Научная статья на тему 'Динамика показателей физической и технической подготовки в тайском боксе'

Динамика показателей физической и технической подготовки в тайском боксе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
349
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей физической и технической подготовки в тайском боксе»

динамика показателей физическои и технической подготовки в тайском боксе

А.В. Цинис

(Президент Архангельской областной федерации тайского бокса старший преподаватель кафедры физической культуры С(А)ФУ г. Архангельск)

В настоящее время Россия является одной из ведущих стран в развитии тайского бокса. Возросший интерес к боевым единоборстам среди современной молодежи, в том числе студенческой, связаны с рядом обстоятельств. Период обучения в университете завершает восходящую ветвь физиологического и социального созревания организма студента и присущих этому возрасту желаний испытать себя в экстремальных переживаниях, проявлениях эмоций различной направленности для ощущения полноты жизни, которые нередко реализовываются в занятиях боевыми искусствами.

Массовое увлечение восточными единоборствами, боксом, самбо и другими видами боевых исскуств, гармонично вливаются в концепцию о взаимосвязи физических нагрузок, функций организма и состояния здоровья занимающихся как инструмента восстановления психофизического равновесия, т.к. движение является естественным и наиболее сильным стимулятором многих жизненно важных функций организма, жизненной потребностью человека, непременным условием его жизнеспособности. С социальных позиций занятия боевыми единоборствами развивают тактическое мышление, память, повышают устойчивость организма к стрессовым ситуациям, обеспечивают условия своевременного «взросления», создают реальные возможности защитить себя, формируют некий внутренний стержень, спокойствие, осознанность и стремление к совершенству в любом деле, за которое берется спортсмен. Занятия дают неограниченные возможности самовыражения и, соответственно, ведут к творческому развитию личности.

Рост мастерства и тренированности тай-боксеров во многом определяется качеством учебно-тренировочного процесса, поиском методов совершенствования, построения и планирования тренировки. Значительную роль в обеспечении высокой эффективности подготовки тайских боксеров к соревнованиям играет уровень методического и спортивно-технологического обеспечения (А.И. Колесов, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов).

Необыкновенная популярность тайского бокса среди подростков и юношей требует подготовки методических материалов не только для детей,

но и юношей, которые начинают заниматься данным видом спорта лишь в стенах вуза, что значительно позже, чем это рекомендуется.

Нередко пути достижения победы в поединках среди начинающих спортсменов осуществляются методом «проб и ошибок», что не может не отражаться на качестве подготовки талантливых спортсменов. Однако федерация тайского бокса России недостаточно обеспечена методической базой. Слабо ведутся научные исследования по разработке системы подготовки и рекомендаций организации эффективного процесса подготовки студентов, начинающих заниматься тайским боксом в период обучения в вузе, что требует выявления наиболее эффективного технико-тактического арсенала и его изменения в процессе современных соревнований по тайскому боксу среди студентов.

Эффективность подготовки студентов в тайском боксе отягощается необходимостью сочетать физические нагрузки с учебными. Приходящиеся на это время интеллектуальные, физические и функциональные нагрузки в сочетании с психоэмоциональным напряжением и не всегда благоприятными социально-бытовыми, климатическими условиями жизни сопровождаются постоянным нарушением режимов труда, отдыха, питания (В.С. Макеева, С.О. Манаева, Л.А. Шаренкова).

Чрезвычайную актуальность имеют вопросы сохранения здоровья студентов, вследствие специфичности условий тренировки, сложности и многообразия решаемых задач, высоких требований, предъявляемых к тайскому боксёру, особенностями их психофизиологического состояния в учебно-тренировочном процессе и комплексной реакцией организма на воздействие указанных факторов (В.А. Пономаренко, А.Г. Загородников). Все это, естественно, оказывает негативное влияние на функциональный и психофизиологический статус студентов, занимающихся спортом.

Вместе с тем, в настоящее время, анализ научных источников свидетельствует о недостаточной изученности структуры и содержания учебно-профессиональной и соревновательной деятельности студентов занимающихся тайским боксом; научного обоснования стратегии и новых подходов в решении задач подготовки студентов, особенно на младших курсах, исходя из ее современного состояния и комплекса дополнительных факторов воздействия.

Тайский бокс — это, прежде всего, спортивная дисциплина, ттребующая от спортсмена самой серьезной физической подготовки, являющейся основой для формирования двигательной аактивности боксера. Выносливость, сила, скорость, быстрота движений, ловкость — вот те необходимые слагаемые успеха, из которых невозможно одержать победу. Результаты общей и специальной физической подготовки тай-боксеров на начальном этапе подготовки представлены в табл. 8.

