Научная статья на тему 'Арт-рынок: теоретические и практические аспекты'

Арт-рынок: теоретические и практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5565
975
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТ-РЫНОК / АРТ-АКТИВЫ / ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА / ПРОВЕНАНС / ЭСТЕМЕЙТ / АРТ-РЕНТА / АРТ-ФЕТИШ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухарев А. Н.

В статье раскрыты механизмы функционирования современного арт-рынка, ценообразования на произведения искусства, представлена сравнительная характеристика инвестирования в картины различных художников. Осуществлено сравнение инвестирования в произведения искусства с инвестированием в золото. Для понимания функционирования арт-рынка введены понятия «провенансная маржа» (арт-рента) и «арт-фетиш». Представленные теоретические обобщения арт-рынка позволяют по-новому, а также более системно взглянуть на механизм инвестирования в произведения искусства, понять сущность и содержание происходящих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арт-рынок: теоретические и практические аспекты»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 330.16+339.17

АРТ-РЫНОК: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

А. Н. СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права E-mail: su500005@yandex. ru

Арт-рынок представляет собой рынок произведений искусства, на котором происходят акты их купли-продажи и формируется цена на них. По своему характеру арт-рынок — это рынок смешанного товара, которым являются произведения искусства (потребительские и инвестиционные товары одновременно). При этом первичным и главным мотивом является приобретение предметов искусства прежде всего как потребительского товара, а вторичным и соподчиненным — как инвестиционного товара (см. рисунок). В настоящее время в мире происходит увеличение спроса на предметы искусства (прежде всего в целях инвестирования капитала, что повышает степень спекулятивности на этом рынке) [8]. Предметы искусства, которые приобретаются в целях инвестирования, можно обозначить как арт-активы.

Предметы искусства (как и обычные товары), имеющие различные потребительские качества, становятся соизмеримыми только на рынке, а также благодаря тому, что на нем они приобретают стоимость. Иными словами, вне зависимости от различной ценности разных предметов искусства она может быть выражена в универсальном измерителе — в цене — в количестве денег, которые можно получить за их реализацию.

(спрос как на инвестиционный товар)

* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансы и кредит». 2013. № 43 (571).

Структура спроса на арт-рынке

Инфраструктура современного арт-рынка все более усложняется и включает:

- создателей произведений искусства (художники, скульпторы), которые обеспечивают первичное их предложение на рынке;

- посредников между продавцами и покупателями (аукционные дома, дилеры, профессиональные оценщики, страховые компании, компании, предоставляющие информационные и юридические услуги);

- покупателей произведений искусства (физические лица — основные покупатели, компании, банки, инвестиционные и паевые фонды, галереи).

Огромную роль на арт-рынке играют аукционные дома, которые буквально «создают» этот рынок. Исторически этот рынок создавали и до настоящего времени создают два крупнейших аукционных дома — Кристис и Сотбис [5; 9]. С 2005 г. большую роль в мировой аукционной торговле начал играть китайский аукционный дом Beijing Poly International Auction Co.

01530131320131

На арт-рынке огромная доля продаж произведений искусства происходит не со стороны непосредственных их создателей (художников и скульпторов), а со стороны их приобретателей, в чьей собственности они находились. Это свидетельствует о том, что главными факторами ценообразования здесь являются, во-первых, время, необходимое для признания художника и скульптора (которое может лежать за пределами его жизни), во-вторых, инфраструктура рынка, которая капитализирует стоимость произведения искусства. Кроме того, роль времени сама по себе может выступать фактором повышения реальной стоимости произведения искусства1.

К примеру, пусть первоначально картина какого-либо художника была приобретена за 50 тыс. долл., тогда через 20 лет она должна быть продана за более высокую цену, так, чтобы обеспечить своему владельцу реальную доходность хотя бы на минимальном уровне (1—2 % годовых (номинальная доходность будет еще больше). Чтобы обеспечить доходность в 1 % годовых, ее реальная цена должна быть больше первоначальной на 22 %, а для доходности в 2 % — на 35 %. При среднегодовой инфляции в 3,5 % за 20 лет уровень цен должен вырасти в 2 раза, следовательно, владелец картины должен будет предлагать ее на рынок по цене 122 тыс. долл. (для обеспечения реальной доходности в 1 % годовых) и 135 тыс. долл. (для обеспечения реальной доходности в 2 % годовых). Аналогичным образом будут поступать и другие владельцы картин этого художника, что будет в целом поддерживать и увеличивать реальную стоимость его картин во времени.

