Научная статья на тему 'Воздействие социокультурной мотивации на предпринимательскую деятельность'

Воздействие социокультурной мотивации на предпринимательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Инкина-ерицпохова Аревик Зауровна

Автор рассматривает развитие экономики в контексте общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве внешних стимулов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воздействие социокультурной мотивации на предпринимательскую деятельность»

Литература

1. ФункЯ. И., Михальченко В. А. и др. АО: история и теория. Минск, 1999. С. 131-135.

2. Храмов П. А. Очерки экономики России периода монополистического капитализма. М., 1960. С. 94.

3. Булатов А. Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промыш-

ленных предприятиях РФ. Казань, 2001. С. 16.

4. Лаурье С. Я. История Греции. М., 1993. С. 347.

5. АО и товарищество с ограниченной ответственностью: сб. законодательства. М., 1995. С.174-220.

6. Полянский Ф. Я. Экономическая история зарубежных стран. Период империализации (18701917 гг.). М., 1973. С. 55-56.

7. Экономическая история капиталистических стран. М., 1985. С. 120.

A.v. kudinova. the history of origin and development of corporate relations

Prerequisites for the origin and the main stages of formation of corporate form of management within the bounds of evolution of the forms of entrepreneurial associations - from limited partnerships that do not form juridical person to joint-stock companies - are considered in the article.

Key words: entrepreneurial associations, world economy, corporate relations, socio-cultural capital.

А. З. ИНКИНА-ЕРИЦПОХОВА

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор рассматривает развитие экономики в контексте общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве внешних стимулов деятельности.

Ключевые слова: социокультурная мотивация, экономическая культура, предпринимательская деятельность, система социальной регуляции.

Согласно идеям структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), каждый вид деятельности связан с принятыми в данном обществе правилами и аксиологическими установками. Культура выполняет функции накопления, сохранения ценностей, идеалов, символов, сообщая их взаимодействию упорядоченный и непротиворечивый характер [1]. Экономическая культура представляет собой систему предписаний и норм, связанных с хозяйственной деятельностью. С точки зрения социальной регуляции особое значение в данном случае имеют функции мотивации, легитимизации и внутреннего контроля.

Потребности человека в материальных благах недостаточны для осуществления предпринимательской деятельности, она нуждается в духовной мотивации. В традиционном обществе, где производство представляло собой добывание продукта из природы, границы деятельности определялись религиозным, профессиональным и семейно-родовым статусом (знатностью) человека. Выход за рамки предписанных (установленных) форм хозяйствования не одобрялся, поэтому экономика была статичной. Поддерживаемый таким образом баланс производства и потребления обеспечивал лишь физически необходимый минимум. Излишества считались бессмысленными, нерациональными: «Человек "по своей природе" не склонен зарабатывать <...> все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни» [2]. Производство «сверх» вредно (вызывает негативную реакцию, поскольку размеры потребления зависят не от индивидуальных склонностей субъекта, а от занимаемого им

места в иерархической системе общества). «Самая потребность во благах не зависит от произвола индивидуума, но принимает с течением времени внутри отдельных социальных групп определенную величину и форму, которая теперь уже рассматривается как неизменно данная. Это идея достойного содержания, соответствующего положению в обществе, господствующая над всем докапиталистическим хозяйствованием» [3].

Система духовной мотивации предпринимательства изменилась после переоценки представлений о смысле жизни и назначении человека, произошедшей в Западной Европе в эпоху Реформации. Протестантская этика возвела повседневный труд в ранг единственно богоугодной деятельности и, самое главное, разорвала связь накопления и потребления. Главной целью хозяйственной деятельности стало наращивание прибылей, простое товарное производство уступило место расширенному. Важнейший механизм стимулирования - философия успеха - обусловил новые представления о состоятельности личности: человеческое поведение определяется стремлением к наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружающими. Влияние подобных ориентаций на развитие социума рассматривается в работе американского психолога Д. МакКлелланда «Достижительное общество» (1961) [4].

Особую роль в становлении капиталистической экономики сыграли локальные религиозно-нравственные традиции. М. Вебер указывал, что религиозные меньшинства, как правило, в хозяйственном отношении более активны, чем остальное население, потому что «концентрируют все свои усилия в сфере

46 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (42), 2011

предпринимательства; этим путем наиболее одаренные их представители стремятся удовлетворить свое честолюбие, которое не находит себе применения на государственной службе» [5]. Именно с появлением протестантства, по мнению М. Вебера, начинается развитие рыночных отношений.