Таблица 8

Динамика показателей общей и специальной физической подготовленности студентов в годичном цикле начальной подготовки,

Md (25-й - 75-й перцентиль) (n= 102)

Показатели Этапы подготовки

Втягивающий Подготовительный Соревновательный

Прыжок в длину, см 204,11 209,89 218,11

194.00-214.00 201.00-219.00 207.00-230.00

Пресс за 30 секунд, раз 29,54 32,58 37,35

25.00-34.00 29.00-38.00 33.00-42.00

Бег 30 метров, сек 5,30 5,14 4,93

5.05-5.60 (4.87-5.44) 4.71-5.15

Наклон вперёд, см 15,77 19,53 23,66

13.00-18.00 16.00-22.00 21.00-27.00

Мост, см 64,47 57,73 51,91

54.00-72.00 51.00-64.00 47.00-58.00

«Отжимания», раз 50,49 56,22 62,12

44.00-55.00 51.00-61.00 55.00-70.00

«Подтягивания», раз 7,00 8,37 9,77

5.00-9.00 6.00-10.00 7.00-12.00

Примечание: Мё - верхняя строчка; 25-й; 75-й перцентиль - нижняя строчка; все показатели на последующих этапах подготовки имеют статистически значимые различия по отношению к предыдущему этапу при Р>0,01.

Анализ полученных данных показал, что все скоростно-силовые показатели начинающих студентов в подготовительном периоде выросли относительно втягивающего периода: в «отжимании» на 11,35%, подтягивании на 19,57%, прессе на 10,29%, прыжке в длину на 2,83%, в беге

- 3,02%. Аналогичная динамика положительного изменения скоростно-силовых показателей наблюдалась и в соревновательном периоде относительно подготовительного периода: в «отжимании» - 11,69%, подтягивании - 20%, прессе - 16,15%, прыжке в длину - 4,03%, беге - 3,96%. В целом за весь период исследований скоростно-силовые характеристики увеличились: в «отжимании» - 23,03%, подтягивании - 39,57%, прессе -26,44%, прыжке в длину - 6,86%, в беге на 6,98%.

Муай-тай требует, чтобы связки и мышцы ног и таза спортсменов были чрезвычайно растянуты и подвижны. Удары идут по большей амплитуде за счет хорошей подвижности суставов пояса нижних конечностей (таза), при этом достигается большой разгон ноги до поражения цели. Так в подготовительном периоде относительно втягивающего зафиксировано улучшение: мост - 10,45% , наклон в седе - 23,84%. В соревновательном периоде гибкость спортсменов выросла относительно подготовительного: мост - 9,03%, наклон в седе - 26,19%. За весь период исследований характеристики гибкости улучшились: мост - 19,48%, наклон

- 50,03%.

Положительная динамика наблюдалась в показателях, отражающих специфику вида спорта - скорости выполнения ударных движений (рис. 1) и

скоростной выносливости - выполнении количества ударов за 2 минуты (рис.1).

В подготовительном периоде показатели в нанесении серии ударов улучшились относительно втягивающего на 12,73%, в соревновательном периоде скорость спортсменов выросла относительно подготовительного на 10,91%. За весь период исследований характеристики скоростно-силовой подготовленности увеличились на 23,64%. Все показатели скоростной выносливости в подготовительном периоде относительно втягивающего выросли в нанесении ударов по снаряду руками на 7,53%, в соревновательном, относительно подготовительного на 7,62% (рис. 2).

Рис. 2. Количество нанесенных ударов студентами руками за 2 минуты и

ногами за 1 минуту.

По указанным этапам подготовки аналогичная динамика наблюдается и в нанесении ударов по снаряду ногами - 8,62% и 10,65% соответственно. За весь период исследований характеристики скоростной выносливости

увеличились в нанесении ударов по снаряду руками на 15,15%, нанесение ударов по снаряду ногами на 19,27% .

С целью определения координации движений спортсменов фиксировалось количество ошибок при ведении теннисного мяча в боевой стойке и количество ошибок при уклонении от бросков мяча в корпус спортсмена. Анализ полученных результатов показал, что в подготовительном периоде снизилось количество ошибок в броске мяча на 26,41%, в соревновательном на 34,99%; в ведении мяча на 37,23% - в подготовительном и 37,24% - в соревновательном соответственно (рис. 3).

8

7 -

6

2.

g 4

2 - — 1

О --------

Втягивающий Подготовительный Соревновательный

В Метание мяча в спортстмена □ Ведение мяча в стойке

Рис. 3. Ведение мяча в стойке и броски мяча в студента

За весь период исследований количество ошибок снизилось в броске мяча - 61,39%, ведении мяча в боевой стойке - 74,47%.

Учитывая, что муай-тай относится к ударным единоборствам, особый интерес составило выявление скоростно-силовых характеристик при выполнении двигательных действий руками и в сочетании с движением туловищем. Из результатов, представленных в таблице 9, выявлено, что наблюдается улучшение всех показателей спортсменов на этапах подготовки.