Арт-активы представляют собой специфический способ инвестирования денежных средств и обладают рядом уникальных особенностей, а их приобретение может себе позволить крайне ограниченный круг лиц. Понятие арт-активов включает в себя картины, скульптуры, рисунки, фотографии, гравюры, акварели и т. д. С позиции институциональной экономики арт-активы являются по своей природе специфическими активами, они обладают особой ценностью (и соответственно, стоимостью) только в рамках данных контрактных отношений, сложившихся и исторически укоренившихся в обществе.

Предметы искусства являются благом, они характеризуются: демонстративной престижностью потребления (предметы не первой необходимости); неделимостью; уникальностью; символической ценностью (при высокой стоимости).

1 Под реальной стоимостью понимается стоимость за вычетом инфляции, т. е. повышение меновой стоимости вещи.

Ключевыми особенностями арт-рынка и арт-инвестирования являются:

- первое — двойственная функция арт-активов (как потребительское благо и как средство вложения капитала);

- второе — качественная разнородность и неделимость предметов инвестирования. По сравнению с арт-активами золото обладает однородностью и делимостью, что способствовало в свое время его стихийному выдвижению на роль денег [13; 15];

- третье — значительная роль нескольких в мире аукционных домов (Кристис, Сотбис и др.), которые «создают» арт-рынок;

- четвертое — необходимость наличия специальных знаний о торгуемом товаре, который является достаточно дифференцируемым (в этом плане арт-рынок можно отнести наиболее близко к модели рынка монополистической конкуренции);

- пятое — относительно незначительная емкость арт-рынка, исчисляемая несколькими десятками миллиардов долларов в год, что не позволяет активно его использовать в целях универсального инвестирования для множества участников. Так, в 2012 г. объем аукционных продаж во всем мире составлял 12,3 млрд долл. (с учетом внеаукционной торговли данный показатель будет больше) [16, с. 6], в то время как только первичное предложение золота на рынке в том же году составляло 140 млрд долл. (2,5 тыс. т), а с учетом второго предложения — около 300 млрд долл. 2;

- шестое — необходимость длительного срока инвестирования для получения положительной доходности от вложения капитала в арт-активы. Это также обусловлено наличием значительных комиссионных и прочих выплат (уплата НДС, автору за перепродажу его картин и т. д.), которые ложатся на покупателя произведения искусства;

- седьмое — отсутствие на рынке мировых шедевров, практически выведенных из экономического оборота и находящихся в национальных галереях (однако возможно периодическое их поступление на рынок из частных коллекций);

- восьмое — наличие отрицательной взаимосвязи между ценой произведения искусства и инвестиционным риском: чем больше эстемейт3 картины, тем меньше риск вложения средств в нее, так как более дорогая картина принадлежит перу известного художника, на картины которого постоянно предъявляется спрос из-за наличия желающих их иметь в своей коллекции [4; 12];

2 Рассчитано автором.

3 Эстемейт — это оценка экспертами произведения искусства до его продажи на рынке.

- девятое — виртуальность цен на арт-активы, складывающихся под влиянием пристрастий отдельных лиц к творчеству тех или иных художников и обладающих значительными средствами для приобретения их картин; превращение произведений искусства в фетиш, за обладание которым продавцы готовы платить огромные деньги; превращение обладания теми или иными полотнами или полотнами некоторых (культовых) художников в самоцель; превращение арт-рынка в ярмарку тщеславия и т. п.