Конечно, все члены общества не могут быть в равной степени успешными в деловой среде: частным предпринимательством занимаются не более 15%, а добиваются значительных успехов, создают крупные фирмы и владеют большими капиталами единицы. Чтобы общество с таким имущественным расслоением оставалось стабильным, необходимо нравственно оправдать высокие доходы небольшой группы людей в глазах сограждан. Экономическая культура выполняет функцию легитимизации бизнеса: формулирует ценностные принципы, которые делают успех немногих приемлемым для большинства.

В традиционном обществе предпринимательство не могло быть приоритетным видом деятельности, поскольку нарушало установленный баланс межличностных отношений; в то же время имущественные различия считались законными, если соответствовали социальному статусу. Кризис наступал, когда нарушалась мера неравенства или кто-либо присваивал больше, чем предписывало положение, выходил на неподобающий уровень (разбогатевший простолюдин превращался в маргинала и оставался таковым до тех пор, пока ему или его потомкам не удавалось интегрироваться в новую социальную ячейку, например, в купеческую гильдию).

Легитимизация быстрого обогащения индивидов стала основной проблемой на этапе становления капиталистической экономики.

Протестантская этика нашла духовную мотивацию для развития производства современного типа, утвердила и оправдала его правомерность. Важной чертой поведения стала мирская аскеза -она обеспечивала отделение капитала от потребления и наслаждения, переориентировала получаемые доходы на производственные цели: богатство не обеспечивает «благородную праздность», оно требует от обладателя самоотверженного труда. В этом смысле роль буржуазного предпринимателя сродни роли рабочего: в отличие от нравственно неоправданного «взрывного» авантюрного стяжательства, оно требует постоянных рационально спланированных усилий.

В условиях обновления социально-экономической системы важнейшим компонентом политико-идеологической регуляции является обеспечение легитимности новых видов хозяйственной деятельности, их оправдание в глазах большинства. Хорошо известно, что быстрые темпы и высокий уровень модернизации в послевоенной Японии были достигнуты благодаря сохранению сложившейся структуры традиционных межличностных отношений, ориентации на солидарность и трудолюбие. Успех в этой стране воспринимается как результат усердного труда на благо государства, личное / общественное не про-

тивопоставляются, а органично сосуществуют.

Важнейшим проявлением легитимизации достижений предпринимательства является формирование парадигмы «бизнес - общество» [6]. Однако роль бизнесменов в социуме не следует смешивать с оправданием на личностном уровне, позволяющим безоговорочно принять их деятельность как достойную и нравственную. Чем устойчивее духовное обоснование, тем быстрее организуются гармоничные связи между институтом бизнеса и населением. Взаимоотношения бизнеса как подсистемы культуры с обществом определяет социокультурная традиция. От нее зависят статус экономической деятельности, баланс между индивидуальными «достижительными» ори-ентациями и служением на благо окружающих. Российская традиция обусловила специфические сложные отношения в структуре «предпринимательство - человек» и такие особенности их регуляции, как меценатство.

Экономическая культура регулирует хозяйственную и предпринимательскую деятельность через формирование деловой этики, координирует отношения между людьми на производстве с позиции сложной системы ценностей, господствующих в обществе. Таким образом, менеджмент опирается на аксиологические установки, мо-тивационные, идейные факторы, которые лежат в основе различных традиций и моделей управления современным индустриальным производством.

Экономическая культура создает деловой стиль, отражается на поведении предпринимателя. В частности, на таких составляющих, как скорость принятия решений, ориентация на быструю прибыль или долгосрочное сотрудничество, форма ведения дел (через переписку или личный контакт; на основе личных договоренностей или юридически оформленных контрактов и т. п.), роль фактора неопределенности в принятии решений, доминирование горизонтальных или вертикальных отношений в сфере бизнеса и т. д.

К важнейшим категориям деловой культуры, определяющим систему, характер и другие параметры предприятия, относятся стабильность и развитие, выгода и устойчивость, риск и надежность, формальные и личные отношения между партнерами, хозяевами и служащими, инициатива и исполнительность, быстрота получения результата и тщательность работы. Знание деловой культуры партнера необходимо при ведении переговоров, планировании взаимодействия, освоении рынков (для вхождения в мировую экономическую систему на равных правах с заграничными предпринимателями).

