УДК 338.45:684
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕБЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Мосиенко Ольга Александровна
Воронежская государственная лесотехническая академия Аспирант e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются главные характеристики и проблемы, присущие мебельной промышленности в последние годы. Анализируются изменения в отрасли мебельной промышленности. Главные факторы конкурентоспособности мебельного производства заключаются в исследовании и инновациях, профессионализме и качестве, знаниях и процессе модернизации.
Ключевые слова: мебельная промышленность, изменения, состояние, развитие, проблемы отрасли.
В современной экономике мировой рынок мебели ежегодно оценивается специалистами более чем в 230 миллиардов евро в ценах производителей[7]. По данным Центра промышленных исследований CSIL Milano объёмы мирового производства мебели за 2009 год оцениваются в 376 млрд. долл. в текущих ценах. Семь крупнейших промышленно развитых стран (в порядке уменьшения объёмов выпуска мебели — США, Италия, Германия, Япония, Франция, Канада и Великобритания) вместе производят мебели на 159 млрд. долл. Всего на долю стран с высоким уровнем доходов населения приходится 58% мирового производства мебели (рисунок 1)[6]. Соответственно, 42% — за странами со средними и низкими доходами (в 2009 году это на 3% больше, чем в 2008 году). Потребление мебели на душу населения сейчас колеблется в пределах от 32 долл. в год (в странах со средним и низким уровнем доходов) до 252 долл. (в странах с высокими доходами), в среднем по миру
— 77 долл. [6].
Рис. 1. Доли мирового производства мебели в 2009 году
Как видно из таблицы (таблица 1), в течение 2005-2008 г.г. на мебельном рынке происходит уверенный рост объемов производства и продаж. Данный рост вызван увеличением спроса на мебель в результате воздействия таких факторов, как увеличение доходов населения и жилищного строительства, развитие систем ипотечного и потребительского кредитования [3].
В связи с начавшимся в 2008 году финансовым кризисом, мы наблюдаем кардинальное изменение ситуации на мебельном рынке: рост производства снижается на 20,5%, объем продаж - на 16,6%. При это удельный вес импорта в объеме продаж на российском рынке мебели в 2009 г. составил 50,6%, превысив долю импорта в совокупном объеме продаж 2008 года на 3,3%[3].
Слабой стороной отечественной мебельной промышленности является развитие экспортной деятельности (таблица 3). Доли завоза «дешёвой» и «дорогой» мебели стабилизировались на уровне 14% и 86% соответственно (таблица 2)[5].
Табл. 1. Показатели состояния и развития мебельного рынка в России
в 2005-2009 г.г.
Показатели/период 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Объём производства мебели, млн. руб. 45 135 59 214 75 143 101 099 80 366
Темп роста производства к предыдущему периоду, % 112,4% 119,1% 120,6% 134,5% 79,5%
Объём продаж на российском рынке, млн. руб. 103 886 133 547 182 745 251 000 209 228
Удельный вес импорта, всего,% 46 44,5 48,1 47,3 50,6
Таким образом, доля российского рынка мебели от мирового составляет менее 1%. При этом Россия обладает почти четвертью мирового запаса древесины. Это свидетельствует об имеющемся значительном потенциале развития мебельной отрасли в нашей стране. По словам Г. Новак, заместителя генерального директора Центра по развитию мебельной промышленности Государственного научного центра лесопромышленного комплекса, «в России наблюдается огромный отложенный спрос на мебель. С повышением благосостояния граждан реальный спрос будет расти, и объем рынка увеличится в несколько раз. И от того, насколько эффективно российские компании будут вкладывать деньги и усилия в производство сейчас, зависит, в чью пользу увеличится объем рынка»[7]. Однако в данный момент около половины объема продаж на отечественном рынке мебели составляет импортная продукция (таблица 2)[4].
Табл. 2. Показатели импорта мебели в сравнении 9 месяцев 2008 и 2009 годов
Код ТНВЭД Наименование позиции Импорт, тыс. $ Темп 2009/2008, %% Стоимость, $/кг
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г.
Дальнее зарубежье
9401 Мебель для сидения 345 380,5 598 250,2 57,7/67,8 5,8 5,5
9402 Мебель медицинская 25 207,1 63 945,8 39,4/58,9 16,9 20,0
9403 Мебель прочая и её части 640 931,5 946 261,6 67,7/78,8 4,7 3,9
Итого: 1 011 519,1 1 608 457,6 62,9/73,9 — —
Импорт из Белоруссии
9401 Мебель для сидения 35 778,4 59 303,7 60,3/60,2 4,0 4,35
9403 Мебель прочая и её части 92 331,8 206 729,9 44,7/43,5 2,2 2,3
Итого: 128 110,2 266 033,6 48,2/47,1 —
Импорт, всего: 1 139 629,3 1 874 491,2 60,8/69,6 — —
Крупнейшими участниками мебельного рынка России на протяжении ряда лет остаются ОАО «МК «Шатура», ООО «ИКЕА Дом», ООО «Столплит», ОАО «Дятьково-ДОЗ», ООО «Лазурит», ООО ПК «Ангстрем», ЗАО «Электрогорскмебель», ОАО ХК «Мебель Черноземья», ООО «ТД ТриЯ».