Арт-инвестирование осуществляется:

1) физическими лицами — в настоящее время физические лица являются основными покупателями произведений искусства и, по сути, формируют его основной тренд [7]. Основным мотивом приобретения ими произведений искусства является получение статуса обладателя этими произведениями (эффект потребления престижного блага). Вторичным мотивом является возможность получения доходности или, по крайней мере, сохранения стоимости;

2) музеями и национальными галереями — целью приобретения является пополнение коллекции произведениями искусства различных художников и направлений в искусстве. Однако наиболее часто музеи и национальные галереи получают произведения искусства либо от самих художников в качестве дара, которые рассматривают это как возможность получить большую известность, либо получают произведения искусства от их бывших собственников или из других музеев;

3) инвестиционными компаниями, паевыми инвестиционными фондами, пенсионными фондами, банками [2] — цели приобретения заключаются в получении инвестиционного дохода и в использовании произведений искусства в качестве средства диверсификации инвестиционного портфеля. Особо следует сказать о паевых инвестиционных фондах, специализирующихся на приобретении арт-акти-вов (арт-фонды). Они предлагают на рынок паи, привязанные к стоимости произведений искусства, что привлекает инвесторов, которые считают такое инвестирование престижным, а также думающих (что является иллюзией), что их стоимость должна только расти. В России арт-фондами являются закрытый паевой инвестиционный фонд «Собрание. ФотоЭффект» (находится под управлением ООО «Управляющая компания «АГАНА») и закрытый паевой инвестиционный фонд художественных ценностей «Атланта Арт» (управляющая компания «Атланта»). Оба фонда работают на рынке с конца 2010 г. Минимальная сумма инвестирования, установленная фондом «Атланта Арт», составляет

1 млн руб., а фондом «Собрание. ФотоЭффект» — 500 тыс. руб.

Закрытый паевой инвестиционный фонд «Собрание. ФотоЭффект» вкладывает средства не в картины, а в фотографии. По состоянию на середину 2013 г. арт-фонд имел в собственности около 200 тыс. авторских отпечатков и 300 тыс. негативов нескольких сотен выдающихся фотографов мира [11]. Закрытый паевой инвестиционный фонд «Атланта Арт» по состоянию на 31.05.2013 имел стоимость чистых активов, соответствующую 250,8 млн руб., а стоимость одного пая составляла 877,7 тыс. руб. Несмотря на то, что за последний год его величина уменьшилась на 4 %, с дня начала размещения паев она выросла с 500 до 877,7 тыс. руб. за пай (рост 75,5 %). Максимальная стоимость пая была отмечена 28.04.2012 и составляла 917,0 тыс. руб.

Видами торговли произведениями искусства являются:

1) аукционная торговля — как было отмечено ранее, аукционные дома формируют арт-рынок и занимаются:

- сбором сведений о продавцах и покупателях;

- экспертизой и оценкой (эстемейт) произведений искусства;

- рекламой произведений искусства как в издаваемых каталогах, так и за счет их выставления на продажу в аукционном доме;

2) внеаукционная торговля (через салоны, в мастерской художника, через дилеров и т. д.). Так, ряд наиболее дорогих проданных картин были реализованы не через аукцион, а посредством прямых сделок между покупателем и продавцом (самая дорогая в мире картина «Игроки в карты» Поля Сезанна (1892—1993) была продана в 2012 г. вне аукциона за 250 млн долл.).

Инвестирование в арт-активы связано со следующими рисками:

1) инвестиционный риск — этот вид риска заключается в невозможности реализации произведения искусства по цене, превышающей ранее уплаченную цену (включая комиссионные и прочие выплаты) с учетом понесенных затрат по хранению, охране и страхованию картины. Кроме того, инвестиционный риск может предполагать неполучение ожидаемой доходности от вложения средств в арт-активы;

2) риск повреждения или утраты первоначальных характеристик произведением искусства — этот вид риска заключается в разрушении и повреждении полотна вследствие действия механических, физических, химических и биологических факторов (выцветание и осыпание красок,

появление трещин, механических повреждений, плесени и т. д.). Примером здесь могут являться полотна Тициана (1488—1576), которые с течением времени, как принято считать, потеряли прежний свой блеск — то, что составляло высокое искусство художника и придавало его картинам особый колорит. В отношении картин Тициана это мнение не сможет повлиять на их стоимость, а вот для картин других художников потеря первоначальных художественных характеристик может привести к тому, что картины станут неликвидными (или их вообще невозможно будет продать);

3)риск похищения — чем больше стоит произведение искусства, тем больше риск его похищения. На практике многие музеи, национальные галереи и частные лица прибегают к страхованию произведений искусства, что требует дополнительных ежегодных выплат, величина которых может быть значительной и достигать нескольких миллионов долларов (это касается произведений искусства стоимостью более 100 млн долл.).

