрительно-моторной, слухо-моторной, про-приоцептивно-моторной и вестибулярно-мотор-ной реакции в экспериментальной группе указывает на эффективность разработанной методики развития сенсомоторной координации у девушек-боксёров 14-16 лет на этапе начальной спортивной специализации. Все изучаемые показатели развивались и у спортсменок контрольной группы в процессе их подготовки, однако менее вы-раженно.

Список литературы

1. Болобан, В. Сенсомоторная координация как основа технической подготовки / В. Болобан // Наука в олимп. спорте. - 2006. - № 2. - С. 96-102.

2. Озеров, В. П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров. - Кишинёв : Штиинца, 1983. -140 с.

3. Петров, А. Г Формирование индивидуального стиля боксёра / А. Г. Петров, И. С. Колесник. - Ульяновск : Изд-во УлГПУ, 2009. - 202 с.

4. Сурков, Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков. - М. : Физкультура и спорт, 1984. -125 с.

5. Boloban, W. Sensomotorycrna кооМшасуа jako czynnik ukierunkowanych dzialan ruchowych studentow w zajçciach praktycznych / W. Boloban, P. Kusmierczyk, M. Szyper // Педагопка, психолопя та медико-бю-лопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. -2007. - № 7. - С. 160-168.

Для цитирования: Аслаев, Т. С. Динамика показателей сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом, на начальном этапе спортивной специализации / Т. С. Аслаев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 51-55.

Сведения об авторе

Аслаев Тимур Сагитович — аспирант, Башкирский институт физической культуры (филиал Уральского государственного университета физической культуры). Уфа, Россия. kny.87@ mail.ru

54

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, No 1

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 1, pp. 51-55.

Dynamics of Indicators of Sensomotor Coordination of the Girls Practicing Boxing at the Initial Stage of Sports Specialization

T. S. Aslaev

Bashkir Institute of Physical Culture, Ufa, Russia kny.87@mail.ru

In article dynamics of indicators of sensomotorny coordination of the girls practicing boxing at the initial stage of sports specialization after application in preparation of the developed technique with use of a computer stabilogra-fichesky complex and taking into account biological recurrence of operability of a female organism is considered.

Keywords: sensomotorny coordination, improvement of technical and tactical skill of the girls practicing boxing.

References

1. Boloban V. Sensomotornaya koordinatsiya kak os-nova tehnicheskoy podgotovki [Sensorimotor Coordination as the Basis for Technical Training]. Nauka v olimpi-yskom sporte [Science in Olympic Sport], 2006, no. 2, pp. 96-102. (In Russ.).

2. Ozerov V.P. Psihomotornoe razvitie sportsmenov [Psychomotor Development of Athletes]. Chisinau, Sti-inta Publ, 1983. 140 p. (In Russ.).

3. Petrov A.G., Kolesnik I.S. Formirovanie individu-alnogo stilya boksera [Formation of the Individual Style of a Boxer]. Ulyanovsk, 2009. 202 p. (In Russ.).

4. Surkov E.N. Psychometrika atleta [Athletes' Psychomotor System]. Moscow, Physical Culture and Sport Publ., 1984. 125 p. (In Russ.).

5. Boloban, W. Sensomotorycrna Koordinacija jako czynnik ukierunkowanych dzialan ruchowych studentow w zaj^ciach praktycznych [Sensorimotor Koordinacija as a Factor Targeted Movement of Students in Practical Activities]. Pedagogika, psihologiya ta mediko-bio-logichni problemi fizichnogo vihovannya i sportu [Pedagogics, Psychology, Medical and Biological Problems of Physical Training and Sports], 2007, no. 7, pp. 160-168. (in Ukraine.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.