Таблица 9

Динамика показателей в толкании ядра студентов в годичном цикле начальной подготовки, Md (25-й - 75-й перцентиль) (n= 102)

Показатели Втягивающий Подготовительный Соревновательн ый

Толкание ядра левой рукой, м 3,67 3,77 3,85

3,40-4,00 3,50-4,10 3,604,10

Толкание ядра с движением корпуса и левой рукой, м 5,81 6,14 6,47

5,50-6,10 5,90-6,30 6,20-6,80

Толкание ядра из боевой стойки левой рукой, м 7,56 8,09 8,96

7,10-7,90 7,70-8,45 8,40-9,50

Толкание ядра правой рукой, м 3,83 3,95 4,02

3,60-4,10 3,70-4,20 3,80-4,30

Толкание ядра с движением корпуса и правой рукой, м 6,12 6,59 7,00

5,80-6,50 6,30-6,90 6,50-7,50

Толкание ядра из боевой стоики левой рукой, м 8,18 8,81 9,86

7,60-8,80 8,20-9,30 9,10-10,40

Примечание: Примечание: Мё - верхняя строчка; 25-й; 75-й перцентиль - нижняя строчка; все показатели на последующих этапах подготовки имеют статистически значимые различия по отношению к предыдущему этапу при Р>0,01.

Так выявлен рост скоростно-силовых характеристик мышц плечевого пояса по данным результатов в толкании ядра левой и правой рукой (при р<0,001). В толкании ядра корпусом и левой рукой от втягивающего к подготовительному улучшение составило 6-8%, что указывает на улучшение координации работы мышц спины и рук ( при р<0,001).

При толкании ядра в полной координации из боевой стойки результат двигательного теста от втягивающего к подготовительному периоду увеличился на 7%, а от подготовительного к соревновательному еще на 8%. Для правой руки характерна еще более выраженная динамика - от втягивающего к подготовительному периоду на 8% и на 10% соответственно.

Оценка мышечной силы студентов в начале цикла показала, что все показатели динамометрии - сила кисти правой руки (СКпр), сила кисти левой руки (СКлев) находятся в пределах возрастной нормы. Тем не менее, к соревновательному периоду наблюдается достоверное увеличение СКпр (Р=0,002), СКлев (Р=0,003) на фоне увеличения показателя процентного отношения силы кисти к массе тела (ППО)для сильнейшей руки (Р=0,05) (рис.4).

% 50

слабое удовлетворительное хорошее

В в начале учебного года Н в конце учебного года

Рис. 4. Динамика показателя процентного отношения силы сильнейшей руки у студентов в течение первого года подготовки

Положительная динамика результатов по тестовым заданиям указывает на значительное улучшение биомеханических связей между ударными звеньями тела. Полученные данные свидетельствуют о росте в течение года практически всех тестовых показателей общей и специальной физической подготовленности начинающих спортсменов.

Так к середине подготовительного периода подготовки значительно улучшается точность усилий в результате более качественного произвольного управления деятельностью мышц антагонистов и точностью усилий, что практически соответствует заданному параметру. При этом значительно снижается скованность движений и излишнее напряжение неработающих мышц. Дифференцировка пространственно-временных параметров, опирающихся на зрительно-двигательных ощущениях движения боксера, у новичков достигает уровня высококвалифицированных спортсменов к началу соревновательного периода.

Управления двигательными действиями в привычных условиях обеспечивается главным образом активизацией функционирования нервной системы организма, а также согласованностью усилий в зависимости от внешних условий, сопутствующих решению двигательной задачи. В непривычных условиях, когда человек встречается с непривычным внешним сопротивлением, точность двигательных действий определяется преимущественно оперативностью (быстротой) мобилизации двигательного состава действия со стороны моторной зоны.

Как показал анализ литературных данных, целесообразное структурирование двигательной деятельности в онтогенезе сопровождается постепенным изменением координации движений на основе накопленного опыта и упражнений. Сознательное овладение движением, регуляция различных положений тела определяются степенью ощущения и восприятия как самого движения, так и внешней среды, в которой оно производится. При этом проприорецепция суставов, мышц, сухожилий, кожи вносят свой вклад в сознательное восприятие движения. И.М. Сеченов отмечал, что рефлекторные связи мышечно-суставной чувствительности со зрительными, слуховыми, вестибулярными ощущениями обеспечивают условие регуляции двигательных действий: восприятие пространства и отражают его во времени.

