Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗВИТИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ МАЛИ В УСЛОВИЯХ «КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» (2013 – 2021 ГОДЫ)'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗВИТИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ МАЛИ В УСЛОВИЯХ «КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» (2013 – 2021 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ Мали / политические конфликты / ислам / туареги / выборы / цензура / Mali media / political conflicts / islam / Tuaregs / elections / censorship

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Cако Бекай

В статье рассматриваются основные тенденции развития современной системы СМИ Мали, причины неудач СМИ в условиях контролируемой демократии. Цель исследования – показать пагубность воздействия цензуры на СМИ и дать рекомендации по сдерживанию негативного влияния политических и этнических конфликтов на журналистику. Также в статье анализируется организационная форма малийских масс-медиа: большинство газет являются негосударственными, малотиражными и малостраничными. Наиболее популярными являются электронные СМИ, в условиях дефицита финансирования медиастраны пытаются использовать недорогое оборудование для выпуска программ. Влияние французских СМИ является серьёзным, хотя конкуренцию им оказывают RT France и панафриканский спутниковый франкоязычный канала Africa 24. Сделаны выводы о путях уменьшения влияния радикальных сил на СМИ, о специфике освещения политических событий, определяющих эволюцию медиасистемы и путях совершенствования СМИ Мали в конфликтном пространстве неустойчивого развития, что представляется достаточно новым в науке о мировой журналистике. Впервые проанализированы возможные меры правительства по ослаблению давления на журналистику, оказанию финансовой помощи качественным СМИ. Политэкономическое и социокультурное рассмотрение фактов составляет основу авторской методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF POLITICAL CONFLICTS ON THE DEVELOPMENT OF THE MALI MEDIA SYSTEM UNDER “CONTROLLED DEMOCRACY” (2013-2021)

The author scrutinizes the main trends in Mali media system in 2013-2021 and surveys reasons of media lagging behind under controlled democracy rule. The aim of the investigation is to show specific ways of censorship in mass media and to give recommendations for curbing the harmfulness and negative impact of political and ethnic conflicts upon journalism. The author analyzes organization forms of the Mali mass media and gives the following results: media system is in a deep crisis – most of the newspapers have small circulation and tiny volume. Islamic editions grow in scope. Electronic media work under conditions of scarce media funding, TV studios use inexpensive equipment to produce their programs. The influence of the French media is serious, but Mali competitiveness is growing too, Africa 24 TV channel impact being the vivid example of contradictory situation. Some new ideas and new conclusions were put forward about the problematic points of the Mali media system, blended with political upheavals and ethnocentric conflicts, and possible ways to solve them were proposed: to liberate profession from strict censorship, to give economic state assistance to quality press etc. Methods of political economy and sociocultural investigation are used.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗВИТИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ МАЛИ В УСЛОВИЯХ «КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» (2013 – 2021 ГОДЫ)»

привнести в китайскую журналистику новое развитие, направленное на постоянное улучшение профессиональной этики.

В социальную эпоху все больше внимания будет уделяться социальному надзору за новыми медиа. В XVIII веке в Великобритании для журналистов были выделены новые места в парламенте. Журналисты стали «четвертым классом» (the fourth estate) в британском парламенте, помимо представителей знати, духовенства и простых горожан. В 1828 году англо-ирландский политический деятель Эдмунд Берк назвал журналистов «четвертым классом» в парламенте, считая его более важным, чем другие три класса. С тех пор выражение «четвертый класс», или «четвертая сила» стало известным слоганом. «Четвертая сила» журналистики считается душой республики в Соединенных Штатах, и ее условием является независимость медиа.

С наступлением эры self-media и углубления общественных инноваций люди участвуют в производстве информации, распространении и выпуске нового медийного контента, создавая процветание в среде новых СМИ и способствуя глубоким изменениям в способах распространения информации. Честно говоря, сегодня в Китае с благословения новых СМИ «четвертая власть» может эффективно контролировать правительство и значительно повышать энтузиазм граждан, участвующих в государственных делах. Например, в 2012 году люди узнали из Weibo, что у одного чиновника были дорогие часы, и его заподозрили в коррупции. В конце концов, после расследования чиновник был посажен в тюрьму. В 2020 году, во время распространения новой коронавирусной инфекции граждане КНР быстрее всего узнали о вирусном кризисе через новые СМИ. После этого все стали активно участвовать в борьбе с вирусом в делах коллективной общественной безопасности, тем самым играя важную роль в эффективном контроле над коронавирусом в Китае.

В настоящее время жизнь граждан в КНР в том, что касается развлечения и получения информации, претерпевает глубокие изменения, и эти изменения будут продолжаться и в будущем.