Факторами, оказывающими воздействие на стоимость картин известных художников, являются:

1) имя автора произведения искусства — главный и наиболее существенный фактор в ценообразовании на произведения искусства;

2) степень известности произведения искусства и его значение в развитии мирового художественного искусства, провенанс — история владения произведением искусства;

3) размер произведения искусства (при прочих равных условиях);

4) степень сохранности произведения искусства.

Для неизвестных или практически неизвестных

художников стоимость картин будет складываться в зависимости:

1) от размера полотна;

2) от оригинальности сюжета;

3) от мастерства рисунка и степени прорисовки отдельных (мельчайших) элементов на картине (рисунок картины);

4) от количества людей, расположенных на полотне;

5) от богатства красок и их сочетания (коло-ристика картины);

6) от размера картины.

Сравнивая факторы ценообразования на произведения известных художников с произведениями неизвестных или малоизвестных художников, можно отметить, что для вторых существенное значение имеет мастерство и трудоемкость работы [1; 6]. Для известных художников большее значение на ценообразование имеет их имя (фактически

будет покупаться не картина, а имя ее художника). Следует обратить внимание, что известность художника и степень его мастерства (рисунок, коло-ристика) не всегда являются взаимосвязанными. В современном мире степень известности художника определяется степенью его «раскрученности», способностью стать арт-кумиром, завоевать сердца миллионов людей или узкой кучки миллиардеров. Влияние степени мастерства на известность художника имела место в эпоху «старых мастеров». Под картинами «старых мастеров» («мастера былых времен») понимаются картины, охватывающие временной отрезок от Средневековья до кризиса классицизма (от XIV до первой трети XIX в.) и отличающиеся целостностью художественной формы.

При оценке степени рискованности и доходности инвестирования в арт-активы следует исходить из существования стандартной взаимосвязи между доходностью и риском, в соответствии с которой, чем больше доходность, тем больше и риск. Однако здесь также следует учитывать, что арт-активы являются не просто и не столько инвестиционным инструментом, сколько потребительским благом, призванным, прежде всего, удовлетворять эстетические потребности. Поэтому в качестве движущей силы их приобретения выступает их потребительская полезность, что модифицирует взаимозависимость между доходностью и риском. Рассмотрим это на примере широко используемой в анализе модели оценки долгосрочных активов (Capital Asset Pricing Model, CAPM), разработанной еще в 1960-х гг. У. Шарпом.

Как известно (в соответствии с CAPM) доходность актива в долгосрочном периоде зависит от степени его рискованности, мерой которой выступает в — коэффициент, отражающий меру чувствительности изменения доходности актива при изменении рыночной доходности. Например, при в = 2 рост рыночного портфеля на каждый 1 % приводит к росту доходности рассматриваемого актива на 2 %.

Формализованно это можно представить следующим образом:

r = r, + в (r - r),

x f 1 v m f'

где rx — требуемая доходность актива x; r^ — доходность безрискового актива; rm — рыночная доходность (долгосрочная доходность фондового рынка). Применительно к арт-активам (с учетом ввода фактора полезности) уравнение CAPM примет следующий вид:

r = r, + в (r — r) — u,

x f ' m f '

Таблица 1

Сравнительная характеристика инвестирования в полотна различных художников

Признаки сравнения Полотна «старых мастеров» Полотна известных и общепризнанных художников Полотна малоизвестных художников

Наличие на рынке Практически отсутствуют Периодически появляются на арт-рынке Большое предложение на рынке

