Научная статья на тему 'Воздействие мирового финансового кризиса на мебельную промышленность'

Воздействие мирового финансового кризиса на мебельную промышленность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL CRISIS / FURNITURE BRANCH / ANTI-RECESSIONARY MEASURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чучукина Н. В.

Чучукина Н.В. воздейств ие мирового финансового кризиса на мебель ную промышл енность. Статья посвящена изменениям экономической ситуации, связанным с мировым финансовым кризисом. В ней рассмотрены направления развития мебельной отрасли, в том числе производство мебели. Указаны примеры влияния финансового кризиса на мебельные предприятия. Приведены показатели 2009 г., показывающие, как отразился финансовый кризис на мебельной отрасли во всем мире. Рассмотрены некоторые стратегии борьбы с мировым финансовым кризисом, актуальные для учета при разработке антикризисных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chuchukina N.V. Furniture industr y in the global financial cr isis. Article is devoted changes of the economic situation, connected with world financial crisis. In it directions of development of furniture branch, including furniture manufacture are considered. Examples of influence of financial crisis are specified in the furniture enterprises. Indicators of 2009 as Financial crisis was reflected in furniture branch all over the world are resulted. Some strategy of struggle against world financial crisis from a management of the furniture companies, actual for the account are considered by working out of anti-recessionary measures.

Текст научной работы на тему «Воздействие мирового финансового кризиса на мебельную промышленность»

ЭКОНОМИКА

3. Lindhagen, A. and Hornsten, L. (2000). Forest recreation in 1977 and 1997 in Sweden: changes in public preferences and behavior. Oxford Journals - Forestry. Volume 73, number 2. p.143-153.

4. Nielsen, A. and Olsen, S. (2007). An economic valuation of the recreational benefits associated with nature-based forest management practices. Landscape and Urban Planning. 80: 63-81.

5. Forestry Act of Sweden (1994). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skogsstyrelsen. se/episerver4/templates/SNormalPage.aspx?id= 12677. - Заглавие с экрана. - На англ. яз.

6. Gray, P.A., Duwors, E., Villeneuve, M., Boyd, S. and Legg, D. (2003). The socioeconomic significance of nature-based recreation in Canada. Environmental Monitoring and Assessment. 86: 129-147.

7. Holgen, P., Mattsson, L. and Li, C.Z. (2000). Recreation values of boreal forest stand types ad landscapes resulting from different silvicultural systems: an economic analysis. Journal of Environmental Management. 60: 173-180.

8. Jensen, F. and Skovsgaard, J. (2009). Precommercial thinning of pedinculate oak: Recreation preferences of population of Denmark for different thinning practices in young stands. Scandinavian Journal of Forest Research. Volume 24:1. p.28-36.

9. Hornsten, L. and Fredman, P. (2000). On the distance to recreational forests in Sweden. Landscape and Urban Planning. 51: 1-10.

10. Tahvanainen, L., Tyrvainen, L., Ihalainen, M., Vuorela, N. and Kolehnainen, O. (2001). Forest management and public perceptions - visual versus verbal information. Landscape and Urban Planning. 53: 53-70.

11. Koch, N. and Jensen, F. (2004). Twenty five years of forest recreation research in Denmark and its influence on forest policy. Scandinavian Journal of Forest Research. Volume 20, number 2. p.93-102.

12. Balford, A., Beredford, J., Green, J., Naidoo, R. Walpole, M. and Manica, A. (2009). A global perspective on trends in nature-based tourism. PLoS Biology 7(6).

ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА МЕБЕЛЬНУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Н.В. ЧУЧУКИНА, асп. каф. менеджмента и маркетинга МГУЛ

Изменения экономической ситуации, связанные с мировым финансовым кризисом, отразились на многих сферах и в нашей стране. Не стала исключением мебельная отрасль, в том числе производство мебели.

По оценкам Минэкономики, производством мебели в России занимаются

3,5 тыс. фабрик, из них только около 500 - бывшие крупные советские предприятия. Среди старых фабрик наиболее успешными (чья продукция пользуется спросом) можно считать компании «Шатура», «Феликс», «Кузьминки», Воронежские фабрики «Графские кухни», «Мебель Черноземья» и др. [1].

По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, до финансового кризиса российский мебельный рынок на 55 % состоял из импорта (а в Москве и Санкт-Петербурге его доля доходила до 75 %). Теперь на импорт приходится несколько меньше. Больше всего сократились поставки мебели для среднего класса, мебель класса «люкс» (за несколько десятков тысяч долларов) продолжает пос-

caf-mim@mgul. ac. ru

тупать на рынок в прежнем количестве, поскольку ее покупатели меньше всего пострадали от кризиса [2].