Исследование методов управления информацией в эпоху цифровых технологий Китая. Цифровой век новых медиа представляет собой сложное виртуальное пространство, которое обладает такими характеристиками, как оцифровка, интерактивность, персонализация, своевременность, равенство, виртуальность, открытость и массовость. Современная коммуникационная журналистика определила новую медиасреду в Интернете, и традиционную журналистику распространения информации труднее контролировать и управлять ею. В то же время для управления требуется профессиональное мышление и методы. По данным McKinsey Asia Research Institute, в отношении цифровых предприятий и новых медиа правительство Китая работает по принципу «сначала

Библиографический список

попробуй, а потом осуществляй надзор». В настоящее время КНР активно содействует развитию цифровых технологий. Контроль Китайского правительства над цифровой индустрией находится на низком уровне. Хотя это может несколько ослабить защиту прав и интересов потребителей, это дало новым СМИ и цифровой индустрии большой простор для исследований и прогресса.

Китайская журналистика обогатит китайские культурные символы с помощью цифровых технологий. В течение долгого времени Китай использовал определенные символы, такие как Запретный город, панды, Великая стена, китайская кухня и т.д. Они отображают китайские элементы и национальный имидж в условиях культурной глобализации. В связи с глубокими изменениями в международной структуре тема возрождения Китая привлекает все больше внимания в мире. В настоящее время китайская журналистика обсуждает вопрос о том, «откуда пришел Китай и куда он пойдет». Для того чтобы правильно рассказать историю Китая, СМИ КНР должны поведать миру о своей истории и культуре, а также рассказать о пути развития КНР Коммуникация китайской журналистики соответствует надстройке страны, и в то же время она помогает китайским неправительственным организациям и культурным группам постоянно обогащать китайский элемент. Например, с государственной стороны CGTN выпустил документальный сериал о борьбе с терроризмом в Синьцзяне в 2019 году, предоставив новостные фактические ответы на западные сообщения о Синьцзя-не; со стороны народа Ли Цзыци получила большое внимание в стране и за рубежом. Ее просмотры на YOUTUBE превысили 10 миллионов, это даже больше, чем у многих известных журналистов. Ее видео обогащают значение китайских культурных символов, способствуя добавлению элементов китайской культуры в международные СМИ в эпоху цифровых технологий. Следующие несколько десятилетий станут ключевым периодом для развития цифровых технологий Китая. Экономическое развитие Китая создает лучшие условия для развития цифровых технологий. Таким образом, Китай начал лидировать в мире по развитию новых СМИ. Однако экономическое развитие часто опережает развитие культурной и научной теории, поэтому исследования ценностно-ориентированной журналистики в цифровую эпоху все еще находятся на стадии исследования.

Таким образом, из структурных характеристик современной китайской журналистики в эпоху цифровых технологий следует, что она находится на стадии исследования, но ещё может поделиться опытом с другими странами. С точки зрения особенностей структуры контент китайской журналистики постоянно обогащается. С одной стороны, она способствует развитию социального управления и социальной экономики, с другой стороны, постоянно предоставляет новые возможности для распространения информации о Китае как внутри страны, так и за ее пределами.

1. Синьхуа: «Масштаб цифровой экономики Китая достиг 35,8 трлн юаней. Available at: http://www.xinhuanet.com/fortune/2020-11/23/c_1126776832.htm

2. Хуа Ц., Ченг Ч., Ван В. и др. Китай в эпоху цифровых технологий: построение новой экономики с глобальной конкурентоспособностью. Джорджия: Глобальный институт McKinsey, 2012: 12: 1 - 17.

3. Влияние сферы услуг на первую десятку городов Китая в 2020 году. Available at: https://new.qq.com/rain/a/20210217A074GU00

4. Белая книга о развитии цифровой экономики Китая. Пекин: CAICT, Китайская академия информационных и коммуникационных технологий, 2017.

5. China New Media Development Report. China: China Internet Network Information Center, 2020.

6. Статистический отчет о развитии Интернета в Китае. Пекин: Информационный центр сети Интернет Китая, 2020.

7. Цяо С. Конкретное воплощение ценностей китайской журналистики. Джорджия: Дух закона, 2020.

8. Хуан Ч. Новые характеристики развития новых медиа в Китае. News Forum. 2020; № 34 (04).

References

1. Sin'hua: «Masshtab cifrovoj 'ekonomiki Kitaya dostig 35,8 trln yuanej. Available at: http://www.xinhuanet.com/fortune/2020-11/23/c_1126776832.htm

2. Hua C., Cheng Ch., Van V. i dr. Kitaj v 'epohu cifrovyh tehnologij: postroenie novoj 'ekonomiki s global'noj konkurentosposobnost'yu. Dzhordzhiya: Global'nyj institut McKinsey, 2012: 12: 1 - 17.