Важно отметить, что наблюдаемая специалистами депрессия западноевропейского рынка мебели лишний раз напоминает о необходимости развития инновационной деятельности российских мебельных предприятий и укрепления их конкурентных позиций на мировом рынке. За счет осуществляемой инновационной деятельности предприятия мебельной промышленности поддерживают актуальный дизайн производимой мебели, ее высокие потребительские свойства, оптимальное соотношение цены и качества, конкурентоспособное положение на рынке. При этом в первую очередь развитие мебельного производства отрасли в России должно быть ориентировано на создание продукции, пользующейся большим спросом у населения в сравнении с импортной продукцией.
Табл. 3. Показатели экспорта мебели в сравнении 9 месяцев 2008 и 2009 годов
Код ТНВЭД Наименование позиции Экспорт, тыс. $ Темп 2009/2008 %%, Цена, $/кг
9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. 9 мес. 2008 г.
Дальнее зарубежье
9401 Мебель для сидения 14 333,8 25 056,3 57,2/56,4 3,13 3,73
9402 Мебель медицинская 14 333,8 25 056,3 57,2/56,4 3,13 3,73
9403 Мебель прочая и её части 87 662,1 126 946,2 69,1/69,6 1,45 1,7
Итого: 102 250,1 152 137,4 67,2/67,5 — —
Страны СНГ
9401 Мебель для сидения 14 611,2 37 486,9 39,0/42,9 4,46 6,05
9402 Мебель медицинская 1 388,8 2 920,3 47,6/48,2 9,38 18,1
9403 Мебель прочая и её части 54 068,9 82 271,2 65,7/61,7 1,96 2,57
Итого: 70 068,9 122 378,4 57,3/55,5 — —
Белоруссия
9401 Мебель для сидения 4 680,2 7 836,6 59,7/60,6 3,2 4,2
9402 Мебель медицинская 7 361,2 11 279,8 65,3/69,6 2,65 3,5
Итого: 12 041,4 19 116,0 63,0/65,0 — —
Всего: 184 360,4 293 631,8 62,8/62,0 — —
Мебельная отрасль составляет более 10% продукции лесопромышленного комплекса. На рынке работают 2820 производственных предприятий, в том числе 536 крупных и средних. Численность работающих в отрасли составляет 116,4 тыс. человек, из них 20% - специалисты и 80% -производственные рабочие[1]. Традиционно весь ассортимент продаваемой на рынке мебели подразделяют на несколько больших групп: бытовая, офисная и специальная мебель. На рынке бытовой мебели преобладает мягкая и корпусная мебель, обеспечивающая около 60% оборота промышленной мебельной отрасли. Порядка 30% составляет кухонная мебель и спальни. Мебель для прихожих оценивается как 3-4% товарооборота рынка[2]. Активно дополняют эту группу встроенные шкафы.
По мнению некоторых специалистов, встроенные шкафы как товарная группа постепенно вытесняют на рынке мебель для прихожих. В отдельную подгруппу относят мебель для молодежи и подростков, а также мебель для
ванных комнат. Спрос на вышеперечисленные группы товаров в мебельной отрасли во многом определяется темпами жилищного строительства.
Распределение товарной структуры сильно зависит от ценовой категории. Так, мебель для спален и детская мебель практически отсутствуют в низшей ценовой группе, мебель для ванных комнат актуальна только в высшей ценовой группе и т.д. Весьма динамично растет спрос на встроенную мебель, отнимая большую часть у традиционных шкафов и «стенок». Поэтому производители вынуждены снижать цены или переориентировать производство: «стенки» становятся более разнообразными и
демократичными. В последние годы быстрыми темпами происходил рост рынка офисной и специальной мебели. Его доля в общем объеме мебельного производства России постоянно увеличивается: с 12-15% в начале 90-х до 3035% на данный момент[1].
По мере перехода к постиндустриальной экономике в мебельной промышленности формируются те же особенности, характерные для данного типа экономики, а именно:
- потребности покупателей мебели постоянно меняются;
- товар сложнее реализовывать, чем производить;
- увеличение требований к менеджменту в сфере маркетинга, рекламы и других видов деятельности, в которых главный ресурс - это информация;
- адаптация предприятия во внешней изменяющейся среде обусловливает потребность в обновлениях и осуществлении инновационной деятельности;
- в силу возможности самоорганизации предприятие самостоятельно осуществляет поиск и применение новых инноваций и новых возможностей для обеспечения «выживаемости» на рынке и развития.