В результате анализа учебно-тренировочной деятельности выявлено, что при выполнении технических действий при заранее определенных условиях, координационная структура выполнения двигательного действия усваивается значительно быстрее, чем при неопределенности их выполнения. Так во втягивающем периоде исследуемые показатели начинающих спортсменов имели коэффициент рационального включения звеньев тела в ударное движение правой рукой - 54,25%, левой рукой -50,91%, что находится ниже уровня 3 юношеского разряда (табл. 10).

Таблица 10

Степень отклонения от рациональной техники ударных движений студентов в различных фазах в годичном цикле подготовки, (%)

Показат ели Периоды Отклонения в различных фазах движения, %

Ногой Туловищем Рукой

Слабая Втягивающий 15,86 8,69 24,54

рука Подготовительный 14,77 7,83 22,60

Соревновательный 11,10 7,76 18,85

Сильная Втягивающий 13,91 8,97 22,87

рука Подготовительный 13,69 7,04 20,72

Соревновательный 8,75 8,07 16,81

В подготовительном периоде в результате улучшения

координационных возможностей начинающих спортсменов на ударное движение правой рукой приходится 58,55%, а левой руки - 54,80%. Дальнейшее улучшение координационных характеристик спортсменов наблюдается в соревновательном периоде, где показатель ударного движения правой рукой равняется 66,37%, а левой рукой - 62,29%, что соответствует уровню 2 разряда (рис.5).

70

Втягивающий Подготовительный Соревновательный

Рис. 5. Изменение коэффициента эффективности ударных движений студентов в динамике годичного цикла начальной подготовки

Ранее было установлено, что оптимальный вклад звеньев тела в ударное движение у спортсменов высокой квалификации имеет следующие соотношения: для мышц ног 42,2%, для мышц туловища 39,1%, а для мышц руки 18,7%, что позволяет развить оптимальную силу удара.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, следует отметить, что у начинающих тай-боксеров на первом году обучения на фоне роста скоростно-силовых и координационных способностей произошло значительное улучшение коэффициента эффективности и обеспечению рационального вклада звеньев тела, в

ударное движение, способствуя приросту спортивного результата от нуля до второго разряда.

Так у студентов-спортсменов в динамике годичного цикла наблюдается улучшение техники ударных движений и повышение коэффициента эффективности техники на 12%. При этом успех техники ударного движения является не только делом «чистой моторики», а также определяется характером предлагаемых упражнений и тренировок, нагрузкой, их соотношением и рядом других факторов. Скорее всего, следует допустить, что по мере проведения эксперимента процесс обучения техническим действиям сопровождается коррекцией той нервной модели, которая сложилась в памяти испытуемых в начале эксперимента. Это свидетельствует о том, что механизм опознания выступает как результат многоактной деятельности, а фазы опознания - как постепенный переход от грубой дифференциации к более тонкой.

Динамика сенсомоторных показателей и освоения техники двигательных действий студентов в годичном цикле подготовки.

Огромные физические, умственные и эмоциональные нагрузки во время систематических занятий спортом вызывают выраженные изменения в функциональное состояние организма. Но если опираться на высказывания Г.Апанасенко, то согласно закону максимума биогенной энергии Вернадского-Бауэра в соперничестве с другими системами выживает та, которая наилучшим образом способствует захвату энергии и её использованию наиболее эффективным способом. Как показали результаты исследования, детерминация учебно-тренировочной деятельности, исходящая от самого субъекта, т.е. студента-спортсмена стала определяющим вектором развертывания начальной подготовки. Такая стратегия подготовки позволяет студенту находиться в активно-деятельном отношении к миру и самому себе; его активность выступает в высшем своем творческом проявлении, когда он поднимается до становления самого себя.

Оптимальное сочетание процессов утомления и восстановления -педагогическая и физиологическая основа постоянной и долговременной адаптации организма к учебным, природным, спортивным нагрузкам определяется устойчивостью реакции и уровнем функциональных возможностей организма и, в первую очередь, возбудимостью, лабильностью и реактивностью центральной нервной системы (ЦНС). Увеличение разброса физиологических показателей ЦНС, их «неустойчивость» во времени является наиболее ранним и универсальным критерием сдвигов функционального состояния организма.

Центральная нервная система первой реагирует на воздействие внешних факторов как специализированная управляющая система, координирующая процесс адаптации целостного организма спортсмена (Анохин П.К., Завьялов А.В., Судаков К.В., Агаджанян Н.А., Михневич А.В.).

В результате сравнительного анализа статистических параметров уровня проявления и стабильности простой зрительно-моторной

двигательной реакции (ПЗМР), среднеквадратического отклонения, суммарном числе ошибок, максимальном времени ответа, а также в амплитуде моды и оценки стабильности реакции в ответ на световые раздражители у студентов-спортсменов выявлены статистически значимые различия. Между остальными сравниваемыми показателями ПЗМР выявлены статистически значимые различия лишь на отдельных этапах тренировочного процесса (таблица 11).

