Научная статья на тему 'Влияние потребительской рефлексии на ценообразование в отраслях культуры'

Влияние потребительской рефлексии на ценообразование в отраслях культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ФОНДОВЫЙ ИНДЕКС / АРТ-ИНДЕКС / РЕЙТИНГ ПОПУЛЯРНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басамыгина Ирина Николаевна

Статья посвящена осмыслению роли психологического фактора в экономике. Исследуется воздействие рейтингов популярности и арт-индексов на процессы ценообразования в шоу-бизнесе и на арт-рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние потребительской рефлексии на ценообразование в отраслях культуры»

№ 4 (42), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

телями, менеджерами и наемными работниками (вертикальный уровень). Специфика деловой этики состоит в том, что ее субъектом выступают не только отдельные индивиды, но и фирмы, действия которых могут рассматриваться с точки зрения нравственности.

Таким образом, экономическая культура в совокупной системе социальной регуляции выполняет функции мотивации предпринимательства. Она осуществляет духовную и нравственную легитимизацию успеха, утверждает ценности и нормы хозяйственной этики и формирует систему отношений между обществом в целом и предпринимательством как его подсистемой, элементами которой являются меценатство, благотворительность.

Литература

1. Современная западная социология: слов. М., 2009.

2. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 2008. С. 443.

3. Вебер М. Исследования по методологии науки. М., 2009. С. 162.

4. McClellandD. The Achieving Society. N. Y., 1961.

5. ВеберМ. Избранные произведения. М., 2007. С. 48.

6. Bendix R. Max Weber's Sociology Today // International Social Science Journal. 1965. Vol. 17. № 1. Р. 38.

a. z. inkina-eritspokhova. influence of socio-cultural motivation on entrepreneurial activity

The author considers the economic development in the context of universal values, that act as external stimuli of activity. Key words: socio-cultural motivation, economic culture, entrepreneurial activity, system of social regulation.

И. Н. БАСАМЫГИНА

ВЛИЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ РЕФЛЕКСИИ НА ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОТРАСЛЯХ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена осмыслению роли психологического фактора в экономике. Исследуется воздействие рейтингов популярности и арт-индексов на процессы ценообразования в шоу-бизнесе и на арт-рынке. Ключевые слова: ценообразование, рефлексия, фондовый индекс, арт-индекс, рейтинг популярности.

История мировой экономической мысли, различные аспекты процессов и преобразований в хозяйстве, предпринимательской деятельности и классовой структуре общества изучались Т. Веб-леном, В. Паретто, А. Маршаллом, В. Зомбартом, Дж. М. Кейнсом, Н. Кондратьевым и др.

Психологические закономерности, выявленные Кейнсом при обосновании динамики экономического развития в 30-40-х годах ХХ века, легли в основу его макроэкономической теории: уменьшающаяся склонность к потреблению, растущая склонность к сбережению, предпочтение ликвидности, денежный фетишизм, снижение побуждения к инвестированию. Перечисленные факторы явно контрастируют с современными, различаясь по национальному менталитету. В группе развитых стран в настоящее время действуют иные установки: усиливается стремление к потреблению и уменьшается - к сбережению, что позволило сформулировать теорию массового потребления. Ориентир на ликвидность также потерял прежнюю значимость: нефтедоллары в основном аккумулируются не в виде золота, а как свободно перемещающийся глобальный финансовый капитал. Определилась долговременная тенденция увеличения инвестиций, в основе которой лежит перманентная научно-техническая революция, сопровождающаяся развитием внешней торговли и демографическим ростом.