Если рассматривать товары массового спроса, товары народного потребления, то кризис в какой-то мере может подстегнуть покупательскую активность. Получая информацию о проблемах в банках и памятуя о падении рубля в 1998 г., многие принимают решение - изъять сбережения из банков и сделать крупные покупки, которые ранее откладывались.

В сегменте офисной мебели корпоративные покупатели ведут себя несколько иначе, чем покупатели товаров для дома, и не стремятся приобрести офисную мебель впрок, поскольку это средство производства, объект для инвестиций в бизнес. А в ряде отраслей (финансовая, недвижимость, банковская) сегодня, напротив, сворачиваются некоторые направления, закрываются представительства, филиалы, происходит сокращение персонала. Эта волна постепенно затронет и другие сферы.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

195

ЭКОНОМИКА

Предвидя негативные последствия, предприятия, в том числе игроки рынка офисной мебели, занялись вопросами оптимизации.

Сегодня многие компании находятся в ожидании того, как будут развиваться события, и не делают рискованных шагов, притормаживая или вовсе замораживая реализацию второстепенных по значимости проектов.

Финансовый кризис проявился не только негативно. Он в какой-то степени ослабил уровень напряженности на рынке труда. Снижение дефицита трудового ресурса приведет к остановке роста заработных плат, диктуемых несоответствием спроса и предложения на рынке труда.

Сейчас многие крупные фабрики вынуждены существенно сокращать производство и увольнять часть персонала из-за низкой загрузки. Для небольших мебельных фабрик ситуация складывается еще сложнее. Мировой финансовый кризис фактически оставил их полностью без работы и вынудил владельцев фабрик полностью остановить производство. Часть работников таких предприятий находится в неоплачиваемом отпуске, часть сотрудников уже уволены.

Делать прогнозы на 2009-2010 гг. сегодня весьма затруднительно. Очевидно, возрастет стоимость кредитов и это скажется на развитии бизнеса, реализации новых проектов. В связи со снижением платежеспособного спроса, и как следствие, оборотов, во многих компаниях будут сокращены расходы. Как результат снизится общая деловая активность. Возможно, на фоне ослабления доверия к доллару укрепится курс рубля, что для российских производителей будет создавать дополнительные сложности.

Из всех деревообрабатывающих сегментов лесопромышленного комплекса России в наибольшей степени пострадало от кризиса фанерное производство. Это обусловлено его экспортной ориентированностью (более 60 % от общего объема приходится на экспорт, а в отдельных компаниях - до 80 %). Поэтому в российских компаниях ситуация ухудшилась еще в конце 2007 г, когда ипотечный кризис в США сказался на рынке строительства (в частности, на рынке деревянного домостроения, где потребление всех строительных материалов сни-

зилось на 40 %), а затем, по цепочке, на рынках Европы и других стран.

Одна из первых проблем, с которой столкнулись российские производители фанеры в 2008г., стало перепроизводство продукции. Не пользующуюся достаточным спросом за рубежом продукцию из-за ее качества и стандартов производители направили на внутренний рынок, для которого этот объем был избыточным. К тому же кризис значительно повлиял на строительный рынок, являющийся наряду с мебельным одним из основных потребителей фанеры. По последним оценкам, объем жилищного строительства в 2009 г. останется на уровне предыдущего года. В 2009 г. рынок фанеры столкнется со значительным снижением спроса на внутреннем и внешнем рынках. В результате совокупный объем производства на отечественных предприятиях в 2009 г. по оценкам специалистов сократится.

Кризис может быть не только источником проблем, но и способен предоставить дополнительные возможности. Так, 1998 г. дал толчок развитию отечественного производства. Возможно, сегодняшний кризис станет основой для создания более устойчивой и жизнеспособной финансовой системы, в том числе и в нашей стране, а также снизит зависимость мировой и государственных экономик от доллара.

В целом стоит отметить, что первыми от кризиса пострадали отрасли, чье развитие напоминало рост мыльного пузыря (который должен был рано или поздно лопнуть), поскольку привлекаемые средства не соответствовали объему создаваемых благ. В этом смысле более устойчивыми окажутся производство и сектор реальных товаров и услуг.

Во втором квартале 2008 г. показатели большинства мебельных предприятий были ниже уровня первого квартала. Однако результаты за полугодие в целом у ряда крупных компаний остались на хорошем уровне.

