Научная статья на тему 'Воздействие глобализации мировой экономики на реформирование отечественной системы образования'

Воздействие глобализации мировой экономики на реформирование отечественной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / интеграция / глобализация / академическая мобильность / двойные дипломы / трансграничное образование / непрерывное образование / education system / integration / globalization / academic mobility / double diplomas / transcultural education / continuous education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панков Николай Васильевич, Соколова Ольга Юрьевна

Актуальность и цели. Актуальность темы статьи обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве образования, порождаемыми процессом глобализации мировой экономики. Цель работы – анализ направлений реформирования системы высшего образования в России под влиянием глобализации мировой экономики. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа интернационализации высшего образования как мировой тенденции развития, условий конкуренции отечественных вузов с иностранными образовательными центрами. Методологический потенциал исследования включает системный и сравнительный методы, которые позволяют констатировать формирование мирового образовательного пространства как целостной системы мирового образования, раскрыть влияние фактора глобализации на российское образование, выявить условия повышения конкурентоспособности российских вузов. Результаты. Рассмотрены позитивные и негативные последствия глобализации для российского высшего образования; альтернативные стратегии развития отечественных вузов, обусловленные конкуренцией в рамках мирового образовательного пространства; формы международных образовательных и научных связей отечественных вузов; формы экспорта образовательных услуг; реформирование деятельности вуза в соответствии с международными нормами с целью формирования благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования. Выводы. Проведенное исследование позволяет рекомендовать использование образовательных программ двойного диплома, основанных на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров как эффективной формы сотрудничества отечественных и зарубежных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панков Николай Васильевич, Соколова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF WORLD ECONOMY GLOBALIZATION ON REFORMATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Background. Topicality of the article’s subject is stipulated by the demand of the world community for a new quality of education which is generated by globalization of the world economy. The goal of the study is to analyze the directions of higher education system’s reformation in Russia under the impact of the world economy globalization. Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of internationalization of higher education as a world trend of development, as well as the analysis of conditions of the competition of national higher educational institutions with foreign educational centers. The methodology included the system analysis and the comparative analysis which allow to state the formation of the world educational space as an integral world educational system, to reveal the impact of globalization on the Russian education and conditions of Russian universities’ competitiveness improvement. Results. The authors investigated positive and negative effects of globalization for the Russian higher education; alternative strategies of Russian higher educational institutions’ development that are stipulated by the competition within the framework of the world educational space; forms of international educational and scientific relations of Russian higher educational institutions with foreign educational centers; forms of export of educational services; reformation of Russian higher educational institutions’ activities according to international standards aiming at creation of favorable conditions for high quality education. Conclusions. The examination allows to recommend application of educational programs of double diplomas based on comparability and synchronization of educational programs of universities as an effective form of cooperation of national and foreign higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Воздействие глобализации мировой экономики на реформирование отечественной системы образования»

УДК 338

Н. В. Панков, О. Ю. Соколова

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ НА РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность темы статьи обусловлена потребностями мирового сообщества в новом качестве образования, порождаемыми процессом глобализации мировой экономики. Цель работы - анализ направлений реформирования системы высшего образования в России под влиянием глобализации мировой экономики.

Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством анализа интернационализации высшего образования как мировой тенденции развития, условий конкуренции отечественных вузов с иностранными образовательными центрами. Методологический потенциал исследования включает системный и сравнительный методы, которые позволяют констатировать формирование мирового образовательного пространства как целостной системы мирового образования, раскрыть влияние фактора глобализации на российское образование, выявить условия повышения конкурентоспособности российских вузов.

Результаты. Рассмотрены позитивные и негативные последствия глобализации для российского высшего образования; альтернативные стратегии развития отечественных вузов, обусловленные конкуренцией в рамках мирового образовательного пространства; формы международных образовательных и научных связей отечественных вузов; формы экспорта образовательных услуг; реформирование деятельности вуза в соответствии с международными нормами с целью формирования благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования.

Выводы. Проведенное исследование позволяет рекомендовать использование образовательных программ двойного диплома, основанных на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров как эффективной формы сотрудничества отечественных и зарубежных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Ключевые слова: система образования, интеграция, глобализация, академическая мобильность, двойные дипломы, трансграничное образование, непрерывное образование.

