Научная статья на тему 'Инвестирование в предметы искусства'

Инвестирование в предметы искусства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1181
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТ-РЫНОК / ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / АУКЦИОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ / МЕЦЕНАТСТВО / АР-ДЕКО / ART MARKET / INVESTING INTO ART OBJECTS / AUCTIONS / INVESTMENT FUNDS / INVESTMENT OBJECTS / ART-DECO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васина Татьяна Васильевна

В статье рассматриваются особенности арт-рынка и связанные с ними проблемы инвестирования в предметы искусства, обозначены барьеры, препятствующие эффективному инвестированию в арт-объекты и перспективы развития данного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investing in art objects

The article considers the peculiarities of art market and the related problems of investing into art objects and defines the obstacles hampering effective investment into art objects and the prospects of developing this market.

Текст научной работы на тему «Инвестирование в предметы искусства»

ЮННОСТЬ НАУКИ

Т.В. Васина

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА

На российском финансовом рынке инвестирование в предметы искусства является сравнительно новым, но весьма перспективным направлением, в отличие от западных стран, где оно уже работает в полную силу, принося высокие доходы.

Инвестиции в предметы искусства (или альтернативные инвестиции, как их еще называют) нацелены на сохранение и приумножение вложенного капитала. По данным различных аналитических исследований, доходность от такого рода инвестиций может составить от 15 до 1000%. Конечно, приведенные цифры являются крайними границами. Реальная доходность, по мнению экспертов ARTinvestment.ru, составляет 20-50%. Для получения таких показателей следует учитывать множество факторов, два из которых наиболее важны; это провенанс (история произведения искусства) и возраст инвестиционного объекта. Так как вложения в предметы искусства являются долгосрочным видом инвестирования, то мода, как еще один фактор, также играет немаловажную роль. Например, в 1990-е гг. был популярен модерн, сейчас же спрос на него низкий, в отличие от предметов ар-деко, которые находятся на пике популярности.

По разным оценкам, годовой оборот мирового арт-рынка колеблется от $25 до 30 млрд. Эксперты оценивают потенциальную емкость российского арт-рынка в $4 млрд, что включает условную оценку стоимости только открытых коллекций произведений искусства. Так как 90% произведений искусства находятся в фондах государства, а на открытом рынке обращается не более 10%, можно говорить о том, что государство обладает большим объемом предметов искусства, который простаивает в подсобных фондах музеев, вместо того чтобы работать на экономику страны. Конечно, в России есть весьма ценные предметы искусства, которые как достояние страны, не должны ее покидать. Но есть предметы, которые после списания уничтожаются, хотя могли бы попасть на арт-рынок. Это касается фотографий, которые на сегодня остаются одним из перспективных направлений инвестирования в предметы искусства. Оборот, включая теневой, российского антикварного рынка до начала глобального кризиса составлял, по экспертным оценкам, $2,5-3 млрд в год.

Рост спроса на русское искусство подтверждала докризисная статистика продаж на крупнейших площадках мировых аукционных домов. В 2003-2007 гг. оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby's увели-

152

чился почти вчетверо (с $50 до 180 млн), а аукционного дома Christies — почти в 7 раз (с $24 до 144 млн). Общий оборот аукционного дома Sotheby’s в 2008 г. составил $4,86 млрд, а Christies — 5,1 млрд1.

Мировой глобальный кризис затронул и рынок культурных ценностей, что привело к падению покупательной способности в общемировом масштабе. Начиная со второй половины 2008 г. произошло снижение оборотов рынка искусства, что отразилось на общих показателях года. Однако результаты продаж в январе-феврале 2009 г. свидетельствуют о возобновлении доверия покупателей к арт-рынку. Инвестирование в предметы искусства постепенно нарастает. Число проданных лотов по ведущим сегментам аукционных торгов превысило в среднем 75%, при этом более половины реализованных работ ушло по стоимости, превышающей верхнюю границу эстимейта (оценки)2.

Сегодня, по мнению Екатерины Макдугалл, директора и владелицы аукционного дома MacDougall’s, русский рынок очень силен и собиратели готовы платить любые деньги за произведения национального искусства. Она отмечает огромный спрос на русские иконы, 90% которых были проданы во время последней аукционной недели в Лондоне3.

Однако несмотря на такую оценку, существуют проблемы, которые не позволяют развиваться инвестированию в предметы искусства в нашей стране, из-за чего большая часть предметов продается за границей, не попадая в Россию. Большинство экспертов на первое место ставят проблему подделки. Особенно часто это происходит в секторе нумизматики. Общий процент подделок во всех сегментах искусства достигает 85%. Такая тенденция вызывает потребность в услугах специалистов, которые смогут дать предмету экспертную оценку. Отсюда вытекает вторая проблема - небольшое количество грамотных специалистов, способных отличить высококачественные подделки от подлинных вещей. Третьей проблемой является несовершенство законодательной базы РФ, касающейся инвестиций в искусство. Закона, регулирующего данную сферу, нет. Правда, есть законодательство, отчасти регулирующее инвестирование в предметы искусства, но в нем есть немало спорных вопросов. Например, Федеральный закон № 4804-1 от 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» запрещает вывоз из страны культурных ценностей старше 100 лет. Исключение делается для проведения выставок. Предметы, созданные раньше 1913 г., невозможно продать, а именно предметы искусства дореволюционной России и начала эпохи ар-деко сейчас пользуются наибольшим спросом. Например, на недавно прошедших зимних (2013 г.) торгах в аукционном доме Отель-де-вант (Женева) предметы русского искусства уходили по цене выше выставленного эстимейта.