Таблица 11

Динамика простой зрительно-моторной реакции студентов в годичном цикле подготовки МЛ (25-й -75-й перцентиль)

Показатели Втягивающи й Подготовительн ый Соревновательный P1-2 P1-3 P2-3

Интегральный показатель надёжности (%) 74,69 73,67 72,29 0,373 0,173 0,341

70.77-83.74 66.57=82.67 65.19-81.30

Уровень активности ЦНС (отн.ед.) 2,90 2,73 2,76 0,206 0,406 0,779

2.00-3.25 2.00-3.00 2.00-3.00

Уровень активации ЦНС (отн.ед.) 0,47 0,43 0,43 0,252 0,321 0,824

0.36-0.63 (0.30-0.52) 0.11-0.52

Номер квадрата классификации 1-25 13,36 12,35 12,42 0,151 0,273 0,747

11.00-17.25 10.50-14.00 8.00-14.25

Число пропущенных стимулов 0,47 0,16 0,11 0,709 0,146 0,436

0.00-0.00 0.00-0.00 0.00-0.00

Число упреждающих стимулов 1,97 1,71 1,69 0,392 0,242 0,757

0.00-3.00 0.00-3.00 0.00-2.25

Суммарное число ошибок 2,44 1,87 1,80 0,472 0,472 0,725

0.00-3.00 0.00-3.00 0.00-3.00

Среднее время реакции (мс) 239,16 242,16 243,59 0,328 0,375 0,713

210.00-254.25 215.75-257.25 223.25-258.25

Уровень быстродействия (от 1 до 5) 3,08 2,89 2,88 0,146 0,215 0,983

3.00-4.00 2.75-3.00 2.00-3.00

СКО реакции (мс) 73,77 76,96 70,13 0,451 0,531 0,546

38.00-82.00 40.75-100.25 40.00-87.00

Уровень стабильности реакций 2,98 2,88 3,01 0,499 0,802 0,297

2.00-4.00 2.00-4.00 3.00-4.00

Медиана (мс) 221,17 223,85 225,58 0,219 0,189 0,449

198.50-229.50 204.00-239.00 09.75-239.25

MODA (мс) 209, 71 212,88 214,71 0,447 0,278 0,691

195.00-225.00 195.00-225.00 195.00-225.00

Амплитуда MODA (%) 37,15 37,03 35,45 0,911 0,327 0,275

30.00-42.25 30.00-44.00 29.00-40.25

MIN время ответа (мс) 166,90 167,07 167,20 0,558 0,291 0,555

154.00-170.00 156.00-175.00 155.75-175.25

MAX время ответа (мс) 610,09 666,15 592,61 0,461 0,562 0,317

358.50-642.25 367.75-956.75 376.50-715.75

Быстродействие (отн.ед.) 0,49 0,45 0,45 0,166 0,170 0,844

0.50-0.75 0.40-0.50 0.10-0.50

Стабильность реакции (отн.ед.) 0,48 0,46 0,48 0,561 0,910 0,375

0.10-0.75 0.10-0.75 0.50-0.75

Динамика среднего времени реакции и уровень быстродействия спортсменов имеет негативную кривую: на каждом последующем этапе просматривается тенденция увеличения влияния парасимпатического отдела ЦНС. Это на наш взгляд объясняется увеличением количества раздражителей к концу учебного года, на переработку которых начинающие спортсмены тратят больше времени. При этом, наибольшее отклонение от средней, наблюдалось в середине, а наименьшее - в конце экспериментального исследования. Увеличение времени реакции к концу эксперимента со стабилизацией разброса средних показателей свидетельствует об однородности изменений в целом по группе и косвенным показателем влияния различных факторов среды и тренировочной программы. В то же время, увеличение реакции к середине эксперимента и значительный разброс от средней, свидетельствует о превалировании индивидуальных ответных реакций организма испытуемых в ответ на процесс воздействия физических упражнений на учебных занятиях. Уменьшение разброса времени реакции к концу эксперимента связано со стабилизацией адаптационных процессов и является косвенным показателем готовности к соревновательной деятельности.

Сенсорная активность определяется качеством передачи импульса и его переработкой в коре головного мозга.

Оценка динамики сложной зрительно-моторной реакции позволяет дать характеристику сенсомоторных процессов в освоении двигательного действия начинающих спортсменов. Анализ сложной зрительно-моторной реакции представлен в таблице 12.