Психологические закономерности экономической динамики в настоящее время рассматривают с точки зрения рефлексии (идея была предложена

в 1980-х годах Г. Щедровицким и В. Лефевром, но обрела новое качество в работах Дж. Сороса). Это многозначное понятие разрабатывается в рамках философии и психологии. Элементарная рефлексия, присущая каждому человеку, представляет собой некий «взгляд в себя» (теория психолога В. В. Столина), научная рефлексия - критическое исследование накопленного знания (см. у Д. Н. Узнадзе об уяснении различных аспектов внешней ситуации и ее преобразовании). Исследуемый феномен можно также определить как размышление о предельных основаниях человеческой культуры - разрешение внутренних конфликтов в смысловой сфере и переоценка ценностей (И. С. Кон). Рефлексия неразрывно связана со смыслами, генератором и преобразователем которых выступает личность: положительная динамика этого процесса делает человека активным и психически здоровым, но смыслы могут играть и негативную роль, догматизируя мышление. Они формируют три группы потребностей и инстинктов: индивидуалистические (выживание человека); социоэтарные (выживание рода); развивающие.

Взаимодействия между людьми с разным типом психики позволяет объяснить институциональную структуру современной экономики - разнородность частичных рынков, противоречивость и неустойчивость общего рыночного равновесия. В основе формирования стоимости товара лежит рефлексия: она предсказывает тенденции ценообразования, обосновывает модели подъема / спада цен на финансовых и валютных рынках, объясняющие природу экономических кризисов.

48 "Культурная жизнь Юга России"

№ 4 (42), 2011

Анализируя работу Дж. Сороса, В. Юсим сделал вывод о том, что рефлексивные процессы не характеризуют экономику в целом. С ними тесно связаны рынки биржевого типа, не гарантирующие стабильность системы (рост цен на акции поддерживается только при условии позитивной информации о реальном финансовом положении фирм) [1]. Только там, где эмоциональное состояние человека не может повлиять на итог сделки, рыночная система стремится к устойчивости.

Влияние психологических реакций не следует преувеличивать, это ведет к представлениям о хаотичности исторического, научного и экономического прогресса. Подобной точки зрения придерживается Ю. Ротенфельд. Он считает, что выводы рефлективной концепции противоречат накопленному опыту цивилизации, неизбежность кризисов как проявления рефлексии и экономического хаоса не доказана [2]. В то же время теория рефлексивности поддержана математически Б. Бирштейном и В. Борщевичем.

Выявляя психологические аспекты современного экономического кризиса, Ю. Ольсевич ссылается на аргументы, представленные в работах Сороса, в частности, на то обстоятельство, что глобальный капитал, инвестируясь в ликвидные активы, легко и быстро меняет форму и адрес. Финансовому капиталу свойственна рефлексивность, поскольку решение о сотрудничестве принимается под влиянием ментальности предпринимателей, а не только на основе расчетов. Взаимодействие инвесторов ведет к взлету и падению курса ценных бумаг вне зависимости от реальной доходности организаций-эмитентов [3]. Теорию поведенческих финансов косвенно подтверждает и нейролингвистический подход к пер-формативности в экономической науке: индивиды как субъекты экономики взаимодействуют друг с другом (экономическое поведение встроено в сетевые отношения; экономическая реальность -это упорядоченный набор нейрофизиологически укорененных поведенческих предрасположеннос-тей). Приверженцы данной теории активно ищут взаимосвязь между внешними феноменами на финансовых рынках и мыслительной деятельностью [4]. Рассматривая роль эмоционально-интеллектуального компонента, ученые ссылаются на рыночные взаимодействия в финансовом секторе, характеризуют поведение вкладчиков, реакцию банков в системе межбанковского кредита и приходят к следующему выводу. Для рефлексивного возникновения цены необходимо, чтобы продавец одновременно был и покупателем, а это характерно только для биржевых рынков; в ряде других случаев указанное условие не выполняется.

Мы считаем, что рефлексия в ценообразовании присутствует на рынках разного типа. Обратим внимание на мировой арт-рынок, объемы и формы которого варьируются: интенсивность ввоза / вывоза произведений искусства и других культурных ценностей во многом определяется соответствующим национальным законодательством.