3. Vliyanie sfery uslug na pervuyu desyatku gorodov Kitaya v 2020 godu. Available at: https://new.qq.com/rain/a/20210217A074GU00

4. Belaya kniga o razvitii cifrovoj 'ekonomiki Kitaya. Pekin: CAICT, Kitajskaya akademiya informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij, 2017.

5. China New Media Development Report. China: China Internet Network Information Center, 2020.

6. StatisticheskijotchetorazvitiiInterneta vKitae. Pekin: Informacionnyj centr seti Internet Kitaya, 2020.

7. Cyao S. Konkretnoe voploschenie cennostej kitajskoj zhurnalistiki. Dzhordzhiya: Duh zakona, 2020.

8. Huan Ch. Novye harakteristiki razvitiya novyh media v Kitae. News Forum. 2020; № 34 (04).

Статья поступила в редакцию 25.07.21

УДК 802.0

Saco Bekay, postgraduate, Moscow International Academy (Moscow, Russia), E-mail: bekayesacko47@yahoo.fr

THE IMPACT OF POLITICAL CONFLICTS ON THE DEVELOPMENT OF THE MALI MEDIA SYSTEM UNDER "CONTROLLED DEMOCRACY" (2013-2021).

The author scrutinizes the main trends in Mali media system in 2013-2021 and surveys reasons of media lagging behind under controlled democracy rule. The aim of the investigation is to show specific ways of censorship in mass media and to give recommendations for curbing the harmfulness and negative impact of political and ethnic conflicts upon journalism. The author analyzes organization forms of the Mali mass media and gives the following results: media system is in a deep crisis -most of the newspapers have small circulation and tiny volume. Islamic editions grow in scope. Electronic media work under conditions of scarce media funding, TV studios use inexpensive equipment to produce their programs. The influence of the French media is serious, but Mali competitiveness is growing too, Africa 24 TV channel impact being the vivid example of contradictory situation. Some new ideas and new conclusions were put forward about the problematic points of the Mali media system, blended with political upheavals and ethnocentric conflicts, and possible ways to solve them were proposed: to liberate profession from strict censorship, to give economic state assistance to quality press etc. Methods of political economy and sociocultural investigation are used.

Key words: Mali media, political conflicts, islam, Tuaregs, elections, censorship.

Сако Бекай, магистрант, Московская Международная академия, г. Москва, Е-mail: bekayesacko47@yahoo.fr

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ НА РАЗВИТИЕ МЕДИАСИСТЕМЫ МАЛИ В УСЛОВИЯХ «КОНТРОЛИРУЕМОЙ ДЕМОКРАТИИ» (2013 - 2021 ГОДЫ)

В статье рассматриваются основные тенденции развития современной системы СМИ Мали, причины неудач СМИ в условиях контролируемой демократии. Цель исследования - показать пагубность воздействия цензуры на СМИ и дать рекомендации по сдерживанию негативного влияния политических и этнических конфликтов на журналистику Также в статье анализируется организационная форма малийских масс-медиа: большинство газет являются негосударственными, малотиражными и малостраничными. Наиболее популярными являются электронные СМИ, в условиях дефицита финансирования медиастраны пытаются использовать недорогое оборудование для выпуска программ. Влияние французских СМИ является серьёзным, хотя конкуренцию им оказывают RT France и панафриканский спутниковый франкоязычный канала Africa 24. Сделаны выводы о путях уменьшения влияния радикальных сил на СМИ, о специфике освещения политических событий, определяющих эволюцию медиасистемы и путях совершенствования СМИ Мали в конфликтном пространстве неустойчивого развития, что представляется достаточно новым в науке о мировой журналистике. Впервые проанализированы возможные меры правительства по ослаблению давления на журналистику оказанию финансовой помощи качественным СМИ. Политэкономическое и социокультурное рассмотрение фактов составляет основу авторской методологии.

Ключевые слова: СМИ Мали, политические конфликты, ислам, туареги, выборы, цензура.

Полиэтническая республика Мали, западноафриканская страна с населением 20 250 833 человек (данные 2020 года), ставшая независимым государством в 1960 году переживает сегодня непростой период своей эволюции. Как известно, во времена правления Муссы Траоре, которого военные при полном одобрении народных масс свергли в 1991 году, страна фактически не знала свободы слова, в Мали долгие годы не было нормальной политической борьбы и свободных выборов. Журналистов регулярно штрафовали и сажали в тюрьму, что с тревогой отмечали в Европе. Тоталитарные формы политического правления «делали СМИ фактически бесправными» [1, с. 253]. Изучение воздействия политических конфликтов на СМИ является малоизученной «территорией» в истории и теории современной журналистики не-западного типа. Наиболее целесообразно в этой ситуации опираться на методы политико-экономического анализа событий и медийных текстов.

