Научная статья на тему 'Мониторинг состояния и развития мебельного производства'

Мониторинг состояния и развития мебельного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1859
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕБЕЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЯ / СОСТОЯНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ / THE FURNITURE INDUSTRY / CHANGES / STATE / DEVELOPMENT / PROBLEMS OF THE SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосиенко Ольга Александровна

В статье рассматриваются главные характеристики и проблемы, присущие мебельной промышленности в последние годы. Анализируются изменения в отрасли мебельной промышленности. Главные факторы конкурентоспособности мебельного производства заключаются в исследовании и инновациях, профессионализме и качестве, знаниях и процессе модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of the state and development of the furniture industry

This paper considers the major characteristics and problems that are typical of the furniture industry in the recent years. The changes in the furniture industry sector are analyzed. Major factors of competitiveness for the furniture industry consist of research and innovations, skills and quality, knowledge and process of modernisation.

Текст научной работы на тему «Мониторинг состояния и развития мебельного производства»

УДК 338.45:684

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Мосиенко Ольга Александровна

Воронежская государственная лесотехническая академия Аспирант e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются главные характеристики и проблемы, присущие мебельной промышленности в последние годы. Анализируются изменения в отрасли мебельной промышленности. Главные факторы конкурентоспособности мебельного производства заключаются в исследовании и инновациях, профессионализме и качестве, знаниях и процессе модернизации.

Ключевые слова: мебельная промышленность, изменения, состояние, развитие, проблемы отрасли.

В современной экономике мировой рынок мебели ежегодно оценивается специалистами более чем в 230 миллиардов евро в ценах производителей[7]. По данным Центра промышленных исследований CSIL Milano объёмы мирового производства мебели за 2009 год оцениваются в 376 млрд. долл. в текущих ценах. Семь крупнейших промышленно развитых стран (в порядке уменьшения объёмов выпуска мебели — США, Италия, Германия, Япония, Франция, Канада и Великобритания) вместе производят мебели на 159 млрд. долл. Всего на долю стран с высоким уровнем доходов населения приходится 58% мирового производства мебели (рисунок 1)[6]. Соответственно, 42% — за странами со средними и низкими доходами (в 2009 году это на 3% больше, чем в 2008 году). Потребление мебели на душу населения сейчас колеблется в пределах от 32 долл. в год (в странах со средним и низким уровнем доходов) до 252 долл. (в странах с высокими доходами), в среднем по миру

— 77 долл. [6].

Рис. 1. Доли мирового производства мебели в 2009 году

Как видно из таблицы (таблица 1), в течение 2005-2008 г.г. на мебельном рынке происходит уверенный рост объемов производства и продаж. Данный рост вызван увеличением спроса на мебель в результате воздействия таких факторов, как увеличение доходов населения и жилищного строительства, развитие систем ипотечного и потребительского кредитования [3].

В связи с начавшимся в 2008 году финансовым кризисом, мы наблюдаем кардинальное изменение ситуации на мебельном рынке: рост производства снижается на 20,5%, объем продаж - на 16,6%. При это удельный вес импорта в объеме продаж на российском рынке мебели в 2009 г. составил 50,6%, превысив долю импорта в совокупном объеме продаж 2008 года на 3,3%[3].

Слабой стороной отечественной мебельной промышленности является развитие экспортной деятельности (таблица 3). Доли завоза «дешёвой» и «дорогой» мебели стабилизировались на уровне 14% и 86% соответственно (таблица 2)[5].

Табл. 1. Показатели состояния и развития мебельного рынка в России

в 2005-2009 г.г.

Показатели/период 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Объём производства мебели, млн. руб. 45 135 59 214 75 143 101 099 80 366

Темп роста производства к предыдущему периоду, % 112,4% 119,1% 120,6% 134,5% 79,5%

Объём продаж на российском рынке, млн. руб. 103 886 133 547 182 745 251 000 209 228

Удельный вес импорта, всего,% 46 44,5 48,1 47,3 50,6

Таким образом, доля российского рынка мебели от мирового составляет менее 1%. При этом Россия обладает почти четвертью мирового запаса древесины. Это свидетельствует об имеющемся значительном потенциале развития мебельной отрасли в нашей стране. По словам Г. Новак, заместителя генерального директора Центра по развитию мебельной промышленности Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, «в России наблюдается огромный отложенный спрос на мебель. С повышением благосостояния граждан реальный спрос будет расти, и объем рынка увеличится в несколько раз. И от того, насколько эффективно российские компании будут вкладывать деньги и усилия в производство сейчас, зависит, в чью пользу увеличится объем рынка»[7]. Однако в данный момент около половины объема продаж на отечественном рынке мебели составляет импортная продукция (таблица 2)[4].

Табл. 2. Показатели импорта мебели в сравнении 9 месяцев 2008 и 2009 годов

Код ТНВЭД Наименование позиции Импорт, тыс. $ Темп 2009/2008, %% Стоимость, $/кг

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г.

