Научная статья на тему 'Правовые и организационные аспекты реализации конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба'

Правовые и организационные аспекты реализации конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ / КОМПЕНСАЦИЯ УЩЕРБА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПОТЕРПЕВ-ШИЙ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ФОНД ПОМОЩИ ПОТЕРПЕВШИМ / CONVENTION / COMPENSATION OF DAMAGES / INTERNATIONAL LAW / VICTIM / IMPROVED LEGISLATION / THE FUND OF ASSISTANCE TO VICTIMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев Р.А.

В статье рассмотрены правовые и организационные аспекты реализа-ции конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба с учетом норм международного права и сложившейся практики в ряде стран. Внесены предложения по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Журавлев Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal and organizational aspects of the implementation of the Constitution- it- law of victims of crime to compensation the caused damage

Examines the legal and organizational aspects of implementation of constitutional rights of victims of crime to compensation the caused damage with due account of the norms of international law and the practice in some countries. Made the proposal content on improving the Russian legislation in this sphere.

Текст научной работы на тему «Правовые и организационные аспекты реализации конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба»

Р. А. ЖУРАВЛЕВ,

главный научный сотрудник Научного центра, доктор юридических наук, профессор (Академия управления МВД России)

R. A. ZHURAVLEV,

chief research fellow of Scientific center, doctor of juridical sciences, professor (Academy of Management of the interior Ministry of Russia)

УДК 343.135

Правовые и организационные аспекты реализации конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба

Legal and organizational aspects of the implementation of the Constitution-it- law of victims of crime to compensation the caused damage

В статье рассмотрены правовые и организационные аспекты реализации конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба с учетом норм международного права и сложившейся практики в ряде стран. Внесены предложения по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

Конвенция, компенсация ущерба, международное право, потерпевший, совершенствование законодательства, фонд помощи потерпевшим.

Examines the legal and organizational aspects of implementation of constitutional rights of victims of crime to compensation the caused damage with due account of the norms of international law and the practice in some countries. Made the proposal content on improving the Russian legislation in this sphere.

The Convention, compensation of damages, international law, the victim, improved legislation, the Fund of assistance to victims.

Важным правовым и гуманитарным шагом стало включение в Конституцию Российской Федерации 1993 г. положений, обеспечивающих охрану законом права потерпевшего от преступлений и злоупотреблений властью; доступ потерпевшим к правосудию и компенсацию причиненного ущерба; реализацию права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [1].

Принятие указанных норм особенно актуально для многих миллионов граждан, потерпевших от преступлений, по которым лица, их совершившие, не установлены. За последние 5 лет (2009—2013 гг.) в органы внутренних дел

поступило свыше 125 млн заявлений, сообщений о преступлениях и иных происшествиях. От преступных деяний погибли более 200 тыс. человек, почти 260 тыс. причинен тяжкий вред здоровью. Материальный ущерб только по делам, расследование по которым было завершено, достиг 1,5 трлн руб. [13]. По данным независимых опросов, за год 12,5 % россиян стали жертвами преступных посягательств. При этом в органы внутренних дел обратились лишь 41 % из числа пострадавших, что свидетельствует о серьезном недоверии населения помощи со стороны сотрудников полиции [12]. И данное недоверие объяснимо, поскольку из 4,5 млн преступлений, зарегистрированных в 2012— 2013 гг., почти 2 млн или 44 % лица, их совер-

к s

i

<

as О

BS H

и X

■X

ЕЕ

а

ы вэ о и s

H =

s

ы s

X к

о

H

и о и

Ö вэ H

и

л <

H

il

0

1 о

m

<

m

51

К S

I

<

м О 03

н и X

и

а

а и оэ

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

0

1

о

а

<

52

шившие, не были установлены. Всего на учете 18 млн нераскрытых преступлений, по которым еще не прошли сроки давности. Миллионы граждан, пострадавших от преступников, не получили реальной помощи от государства.