В России нет и закона о меценатстве, хотя эта сфера не выгодна для государства с экономической точки зрения, так как снижает отчисления в налоговую казну, хотя данное направление является неотъемлемой частью развитого государства.

Возможно, названные проблемы остаются важнейшими причинами, из-за которых все международные аукционные торги проходят в других

153

странах. Рынок предметов искусств за рубежом существует давно. В качестве основных индикаторов динамики цен на предметы искусства были разработаны индексы, которые используются до сих пор. Одним из самых популярных семейств индексов является Mei Moses, рассчитываемое с 1953 г. Эти индексы рассчитываются на основании данных, полученных в ходе аукционных торгов предметами искусства, проходящих преимущественно в Нью-Йорке и Лондоне.

В России существуют индексы, разработанные специалистами проекта ARTinvestment.ru по просьбе Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, являющейся членом Московской торгово-промышленной палаты РФ. Это индексы семейства ARTIMX, рассчитываемые с 2001 г. и отражающие динамику цен как в целом, так и по отдельным сегментам рынка. Например, отдельно представлены индексы для русского искусства: ARTIMX-RUS, ARTIMX-RUS Painting и ARTIMX-RUS Graphics. При расчете индексов по русскому арт-рынку используются также данные о результатах торгов на российских аукционах4.

Таблица 1. График динамики спроса на предметы русского и зарубежного искусства за 2011-2012 гг.5

Направление тренда Индекс Дата Значение Изменение

▲ ARTIMX 25/01/13 1639.89 +0.16% (24/01)

▼ ARTIMX- RUS 22/12/12 3242.31 -0.36% (19/12)

▲ ARTIMX Painting 25/01/13 1582.74 +0.20% (24/01)

▼ ARTIMX- RUS Painting 22/12/12 2923.70 -0.57% (19/12)

▲ ARTIMX- RUS Graphics 19/12/12 4595.82 +1.00% (12/12)

Проанализировав изменения данных индексов за последний год, отметим, что спрос на русские предметы искусства (ARTIMX-RUS) значительно превышает спрос на зарубежные (ARTIMX) даже несмотря на некоторый его спад в конце 2012-начале 2013 г. Кроме того, отмечается резкий скачок в спросе на русскую графику (ARTIMX-RUS Graphics), что также свидетельствует о большом интересе к русскому рынку искусства.

В мировой практике существует несколько вариантов вложения в арт-рынок. Инвестор может осуществлять вложения самостоятельно, приобретая отдельные произведения или формируя тематическую коллекцию;

154

принять участие в создании частного арт-фонда; приобрести акции компаний или паи инвестиционных фондов, работающих на рынке предметов искусства. Любой из этих вариантов доступен отечественным частным инвесторам, однако связан со значительными временными и финансовыми издержками. Например, на российских биржах не торгуются акции компаний, работающих на арт-рынке, а специальных паевых инвестиционных фондов (в нашей стране они называются фондами художественных ценностей), по данным Investfunds, в России зарегистрировано всего два — «Атланта Арт» и «Собрание.ФотоЭффект».

Фонд «Атланта Арт» был создан в ноябре 2010 г. (его основными активами являются итальянские зарисовки художника К. Брюллова), а фонд «Собрание.ФотоЭффект», сформированный в феврале 2011 г. и являющийся одним из крупнейших в мире (стоимость его чистых активов превышает 14,5 млрд руб.), специализируется на вложениях в фотографии (около 300 тыс. фотографий, в том числе редкие дагеротипы).

Что же касается частных арт-фондов, то в России они не получили распространения: состоятельные инвесторы предпочитают самостоятельно формировать коллекции произведений искусства6.

Специалисты проекта ARTinvestment.RU в ближайшие 5 лет определяют направления развития инвестирования в предметы искусства. Идет изменение потребительского спроса на качественное искусство в нижнем и среднем ценовых диапазонах, что обусловлено неспособностью клиентов оплачивать дорогостоящие произведения искусства. Это продемонстрировал 2011 г., когда экспозиции галерей и аукционов были вынуждены смещаться в сторону реального платежеспособного спроса7. Поэтому уже сейчас можно видеть рост потребления и предложения тиражного искусства - графики, фото, видео, скульптуры. Особой популярностью пользуется нумизматика и книги.

Итак, в России четко прослеживается, опираясь на зарубежный опыт, тенденция к развитию арт-рынка и успешному его функционированию. Однако инвестирование в предметы искусства - это сложный механизм, в котором каждый элемент должен быть отработан, для чего необходимо устранить многие пробелы и недостатки в первую очередь на законодательном уровне. Благодаря отлаженной работе всех звеньев инвестиционной системы увеличится оборот капиталовложений и налоговых отчислений, что положительно скажется на росте ВВП.

Примечания

1 http://www.art-finance.ru/analytic/investicii_v_art_obekty/

2 http://www.art-finance.ru/analytic/investicii_v_art_obekty/

155

3 Осипова И. Галереи - это вымирающий вид // Эксперт. 2012. № 48. С. 75.

Osipova I. Galerei - eto vimiraushij vid // Expert. № 48. 2012. S. 75.

4 http://artmvestment.m/indices/artimx/?ffc1=/charts/1_1_0_0_1_1_1_0_0_0&f:fc2=/charts/ 6_1_0_0_0_0_0_0_0_0

5 http://artmvestment.m/indices/artimx/?ffc1=/charts/1_1_0_0_1_1_1_0_0_0&f:fc2=/ charts/6_1_0_0_0_0_0_0_0_0

6 http://vip.1-du.ru/news/439643

7 http://artinvestment.ru/invest/analytics/20120125_art_future.html

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.