Дальнее зарубежье

9401 Мебель для сидения 345 380,5 598 250,2 57,7/67,8 5,8 5,5

9402 Мебель медицинская 25 207,1 63 945,8 39,4/58,9 16,9 20,0

9403 Мебель прочая и её части 640 931,5 946 261,6 67,7/78,8 4,7 3,9

Итого: 1 011 519,1 1 608 457,6 62,9/73,9 — —

Импорт из Белоруссии

9401 Мебель для сидения 35 778,4 59 303,7 60,3/60,2 4,0 4,35

9403 Мебель прочая и её части 92 331,8 206 729,9 44,7/43,5 2,2 2,3

Итого: 128 110,2 266 033,6 48,2/47,1 —

Импорт, всего: 1 139 629,3 1 874 491,2 60,8/69,6 — —

Крупнейшими участниками мебельного рынка России на протяжении ряда лет остаются ОАО «МК «Шатура», ООО «ИКЕА Дом», ООО «Столплит», ОАО «Дятьково-ДОЗ», ООО «Лазурит», ООО ПК «Ангстрем», ЗАО «Электрогорскмебель», ОАО ХК «Мебель Черноземья», ООО «ТД ТриЯ».

Важно отметить, что наблюдаемая специалистами депрессия западноевропейского рынка мебели лишний раз напоминает о необходимости развития инновационной деятельности российских мебельных предприятий и укрепления их конкурентных позиций на мировом рынке. За счет осуществляемой инновационной деятельности предприятия мебельной промышленности поддерживают актуальный дизайн производимой мебели, ее высокие потребительские свойства, оптимальное соотношение цены и качества, конкурентоспособное положение на рынке. При этом в первую очередь развитие мебельного производства отрасли в России должно быть ориентировано на создание продукции, пользующейся большим спросом у населения в сравнении с импортной продукцией.

Табл. 3. Показатели экспорта мебели в сравнении 9 месяцев 2008 и 2009 годов

Код ТНВЭД Наименование позиции Экспорт, тыс. $ Темп 2009/2008 %%, Цена, $/кг

9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г.

Дальнее зарубежье

9401 Мебель для сидения 14 333,8 25 056,3 57,2/56,4 3,13 3,73

9402 Мебель медицинская 14 333,8 25 056,3 57,2/56,4 3,13 3,73

9403 Мебель прочая и её части 87 662,1 126 946,2 69,1/69,6 1,45 1,7

Итого: 102 250,1 152 137,4 67,2/67,5 — —

Страны СНГ

9401 Мебель для сидения 14 611,2 37 486,9 39,0/42,9 4,46 6,05

9402 Мебель медицинская 1 388,8 2 920,3 47,6/48,2 9,38 18,1

9403 Мебель прочая и её части 54 068,9 82 271,2 65,7/61,7 1,96 2,57

Итого: 70 068,9 122 378,4 57,3/55,5 — —

Белоруссия

9401 Мебель для сидения 4 680,2 7 836,6 59,7/60,6 3,2 4,2

9402 Мебель медицинская 7 361,2 11 279,8 65,3/69,6 2,65 3,5

Итого: 12 041,4 19 116,0 63,0/65,0 — —

Всего: 184 360,4 293 631,8 62,8/62,0 — —

Мебельная отрасль составляет более 10% продукции лесопромышленного комплекса. На рынке работают 2820 производственных предприятий, в том числе 536 крупных и средних. Численность работающих в отрасли составляет 116,4 тыс. человек, из них 20% - специалисты и 80% -производственные рабочие[1]. Традиционно весь ассортимент продаваемой на рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, офисная и специальная мебель. На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота промышленной мебельной отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни. Мебель для прихожих оценивается как 3-4% товарооборота рынка[2]. Активно дополняют эту группу встроенные шкафы.

По мнению некоторых специалистов, встроенные шкафы как товарная группа постепенно вытесняют на рынке мебель для прихожих. В отдельную подгруппу относят мебель для молодежи и подростков, а также мебель для

ванных комнат. Спрос на вышеперечисленные группы товаров в мебельной отрасли во многом определяется темпами жилищного строительства.

Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д. Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и «стенок». Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: «стенки» становятся более разнообразными и

демократичными. В последние годы быстрыми темпами происходил рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 3035% на данный момент[1].

По мере перехода к постиндустриальной экономике в мебельной промышленности формируются те же особенности, характерные для данного типа экономики, а именно:

- потребности покупателей мебели постоянно меняются;

- товар сложнее реализовывать, чем производить;

- увеличение требований к менеджменту в сфере маркетинга, рекламы и других видов деятельности, в которых главный ресурс - это информация;

- адаптация предприятия во внешней изменяющейся среде обусловливает потребность в обновлениях и осуществлении инновационной деятельности;

- в силу возможности самоорганизации предприятие самостоятельно осуществляет поиск и применение новых инноваций и новых возможностей для обеспечения «выживаемости» на рынке и развития.