Во многом это обусловлено тем, что и по истечении более 20-ти лет после принятия Конституции РФ указанные выше конституционные положения о праве каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, все еще не подкреплены должным правовым и организационным механизмом их реализации.

Лишь 30 апреля 2010 г. был принят Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» № 68-ФЗ [2]. Но его применение было осложнено такими условиями и ограничениями, что фактически реализовать свое право на компенсацию потерпевшие смогли лишь в единичных случаях. Так, из приостановленных в 2012 г. и в первом полугодии 2013 г. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого 1 834 595 уголовных дел, в суды поступили лишь 111 заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное досудебное производство в разумный срок (что составляет 0, 00006 % от числа приостановленных дел), из которых рассмотрены по существу 85, в том числе только 68 с удовлетворением требований в среднем 51,4 тыс. руб. [7]. Нормы указанного Федерального закона фактически исключили возможность миллионам граждан, потерпевших от преступных деяний, виновные по которым не установлены, получить реальную помощь, в том числе и компенсацию.

Постановлением Конституционного

Суда РФ № 14-П от 25 июня 2013 г. ряд норм ФЗ-68 признаны не соответствующими Конституции РФ «в той мере, в какой эти законоположения по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, служат основанием для отказа потерпевшему в признании его лицом, имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок, на том лишь формальном основании, что подозреваемый или обвиняемый по делу не был установлен, притом что имеются данные, свидетельствующие о возможном нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства, в том числе в связи с непринятием должных мер судом, прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания, дознавателем в целях своевременного осуществления досудебного производства по уголовному делу

и установления подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления лиц, с учетом общей продолжительности производства по уголовному делу...» [8].

К сожалению, в данной сфере накопленный мировым сообществом и обобщенный в международных актах ценнейший опыт используется недостаточно. В частности, Декларация ООН 1985 г. предлагает следующее: в тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации; содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам; оказывать жертвам необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам [9].

Более конкретные требования к правоохранительной и судебной системе в этой сфере закреплены в Рекомендации N Я (85) 11 Комитета Министров Совета Европы «О положении потерпевших в рамках уголовного права и процесса»:

— полиция должна информировать потерпевшего о возможности получения помощи, практических и юридических консультаций, а также компенсации от преступника и государства;

— в любом докладе полиция должна сделать ясное и полное сообщение о повреждениях и ущербе, причиненном потерпевшему;

— дискреционное решение о преследовании правонарушителя не следует принимать без рассмотрения компенсации потерпевшему, включая любое существенное действие, предпринятое в этой связи правонарушителем;

— у уголовного суда должна быть возможность постановить о компенсации потерпевшему преступником. С этой целью следует отменить существующие ограничения или технические препятствия, которые блокируют осуществление такой возможности [10]. Многие положения указанных и иных международных актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, легли в основу принятых в ряде стран (США, Франция, Великобритания, ФРГ и др.) комплексных правовых актов по защите потерпевших от преступлений, в том числе и по компенсационным выплатам. Правовой основой для компенсации потерпевших в Великобритании является Закон «О компенсации вреда от преступлений» 1995 г. На основании указанного Закона в 2001 г. принята Схема компенсации вреда, причиненного преступлением, которой, в частности, определено, что компенсация за вред здоровью подлежит выплате, независимо от того, осуждено ли су-

дом лицо, совершившее преступление, или нет (п. 10). Для потерпевших, нуждающихся в стационарном лечении и реабилитации (сроком не более 6 недель) — до 27 тыс. фунтов стерлингов, при стойкой утрате трудоспособности на срок свыше 28 недель — до 250 тыс. фунтов стерлингов. Общая максимальная сумма компенсации не может превышать 500 тыс. фунтов стерлингов (п. 24) и др. [11].

В США Законом «О жертвах преступлений» 1984 г. установлено, что возмещение вреда, причиненного видом преступления, возможно в виде компенсационных выплат от государства, если возмещение вреда за счет виновных невозможно. Установлено и федеральное финансирование программ компенсаций потерпевшим из Фонда жертв преступлений.