Формирование стоимости товара на фондовом и художественном рынках происходит не одинаково. Если фондовый индекс можно рассматривать как вид базового актива и сводный показатель стоимости, то арт-индекс складывается на основе статис-

тики (учитывается средняя цена за определенный период). Он зависит от времени создания произведения искусства, от фактора нерегулярности в торговле. Объемы продаж разделены между аукционами (примерно 5 тыс.) и арт-дилерами (примерно 70 тыс.) в равных долях [5]. Художественный рынок развивается в условиях высоких рисков. Сказываются непостоянство покупательских интересов, сложность определения стоимости предмета искусства, потенциальные трудности, связанные с установлением его подлинности, вопрос о возможности вывоза из страны, о ликвидности. Перечисленные условия влияют на субъективную рефлексивную составляющую купли-продажи. Современные арт-дилеры подключают к функции аукционов систему частных галерей. Приобретение дорогостоящего произведения искусства во многом зависит от сугубо индивидуальных мотивов, но не всегда. Любой аукцион предполагает плотное взаимодействие его участников, поэтому результаты торгов нельзя охарактеризовать без учета рефлексии.

В поведении художественного и фондового рынков много общего. Примером может служить ситуация 1980-1990-х годов, когда в результате бурного роста через некоторое время произошел «перегрев цен» и они стали снижаться.

В коротких временных отрезках стоимость произведений искусства, особенно - высокой ценовой категории, мало подвержена колебаниям. Не наблюдается глубокого спада и в популярных сегментах арт-рынка (импрессионисты, постимпрессионисты, модернисты, русское искусство, предметы декоративно-прикладного творчества). Работы средней ценовой категории до сих пор остаются наиболее уязвимыми, хотя риск массового сброса арт-объектов невелик в силу того, что многие из них приобретаются не для перепродажи, а для продолжительного коллекционного владения.

Рефлексия формирует стоимость услуг и в различных областях шоу-бизнеса (развлекательные телепрограммы и др.), а также в жанрах, близких к ним (модельный показ, кино, мюзикл, театральные постановки, запись музыкальных альбомов и пр.). Ценообразование в данном случае зависимо от непостоянства массового вкуса и активной конкуренции исполнителей. Требуется система определения рейтинга исполнителей, уровня продаж, размера кассовых сборов на дискотеках, в клубах, казино и игровых центрах. Поскольку потребители покупают то, что занимает первые строчки в таблицах популярности, компании ведут жесткую конкурентную борьбу за первые 20-30 позиций. Подобные хит-парады существуют в двух формах. Charts of sale (таблицы продаж) - это статистические данные о реализации продукции шоу-индустрии. Технология charts осуществляется через разветвленную компьютерную сеть, учитывающую спрос покупателей за неделю. Сведения публикуют в СМИ, по результатам исполнителям присуждаются «золотые», «платиновые» диски. Polls составляются на основе опросов читателей, слушателей, телезрителей (от нескольких десятков до нескольких тыс. чел.).

Важная роль в пропаганде музыкальной продукции принадлежит каналу MTV (вещание в 70 странах). Непрерывный показ клипов, система рейтингов формируют спрос на продукцию. Проводится ежегодная церемония вручения наград за

№ 4 (42), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

лучшее видео по категориям: танцевальное видео, рок, рэп, хард, мужское видео, женское видео, песня из кинофильма. Выделяются и поощряются премиями лучшая режиссура, монтаж, хореография, работа художника, новаторский подход, авангардизм в видеоряде и др.

Системы различных рейтингов лежат в основе конкурсов, ярмарок, присуждения многих национальных премий. Это хорошо организованные акции, требующие высококлассных менеджеров, которые умеют выстроить оригинальную программу, привлечь как можно больше «звезд», найти бюджетные средства, заинтересовать зрителей.

