15 (303) - 2012
Проблемы учета
ВОЗМЕЩЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ И КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ — ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКИХ
СЧЕТОВ И КОДОВ КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИЙ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
А. А. СЕМЕНЮК, А. Н. СУХОВЕРХОВА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
В практической деятельности учреждений нередко возникают вопросы по применению бухгалтерских счетов и кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Так, какие бухгалтерские счета и коды КОСГУ следует применять учреждению в 2012 г. при получении от арендаторов средств в возмещение коммунальных расходов, а также надо ли возмещать командировочные расходы (по факту) по подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ, рассмотрим эти вопросы на конкретных примерах.
Бюджетное учреждение в 2011 г. выставляло арендатору счета, акты об оказании услуг, счета-фактуры по возмещению коммунальных услуг. Оплата коммунальных расходов и возмещение их арендатором производятся в рамках приносящей доход деятельности. Поступившие от арендатора средства зачисляются финансовым органом на лицевой счет учреждения с отражением кода доходов. В 2011 г. применялись счет 205.81.1 и код КОСГУ 180.
Специалистами уполномоченных органов в прошлые годы высказывались различные мнения об отражении бюджетными учреждениями статей доходов КОСГУ (130, 180) при получении от
арендаторов средств в возмещение коммунальных расходов (в части арендуемых помещений).
Данное мнение формировалось в зависимости от формулировок, содержащихся в действовавших в тот момент Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 № 190н (далее — Указания № 190н).
Отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» операции со средствами бюджетных учреждений учитываются по кодам КОСГУ.
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения данные коды КОСГУ отражаются в 24—26-м разрядах номеров соответствующих счетов рабочего плана счетов (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий
наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от
01.12.2010 № 157н).
Определение соответствующих кодов КОСГУ должно проводиться бюджетным учреждением исходя из перечней доходов (расходов), относящихся на коды КОСГУ.
Обратите внимание, перечень доходов, подлежащих отнесению на ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ, в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от
21.12.2011 № 180н (далее — Указания № 180н), действующих в 2012 г., в сравнении с предыдущими Указаниями № 190н представлен в развернутом виде. В частности, в него включены и доходы от возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества, закрепленного на праве оперативного управления.
В свою очередь и ст. 180 «Прочие доходы» КОСГУ в Указаниях № 180н также получила свою расшифровку, которая, по сути, исключает возможность отнесения рассматриваемых доходов в 2012 г. на данную статью КОСГУ.
Таким образом, в 2012 г. доходы, поступающие бюджетному учреждению от арендаторов помещений в возмещение коммунальных расходов (в части арендуемых помещений), должны отражаться по ст. 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в рассматриваемом случае могут быть отражены следующие корреспонденции:
Д-т сч. 2 401 20 223 К-т сч. 2 302 23 730 — отражены обязательства учреждения по оплате коммунальных услуг (в части арендуемого помещения);
Д-т сч. 2 302 23 830 К-т сч. 2 201 11 610, увеличение по забалансовому счету 18 (по коду 223 КОСГУ) — учреждением оплачены коммунальные услуги;
Д-т сч. 2 205 31 560 К-т сч. 2 401 10 130 — арендатору выставлен счет (перевыставлены счета) за оплаченные коммунальные услуги;
Д-т сч. 2 201 11 510 К-т сч. 2 205 31 660,
увеличение по забалансовому счету 17 (по коду КОСГУ 130) — арендатор возместил стоимость коммунальных услуг.
Рассмотрим следующий вопрос. Так, на семинаре рассматривалось отнесение расходов, произведенных подотчетным лицом. Если аванс на командировку сотруднику выдан не был, то последующее возмещение командировочных расходов (по факту) необходимо производить по подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ в полном объеме. Верно ли это?
В 2012 г. при отнесении расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ государственные (муниципальные) учреждения руководствуются прежде всего положениями Указаний № 180н.
Так, в соответствии с Указаниями № 180н на подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся в том числе расходы по оплате проезда к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы.
В свою очередь по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ отражаются расходы по оплате за проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения) при служебных командировках.
В то же время за счет подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ должны осуществляться расходы по выплате работодателем в пользу работников не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ. К таким расходам, в частности, отнесены:
— компенсация стоимости проезда на все виды общественного транспорта;
— компенсация найма (поднайма) жилых помещений (за исключением служебных командировок) в установленных законодательством РФ случаях.
Как видим, в отношении возмещения командировочных расходов по конкретной статье (под-статье) КОСГУ в формулировках Указаний № 180н существуют определенные противоречия.
В ходе семинара рассматривался аналогичный вопрос об отнесении расходов, произведенных подотчетным лицом в том случае, если денежные средства не выдавались. При этом было высказано мнение, что такие расходы следует относить на подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
В этой связи отметим, что пока не существует официальных разъяснений (приказов) Минфина России, подтверждающих данную позицию.
Отметим, что анализ положений Указаний № 180н позволяет сделать вывод, что на подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ следует относить только те расходы, которые могут быть квалифицированы в качестве компенсации (возмещения) расходов, обязательства по оплате которых определяются исключительно статусом сотрудников, установленным законодательством РФ.
Если аванс сотруднику на командировку выдан не был, а оплата производится только после возвращения из командировки по факту предоставления отчетных документов, то можно говорить именно о возмещении расходов сотруднику. В то же время подобные обязательства, независимо от порядка их оплаты, по сути, являются расходными обязательствами организации и никак не связаны со статусом сотрудников.
При этом, исходя из Указаний № 180н, следует, что расходы по выплате возмещения на проживание в служебной командировке обоснованно могут осуществляться за счет подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Исходя из прямого прочтения норм Указаний № 180н, можно сделать вывод, что оплата проезда к месту командировки и обратно независимо от того факта, в какой момент были выданы денежные средства — до осуществления расходов либо по факту, может осуществляться по подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Очевидно, что в такой ситуации при применении приведенных положений Указаний № 180н у специалистов учреждений возникают сомнения.
В этой связи напомним, что при осуществлении кассовых расходов возмещение командировочных затрат не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств, если оно осуществлялось в соответствии с бюджетной сметой, государственным (муниципальным) заданием, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.
Конечно, данное правило применимо только в тех случаях, когда содержание указанных документов не противоречат положениям действующего законодательства, не допускающих двоякого толкования.
По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации расходы по возмещению командировочных расходов могут быть отнесены на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в следующем порядке:
— оплата проживания (независимо от момента выдачи денежных средств до командировки либо уже по факту) — по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
— оплата стоимости проезда в случае, если аванс подотчетному лицу не выдавался, — как по подст. 21 2 «Прочие выплаты» КОСГУ, так и по подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Обратите внимание, даже если у учреждения нет возможности подтвердить обоснованность применения бюджетной классификации в описанном порядке, маловероятно, что контролирующим органам в данном случае удастся обосновать квалификацию расходов учреждения, осуществленных по подст. 222, 226 КОСГУ, в качестве нецелевых.
Дело в том, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда, исходя из содержания нормативных документов, невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 № 23).
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
3. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н.
5. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н.