Таблица 12

Динамика сложной зрительно-моторной реакции студентов в годичном цикле подготовки, МЛ (25-й -75-й перцентиль)

Показатели Втягивающий Подготовительн ый Соревнователь ный Р1-2 Р1-3 Р2-3

1 2 3 4 5 6 7

Интегральный показатель надёжности 62,86 60,51 61,15 0,260 0,383 0,727

54,62-71,14 53,91-71,46 52,32- 71,57

Уровень сенсорных реакций 1,92 2,08 2,28 0,267 0,030 0,251

1,00 - 2,00 1,00 - 3,00 1,00 - 3,00

Оценка уровня сенсомоторных реакций 0,26 0,28 0,33 0,396 0,041 0,216

0,07 - 0,27 0,07 - 0,50 0,08 - 0,60

Номер квадрата классификации 19,03 18,42 18,77 0,213 0,620 0,529

17,00-21,00 16,00-21,25 16,00-22,00

Число 0,20 0,07 0,36 0,012 0,566 0,126

пропущенных стимулов 0,00-0,00 0,00-0,00 0,00-0,00

Число упреждающих реакций 1,47 (0,00;2,00) 1,29 (0,00;2,00) 1,34 (0,00;2,00) 0,314 0,270 0,777

Число неправильных реакций 4,43 4,41 3,39 0,300 0,014 0,182

2,00 -6,00 2,00-5,00 1,00-5,00

Суммарное число ошибок 6,10 5,77 5,10 0,114 0,064 0,423

2,75-9,00 2,00-7,25 1,00-7,00

Уровень качества деятельности 1,91 2,08 2,40 0,242 0,009 0,095

1,00-2,25 1,00-3,00 1,00-4,00

Среднее время реакции 399,48 411,09 412,58 0,203 0,173 0,799

358,75-439,25 362,75-447,75 358,00-456,25

Уровень быстродействия 4,42 4,27 4,27 0,170 0,225 0,976

4,00-5,00 4,00-5,00 4,00-5,00

СКО реакции 90,77 87,70 92,05 0,599 0,971 0,650

71,50-100,25 68,50-99,75 64,00-106,00

Оценка стабильности реакций 0,93 0,88 0,85 0,225 0,074 0,532

1,00-1,00 1,00-1,00 1,00-1,00

Уровень стабильности реакций 3,68 3,71 3,72 0,891 0,789 0,986

3,00-4,00 3,00-4,00 3,00-5,00

Медиана 392,11 403,03 404,82 0,199 0,137 0,844

352,00-432,25 360,00-435,00 358,0-453,50

MODA 390,00 405,00 402,35 0,141 0,169 0,706

340,00-420,00 340,00-460,00 340,0-460,00

Амплитуда MODA 24,23 25,26 25,69 0,350 0,062 0,330

20,75-27,25 21,00-28,00 22,00-29,00

MIN время ответа 239,89 253,06 256,15 0,005 0,006 0,863

215,00-259,75 230,75-273,00 223,75-283,5

MAX время ответа 724,73 710,27 767,42 0,805 0,326 0,280

563,75-759,50 554,25-815,25 565,0-856,75

Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой динамике большинства показателей: интегрального показателя надёжности сенсомоторных реакций, числа неправильных реакций, среднего времени реакции, минимального времени ответа, Ме и МО и др.

При незначительном увеличении времени реакции к

соревновательному периоду, положительным моментом является то, что наблюдается тенденция к снижению числа ошибок, улучшению уровня быстродействия, сохранению уровня стабильности на всех этапах подготовки. При этом, число пропущенных сигналов и упреждающих реакций достигают наилучших показателей в подготовительном периоде по отношению к втягивающему и соревновательному периоду, что было отмечено нами в предыдущих исследованиях (О.А.Голубина, В.Н. Чеснокова и др.).

В целом у спортсменов при исследовании сложной зрительно -моторной реакции достоверно наблюдается лишь тенденция к позитивным

изменениям показателей в годичном цикле подготовки при увеличении парасимпатической активности и уменьшении симпатической активности вегетативной нервной системы к соревновательному периоду подготовки. Это на наш взгляд объясняется значительным увеличением количества новых раздражителей к концу учебного года, на переработку которых спортсмены тратят больше времени и недостатком энергетических компонентов адаптационных возможностей организма.

В единоборствах в наибольшей мере требуется способность быстро и целесообразно преобразовывать движения и формы действий по ходу состязаний, где в обстановку действий вводятся препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

Такие жесткие требования вызывают значительные трудности со стороны ЦНС студентов-спортсменов при выполнении заданий на опознание стимул-сигнала в простой и сложной зрительно-моторной реакции.

Изменение физической работоспособности у студентов в годичном цикле начальной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время молодые люди, обучающийся в высшей школе, испытывает на себе сильные психоэмоциональные, учебные и социально -бытовые нагрузки, которые неизбежно приводят к напряжению адаптивных механизмов, сохраняющих гомеостаз и предупреждающих появление перенапряжений и астенизацию. Использование мышечной работы в качестве безусловного раздражителя непосредственно изменяет метаболизм тканей, снижает психоэмоциональные нагрузки и уменьшает негативные изменение в организме, к которым могут привести стрессовые состояния. Кроме того, одной из важнейших потребностей, обусловливающих социальный статус студента вуза молодого человека, можно считать физический облик и функциональные возможности основных систем жизнеобеспечения.