Посредством широко распространенной системы оценок в виде charts, polls, фестивалей, премий, воздействующей на рефлексию потребителей, крупные фирмы подчинили себе множество мел-

ких компании, студии и стали контролировать процесс ценообразования на рынке шоу-индустрии.

Литература

1. Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики (ВЭ). 2009. № 1. С. 31.

2. Ротенфельд Ю. А. Виражи эволюции: новая концепция мирового открытого общества. Луганск, 2001. С. 56.

3. Ольсевич Ю. Я. Психологические аспекты современного экономического кризиса // ВЭ. 2009. № 3. С. 42.

4. Херман-Пилат К. Нейролингвистический подход к перформативности в экономической науке // ВЭ. 2011. № 2. С. 51.

5. Саркисянц А. Арт-рынок и его инвестиционный потенциал // ВЭ. 2010. № 7. С. 66.

I. N. BASAMYGINA. INFLuENΠof coNSuMER REFLECTioN on pRiciNG IN cuLTuRE BRANcHES

The article is dedicated to the understanding of the role of the psychological factor in economy. The influence of popularity ratings and art-indexes on pricing in show business and at art market is analyzed in the article. Key words: pricing, reflection, fund index, art index, popularity rating.

T. A. H0B0WEH0BA

ФОРМИРОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В СФЕРЕ НАУК ОБ ИНФОРМАЦИИ

Разработки отечественных ученых в области информации с позиций синергетики рассматриваются автором статьи как предпосылка формирования синергетического сообщества в сфере информационно-библиотечных наук.

Ключевые слова: науки об информации, синергетика, синергетическое сообщество.

Как сравнительно новое явление, синергетика привлекает внимание многих исследователей. Изучаются ее сущность и границы, статус, принципы, возможности методов, определяется ее место в системе научного знания. Широкое применение идей данного направления к области экономических и гуманитарных знаний (история, социология, педагогика, психология, эстетика и др.) и формирование новой отрасли - социосинерге-тики способствовали созданию в нашей стране синергетического сообщества, представленного физиками, математиками, философами, экономистами, историками, педагогами (В. А. Лекторский, В. И. Аршинов, В. С. Степин, Г. Г. Малинецкий, Л. П. Киященко, Я. И. Свирский, Е. Н. Князева, В. Г. Буданов и др.).

Не осталась в стороне и наука об информации. В данном случае применение синергетических положений представлено как: использование на интуитивном уровне; постановка вопроса о специальном рассмотрении информационных реалий с позиций синергетики; осознанное применение ее идей в исследованиях феномена информации.

Первый уровень просматривается в трудах таких корифеев информационно-библиотечных наук, как Ю. М. Тугов, О. П. Коршунов, Ю. С. Зубов, Э. К. Беспалова, и исследователей нового поколения - Л. В. Астаховой, Н. Б. Зиновьевой, Ю. А. Чяпите.

В постановке вопроса об использовании идей синергетики приоритет, очевидно, принадлежит библиографоведению, поскольку еще в 1994 году О. М. Зусьман, анализируя ход истории библиографии с точки зрения синергетики, выделил три последовательно сменившие друг друга парадигмы: книговедческую, читателеведческую, доку-ментографическую. Последняя, как он отмечает, на длительный период установила порядок, который позволил сосредоточить внимание на отдельных элементах библиографической системы. Это вкупе с достижениями науковедения, культурологии, кибернетики и других отраслей знания стимулировало новые изыскания. В итоге состояние библиографической теории приблизилось к «хаосу». По мнению ученого, данный период завершится сменой библиографической парадигмы - появлением концепции научного анализа информации [1].

На наш взгляд, в этом качестве может выступить синергетическая методология, поскольку она обосновывает происхождение информации.

М. Г. Вохрышева связывает перспективу развития библиографической методологии с реализацией философской функции (осмысление библиографии в контексте диалектики, феноменологии, синергетики). Отталкиваясь от того, что синергетика прежде всего - теория управления, поскольку базируется на представлении об аттракторах как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.