Как отмечает А. Шорманбаева, в США насчитывается более 2 тыс. программ защиты жертв преступлений, 1422 программы поддерживаются министерством юстиции. В соответствии с законом на осуществление этих программ определен федеральный фонд, который финансируют более 70 % агентств, оказывающих помощь жертвам насильственных преступлений. Нефедеральное финансирование этой деятельности еще более значительно. Организации создали в этих целях фонд в 200 млн долл. [14].

Вопросы компенсации потерпевшим от преступлений затронуты и в документах СНГ, в частности в Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», заключенной в Кишиневе 7 октября 2002 г.

В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует правовой акт, комплексно решающий правовые, организационные и финансовые аспекты проблемы обеспечения прав потерпевшего в уголовном процессе по возмещению вреда, причиненного при совершении противоправного деяния, в том числе и в случае, когда лицо, его совершившее, не установлено. Россия не участвует и в Европейской Конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений 1983 г., не ратифицировала и указанную выше Кишиневскую Конвенцию 2002 г. Недостаточной является государственная финансовая поддержка общественных организаций и фондов помощи потерпевшим от преступлений. Следует отметить, что в Европейскую Ассоциацию поддержки жертв преступлений входят организации 21-й страны. Правозащитное движение «Сопротивление», занимающееся поддержкой потерпевших и свидетелей в России, только в 2008 г. стало членом Европейской Ассоциации.

На законодательном уровне в нашей стране определена лишь поддержка потерпевших от террористических актов и пострадавших при иных

чрезвычайных ситуациях. Так, ст. 18 Федерального закона «О противодействии терроризму» гласит, что «... государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.». Определены и меры социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, и лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, которые включают в себя психологическую, медицинскую и профессиональную реабилитацию, правовую помощь, содействие в трудоустройстве, предоставление жилья и др. [3]. Членам семей, родителям и лицам, находившимся на иждивении погибших в результате террористического акта и при его пресечении, выплачивается единовременное пособие в размере 1 млн руб. на каждого погибшего.

В декабре 2010 г. изменения в части выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, внесены и в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

Приняты законодательные акты и по социальной поддержке членов семьи отдельных категорий должностных лиц, погибших при выполнении служебных обязанностей. В частности, членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере 3 млн руб. в случае гибели (смерти) сотрудника полиции, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей [4].

Ряд существенных преобразований по статусу потерпевшего в уголовном процессе, защите его прав, в том числе и на возмещение ущерба, появились в российском законодательстве с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» № 432-ФЗ от 28 декабря 2013 г. Установлено, что решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда; расширены права потерпевшего, в том числе: получение копий постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания,

к 5

I

<

к

0 ва н и

1 'X,

ЕЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

ы са

0 и

К =

к

ы к

1 с? О н и о и

о

са н и

л <

и:

н $

0

1 о

т

<

53

К S

I

<

аз О 03

н и X

и

а

а и аз

0 и

S

н

^

с S

И

5

1 к

о н

и о и

6 03

н

и

л

<

и н

0

1

о

а

<

получение копий приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций. Потерпевший вправе получать копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы, получать информацию о прибытии осужденного к месту отбывания наказания, о времени освобождения его из мест лишения свободы и др.

Ст. 74 УК РФ дополнена частью 2.1, в соответствии с которой «если условно осужденный в течение продленного испытательного срока в связи с его уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, систематически уклоняется от возмещения указанного вреда, суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда» [5].

Указанные нормы, безусловно, будут способствовать повышению уровня защиты прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем многие аспекты обеспечения права потерпевших на компенсацию, прежде всего по нераскрытым преступлениям, все еще не нашли должного отражения в российском законодательстве.