Динамика показателей, отражающих реакцию организма на нагрузочное тестирование в виде проб с задержкой дыхания, указывает на рост функционального состояния тай-боксеров от начала к окончанию годичного цикла подготовки. Наблюдается рост индекс Скибински (ИС) на 39% (Р=0,002), увеличение результатов в пробе Штанге на 7% и в пробе Генче на 8% (рис. 6).

4500 -- 4250 4000 -- 3750 -- 3500 § 3250 3000 2750 2500

в начале учебного года в конце учебного года

I Проба ттттанге i. ... ■ I Проба Генче

" Индекс Скибински

Рис. 6. Изменение гипоксической устойчивости и показателя ИС у студентов

в динамике тренировочного цикла

Участие всей мышечной массы в интенсивной физической нагрузке является причиной большой нагрузки на сердечно-сосудистую систему, имеющей место в интактном организме (Б. Фолков, Э. Нил, И.А. Аршавский, Р.А. Абзалов,). Известно, что на физическую нагрузку организм реагирует повышением артериального давления. У студентов на начальном этапе годичного цикла подготовки после выполнения физической нагрузки зафиксировано увеличение АДс и АДп на 46% и 160% соответственно относительно состояния покоя (рис. 7). К моменту наступления переходного периода подготовки данная динамика сохраняется. При этом, наблюдается снижение АДд на 16% как в начале года, так и в конце на 22%.

25

180 150

120 -90 -60 30 -0

в начале учебного Ш АДс С

LL

100

--75 -- 50 --25 0

АДп

в конце учебного —А- АДд ■ АДср

Рис. 7. Состояние гемодинамических показателей до и после нагрузки у

студентов

Во время физической нагрузки у тай-боксеров относительно неизменным остается АДср. Это связано с тем, что прессорецепторы во время физической нагрузки уравновешивают увеличенный МОК соответствующим уменьшением ОПСС с целью поддержания АДср (Р.Ф. Рашмер). При физической нагрузке у студентов наблюдается снижение ОПСС как в начале - на 75%, так и в конце учебного года - на 72%. Данные изменения ОПСС на фоне увеличения МОК свидетельствует о более

экономичной работе миокарда в период окончания годичного цикла подготовки.

Как показывают многочисленные исследования (Тупицын И.О., Шестаков Н.М., Агаджанян Н.А., Елфимов А.И, С.И. Русинова, Еремеев В.Я., Горбунов Н.П., H. Brust Carmona, J. Zarco, Goldfarb G,., Rodrigues F.B., Nunes N., Negrao C.E.), что адаптация к различным по мощности режимам работы осуществляется в большей степени за счет ЧСС, которая увеличивается пропорционально мощности нагрузки (Н.А. Агаджанян с соавт., М.Г. Пшенникова, В.И. Дубровский). После выполнения физической нагрузки субмаксимальной мощности у тайбоксеров наблюдалось увеличение ЧСС на 158% в начале учебного года и на 144% в конце учебного года соответственно (рис. 8).

400 -

250 -

100

пИ_

-50 J °

50 о tr

о <

<

с

<

ср

о <

о

о

о

о о с о

□ в начале учебного года □ в конце учебного года

Рис. 8. Изменения системной гемодинамики у студентов после физической нагрузки (за 100% приняты показатели покоя)

Известно, что ЧСС может служить индексом интенсивности физической нагрузки, так как имеет связь линейного характера с потреблением кислорода (В.И. Дубровский, Т. Ueda, Т.Kurokawa). Более высокие значения ЧСС, зафиксированные у студентов, начинающих заниматься тайским боксом, при выполнении одинаковой нагрузки в начале учебного года свидетельствуют о напряжении адаптивных механизмов сердечно-сосудистой системы, тогда как к переходному периоду происходит снижение ЧСС после выполнения такой же нагрузки, следовательно, наблюдается улучшение функционального состояния первокурсников, занимающихся тайским боксом.