Цена Очень высокая (десятки, сотни миллионов долларов) Высокая (миллионы и сотни тысяч долларов) Невысокая (несколько тысяч долларов или (редко) несколько десятков тысяч долларов)

Место продажи Всемирно признанные аукционы Всемирно признанные и региональные аукционы Местные аукционы, выставки, галереи, мастерские художников

Инвестиционный риск Практически отсутствует Крайне малый Средний или высокий

Реальная доходность при будущей перепродаже Низкая (1—2 % годовых). Будущая перепродажа практически гарантирована Средняя по арт-рынку (2—3 % годовых). Будущая перепродажа не гарантируется Высокая (более 3 % годовых), но с низкой вероятностью получения

Ликвидность Высокая Средняя или низкая Практически отсутствует

Источник: авторская разработка.

где и — эстетическая полезность арт-актива (рассчитанная в процентах годовых) 4.

Например, если цена картины составляет 10 тыс. долл., а ее полезность владелец оценивает в денежном выражении как 200 долл. в год, то это и будет составлять 2 % годовых.

Таким образом, доходность арт-актива будет меньше, чем доходность других инвестиционных инструментов при заданной степени риска р. Это связано с двойственностью произведений искусства как потребительского и инвестиционного товара. Иными словами, потребительская полезность предметов искусства, придавая им инвестиционные качества, в то же время снижает их инвестиционную доходность благодаря возможности использования предметов искусства как средства «потребления».

Уравнение САРМ (для арт-активов) также можно записать в следующем виде:

г — и = г, + В (г — г).

X 1 т 1

Теоретически возможно, что и может быть больше г но тогда требуемая доходность от арт-актива будет отрицательной величиной.

Привлекательностью арт-активов является наличие преимущественно отрицательной корреляции их цены с фондовым рынком, что позволяет участникам рынка:

— во-первых, получать доходность даже в условиях финансового кризиса;

— во-вторых, снижать общий риск инвестиций путем комбинирования их с арт-активами.

Следует заметить, что существует крайне мало инвестиционных инструментов, которые имеют отрицательную корреляцию с фондовым рынком (к

4 Сюда следует отнести и другие виды полезности, которые человек может получить из-за обладания арт-активом (например, ощущение престижности и др. (кроме полезности использования как средства накопления).

ним, например, можно отнести золото) [14]. С учетом того, что их можно использовать как средство снижения риска инвестиционного портфеля, инвесторы должны предъявлять к ним иные требования по соотношению между доходностью и риском, вплоть до допущения наличия отрицательной доходности в долгосрочном периоде.

Сравнительная характеристика инвестирования в картины различных художников («старых мастеров», известных и общепризнанных художников и малоизвестных художников) представлена в табл. 1. Картины «старых мастеров» практически отсутствуют на рынке и появляются только изредка, имея огромную стоимость (десятки, а порой и сотни миллионов долларов). Их отсутствие на рынке связано с тем, что они находятся в национальных музеях и галереях и не подлежат реализации, а также в частных коллекциях, владельцы которых не спешат с ними расставаться. Инвестиционный риск при вложении средств в эти полотна практически отсутствует, так как цена на них будет только расти (по крайней мере, не ниже темпов инфляции). Наоборот, картины малоизвестных художников имеют крайне невысокую стоимость и большое предложение на рынке. Вместе с тем вложение в них средств в целях получения дохода имеет высокий инвестиционный риск. Эти картины вообще, может быть, будет трудно продать в будущем за сколько-нибудь приемлемую цену. Однако в будущем, при удачной инвестиции, возможно получение доходности даже большей, чем та, которую могут обеспечить полотна «старых мастеров», известных и общепризнанных художников.

«Массовые» картины нельзя рассматривать в качестве объектов арт-инвестирования, так как они имеют близкую к нулю вероятность перепродажи за более высокую цену. Эти полотна с течением времени теряют свою стоимость, а затраты на их рестав-

Таблица 2

Сравнительная характеристика инвестирования в арт-активы и золото

Признаки сравнения Арт-активы Золото

Степень уникальности актива Чрезвычайно уникальный Обычный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Величина инвестиций Для надежных вложений должна быть значительной (не менее 1 млн долл.) Практически не имеет значения

Инвестиционный риск Средний Низкий

Реальная доходность Низкая В долгосрочном периоде равна нулю (с учетом трансакционных издержек — отрицательная доходность)

Трансакционные издержки (комиссионные расходы, маржа при купле-продаже и т. п.), % 20—25 3—20

Ликвидность Преимущественно низкая и средняя Высокая

Источник: авторская разработка.