С установлением относительно независимой демократической системы правления Республика Мали, как и другие страны региона (Сенегал, Буркина-Фасо, Гвинея и др.), в годы независимого развития обеспечила заметный рост социальной активности населения, что положительно повлияло на формирование национальных средств массовой информации (СМИ). С марта 1991 года стали появляться новые газеты и радиостанции, активизировались журналистские контакты с миром, получило распространение ТВ на языках коренных жителей.

При сохранении относительной анархии в правовом поле, что объясняется отчасти уходом Франции из страны, при всех издержках полиэтничности, межплеменных противоречий, власти независимого государства при помощи ООН смогли сделать массмедиа ведущей организующей силой социальной жизни, в которой радио и газеты стали важным фактором формирования гражданского общества и медиаобразования, о чем писали многие авторы [1, с. 253 - 254; 2, с.103 - 106; 3]. Важной представляется точка зрения воронежских теоретиков массмедиа В. Сапунова и В. Хорольского, определивших медиасистемы большинства стран Африки как «незападные» [4, с. 5 - 8]. Значимым достижением национальных африканских СМИ конца прошлого века стали развитая сельская пресса и доступное радио [5]. Законодательство Мали, регулирующее функционирование системы СМИ, как и во многих других странах континента, не успевает за развитием отрасли, многие политэкономические реалии остаются юридически неосмысленными, что порождает правовой нигилизм.

После краха диктаторского режима М. Траоре и радикальной реформы системы управления наметился определенный прогресс в процессе демократизации политической жизни. Были проведены честные выборы президента. Демократически избранный глава Мали Альфа Умар Конаре (1992 - 2002), сторонник свободных СМИ, исправил репрессивный закон, направленный против независимой журналистики, в частности, был переписан закон о негосударственных СМИ, появились новые статьи о защите оппозиционной прессы. В Мали сегодня, чтобы создать журнал, вы просто должны сделать заявление властям, Конституция гарантирует свободу частного бизнеса [6].

В нашем веке ситуация в сфере малийских массмедиа неоднократно менялась, но главной тенденцией и сегодня остается открытое противоборство политических сил, действующих в условиях жестокого экономического кризиса, с использованием СМИ как орудия борьбы за власть, за ресурсы обогащения. Другой современной доминантой развития малийских СМИ является коммерциализация медиаиндустрии и возрастание роли рекламы в медиабизнесе. Данные закономерности обусловлены глобализационными процессами и сближением с каноном конвейерного производства медийных текстов (МТ) как основного ме-диатовара, что характерно для стран Запада. Погоня за прибылью, по мнению В.И. Сапунова, увеличивает в журналистике Африки «количество развлекательных текстов и дискурсов» [4, с. 6]. Но и политические МТ, как и пропаганда, пиар,

агитация, считаются важнейшей составной частью контента в СМИ. В связи со сложностью культурного развития страны, этнорелигиозной рознью и другими факторами при изучении тенденций, присущих системе СМИ на данный момент, является, как отметил Кали Кейта, преподающий журналистику в Бомако (Мали), проблема, «связанная с отсутствием единого языкового пространства», и необходимость «поддержки языков коренных народов» [2, с. 106]. По-прежнему роль «зонтика» в общении племен выполняет французский язык, но его чрезмерное использование на ТВ вызывает протесты интеллигенции.

СМИ Мали и необходимость политической либерализации в Африке

В этом веке, когда в Мали на смену авторитарному режиму пришла демократия, которую, на наш взгляд, целесообразно назвать «контролируемой», журналистика оказалась в амбивалентной ситуации: с одной стороны, наличие гражданских свобод, многопартийной системы, достаточно независимого парламента - всё это содействовало либерализации СМИ, но, с другой стороны, есть и активно действующая цензура, существует лишь крайне ограниченная независимость суда и СМИ, а произвол чиновничества и силовых структур вызывает возмущение граждан. Всё большую роль играют радикальные исламские движения, что тоже укрепляет авторитарные тенденции [7, с. 48]. Система малийских СМИ призвана удовлетворять потребности всех этнических и конфессиональных групп, объективно освещать жизнь всех социальных образований и народностей, но политика религиозных лидеров-фундаменталистов и вооруженные конфликты в стране, не говоря уже про регулярные восстания туарегов, опровергают этот тезис [8].

В начале 2012 года произошло восстание национально-освободительного движения Азавада (MNLA), которое претендовало на независимость северной части Мали. Тогда же солдаты регулярной армии организовали мятеж, который превратился в переворот, свергнувший президента Амаду Тумани Туре. 18 июня 2013 г было зафиксировано соглашение, по которому обе стороны обязались немедленно прекратить военные действия, начать разоружение групп и восстановить целостность государства (туарегами было принято условие отсутствий требований касательно независимости Азавада) [9; 10].

