- социокультурной общностью народов Юга России и инокультурной информационной агрессией;
- гражданским сопряжением народов Северного Кавказа и борьбой искусственно созданных «противостояний» на межэтнической и конфессиональной почве, навязанных внешними и внутренними антироссийскими силами;
- потенциалом этических и нравственных ценностей коренных народов России и слабым отражением этих ценностей в современном государственном и региональном законотворчестве;
- обособлением культурно-образовательной деятельности в рамках национально-территориальных образований и востребованностью результатов этой деятельности на уровне межрегиональных, общероссийских и международных связей;
- целостностью поликультурного российского идентификационного процесса и недостаточностью методологического арсенала институтов, занимающихся этой проблемой;
- внешней эскалацией ксенофобии (религиозной нетерпимости, сепаратизма) и внутренней толерантной культурой горских народов.
Системный подход к созданию теоретической и прикладной социально-гуманитарной модели
формирования общероссийской гражданской и культурной идентичности в условиях конфлик-тогенного региона (интегративный конструкт, ресурсы, технологии и детализированное представление о социокультурных, этнорегиональных, конфессиональных, гражданских механизмах ее практической реализации) позиционируют проект, разрабатываемый ЮР НИИ, как важный стратегический ресурс развития России в XXI веке.
Литература
1. Дробижева Л. М. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2003. С. 19.
2. Панарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях нестабильности. М., 1999.
3. Кочетков В. В. Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.
4. Астафьева О. Н. Модели этнокультурной идентичности в современном информационно-коммуникативном пространстве // Вестник Библиографической ассамблеи Евразии. 2004. № 3. С. 40-44.
5. Пригожин И. А. Политическая культура в условиях глобализации. М., 2006.
N. G. DENISov. civic AND cuLTuRAL ID ENTITY
as a strategic resource of the Russian statehood
The author of the article reveals the identity as a strategic resource of development of the state, society and individuals. The problem of identity is considered in ethnic, social, regional, national and global aspects.
Key words: culture, citizenship, identity, resource, strategy.
А. В. КУДИНОВА
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Исследуются предпосылки возникновения и основные этапы становления корпоративной формы управления в рамках эволюции форм предпринимательских объединений - от коммандитных товариществ без образования юридического лица до акционерных обществ.
Ключевые слова: предпринимательские объединения, мировая экономика, корпоративные отношения, социокультурный капитал.
Развитие форм корпоративного управления происходило в ответ на требования к организации делового оборота. Изменение подходов к формированию предпринимательских объединений отражало закономерности эволюции мировой экономики. Справедливо считается, что становлению предпринимательских объединений в нашей стране способствовал перенос зарубежных стандартов делового оборота в российскую действительность. Распоряжение о создании торговых товариществ содержится в Указе Петра I (от 27 окт. 1699 г.). В ряду так называемых «компаний» начала XVII столетия были представлены полные товарищества, артели и объединения с признаками акционерного общества (далее АО), однако вплоть до XIX века последние не играли значительной роли в экономической жизни Рос-
сии, отсутствовали понятия «участие», «система управления», не просматривалось четко структурированных видов и типов компаний.
Император Александр I заложил основы российского акционерного законодательства. Указом от 6 сентября 1805 года была определена такая характеристика, как ограниченная ответственность акционеров по обязательствам акционерного общества. Манифест 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий» определил два вида товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Они могли создаваться в промышленности, в сфере торговли, страхования и перевозок. По утверждению Функа и его соавторов, это создало необходимые усло-
№ 4 (42), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^^
вия развития и в России подобные товарищества оставались популярны в деловой среде вплоть до ноября 1917 года [1]. Первые АО в России, как и в Западной Европе и США, возникли в тех отраслях экономики, где требовались значительные капиталовложения (морской транспорт, страховое дело); к началу XIX века в России насчитывалось пять подобных компаний: Водолазная компания (1755-1822), Санкт-Петербургская акционерная компания для строения кораблей (1782-1805), Российско-Американская Компания (1799-1868), Беломорская торговая компания (1803), Одесская страховая контора (1806); с 1807 по 1829 год были учреждены еще 19. Принятие общего акционерного закона (1836 г.) и развитие торговых отношений ускорили рост количества акционеров компаний (в 1836-1857 гг. их создано 80; в последующие три года - 87; с 1860-го по 1870-й - 121; с 1870-го по 1874-й - 259).