рацию будут существенно превышать возможную цену их реализации. При прочих равных условиях инвестиционный риск вложения средств в произведения искусства будет тем меньше, чем большей является его оценочная стоимость (эстемейт), а также чем более известным является художник.

Сравнительная характеристика инвестирования в арт-активы и золото представлена в табл. 2. Произведения искусства хотя и имеют низкую реальную доходность, но она все же (в целом по рынку) оказывается положительной, в то время как золото в долгосрочной перспективе вообще может иметь реальную доходность, равную нулю [14]. Соответственно, инвестирование в золото будет иметь меньший инвестиционный риск, чем инвестирование в произведения искусства. Наличие инвестиционного риска у золота связано с тем, что в некоторые периоды оно может падать в цене и покупательной способности. Также следует сравнивать и наличие трансакционных издержек — издержек, связанных с куплей-продажей рассматриваемых инвестиционных инструментов. Произведения искусства часто имеют большие трансанкционные издержки, которые связаны с наличием комиссионных расходов, вознаграждением аукционного дома, платой автору за право следования и т. п. Наоборот, уровень тран-санкционных издержек для золота может сильно колебаться в зависимости от способов и форм его купли-продажи. Наименьшие трансанкционные издержки будут при приобретении слиткового золота, а также при открытии металлического счета в банке. Приобретение золота в ювелирных изделиях трудно вообще считать формой инвестирования, так как в настоящее время в России стоимость металла в них составляет около 40 %, а остальная цена формируется за счет издержек по производству изделий, торгово-сбытовых наценок и НДС. Ликвидность арт-активов связана со степенью интенсивности

их продаж на рынке (картины «голубые фишки» (наивысшая ликвидность) обладают возможностью быстрой реализации; редкие арт-активы обладают возможностью с течением времени найти покупателей; случайные арт-активы рассчитаны на приобретение единичными лицами).

В России (как и во многих странах) установлено право следования, в соответствии с которым автор произведения изобразительного искусства (оригинала, но не копии) при его каждой публичной перепродажи через галерею, художественный салон, магазин или другие аналогичные организации имеет право на получение от продавца денежного вознаграждения [5, ст. 1293]. Размер такого денежного вознаграждения в настоящее время в России составляет: при цене перепродажи до 100 тыс. руб. (включительно) — 5 %; от 100 тыс. до 1,7 млн руб. — 5 тыс. руб. плюс 4 % от суммы свыше 100 тыс. руб.; от 1,7 млн руб. до 7 млн руб. — 69 тыс. руб. плюс 3 % от суммы свыше 1,7 млн руб.; от 7 до 12 млн руб. — 228 тыс. руб. плюс 1 % от суммы свыше 7 млн руб.; от 12 до 17,5 млн руб. — 278 тыс. руб. плюс 0,5 % от суммы свыше 12 млн руб.; свыше 17,5 млн руб. — 305,5 тыс. руб. плюс 0,25 % от суммы свыше 12 млн руб. [10]. Данное право является неотчуждаемым, т. е. не может быть продано или передано другим лицам, и принадлежит сугубо автору произведения изобразительного искусства и его наследникам. Право следования действует только в пределах срока действия исключительного права на произведение, которое распространяется до истечения 70 лет со дня смерти автора (или всех авторов — если у произведения несколько авторов) [3, ст. 1281] 5.

Современный арт-рынок можно рассматривать в качестве своеобразной финансовой пирамиды, которая вероятно никогда не «лопнет» в отличие,

5 Семидесятилетний срок начинает исчисляться с 1 января года, следующего после смерти автора или всех авторов.