По итогам работы в первом полугодии выручка фабрик крупных компаний, таких как «Шатура» и «ФЕЛИКС», достигла 48 % годового оборота за 2007 год. К слову, объем средств, полученных от покупателей, в 2007 г. по ЗАО ТПК «ФЕЛИКС» равен 5, 172 млрд руб. и превышает результат «Шатуры», у которой

196

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

этот показатель равен 4, 767 млрд руб. Причем, такая расстановка сил наблюдалась еще в 2006 г, когда оборот «ФЕЛИКСа» за год составил 4,467 млрд руб., а у «Шатуры» равнялся 4,195 млрд руб. В сегменте же офисной мебели показатели российских производителей по итогам 2007 г. следующие: общая выручка от продажи (за вычетом НДС и акцизов) по ООО «ИЛКОН» (Компания «ФЕЛИКС») составила 2,667 млрд руб., ЗАО «ДОК-17» - 741 млн руб., ЗАО «Компания Камбио» - 657 млн руб., ООО «Сторосс Офис» - 574 млн руб., ООО «СП Мебель» - 461 млн руб., ЗАО «Офис интерьер» - 162 млн руб., ЗАО «Крокус стиль плюс» - 137 млн руб., ООО «Модер индастри» -29 млн руб. Такая же ситуация сохранялась и в 2008 г.

По оценкам экспертов, в ситуации мирового финансового кризиса товары длительного пользования, в отличие от Европы например, в России даже продолжают демонстрировать рост продаж.

Существенное падение объемов потребления новой мебели в России и сокращение объемов экспорта привело к снижению объемов размещаемых заказов на мебельных фабриках.

Кризис, похоже, так и не достиг дна. С проблемой нарастания финансовых потерь столкнулся ряд мебельных предприятий. Генеральный директор компании «СВО Мебель» считает, что ситуация на мебельном рынке Москвы и Подмосковья отличается от ситуации в регионах. Существующая законодательная база и серьезная конкуренция выдавливают из игры мелкие фирмы [3].

Современному покупателю необходима не просто качественная мебель. Ему требуются дополнительные услуги: поставка мебели в кредит или в рассрочку, изготовление дизайн-проектов, послепродажное обслуживание, помощь с переездами и многое другое, что зачастую приводит к серьезным затратам и рискам. Поэтому владельцы небольших предприятий продают свой бизнес более крупным компаниям, которые приобретают его с его долгами, но взамен получают отдел с готовыми объемами продаж.

Управляющий мебельной группой «Русский стиль» Владимир Аврамушкин про-

комментировал нынешнюю ситуацию на мебельном рынке: «Сокращение объемов строительства влечет за собой и сокращение объемов производства мебели в стране, не будут покупать квартиры, соответственно, и мебель тоже». Он предполагает, что производство может сократиться до 30 %, что приведет к снижению зарплаты и покупательной способности [3].

До недавнего времени мебельное производство активно развивалось, появлялись новые мебельные фабрики, внедрялись новые технологии, росли и объемы занятых в отрасли специалистов.

Выделим некоторые причины кризиса, актуальные при разработке антикризисных мер.

1. Новое лесное законодательство. Проблемы с Лесным кодексом и с сопутствующими законами все шире обсуждаются в среде лесопользователей. Фактически происходит законодательное блокирование нормальной деятельности на всех уровнях от планирования лесопользования (нежизнеспособные лесные планы, регламенты) до таможенного законодательства (пошлины, коды).

2. Реформирование системы лесоуправления. Постоянная передача функций между ведомствами приводит к потере даже минимального контроля над ситуацией в лесу. Это, в свою очередь, влияет на роль государства в пользовании лесом. Так, исчезнувшая лесная охрана привела к бесконтрольности использования лесов. В кризисе нашла отражение и неготовность региональных властей к высвобождению трудовых ресурсов. В то же время прогнозирование ситуации могли бы обеспечить аналитики правительства. Но, вероятно, эти задачи не были поставлены или не были выполнены.

3. Отсутствие консолидированной политики, например, у лесного бизнеса Карелии, характерного для всей отрасли России. Это традиционная проблема, когда лесопромышленный комплекс выступает в роли ущемленного субъекта. На вносимые предложения никто не реагирует и его интересы никто не отстаивает.

4. Дополнительные трудности для отрасли представляет рост курса доллара и евро. Приобретаемые за границей фурниту-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.