В 1864 году основан первый акционерный коммерческий банк - Петербургский частный коммерческий банк, что стимулировало возникновение российских кредитных обществ. Для начала ХХ века характерна концентрация банковского капитала путем слияния (в 1960 г. Московский Международный, Южный Русский промышленный, Орловский коммерческий банки слились в Соединенный банк) или поглощения (в 1909 г. последний скупил акции Балтийского торгово-промышленного банка в Ревеле) [2]. Шло сращивание промышленного и финансового капитала, образование крупных финансово-промышленных групп. Например, возникшее в 1902 году монопольное объединение «Продамет» активно влияло на все металлургические рынки России. Во главе группы стоял Азовско-Донской банк, контролировавший посредством значительных пакетов акций крупные металлургические общества.
В период планово-административной экономики, начиная с 1917 года, предприятия и государство не были разделены; следовательно, отсутствовал предмет корпоративных отношений. Закон о государственных предприятиях (1987) закрепил их самостоятельность, и в Российской Федерации стали развиваться элементы корпоративного управления.
История мировой экономики свидетельствует о многообразии форм предпринимательских объединений [3], для установления различий между ними необходимо выделить признаки, по которым их можно классифицировать. В специальной литературе (в частности, сошлемся на уже цитированную книгу «АО: история и теория») перечисляются следующие параметры. Наличие единой цели (общего интереса) и имущества (в предпринимательских объединениях имущество в той или иной мере обособлено от участников объединения), а также определенные тенденции в развитии ответственности, состава дел, системы управления и согласования воли участников:
- по мере развития предпринимательских объединений общая ответственность их участников переходит в ответственность объединений по своим обязательствам;
- общие дела участников переходят в личные дела объединения, отличающиеся от дел участников;
- в простейших формах предпринимательским объединением управляют его участники, в высших управление передается отдельной инстанции;
- при первоначальных формах объединения зависимость управления предпринимательскими объединениями от воли ее членов выражается в необходимости взаимно согласовывать позиции участников; при наиболее развитых формах реализация управленческих решений осуществляется через самостоятельную структурную единицу, решения которой могут быть не сходны с волей участников объединения.
Основываясь на такой классификации, рассмотрим эволюцию форм предпринимательских объединений и в ее рамках - становление корпоративной формы ведения бизнеса.
Первые товарищества возникли в Древней Греции (VIII-VI вв. до н. э.) во времена колонизации Средиземноморского побережья [4]. Возникшую в древнегреческих полисах форму товариществ переняли римские societies VI-V вв. до н. э. Дальнейшим шагом стало появление коммандитного товарищества (товарищества на вере), в котором представлены две группы участников: первая -аналогичная участникам полного товарищества, вторая - обособленная от предпринимательской деятельности. Не участвуя непосредственно в управлении, она несет ответственность, ограниченную размером своего вклада (что позволяет говорить о возникновении элемента корпоративного управления как ограниченной ответственности собственников). Таким образом, коммандитные товарищества можно считать этапом на пути обособления предпринимательских объединений от лиц их создающих, начальной формой при переходе от личного предпринимательского объединения к имущественному. Хотя первые упоминания о коммандитных товариществах (коллеганциях) относят к 976 году (Венеция), по мнению А. К. Дживелегова, они получили широкое распространение лишь в XII веке. В Италии их называли «каменды»: различные социальные группы могли получать свою долю прибыли от морской торговли, не подвергая себя опасностям и трудностям путешествий. Каменды распространились и во Франции, Испании, на Арабском Востоке; гораздо позже в Германии (в рамках не морской торговли, а института уполномоченных).
Происходило постепенное обезличивание капитала: влияние отдельных членов предпринимательского объединения росло, а их участие в деятельности уменьшалось. На определенном этапе развития мировой экономики сложилась необходимость создавать предпринимательские объединения не в виде группы лиц, а как новый самостоятельный субъект права, имеющий в своей структуре инстанции, обособленные от состава участников и от их воли. Это позволяло не прекращать деятельности товарищества в связи с выходом конкретных лиц из состава участников
(в том числе и по причине смерти) и принимать решения не единогласно, а большинством голосов. Предпринимательское объединение должно было иметь определенную организацию для того, чтобы не смешивать волю объединения как социального института с волей его участников. Эпоха колонизации и буржуазных революций предъявила новые требования, в законодательных актах (к примеру, в торговом кодексе Франции 1807 г.) появилось понятие «юридическое лицо»: ступенью логического ряда оказались объединения, совмещающие в себе признаки товарищества и юридического лица. Из них наиболее широко распространены полные и коммандитные товарищества -юридические лица (товарищества с некоторыми признаками юридического лица) и общество с ограниченной ответственностью (юридические лица с некоторыми признаками товариществ).