например, от пирамиды МММ, что связано с невозможностью паники на этом рынке и «сброса» арт-активов на рынке вплоть до ничтожно малых цен. Это связано с тем, что для владельцев арт-активов они представляют сверхценность, не сводимую к стоимости (плюс вера в вечность искусства). Арт-активы (как и золото) укрепились в общественном создании как особая ценность (подобно понятию золотого фетишизма можно ввести понятие «арт-фе-тишизм» (слепое желание обладать произведениями искусства), непосредственно не имеющее рационального обоснования). Необходимо отметить, что такая страсть выступает в виде мистического отношения к произведениям искусства со стороны ряда индивидов, приводящего, по сути, к поклонению им.

На цену произведения искусства существенное воздействие оказывает и провенанс. Чем больше статус и известность лиц, владевших произведением искусства, тем больше оно будет стоить. В этом плане статусные лица являются как бы «капитали-заторами» стоимости произведений искусства и тут уже можно говорить о существовании провенансной маржи. Под провенансной маржой следует понимать прирост оценочной стоимости произведения искусства вследствие «улучшения» истории владения им. Допустим, королевская семья приобретает картину за 5 млн долл., а через 10 лет, с учетом изменения цен на произведения искусства, она должна была бы стоить 8 млн долл. Однако, учитывая, что картина находилась в собственности статусных лиц, ее цена, как правило, будет выше, например 10 млн долл. В этом примере провенансная маржа составила 2 млн долл. (или 25 % за 10 лет). Таким образом, статусное владение произведением искусства способно увеличить его стоимость больше, чем изменение арт-индекса в целом или цен на работы того же художника. Статусные лица обладают возможностью

формирования и присвоения арт-ренты, находящей выражение в провенансной марже.

Произведения искусства напоминают «товар Веб-лена», к которому относят бриллианты. Рост цен на бриллианты в какой-либо период времени повышает степень их престижности, что вопреки закону спроса приводит к росту спроса на них. В периоды падения цен спрос на бриллианты снижается, из-за того что в обществе несколько снижается представление об их престижности. Аналогично рост цен на картины какого-либо художника или направления в искусстве приводит только к повышению спроса на картины этого художника или данного направления. Таким образом, механизм спроса здесь в некотором плане аналогичен механизму спроса на бриллианты.

Приобретение произведения искусства по наивысшей в мире цене среди всех картин данного художника или вообще среди всех когда-либо проданных картин обеспечивает формирование повышенного интереса к этому произведению и творчеству этого художника, еще больше повышая цены на его картины.

Сравнительная характеристика различных видов инвестиционных активов за 12,5 лет (с 2001 по начало 2013 г.) представлена в табл. 3. На этом временном отрезке наибольшую доходность имела недвижимость (с учетом сдачи ее в аренду), а наименьшую — произведения искусства (рынок в целом). Реальная среднегодовая доходность при вложении в недвижимость (с учетом ее сдачи в аренду) составила 18,1 %, а в произведения искусства — 0,9 %. Одновременно с этим на произведения русского искусства доходность составляла 6,5 % и превысила доходность вложения средств в бриллианты, но была ниже доходности вложения средств в золото.

В целях повышения стоимости своих картин художники используют всевозможные стратегии, которые в целом заключаются:

Таблица 3

Доходность различных видов инвестиционных активов (с 2001 по июнь 2013 г.), %

Доходность за период с 2001 по июнь 2013 г. Доходность в среднем за год Степень волатиль-

Вид актива в номинальном выражении, указанном в долларах США в реальном выражении в номинальном выражении, указанном в долларах США в реальном выражении ности по сравнению с индексом АЯТШХ**

Акции (индекс РТС) (без 817 589 19,4 16,7 Значительно выше

учета дивидендных выплат)

Золото 410 283 13,9 11,3 Незначительно выше

Недвижимость (без учета 477 234 15,1 10,1 Незначительно

сдачи) меньше

Недвижимость 962 697 20,5 18,1 Незначительно

(с учетом сдачи в аренду) * меньше

Бриллианты 90 43 5,3 2,9 Значительно меньше

Произведения искусства 49 12 3,2 0,9 —

(в целом)

Источник: рассчитано автором на основании: изменения индекса РТС; средней цены 1 м2 жилья в Москве (в долларах США); цен на золото по лондонскому фиксингу; индекса цен на бриллианты (Diamond Price Index); значений индексов ARTIMX и ARTIMX-RUS (ARTinvestment. RU). Рассчитано без учета издержек купли-продажи, хранения, страхования и прочих затрат, связанных с владением рассматриваемых активов.