На выборах 2013 г победу одержал Ибрагим Бубакар Кейта, он же победил и на выборах в 2018 году, заняв президентское кресло на второй срок. В марте 2019 года в центральной части Мали произошло обострение межэтнического конфликта, в результате погибло около 160 человек. Нападение боевиков на представителей фульбе произошло после объявления правительством об уничтожении исламистских группировок в стране. К маю 2019 года, после объявления вотума недоверия и вмешательства миротворческих сил ООН в расследование одного из самых кровопролитных конфликтов в истории Мали правительство и премьер-министр республики подали в отставку В 2020 - 2021 годах в Мали произошли ещё два военных переворота, в результате чего сейчас главой государства является полковник Ассими Гоита, он является временным президентом страны.

Какова ситуация в СМИ республики сегодня? В стране зарегистрировано более 200 наименований газет и журналов. Выходит на французском языке правительственный вестник «Журналь офисьель де ля Репюблик дю Мали» (Journal officiel de la Republique du Mali), содержащий официальные документы. Наиболее популярны регулярно выходящие универсальные издания: «L'Essor», ежедневная газета официального толка, имеющая тираж 35 - 40 тыс. экз.; «Les Échos», чей тираж составляет 5 000 экземпляров; «Info-Matin» - соперник «Les Échos», склоняющийся к желтизне; еженедельник «Le Républicain», качественно освещающий вопросы культуры; газета «Le Scorpion», тираж 6 000 экземпляров; политическое издание «L'Observateur Aurore», тираж 20 000 экземпляров. Наблюдается большое разнообразие типов прессы: официальные общественно-поли-

43О

тические типа «L'Essor», рекламные газеты («Tamma»), развлекательная пресса («Kabako», «Info-Matin» и мн.др.); спортивные издания («Match», «Sport Info»), сатирическая печать («Le Canard enchanté»). Большинство газет являются негосударственными, наиболее популярными являются электронные СМИ, в условиях дефицита финансирования медиастраны пытаются использовать недорогое оборудование для выпуска программ.

Одна из важных тенденций радиовещания Мали - сохранение в вещании нелегальных станций, организованных в основном любителями. Помимо очевидной проблемы лицензирования возникают трудности также с отсутствием выделенных частот под такие станции - они вещают, занимая легальные частоты, зарегистрированные под другие станции, этим создавая невольные помехи. Как и раньше, радиовещание остается одной из главных составляющих в системе СМИ Мали. В стране на данный момент функционируют цифровое, интернет-вещание, спутниковое радиовещание, однако самым популярным остается эфирное, благодаря основному преимуществу - отсутствию необходимости дополнительных трат (интернет) и обеспечению кабельной инфраструктуры [11]. Если некоммерческие радиостанции в основном сосредоточены на определенных группах населения, в том числе по языковому признаку, за счет чего во многом эта группа включает в себя довольно популярные станции, и, очевидно, не могут ориентироваться на принесение прибыли, то коммерческие, в свою очередь, во многом больше ориентированы на уникальный контент, а также занимаются трансляцией иностранных каналов, таких как Radio France internationale (RFI), France 24, BBC и др. Для радиовещания не решена проблема регулирования существующих «пиратских» радиостанций, в телевещании огромной проблемой остается стоимость оборудования, печатная пресса зависит от развития уровня грамотности в стране, решения проблем женщин и детей, а также транспортной и финансовой доступности.

Как радио, так и телевидение, а также Интернет, по результатам исследований, в Мали однозначно опережают печатные издания по охвату аудитории и популярности. Очень яркой тенденцией развития СМИ остается непреклонная роль государства, его влияние на функционирование отрасли. Пример тому - «Служба малийского радиовещания и телевидения» (Office de radiodiffusion-television malienne, ORTM), созданная в 1957 году. Сейчас 80% программ транслируются на французском языке; оставшиеся 20% посвящены в основном региональным, сельскохозяйственным, медицинским вопросам - это своего рода микропрограммы для повышения осведомленности населения. Недостаток производства программ на национальных языках объясняется отсутствием стабильного производственного бюджета и недостаточной профессиональной подготовкой местных журналистов. Другие проблемы - отток квалифицированных специалистов среди молодёжи за рубеж, прежде всего во Францию, нежелание руководства и журналистов заниматься расследованиями и аналитической журналистикой в целом, поскольку это дорого и опасно.