С позиции отдельно взятого мебельного предприятия разработка и внедрение новых продуктов, освоение новых технологий являются одним из главных направлений его деятельности, обеспечивающего возможность сбыта продукции на рынке и снижение угроз захвата рынка конкурентами.

Выделим факторы, оказывающие влияние на величину спроса на продукцию мебельного предприятия. В их числе - изменения реальных располагаемых доходов населения, направлений моды, темпов жилищного строительства, частота замены меблировки покупателями на протяжении своей жизни и прочие.

Основными факторами, влияющими на результаты текущей деятельности мебельного предприятия, являются уровень доходов населения, конкуренция, уровень цен, наличие систем сбыта продукции, макроэкономические показатели, в частности - уровень налоговой нагрузки на предприятие.

Современный рынок мебели характеризуется высокой конкуренцией. Во многом это определяется тем, что высокий ценовой сегмент рынка принадлежит иностранным производителям мебели с уверенными конкурентными преимуществами. Отечественные производители ведут конкурентную борьбу в основном за средний и низший ценовые сегменты.

Отметим наиболее злободневные проблемы российской мебельной отрасли.

До сих пор нерешенной проблемой отрасли остаются дорогие комплектующие материалы, импортируемые из других стран в Россию по высоким таможенным пошлинам. К сожалению, за последние десять лет на отечественном рынке не появились производители комплектующих материалов, удовлетворяющих современным запросам мебельных предприятий. По этим причинам российские производители мебели не конкурентоспособны в особо привлекательном направлении деятельности -экспорте мебели из натуральной древесины, а в силу более низких темпов инновационного развития отечественных предприятий - в экспорте мебели из клееной древесины и прочих материалов.

Результаты исследований Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности показывают, что в России существует значительный «теневой» рынок мебели. По расчетам Ассоциации его доля составляет около 30% от реального объема продаж [3]. Ввиду того, что ценовой фактор имеет первостепенное значение для большей части населения, «нелегальные» производители часто реализуют некачественную продукцию по низким ценам, не уплачивая при этом налоги наравне с другими производителями мебели.

Немаловажными проблемами российского рынка мебели остаются вопросы таможенно-тарифного регулирования, кредитования, международного сотрудничества, реализации инвестиционных проектов, противодействие контрафакту.

Таким образом, перспективы дальнейшего развития мебельного производства в России связаны со следующими факторами:

1) темпами жилищного строительства;

2) увеличением доходов населения;

3) развитием отечественного производства древесностружечных плит -основного конструкционного материала в мебельном производстве, улучшением потребительских характеристик плит, их ассортимента и объема производства;

4) развитием отечественного производства комплектующих и прочих материалов;

5) борьбой с «теневым» мебельным рынком;

6) эффективным управлением мебельным предприятием и комплексной реструктуризацией производственного механизма, обеспечивающей удовлетворение потребностей покупателя;

7) эффективной таможенно-тарифной политикой государства;

8) разработкой и освоением стратегий проникновения на зарубежные рынки;

9) производством инновационной «интеллектуальной» мебели, внедрением продуктовых и процессных инноваций.

Список литературы:

1. Безрукова, Т.Л. Повышение конкурентоспособности предприятий на рынке мебели: монография / Т.Л. Безрукова, Л.А. Попова. - Воронеж: ИТД «КонРус», 2010.

2. Безрукова, Т.Л. Управление маркетинговым развитием мебельных предприятий: монография / Т.Л. Безрукова, В.С. Сластенко, А.А. Штондин. -Воронеж: Новый взгляд, 2008.

3. Годовой отчет ОАО «МК «ШАТУРА» за 2009 год. ЦКЬ: http://www.shatura.com/about/for_actioners/ (дата обращения 03.05.2011).

4. Итоги девяти месяцев 2009//«Мебельный бизнес» отраслевой

аналитический журнал, №10 (85) декабрь 2009 г. ЦКЬ:

http://www.promebel.com/ru/headings/statistics/rosstat/?issue=85&id=8313 (дата обращения 04.05.2011).

5. Краткая характеристика мирового рынка мебельной продукции . ЦКЪ: http://funnytoaster.bestpersons.ru/feed/post14857637/ (дата обращения

16.07.2010).

6. Назад в будущее: эксперты предсказывают возобновление

роста//«Мебельный бизнес» отраслевой аналитический журнал, №10 (85) декабрь 2009 г. ЦКЬ: http://www.paoli.ru/news/notrasli/id124 (дата обращения

24.01.2011).

7. Поддельная мебель//Портал о мебели. ЦКЬ: http://portal-mebel.ru/

poddelnmebel (дата обращения 25.04.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.