* Рассчитано исходя из реальной доходности в 5 % годовых.

** По оценке автора сравнительной динамики изменения цен на рассматриваемые активы.

Окончание табл. 3

Вид актива Доходность за период с 2001 по июнь 2013 г. Доходность в среднем за год Степень волатиль-ности по сравнению с индексом ARTIMX**

в номинальном выражении, указанном в долларах США в реальном выражении в номинальном выражении, указанном в долларах США в реальном выражении

Произведения русского искусства 192 120 9,0 6,5 Меньше

В среднем (среднегеометрическое) 322 242 12,2 10,3 —

1) в стремлении к оригинальности, к своеобразию в рамках мейнстрима;

2) в проведении выставок;

3) в выпуске альбомов с репродукцией картин и указанием, в чьей собственности они находятся (физические лица, банки, корпорации, галереи и др.). Картины, находящиеся в национальных галереях, повышают авторитет художника и позволяют ему реализовывать картины по более высокой цене;

4) в ограниченной продаже картин на «свободном рынке», в их преимущественной реализации через выставки;

5) в продаже каждой последующей картины по цене не ниже предыдущих (с учетом размера картин).

Подытоживая изложенное, можно сделать вывод о том, что произведения искусства являются особым товаром и подчиняются своим (специфическим) законам ценообразования, а на их стоимость оказывает влияние не столько наличие у них какой-либо объективной ценности, сколько сформировавшийся в обществе культ на тех или иных художников, что составляет по своей природе арт-фетишизм.

Список литературы

1. БегмаЮ. С., ШабельниковаД. В. Секреты ценообразования на арт-рынке // Экономический журнал. Т. 20. 2010. № 4. С. 128—132.

2. Виханский О. С., Липская А. И. Паевой инвестиционный фонд как форма инвестирования в художественные ценности // Вестник Московского ун-та. Сер. 24: Менеджмент. 2012. № 2. С. 3—32.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Проспект. 2013.

4. Григорьева С. М. Методы оценки предметов изобразительного искусства // Мир экономики и права. 2012. Вып. 4-й. С. 18—23.

5. Еремеев С. В. Организационные формы мировой торговли культурными ценностями // Сегодня и за-

втра Российской экономики. 2012. № 50. С. 97—104.

6. Колычева В. А. Классификация факторов ценообразования на рынке произведений искусства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 41. С. 44—48.

7. КоновЮ. П., БулековИ. Б. Инвестиции в предметы искусства как альтернатива традиционным формам вложения средств // Финансы. 2010. № 1. С. 67—69.

8. Лысакова А. А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. Т. 95. 2011. № 4. С. 246—255.

9. Мешкова О. Г. Роль аукционных домов в деятельности современного арт-рынка // Вопросы культурологии. 2010. № 8. С. 57—62.

10. Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений: постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1880.

11. Официальный сайт ООО «Управляющая компания «АГАНА». URL: http://www. agana. ru.

12. Пузыня Н. Ю., Локтионов А. Н., Михлин А. В. Вопросы оценки культурных ценностей // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. № 3. С. 36—52.

13. Сухарев А. Н. Золото: экономические и финансовые идеи теоретического анализа. Тверь: Тверской гос. ун-т. 2009. 126 с.

14. Сухарев А. Н. Меновая стоимость золота: парадоксы исторических закономерностей // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 4 (28). С. 33—39.

15. Сухарев А. Н. Механизм формирования стоимости золота // Вестник Тверского гос. ун-та. Сер. «Экономика». 2005. № 10 (16). С. 27—38.

16. Art Market Trends 2011. Saint-Romain-au-Mont-d'Or: Artprice. 2013. 88 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.