Научная статья на тему 'Возмещение государством потерпевшему ущерба от преступления: международные стандарты и российское законодательство'

Возмещение государством потерпевшему ущерба от преступления: международные стандарты и российское законодательство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОТЕРПЕВШИЙ / УЩЕРБ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕНСАЦИЯ / CRIMINAL TRIAL / VICTIM / THE DAMAGE BETWEEN FOLK-STANDARD COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шигуров А. В., Калигина А. Ю.

В статье рассматривается проблема возмещения потерпевшему ущерба от преступления. Авторы критикуют нормы российского законодательства, ставящие в привилегированное положение потерпевших от терактов. В работе предлагается создать единый для всех категорий потерпевших механизм компенсации государством ущерба, причиненного преступлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State compensation for damage to the victim of the crime: the international standards and russian legislation

The problem of compensation for damage to the victim of the crime. The authors criticize the norms of the Russian legislation, putting in a privileged position of victims of terrorist attacks. The paper proposes to create a unified for all categories of victim compensation mechanism the State for damage caused by the crime.

Текст научной работы на тему «Возмещение государством потерпевшему ущерба от преступления: международные стандарты и российское законодательство»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

УДК 343.1

А.В. Шигуров , А.Ю. Калигина

ВОЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ПОТЕРПЕВШЕМУ УЩЕРБА ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В статье рассматривается проблема возмещения потерпевшему ущерба от преступления. Авторы критикуют нормы российского законодательства, ставящие в привилегированное положение потерпевших от терактов. В работе предлагается создать единый для всех категорий потерпевших механизм компенсации государством ущерба, причиненного преступлением.

Ключевые слова: уголовный процесс, потерпевший, ущерб, международный стандарт, компенсация.

В соответствии со ст. 52 Конституции РФ государство обязано обеспечить потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений является целью российского уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Решение вышеуказанных задач возможно только при создании эффективного механизма возмещения потерпевшему ущерба, причиненного преступлением [2]. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что чем более тяжкое преступление совершено, тем меньше шансы потерпевших на получение компенсации. Даже в случае удовлетворения гражданского иска, осужденные, находясь в местах лишения свободы, не выплачивают назначенную судом сумму ущерба.

Сложившаяся ситуация заставляет обратиться к международному опыту решения данной проблемы [3, 4]. Ряд международных актов предусматривают обязанность государств компенсировать потерпевшему ущерб, причиненный насильственными преступлениями. Одним из таких международных актов является Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений. В ст. 2 Конвенции указано, что, если возмещение ущерба не может быть обеспечено из других источников, государство обязано само возместить ущерб, причиненный преступлением следующим категориям лиц: во-первых, потерпевшим, которым преступлением был причинен серьезный ущерб физическому состоянию или здоровью, во-вторых, иждивенцам погибшей жертвы преступления. В соответствии со ст. 4 Конвенции компенсация, как минимум, должна покрывать потерю заработка, затраты на лекарства и госпитализацию, затраты на похороны и в случаях, касающихся иждивенцев, - содержания. Россия не ратифицировала данную Конвенцию.

О необходимости предоставления государством финансовой компенсации жертвам преступлений указано и в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой 29.11.1985 Резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН. Такая компенсация должна предоставляться государством в тех случаях, когда возмещение ущерба невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников. Компенсация должна выплачиваться следующим лицам: жертвам тяжких преступлений, получивших значительные телесные повреждения или существенно подорвавших свое физиче-

© Шигуров А.В., Зимина Е.С., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.5

Шигуров Александр Викторович - кандидат юридических наук, доцент, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ (Средне-Волжский филиал).

Калигина Анастасия Юрьевна - студент юридического факультета, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ (Средне-Волжский филиал).

84

New university

Economics & Law 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

ское или психическое здоровье, а также семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате вышеуказанных преступлений.

Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом, утвержденные 11.07.2002 Комитетом Министров Совета Европы, в разделе 17 предусматривают обязанность государств содействовать возмещению ущерба жертвам террористических актов за нанесенные увечья и причиненный вред здоровью, если такое возмещение не может быть полностью обеспечено за счет других источников, в частности, путем конфискации имущества, принадлежащего исполнителям, организаторам и спонсорам террористических актов

Механизм внесудебной компенсации государством вреда, причиненного преступлениями, существует в ряде государств Европы и Америки [1]. Например, в Великобритании данные вопросы решаются Комиссией по вопросам компенсации вреда, причиненного преступлением. Размер компенсации по каждой категории преступления определяется Тарифной схемой. В частности, компенсация психического вреда выплачивается в размере от 1 тыс. англ. фунтов (в случае умеренного посттравматического стресса, депрессии и подобных заболеваний продолжительностью от6 до 16 недель), до 20 тыс. англ. фунтов (в случае очень тяжелых последствий в виде постоянной утраты жизненной активности). Во внесудебном порядке потерпевший может получить компенсацию лишь физического и морального вреда, прямо связанного с насильственным или угрожающем насилием преступлением (компенсация имущественного вреда Тарифной схемой не предусмотрена). В аналогичном порядке может получить компенсацию и лицо, пострадавшее при предотвращении преступления либо при задержании или попытке задержания преступника [5].

В России по общему правилу возмещение потерпевшим вреда, причиненного преступлением, осуществляется в рамках уголовного судопроизводства путем подачи гражданского иска. В виде исключения законодатель установил особый внесудебный порядок выплаты компенсаций некоторым категориям потерпевшим.

Во-первых, таким правом наделены потерпевшие от террористических актов и их иждивенцы (в случае гибели жертвы). Такой «льготный» порядок предусмотрен Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Им предусматриваются, например, в случае гибели потерпевшего при теракте или при пресечении террористического акта выплаты в размере 1 млн. руб. Компенсационные выплаты предусмотрены и при причинении вреда здоровью.

Во-вторых, во внесудебном порядке получают компенсационные выплаты потерпевшие, по отношению к которым применялись меры защиты, но которым в связи с его участием в уголовном судопроизводстве был причинен вред здоровью. В случае гибели потерпевших компенсацию получают их родственники. Такой порядок предусмотрен Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Размеры компенсационных выплат составляют: в случае смерти потерпевшего - 100 тыс. руб., в случае вреда здоровью - от 75 тыс. (если наступила инвалидность I группы) до 10 тыс. рублей (если причинен легкий вред здоровью).

На наш взгляд, наделение особыми правами вышеуказанных категорий потерпевших не имеет достаточного обоснования и нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом. Особая общественная опасность террористических актов не может служить основанием для предоставления особых прав жертвам данных преступлений. Лица, пострадавшие от убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и других преступлений против личности, должны иметь те же права на получение компенсации от государства, как и жертвы терактов. Нарушением принципа равенства является и установление разных сумм компенсации в зависимости от вида преступления. Размер компенсации может зависеть от вида и размера причиненного ущерба, количества иждивенцев. В настоящее время Следственным комитетом РФ подготовлен Проект Федерального закона «О потерпевших от преступлений», которым предусматривается порядок, основания и размеры выплаты государством компенсации потерпевшим. Считаем необходимым скорейшее его принятие. При этом с учетом принципа равен-

85

Новый университет

Экономика и право 2015. № 5 (51)

ISSN 2221-7347

ства граждан данный закон должен стать базовым для всех категорий потерпевших и распространяться, в том числе, на потерпевших от террористических актов.

Библиографический список

[1] Дубровин В.В., Волеводз А.Г. Возмещение вреда от преступлений в уголовном судопроизводстве: отечественный, зарубежный, международный опыт правового регулирования. - М., 2011. -227 с.

[2] Трифонова К.А. Правовой институт возвращения уголовного дела прокурору через призму решений Конституционного Суда РФ // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 4. - С. 268-272.

[3] Шигурова Е.И. Актуальные проблемы возбуждения уголовных дел частного обвинения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 1-1. - С. 214-216.

[4] Шигурова Е.И. Юридическая техника регулирования статуса потерпевшего по УПК Украины, Эстонии, Латвии // Актуальные проблемы юридической техники в правотворческой и правоприменительной деятельности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Саранск, 2014. - С. 114-120.

[5] Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда [Электронный ресурс]. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

kkk

UDC 343.1

A. И Sigurov, A. Yu. Kaligina

STATE COMPENSATION FOR DAMAGE TO THE VICTIM OF THE CRIME:

THE INTERNATIONAL STANDARDS AND RUSSIAN LEGISLATION

The problem of compensation for damage to the victim of the crime. The authors criticize the norms of the Russian legislation, putting in a privileged position of victims of terrorist attacks. The paper proposes to create a unified for all categories of victim compensation mechanism the State for damage caused by the crime.

Keywords: criminal trial, the victim, the damage between folk-standard compensation.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.