Различие между коммандитным и простым товариществом заключается в роли капиталов (значимость суммы денежного взноса превалирует над обязанностью участвовать в управлении предпринимательским объединением). Сохраняется и определенный личный элемент: участники не только вносят имущество, но и имеют ряд полномочий и обязательств перед обществом; возможно исключение участника из его состава и др. [5]. Поэтому уместно говорить о таких характеристиках, как юридический статус корпорации, централизованное управление (со стороны специального органа), ограничение ответственности членов предпринимательского объединения от обязательств последнего.
АО является высшей формой, концентрирующей предпринимательские начала, в основе которых не только и не столько личность, но прежде всего - имущество (капитал). Эта форма предпринимательских объединений доминирует в развитых капиталистических странах: законодательства признают только открытое акционерное общество.
Я. И. Функ, В. А. Михальченко, В. В. Хвалей называют родиной акционерных обществ Англию XVII столетия: в 1684 году по инициативе государства создан Английский банк, весь капитал которого - 1,2 млн. £ (каждый акционер не мог владеть акциями на сумму более 20 тыс.) - передавался в кредит государству под 8% годовых. Впоследствии этот банк стал единственным эмиссионным центром страны. До 1680 года в Англии были учреждены 49 компаний, доли в которых именовались акциями.
В США всплеск создания АО начался после окончания войны за независимость: за последние 10 лет XVIII века возникло 259 различных корпораций, их совокупный капитал в 1803 году исчислялся суммой 48,4 млн. $. Развитие машинной индустрии, железнодорожного транспорта и производства судов в Западной Европе с начала следующего столетия сопровождалось расцветом АО. С 1820-х годов они стали основной формой предпринимательских объединений, особенно железнодорожных (Манчестер-Ливерпульское и др.), в США и Англии.
Знаменательным этапом акционерной истории явилось создание хозяйственных объединений независимых юридических лиц и монополий. Первый, учрежденный в 1882 году под руководством Джона Р. Рокфеллера трест «Стандарт Ойл» был образован путем объединения нескольких нефтяных корпораций на основе доверительной собственности. Совету из 9 управляющих передавались акции в доверительное управление - взамен на сертификаты треста (акционеры, выступавшие учредителями и бенефициариями, получали дивиденды по сертификатам).
Вслед за рокфеллеровским в США возникли и другие тресты: маслично-хлопковый (1884), маслично-льняной (1885), водочный, сахарный, свинцовый (1887). О концентрации производства в рамках АО свидетельствует тот факт, что к 1909 году табачный трест контролировал 90% продукции всей табачной промышленности США, а стальная корпорация в 1900 году монополизировала 70% железных рудников в районе Великих Озер [6]. Возникли так называемые династии финансистов, контролировавшие практически всю страну. Например, в руках группы Моргана и Рокфеллера накануне Первой мировой войны находилось 56% всего американского акционерного капитала (всего акций на 22 млрд. $) [7]. Принятый в 1890 году закон Шермана и последовавшие за ним решения суда вынуждали монополистические тресты прекратить свое существование либо видоизмениться. Следствием этого стало бурное развитие в 1898-1902 годах такой формы, как холдинг (она позволяла избежать действия закона Шермана); многие АО разрослись, начали контролировать целые отрасли промышленности, а в дальнейшем получили статус транснациональных корпораций.
В XX веке по Западной Европе прокатилась волна национализации АО. С приходом к власти лейбористов в Англии 1940-х были национализированы транспорт, металлургическая и угольная промышленность, телесвязь и др. (под влиянием социалистов и коммунистов то же произошло во Франции, Италии). Затем по инициативе консерваторов во главе с «железной леди» Маргарет Тэтчер (кон. 1970-х - сер. 1980-х гг.) большая часть национализированных АО вновь была приватизирована.
