4 (364) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
ПОРЯДОК ОПЛАТЫ РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД СОТРУДНИКА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕ КОМАНДИРОВКИ
О. К. ЛЕВИНА, А. С. КУЗЬМИНА, эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ
В статье рассматриваются вопросы отнесения расходов на проезд сотрудника бюджетного учреждения вне командировки от филиала до головного офиса учреждения в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления, а также нормативными документами.
Ключевые слова: сотрудники, бюджетные учреждения, головной офис, филиал, КОСГУ, расходы на проезд, командировки
Сотрудникам организаций различного типа, и в частности бюджетных учреждений, имеющих различные филиалы, в ходе осуществления своей профессиональной деятельности в ряде случаев приходится добираться до головного офиса организации на общественном транспорте (например, на электричке). В связи с этим у работников бухгалтерии возникают трудности по отражению расходов на проезд сотрудников организаций до головного офиса. Рассмотрим, на какой код вида расходов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) следует относить расходы на проезд сотрудника бюджетной организации вне командировки (например, проезд на электричке из филиала организации в головной офис)?
Начиная с бюджетов на 2014 г. (на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.) подлежат применению единые для всех бюджетов коды видов расхо-
дов. Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5.2 разд. III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания № 65н).
Согласно Указаниям № 65н по группе видов расходов 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» отражаются расходы по выплате (предоставлению) работникам (сотрудникам):
— заработной платы (денежного содержания, денежного вознаграждения, денежного довольствия);
— иных выплат, предусмотренных трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами), действующим законодательством (муниципальными правовыми актами);
— командировочных выплат (суточные, оплата проезда, найма жилых помещений).
При предоставлении гарантий и компенсаций в денежной форме в государственных внебюджетных фондах применяется код вида расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».
4 (364) - 2015
Учет и отчетность бюджетных учреждений
Следует отметить, что для осуществления выплат и компенсаций по виду расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» они должны быть обусловлены статусом работников в соответствии с:
— трудовыми договорами;
— законодательством Российской Федерации;
— законодательством субъектов Российской Федерации;
— муниципальными правовыми актами.
При постановке на учет бюджетных обязательств, санкционировании оплаты денежных обязательств казначейские органы принимают во внимание не только возможность отнесения расходов на определенные коды видов расходов и КОСГУ, но и проверяют увязку кодов видов расходов и кодов КОСГУ в соответствии с требованиями действующих Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (см., в частности, письмо Минфина России от 22.01.2013 № 02-13-09/162). Такие увязки предусмотрены Приложением 5 к Указаниям № 65н.
Согласно Указаниям № 65н за счет подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» подлежат отражению дополнительные выплаты и компенсации персоналу, не относящиеся к заработной плате (денежному содержанию), обусловленные их статусом.
Поэтому, для того чтобы в учреждении имелось основание для возмещения указанных в вопросе расходов по коду вида расходов 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» и подст. 212 «Прочие выплаты» КОСГУ, необходимо, чтобы в нормативных документах, регулирующих расчеты с сотрудниками, предусматривалась в том числе компенсационная выплата сотруднику учреждения при проезде вне командировки (проезд на электричке из филиала организации в головной офис). Порядком возмещения подобных расходов, определенном в локальном нормативном акте учреждения, можно предусмотреть как фиксированную сумму возмещения, так и на основании представленных документов, подтверждающих фактические расходы (в рассматриваемом случае, например, разовые проездные билеты).
При отсутствии в локальных нормативных актах учреждения подобной компенсационной выплаты полагаем, что возмещение расходов сотруднику учреждения при проезде вне командировки
(проезд на электричке из филиала организации в головной офис) целесообразно осуществлять по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
В Указаниях № 65н в составе расходов, осуществляемых за счет подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ, прямо поименованы расходы на обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение указанных расходов, в случае если должностные лица не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством РФ, что позволяет говорить о том, что расходы, указанные в вопросе, следует оплачивать с применением подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
С учетом изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: оплату расходов на проезд сотрудника бюджетной организации вне командировки (проезд на электричке из филиала организации в головной офис) следует осуществлять по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» в увязке с подст. 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Напоминаем, что по группе видов расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть сотрудником осуществляется закупка проездных (в том числе разовых) билетов, которые используются учреждением.
Документы, являющиеся эквивалентом стоимости услуг, которые могут быть оказаны, как правило, учитываются как денежные документы на счете бухгалтерского учета 20135 «Денежные документы» (п. 169 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», далее — Инструкция № 157н). Использование
4 (364) - 2015
таких документов осуществляется учреждениями через подотчетных лиц. При этом в учете расчеты с соответствующими сотрудниками отражаются с использованием сч._20800 «Расчеты с подотчетными лицами» (п. 212 Инструкции № 157н).
С учетом сказанного, по мнению экспертов, рекомендуется не просто списывать расходы на проезд сотрудника бюджетной организации вне командировки (проезд на электричке из филиала организации в головной офис) на основании авансового отчета сотрудника, а отражать также прием и выдачу проездных билетов (в том числе и разовых) через фондовую кассу.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
4. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его
Учет и отчетность бюджетных учреждений
применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
5. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
7. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
9. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
10. Письмо Минфина России от 22.01.2013 № 02-13-09/162.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы сэкономить время»
Генри Форд
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]
Д