К сожалению, в условиях контролируемой демократии уровень доверия к СМИ среди граждан упал, но сетевые коммуникации пользуются спросом, чаще как источник развлечения (инфотейнмент). Слабая техническая составляющая продолжает быть проблемной точкой развития системы СМИ: состояние доступа к Интернету и мобильной связи, а также телекоммуникаций и радиосвязи по объективным причинам остается далеким от идеала. Также нельзя не отметить очевидный рост конкуренции среди частных радиостанций, каналов и издателей, что постепенно разрушает государственную цензуру. То же воздействие оказывают и международные телеканалы и программы: например, популярен канал «Аль-Джазира», ведь в Мали более 80% населения считают себя мусульманами, Высокий рейтинг у компаний «Суна» (Sunna) и «Шерифля ТВ» (Cherifla TV). Героем их многих передач был влиятельный имам Махмуд Дико, возглавивший оппозиционное движение фундаменталистов.

Позитивные тенденции - начато движение к сокращению количества недостоверной информации, повышению уровня профессионализма у работников и медленного, но роста устойчивого грамотности среди населения - позволяют говорить о динамичном развитии системы СМИ, несмотря на препятствия и проблемы. Примером может служить деятельность журналистов в последние годы, когда политические конфликты в стране привели к малой гражданской войне. События последних десяти лет наглядно демонстрируют, что невозможно воспринимать демократичность как таковую, как некое статичное, единожды зафиксированное состояние, учитывая, что социум сам по себе не может быть статичен в своем развитии. При этом усилия по развитию системы СМИ, ее взаимодействие с другими акторами международной медиасистемы, активность граждан невозможно не отметить в числе текущих тенденций, которые дают надежду на стабилизацию ситуации в стране в будущем.

В текущих условиях развития система СМИ Мали, как и во многих странах мира, сталкивается с испытаниями, в том числе касающимися самой целостности СМИ. Военные перевороты 2020 и 2021 годов под руководством полковника Ассими Гоита, действия различных экстремистских группировок на территории государства и сами руководители государства мешали укреплению целостности информационного пространства, но они отражали настроения бедных слоев населения, а это более 70%. В таких условиях обостряются сопутствующие проблемы - нехватка средств, технической базы, единого лингвистического пространства.

Отметим при этом прогресс в области информационно-коммуникационных технологий. Благодаря им меняется медийный ландшафт, и на данный момент можно констатировать, что свою нишу уже заняли электронные издания, интернет-версии станций и каналов, а также самостоятельные проекты, существующие уже исключительно в сети Интернет Меньшее количество ограничений и большая мобильность, возможности по размещению практически неограниченного объема информации в многообразии ее форм, возможность перекрестных ссылок и перепроверок материалов и их сочетаемости с источниками информации из разных стран континента и всего мира, безусловно, популяризуют СМИ в стране, повышая уровень информированности населения. Разумеется, вопрос тарификации в соотношении с низким уровнем дохода населения не может не сказываться негативно на развитии интернет-пространства, однако это логичное явление в сложившейся ситуации. Наличие более чем десятка провайдеров, поддержки международного сообщества и функционирование местных и панафриканских союзов, развитие технологий позволяет говорить о достаточно перспективном будущем интернет-СМИ Мали как и системы СМИ в целом.

Вопрос демократизации СМИ Мали не как тенденции, но как ключевой точки соприкосновения порой противоположных мнений остается открытым. Некоторые специалисты настаивают на том, что формы правления, существующие в странах Африки, стоит называть контролируемой демократией, с другой - плюрализмом, поддерживающимся созданной к началу XXI века законодательной базой, существование обсуждения происходящих в стране событий, профессионализм медиасообщества, способного создать пространство, где наравне звучат голоса многих граждан - черты, несомненно, демократические.

Основные выводы, к которым мы пришли в воде проведенного исследования.

1. Вектор развития малийских СМИ претерпевает в последние годы существенные изменения: ТВ отнимает аудиторию у прессы, создатели сетевых изданий успешно борются за своих потребителей. Динамичный процесс развития аудиовизуальных СМИ продолжается, но экономический кризис и ужесточение цензуры тормозят темпы роста СМИ. Нехватка финансовых и технических средств, проблемы увеличения числа грамотных потребителей корреспондируют с языковым разнообразием, что сильно осложняет задачу выведения на самоокупаемость печатных изданий в стране. Острым вопросом остается нехватка специалистов в области издательского дела и технические проблема с развитием типографской отрасли, а также вопрос политизированности, транспортной доступности и логистических недоработок. С конца 90-х самым популярным СМИ в стране является телевидение, после того как по всей Мали был налажен устойчивый приём ORTM. Как и по всей Африке, до этого самым популярным средством массовой коммуникации в стране было радио.

2. СМИ в целом и отдельные журналисты нередко оказываются в ситуации одновременного (или попеременного) давления со стороны как правительства, так и вооруженных сил и террористических или экстремистских структур. Сложности с дорожным сообщением породили проблемы с электрификацией регионов, что в итоге привело к возникновению трудностей с налаживанием коммуникаций в провинции, нет условий, необходимых для функционирования диги-тальных СМИ в регионе. Так, на 2016 год доступ к Интернету по статистике имели лишь 15% жителей Мали.