Экономическая культура осуществляет этическую регуляцию внутри сферы предпринимательства, формируя деловую этику - нравственный аспект отношений между участниками предприятия. Сюда входят взаимосвязи между партнерами, акционерами, продавцами и покупателями, производителями товаров и услуг и их клиентами (горизонтальный уровень); между работода-

телями, менеджерами и наемными работниками (вертикальный уровень). Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды, но и фирмы, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности.

Таким образом, экономическая культура в совокупной системе социальной регуляции выполняет функции мотивации предпринимательства. Она осуществляет духовную и нравственную легитимизацию успеха, утверждает ценности и нормы хозяйственной этики и формирует систему отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элементами которой являются меценатство, благотворительность.

Литература

1. Современная западная социология: слов. М., 2009.

2. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 2008. С. 443.

3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 2009. С. 162.

4. McClellandD. The Achieving Society. N. Y., 1961.

5. ВеберМ. Избранные произведения. М., 2007. С. 48.

6. Bendix R. Max Weber's Sociology Today // International Social Science Journal. 1965. Vol. 17. № 1. Р. 38.

a. z. inkina-eritspokhova. influence of socio-cultural motivation on entrepreneurial activity

The author considers the economic development in the context of universal values, that act as external stimuli of activity. Key words: socio-cultural motivation, economic culture, entrepreneurial activity, system of social regulation.

И. Н. БАСАМЫГИНА

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена осмыслению роли психологического фактора в экономике. Исследуется воздействие рейтингов популярности и арт-индексов на процессы ценообразования в шоу-бизнесе и на арт-рынке. Ключевые слова: ценообразование, рефлексия, фондовый индекс, арт-индекс, рейтинг популярности.

История мировой экономической мысли, различные аспекты процессов и преобразований в хозяйстве, предпринимательской деятельности и классовой структуре общества изучались Т. Веб-леном, В. Паретто, А. Маршаллом, В. Зомбартом, Дж. М. Кейнсом, Н. Кондратьевым и др.

Психологические закономерности, выявленные Кейнсом при обосновании динамики экономического развития в 30-40-х годах ХХ века, легли в основу его макроэкономической теории: уменьшающаяся склонность к потреблению, растущая склонность к сбережению, предпочтение ликвидности, денежный фетишизм, снижение побуждения к инвестированию. Перечисленные факторы явно контрастируют с современными, различаясь по национальному менталитету. В группе развитых стран в настоящее время действуют иные установки: усиливается стремление к потреблению и уменьшается - к сбережению, что позволило сформулировать теорию массового потребления. Ориентир на ликвидность также потерял прежнюю значимость: нефтедоллары в основном аккумулируются не в виде золота, а как свободно перемещающийся глобальный финансовый капитал. Определилась долговременная тенденция увеличения инвестиций, в основе которой лежит перманентная научно-техническая революция, сопровождающаяся развитием внешней торговли и демографическим ростом.

Психологические закономерности экономической динамики в настоящее время рассматривают с точки зрения рефлексии (идея была предложена

в 1980-х годах Г. Щедровицким и В. Лефевром, но обрела новое качество в работах Дж. Сороса). Это многозначное понятие разрабатывается в рамках философии и психологии. Элементарная рефлексия, присущая каждому человеку, представляет собой некий «взгляд в себя» (теория психолога В. В. Столина), научная рефлексия - критическое исследование накопленного знания (см. у Д. Н. Узнадзе об уяснении различных аспектов внешней ситуации и ее преобразовании). Исследуемый феномен можно также определить как размышление о предельных основаниях человеческой культуры - разрешение внутренних конфликтов в смысловой сфере и переоценка ценностей (И. С. Кон). Рефлексия неразрывно связана со смыслами, генератором и преобразователем которых выступает личность: положительная динамика этого процесса делает человека активным и психически здоровым, но смыслы могут играть и негативную роль, догматизируя мышление. Они формируют три группы потребностей и инстинктов: индивидуалистические (выживание человека); социоэтарные (выживание рода); развивающие.

Взаимодействия между людьми с разным типом психики позволяет объяснить институциональную структуру современной экономики - разнородность частичных рынков, противоречивость и неустойчивость общего рыночного равновесия. В основе формирования стоимости товара лежит рефлексия: она предсказывает тенденции ценообразования, обосновывает модели подъема / спада цен на финансовых и валютных рынках, объясняющие природу экономических кризисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.