С позиции отдельно взятого мебельного предприятия разработка и внедрение новых продуктов, освоение новых технологий являются одним из главных направлений его деятельности, обеспечивающего возможность сбыта продукции на рынке и снижение угроз захвата рынка конкурентами.
Выделим факторы, оказывающие влияние на величину спроса на продукцию мебельного предприятия. В их числе - изменения реальных располагаемых доходов населения, направлений моды, темпов жилищного строительства, частота замены меблировки покупателями на протяжении своей жизни и прочие.
Основными факторами, влияющими на результаты текущей деятельности мебельного предприятия, являются уровень доходов населения, конкуренция, уровень цен, наличие систем сбыта продукции, макроэкономические показатели, в частности - уровень налоговой нагрузки на предприятие.
Современный рынок мебели характеризуется высокой конкуренцией. Во многом это определяется тем, что высокий ценовой сегмент рынка принадлежит иностранным производителям мебели с уверенными конкурентными преимуществами. Отечественные производители ведут конкурентную борьбу в основном за средний и низший ценовые сегменты.
Отметим наиболее злободневные проблемы российской мебельной отрасли.
До сих пор нерешенной проблемой отрасли остаются дорогие комплектующие материалы, импортируемые из других стран в Россию по высоким таможенным пошлинам. К сожалению, за последние десять лет на отечественном рынке не появились производители комплектующих материалов, удовлетворяющих современным запросам мебельных предприятий. По этим причинам российские производители мебели не конкурентоспособны в особо привлекательном направлении деятельности -экспорте мебели из натуральной древесины, а в силу более низких темпов инновационного развития отечественных предприятий - в экспорте мебели из клееной древесины и прочих материалов.
Результаты исследований Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности показывают, что в России существует значительный «теневой» рынок мебели. По расчетам Ассоциации его доля составляет около 30% от реального объема продаж [3]. Ввиду того, что ценовой фактор имеет первостепенное значение для большей части населения, «нелегальные» производители часто реализуют некачественную продукцию по низким ценам, не уплачивая при этом налоги наравне с другими производителями мебели.
Немаловажными проблемами российского рынка мебели остаются вопросы таможенно-тарифного регулирования, кредитования, международного сотрудничества, реализации инвестиционных проектов, противодействие контрафакту.
Таким образом, перспективы дальнейшего развития мебельного производства в России связаны со следующими факторами:
1) темпами жилищного строительства;
2) увеличением доходов населения;
3) развитием отечественного производства древесностружечных плит -основного конструкционного материала в мебельном производстве, улучшением потребительских характеристик плит, их ассортимента и объема производства;
4) развитием отечественного производства комплектующих и прочих материалов;
5) борьбой с «теневым» мебельным рынком;
6) эффективным управлением мебельным предприятием и комплексной реструктуризацией производственного механизма, обеспечивающей удовлетворение потребностей покупателя;
7) эффективной таможенно-тарифной политикой государства;
8) разработкой и освоением стратегий проникновения на зарубежные рынки;
9) производством инновационной «интеллектуальной» мебели, внедрением продуктовых и процессных инноваций.
Список литературы:
1. Безрукова, Т.Л. Повышение конкурентоспособности предприятий на рынке мебели: монография / Т.Л. Безрукова, Л.А. Попова. - Воронеж: ИТД «КонРус», 2010.
2. Безрукова, Т.Л. Управление маркетинговым развитием мебельных предприятий: монография / Т.Л. Безрукова, В.С. Сластенко, А.А. Штондин. -Воронеж: Новый взгляд, 2008.
3. Годовой отчет ОАО «МК «ШАТУРА» за 2009 год. ЦКЬ: http://www.shatura.com/about/for_actioners/ (дата обращения 03.05.2011).
4. Итоги девяти месяцев 2009//«Мебельный бизнес» отраслевой
аналитический журнал, №10 (85) декабрь 2009 г. ЦКЬ:
http://www.promebel.com/ru/headings/statistics/rosstat/?issue=85&id=8313 (дата обращения 04.05.2011).
5. Краткая характеристика мирового рынка мебельной продукции . ЦКЪ: http://funnytoaster.bestpersons.ru/feed/post14857637/ (дата обращения
16.07.2010).
6. Назад в будущее: эксперты предсказывают возобновление
роста//«Мебельный бизнес» отраслевой аналитический журнал, №10 (85) декабрь 2009 г. ЦКЬ: http://www.paoli.ru/news/notrasli/id124 (дата обращения
24.01.2011).
7. Поддельная мебель//Портал о мебели. ЦКЬ: http://portal-mebel.ru/
poddelnmebel (дата обращения 25.04.2011).