3. Религия активно влияет на СМИ, сейчас в Мали все больше появляется религиозных (мусульманских) ТВ каналов, например, «Суна» и «Шерифля ТВ». Успехи исламизации встречают сопротивление у правящих военных кругов. Но и военная диктатура - не тот путь, о котором говорят либеральные СМИ, имеющие небольшой тираж.

4. Медиасистема Мали по-прежнему находится под серьёзным влиянием французских СМИ. Самыми популярными в стране остаются французский международный круглосуточный канал France 24, иновещательный телеканал TV5 Monde, Canal Plus Afrique (бывший Canal Overseas Africa) и Международное радио Франции (RFI). Однако в свете усиливающегося влияния на страну России стоит отметить и усиливающееся влияние в Мали RT France - канала, который, как известно, предлагает альтернативную западным СМИ точку зрения. Занимает свою нишу в Мали и спутниковый панафриканский франкоязычный канал Africa 24.

5. Совокупность существующих проблем приводит к тому, что редкие издания (в основном государственные) могут позволить себе тиражи более 1 000 - 1 500 экземпляров, а также покрытие доставкой по всей стране, а не по отдельным регионам; формат остается преимущественно малостраничным и новостным; как и в других сферах СМИ, лицензирование в существующем виде, с высокими требованиями и финансовым порогом во многом ограничивает развитие отрасли; тесная взаимосвязь с уровнем грамотности (не столь критичным в аспекте радио-и телесообщения) также создает преграды на пути развития печатной отрасли, создавая замкнутый круг: для повышения спроса на печатную прессу и издания в целом необходимо повышение уровня грамотности, а для повышения спроса на медиапродукцию необходима либерализация условий работы журналистов, отмена предварительной цензуры, большее государственное финансирование качественных СМИ, доступ к высшему образованию для малийцев всех слоев общества.

Библиографический список

1. Бекай С., Малаховский А.К. СМИ Мали: новые тенденции второго десятилетия XXI века. Мировая журналистика: единство многообразия: сборник научных трудов в 2 т. Москва: РУДН, 2018; Т. II: 253 - 258.

2. Кейта К. Влияние ислама на политику и СМИ в республике Мали/ Кейта Кали. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. Журналистика. 2016; № 4: 103 - 106.

3. Сангаре Ш.К. СМИ Мали: структура, общественная значимость и тенденции развития. Медиаскоп. 2016; Выпуск 4. Available at: http://www.mediascope.ru/2201

4. Сапунов В.И., Хорольский В.В. Запад и не-Запад. Поворотные пункты в истории мировой журналистики нашего времени. Журналистика развивающихся стран: переходный этап эволюции: сборник статей аспирантов факультета журналистики ВГУ Воронеж, 2019: 5 - 8.

5. L'expérience malienne en matière de radio rurale. Available at: http://www.fao.org/sd/ruralradio/fr/24549/highlight_24600fr.html

6. Le Mali est réintégré au sein de l'Union africaine. RFI. Available at: http://www.rfi.fr/afrique/20121025-le-mali-est-reintegre-sein-union-africaine

7. Oumar Issiaka Bâ. Une histoire de l'enseignement au Mali: Entre réforme et réticences. Р: Éditions L'Harmattan, 2009.

8. Mali. Country Profile/BBC News. Available at: https://www.bbc.com/news/world-africa-13881370

9. Повстанцы на севере Мали возобновляют переговоры с правительством. РИА Новости. Available at: https://ria.ru/20131006/968027110.html

10. Правительство Мали и повстанцы-туареги заключили перемирие. РИА Новости. Available at: https://ria.ru/20130618/944210986.html

11. Netizen Report: Elections in Mali marred by militant violence - and internet shutdowns/Global Voices, 2018. Available at: https://advox.globalvoices.org/2018/08/17/netizen-report-elections-in-mali-marred-by-militant-violence-and-internet-shutdowns/

References

1. Bekaj S., Malahovskij A.K. SMI Mali: novye tendencii vtorogo desyatiletiya XXI veka. Mirovaya zhurnalistika: edinstvo mnogoobraziya: sbornik nauchnyh trudov v 2 t. Moskva: RUDN, 2018; T. II: 253 - 258.

2. Kejta K. Vliyanie islama na politiku i SMI v respublike Mali/ Kejta Kali. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Zhurnalistika. 2016; № 4: 103 - 106.