В ответ на воздействие физической нагрузки также увеличивается СОК (С.И. Русинова, В.И. Дубровский) на 62% и на 64%. Сокращения скелетных мышц и действие адреналина, которые вызывают сокращение вен, влекут за собой увеличение венозного возврата путем мобилизации депо крови и большую наполняемость желудочков кровью (В.Л. Карпман, 1969; Б. Фолков с соавт., А.Г. Дембо с соавт., Э.В. Земцовский, В.Ф. Ананин, В.И. Дубровский), что при включении механизма Франка-Старлинга формирует

изменения СОК. Увеличение МОК за счет СОК свидетельствует об улучшении состояния сердечно-сосудистой системы, о более надежном и стабильном обеспечении повышенного запроса транскапиллярного обмена и наибольшей экономической выгоде (Р.А. Калюжная, Ф.З. Меерсон, Н.А. Куршаков с соавт., В.Я. Еремеев с соавт., Ф.Г. Ситдиков). Режим работы сердца с повышенным СОК обеспечивает поступление в микроциркуляторную систему на единицу объема ткани большего объема крови и с большей скоростью.

Суммирование показателей сердечно-сосудистой системы и расчет значений индекса накопления пульсового долга ИНПД показал, что к окончанию учебного года наблюдается его снижение на 11% (Р=0,03) (рис. 33). Данный факт указывает на рост физической работоспособности у тайбоксеров в динамике годичного цикла подготовки.

Таким образом, реакция на физическую нагрузку основных параметров системы кровообращения у студентов, занимающихся тайским боксом, свидетельствует, что к концу годичного цикла подготовки наблюдается рост функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Данные изменения у первокурсников, происходящие на фоне роста физической работоспособности указывают на эффективную организацию учебно-тренировочного процесса.

Выводы.

Таким образом, в результате проведенного исследования на заключительном этапе эксперимента отмечается рост сенсомоторных показателей, ряда технических показателей, а также функционального состояния ведущих систем организма, которые в совокупности способствуют улучшению физической и умственной работоспособности студентов, начинающих заниматься тайским боксом в условиях вуза.

Рост функционального потенциала и готовности студентов-спортсменов к соревновательной деятельности наблюдается в соревновательном периоде.

По мере проведения эксперимента коррекция той нервной модели, которая сложилась в памяти испытуемых в начале эксперимента способствовала повышению эффективности процесса обучения техническим действиям по пути постепенного перехода от грубой дифференциации к более тонкой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апанасенко Л. Г. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека / Л. Г. Апанасенко. - СПб. : МГП Петрополис, 1992. - 290 с.

2. Артеменко О. Л. Муай-тай - свободный бой : метод. пособие / О. Л. Артеменко, В. В. Касьянов, А. Н. Ковтик. - Минск : Современное слово, 2001. - 384 с.

3. Г. С. Картинас, С. М. Чибисов, Ф. Халберг // Здоровье и образование в

XXI веке. Инновационные технологии в биологии и медицине : науч. тр. Х междунар. конгр. - М., 2009. - С. 576-577.

4. Лысенко А. С. Бокс. Совершенствование техники : практ. пособие / А. С. Лысенко. - Харьков : ФЛП Дудукчан И.М., 2007. - 152 с.

5. Макеева В. С. Развитие личности в образовательном пространстве физической культуры / В. С. Макеева // Культура физическая и здоровье. -2006. - № 2 (8). - С. 58-62 ; 2006. - № 3 (9). - С. 63-68.

6. Макеева В. С. Самопознание студента в экстремальных условиях спортивной деятельности / В. С. Макеева, С. Ю. Махов // Физическая культура и спорт : анализ социальных процессов : междунар. науч. конф. -СПб. 2008. - С. 134-139.

7. Осколков В. А. Бокс: обучение и тренировка : учеб. пособие / В. А. Осколков. - Волгоград : ВГАФК, 2003. - 116 с.

8. Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 12.

9. Хамаганов Б. П. Особенности методики подготовки спортсменов в тайском боксе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Б. П. Хамаганов ; науч. рук. С. В. Калмыков. - Улан-Удэ, 2004. - 171 с.

10. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. - Л. : Наука, 1976. - 20 с.

11. Хохлова Л. А. Особенности мотивационного поведения студентов лево- и правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков / Л. А. Хохлова, Л. Е. Дерягина // Экология человека. - 2009. - № 5. - С 25-29.

12. Хусяйнов З. М. Тренировка нокаутирующего удара боксёров высокой квалификации / З. М. Хусяйнов. - М. :МЭИ, 1995. - 72 с.

13. Цинис А. В. Динамика вариабельности сердечного ритма у тайбоксеров в дискомфортных условиях Севера / А. В. Цинис, В. Н. Чеснокова, В. С. Макеева // Eur. J. Sport Sci. Technol. / First Year. - 2011. - Vol. V. - P. 116-124.

14. Шиян В. В. Методические особенности совершенствования спортивных и боевых приемов борьбы к действиям в экстремальных условиях / В. В. Шиян, А. Н. Блеер // Вопросы совершенствования боевой подготовки в современных условиях : материалы межвуз. науч.-практ. конф. - М., 2002. - С. 94-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.