Не решает проблему и правительственный законопроект, подготовленный во исполнение рассмотренного выше постановления Конституционного Суда от 25 июня 2013 № 14-П. В частности, по-прежнему право на подачу заявления в суд о присуждении компенсации на нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок наступает «в шестимесячный срок со дня принятия. постановления о приостановлении предварительного расследования в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, если продолжительность досудебного производства по уголовному делу со дня подачи заявления, сообщения о преступлении до дня принятия решения о приостановлении предварительного расследования превысила четыре года и имеются данные, свидетельствующие о непринятии прокурором, руководителем следственного органа, следователем, органом дознания. мер, предусмотренных уголовно -процессуальным законодательством Российской Федерации, необходимых в целях своевременного возбуждения уголовного дела, осуществления предварительного расследования по уголовному делу и установления лица, подлежащего привлече-

нию в качестве подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления» [6].

По нашему мнению, предлагаемый в законопроекте четырехлетний срок расследования для возникновения у потерпевшего права на подачу заявления в суд о присуждении компенсации весьма длителен и недостаточно обоснован, не способствует повышению эффективности в работе по изобличению преступника, не дает возможности проанализировать полноту расследования и качество проверки имеющихся версий. Это будет осложнять доступ миллионов потерпевших от преступлений к реальной реализации права на компенсацию.

Вышеперечисленные и иные аспекты рассматриваемой проблемы свидетельствуют о необходимости разработки и принятия комплекса правовых и организационных мер по обеспечению конституционного права потерпевших от преступлений на компенсацию причиненного ущерба. В числе первоочередных мер приведем следующие.

1. Ратификация Европейской конвенции по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений и Конвенции СНГ «О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 года».

2. Разработка, с учетом основных положений и принципов международного права, зарубежной практики базового Федерального закона «О защите жертв преступлений и злоупотреблений властью в Российской Федерации», внесения соответствующих изменений в УПК, Бюджетный кодекс РФ, а также в регламенты и иные нормативные акты, регулирующие деятельность полиции, судебной системы.

3. Создание общественно-государственного Фонда помощи потерпевшим, одним из источников финансирования которого могли бы стать многомиллиардные суммы штрафов за административные и уголовные деяния. Сейчас эти миллиарды растворяются в бюджете. Такое решение представляется и социально оправданным, поскольку штрафы с нарушителей будут использованы для помощи потерпевшим от преступлений.

Представляется, что реализация указанных и иных мер позволит создать современные правовые и организационные основы решения проблемы, которая затрагивает права и интересы миллионов граждан.

54

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 18. Ст. 2144.

3. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-Ф3 (ред. от 2 ноября 2013) // СПС Консультант-Плюс.

4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 № 3-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 432-Ф3 // СЗ РФ. 2013. № 52. (Ч. 1). Ст. 6997

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федерального закона № 415612-6 // СПС КонсультантПлюс.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: пояснительная записка к проекту Федерального закона РФ № 415612-6. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=415612-6 (дата обращения: 15.04.2014).

8. По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1, пункта 1 части 1, частей 6 и 7 статьи 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», частей первой и четвертой статьи

244.1 и пункта 1 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А. Е. Поповой: постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2013 г. № 14-П // Вестник Конституционного Суда РФ. № 6. 2013.

9. Декларация основных принципов право -судия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г. № 40/34) // СПС КонсультантПлюс.

10. О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса: рекомендация N R (85) 11 Комитета министров Совета Европы // Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. М., 1998.

11. Дубровин В.В., Волеводз А. Г. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного преступлением, по законодательству зарубежных стран // Юридический мир. 2009. № 11.

12. Россияне о полиции. Левада-Центр. URL: www.levada.ru/04-05-2012/rossiyane-o-politsii (дата обращения: 04.05.2012).

13. Состояние преступности в России. Данные ГИАЦ МВД РФ. Официальный сайт МВД РФ. URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics/reports/item/2123667 (дата обращения: 13.05.2014).

14. Шорманбаева А. Вопросы создания Фонда выплаты компенсаций жертвам торговли людьми в Республике Казахстан. URL: http://pravo.zakon.kz/analytics/ (дата обращения: 13.05.2014).

E-mail: zhuravlev ra@mail.ru

к s

I

<

as

0 са н и

1

ЕЕ

а

ы са

0 и

К =

К

ы к

1 с? О н и о и

Ö са н и

л <

н

0

1 о

т

<

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.