3. Sangare Sh.K. SMI Mali: struktura, obschestvennaya znachimost' i tendencii razvitiya. Mediaskop. 2016; Vypusk 4. Available at: http://www.mediascope.ru/2201

4. Sapunov V.I., Horol'skij V.V. Zapad i ne-Zapad. Povorotnye punkty v istorii mirovoj zhurnalistiki nashego vremeni. Zhurnalistika razvivayuschihsya stran: perehodnyj 'etap 'evolyucii: sbornik statej aspirantov fakul'teta zhurnalistiki VGU. Voronezh, 2019: 5 - 8.

5. L'expérience malienne en matière de radio rurale. Available at: http://www.fao.org/sd/ruralradio/fr/24549/highlight_24600fr.html

6. Le Mali est réintégré au sein de l'Union africaine. RFI. Available at: http://www.rfi.fr/afrique/20121025-le-mali-est-reintegre-sein-union-africaine

7. Oumar Issiaka Bâ. Une histoire de l'enseignement au Mali: Entre réforme et réticences. R.: Éditions L'Harmattan, 2009.

8. Mali. Country Profile/BBC News. Available at: https://www.bbc.com/news/world-africa-13881370

9. Povstancy na severe Mali vozobnovlyayut peregovory s pravitel'stvom. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20131006/968027110.html

10. Pravitel'stvo Mali i povstancy-tuaregi zaklyuchili peremirie. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20130618/944210986.html

11. Netizen Report: Elections in Mali marred by militant violence - and internet shutdowns/Global Voices, 2018. Available at: https://advox.globalvoices.org/2018/08/17/netizen-report-elections-in-mali-marred-by-militant-violence-and-internet-shutdowns/

Статья поступила в редакцию 27.07.21

УДК 811.111

Anduganova M.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: Sem-Marianna@yandex.ru Gridneva S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: svelte.77@mail.ru Lukinykh A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: prokopyeva_aa@mail.ru Somikova T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: t_somikova@ugrasu.ru Stepina S.D., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: SStepina22@gmail.com

THE SPECIFICS OF TRANSLATION OF VOCABULARY IN SCIENTIFIC AND TECHNICAL TEXTS OF OIL AND GAS INDUSTRY. At present, when technical knowledge area having direct interrelationship with the development of industry and economy is popular, people can observe the demand for fast information exchange with colleagues that are engaged in the same field of scientific research. At this point usage of translation skills in application to professional literature containing vocational industry based terminology (those of oil and gas industry) is important today. The object of an article is to display the specifics of translation of scientific and technical texts, based on the conducted linguistic research. In the course of the work, general characteristic and distinctive features of the texts of oil and gas industry are described, the specifics of vocabulary and translation problems within the given field of industry are presented. Review of the specific vocabulary of the oil and gas industry and translation problems are strongly focused, whereas dissimilarity of the lexical structures of Russian and English languages causes certain difficulties that possibly cannot be solved by using dictionary of technical terms. The authors disclose basic methods of terminology translation that will help to avoid translation mistakes; the results of the performed work can be used for didactic objectives.

Key words: foreign language, English language, terminology, terminological word combination, term system, text, scientific and technical texts translation, scientific language, translation transformations.

М.Ю. Андуганова, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: Sem-Marianna@yandex.ru С.В. Гриднева, канд. пед. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: svelte.77@mail.ru А.А. Лукиных, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: prokopyeva_aa@mail.ru Т.Ю. Сомикова, канд. филол. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: t_somikova@ugrasu.ru СД. Степина, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: SStepina22@gmail.com

СПЕЦИФИКА ПЕРЕВОДА ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕКСТА НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время, когда популярны технические области знаний, которые имеют непосредственную связь с развитием промышленности, экономики и благосостояния общества, наблюдается необходимость в возможности быстрого обмена информацией с коллегами, занимающимися схожими научными изысканиями. Именно на этом этапе представляется актуальным применение навыков перевода специальной литературы с использованием профессиональной отраслевой терминологии, в том числе нефтяной и газовой сферы науки и техники. Целью статьи является выявление особенностей перевода научно-технического текста в нефтегазовой сфере с английского языка на русский на основе проведенного лингвистического исследования. В процессе работы была дана общая характеристика и выявлены отличительные черты текста нефтяной и газовой промышленности, рассмотрены контекстные и структурные категории терминов. Значительное внимание в статье уделяется анализу лексических единиц и проблем перевода, поскольку несовпадение лексического строя английского и русского языков вызывает определенные трудности, которые часто не могут быть решены использованием отраслевого терминологического словаря. Авторами предпринята попытка раскрыть основные способы перевода терминов, которые помогут избежать переводческих ошибок, а результаты представленной работы можно использовать в дидактических целях.

Ключевые слова: иностранный язык, английский язык, терминология, терминологические словосочетания, терминосистема, текст, научно-технический перевод, научный стиль, переводческие трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.