Подытожим сказанное и попробуем обрисовать перспективу. Говоря о дальнейшей судьбе предпринимательских объединений, по нашему мнению, необходимо подчеркнуть, что высшей их формой и в будущем останется акционерное общество. Это подтверждает историческая практика: следующим после возникновения АО этапом развития стало общество с ограниченной ответственностью (что явилось не усложнением, а упрощением организационной формы). Основной причиной, из-за которой, мы предполагаем, нельзя ожидать возникновения более сложных форм предпринимательских объединений, является комбинирование разных форм в рамках корпораций. Оно позволяет создавать интегрированные структуры с необходимыми правовыми характеристиками.
№ 4 (42), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
Литература
1. ФункЯ. И., Михальченко В. А. и др. АО: история и теория. Минск, 1999. С. 131-135.
2. Храмов П. А. Очерки экономики России периода монополистического капитализма. М., 1960. С. 94.
3. Булатов А. Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промыш-
ленных предприятиях РФ. Казань, 2001. С. 16.
4. Лаурье С. Я. История Греции. М., 1993. С. 347.
5. АО и товарищество с ограниченной ответственностью: сб. законодательства. М., 1995. С.174-220.
6. Полянский Ф. Я. Экономическая история зарубежных стран. Период империализации (18701917 гг.). М., 1973. С. 55-56.
7. Экономическая история капиталистических стран. М., 1985. С. 120.
A.v. kudinova. the history of origin and development of corporate relations
Prerequisites for the origin and the main stages of formation of corporate form of management within the bounds of evolution of the forms of entrepreneurial associations - from limited partnerships that do not form juridical person to joint-stock companies - are considered in the article.
Key words: entrepreneurial associations, world economy, corporate relations, socio-cultural capital.
А. З. ИНКИНА-ЕРИЦПОХОВА
ВОЗДЕЙСТВИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Автор рассматривает развитие экономики в контексте общечеловеческих ценностей, которые выступают в качестве внешних стимулов деятельности.
Ключевые слова: социокультурная мотивация, экономическая культура, предпринимательская деятельность, система социальной регуляции.
Согласно идеям структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон), каждый вид деятельности связан с принятыми в данном обществе правилами и аксиологическими установками. Культура выполняет функции накопления, сохранения ценностей, идеалов, символов, сообщая их взаимодействию упорядоченный и непротиворечивый характер [1]. Экономическая культура представляет собой систему предписаний и норм, связанных с хозяйственной деятельностью. С точки зрения социальной регуляции особое значение в данном случае имеют функции мотивации, легитимизации и внутреннего контроля.
Потребности человека в материальных благах недостаточны для осуществления предпринимательской деятельности, она нуждается в духовной мотивации. В традиционном обществе, где производство представляло собой добывание продукта из природы, границы деятельности определялись религиозным, профессиональным и семейно-родовым статусом (знатностью) человека. Выход за рамки предписанных (установленных) форм хозяйствования не одобрялся, поэтому экономика была статичной. Поддерживаемый таким образом баланс производства и потребления обеспечивал лишь физически необходимый минимум. Излишества считались бессмысленными, нерациональными: «Человек "по своей природе" не склонен зарабатывать <...> все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни» [2]. Производство «сверх» вредно (вызывает негативную реакцию, поскольку размеры потребления зависят не от индивидуальных склонностей субъекта, а от занимаемого им
места в иерархической системе общества). «Самая потребность во благах не зависит от произвола индивидуума, но принимает с течением времени внутри отдельных социальных групп определенную величину и форму, которая теперь уже рассматривается как неизменно данная. Это идея достойного содержания, соответствующего положению в обществе, господствующая над всем докапиталистическим хозяйствованием» [3].
Система духовной мотивации предпринимательства изменилась после переоценки представлений о смысле жизни и назначении человека, произошедшей в Западной Европе в эпоху Реформации. Протестантская этика возвела повседневный труд в ранг единственно богоугодной деятельности и, самое главное, разорвала связь накопления и потребления. Главной целью хозяйственной деятельности стало наращивание прибылей, простое товарное производство уступило место расширенному. Важнейший механизм стимулирования - философия успеха - обусловил новые представления о состоятельности личности: человеческое поведение определяется стремлением к наивысшему результату, высокой оценке и признанному превосходству над окружающими. Влияние подобных ориентаций на развитие социума рассматривается в работе американского психолога Д. МакКлелланда «Достижительное общество» (1961) [4].
Особую роль в становлении капиталистической экономики сыграли локальные религиозно-нравственные традиции. М. Вебер указывал, что религиозные меньшинства, как правило, в хозяйственном отношении более активны, чем остальное население, потому что «концентрируют все свои усилия в сфере