N. V. Pankov, O. Yu. Sokolova

INFLUENCE OF WORLD ECONOMY GLOBALIZATION ON REFORMATION OF THE NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM

Abstract.

Background. Topicality of the article's subject is stipulated by the demand of the world community for a new quality of education which is generated by globalization of the world economy. The goal of the study is to analyze the directions of higher education system's reformation in Russia under the impact of the world economy globalization.

Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved on the basis of the analysis of internationalization of higher education as a world trend of development, as well as the analysis of conditions of the competition of national higher educational institutions with foreign educational centers. The methodology included the system analysis and the comparative analysis which allow to state the formation of the world educational space as an integral world educational system, to reveal the impact of globalization on the Russian education and conditions of Russian universities' competitiveness improvement.

Results. The authors investigated positive and negative effects of globalization for the Russian higher education; alternative strategies of Russian higher educational institutions' development that are stipulated by the competition within the framework of the world educational space; forms of international educational and scientific relations of Russian higher educational institutions with foreign educational centers; forms of export of educational services; reformation of Russian higher educational institutions' activities according to international standards aiming at creation of favorable conditions for high quality education.

Conclusions. The examination allows to recommend application of educational programs of double diplomas based on comparability and synchronization of educational programs of universities as an effective form of cooperation of national and foreign higher educational institutions.

Key words: education system, integration, globalization, academic mobility, double diplomas, transcultural education, continuous education.

Под воздействием глобализации меняется многое - от образа жизни людей до роли национальных правительств, что далеко не всегда прогрессивно. В свете этого образование как отражение общественных процессов является важным фактором, определяющим перспективы страны и нации. Будущее общество уже нередко называют «цивилизацией знания». Глобализация мировой экономики объективно обусловливает необходимость переоценки сложившейся системы образования [1]. Образовался заметный разрыв между знаниями, предлагаемыми образовательными учреждениями, и знаниями, необходимыми для практической деятельности.

Современный этап развития системы образования отражает потребности мирового сообщества, порождаемые процессом глобализации мировой экономики. Мировое образовательное пространство, до недавних пор представлявшее собой совокупность отдельных национальных систем образования, постепенно превращается в целостную систему мирового образования.

Влияние глобализации на образовательную среду подразумевает процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы своей национальной образовательной системы, развитие международных образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие с международными нормами, что содействует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования. В условиях глобализации университеты уже не могут абстрагироваться от интернационализации как мировой тенденции развития, определяющей конкурентоспособность национального образования. Усиливающаяся интернационализация деятельности вузов стала важнейшим моментом современного развития высшей школы. Процесс интернационализации образования влечет за собой структурные изменения, как на управленческом уровне, так и на уровне конкретных образовательных учреждений.

Интернационализация высшего образования ставит высшие учебные заведения перед необходимостью выбора альтернативных стратегий дальнейшего развития.

Активное пребывание вуза на мировой арене предполагает прямую конкуренцию и/или сотрудничество с мировыми университетскими центрами [2]. В образовательной деятельности занятие определенной позиции на мировом рынке образовательных услуг необходимым образом связано с ориентацией на международные стандарты обучения (структура и стандарты дипломного образования, система оценки знаний, взаимное признание дипломов и т. п.). Использование вузом конкретных образовательных стандартов самым непосредственным образом определяет его возможности интеграции в мировое образовательное пространство.

В сфере научных исследований перед университетами встает вопрос об участии в международном разделении труда. В организационно-управленческой сфере интернационализация ставит перед системой образования проблему обеспечения мобильности преподавателей, исследователей и студентов, а также соответствия международным системам оценки деятельности вуза, включающим объемы и результаты НИОКР, контроль за качеством обучения, аккредитацию образовательных программ и т.д.

Кроме того, переход к новым экономическим отношениям остро ставит проблему конкурентоспособности выпускника вуза. Опыт успешно работающих компаний позволяет утверждать, что все большим спросом пользуется творческий потенциал, способность к овладению несколькими профессиями, прикладная любознательность как элемент творчества, наличие силы воли к достижению намеченной цели [3]. Становится очевидным, что в наше время качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориентироваться в глобальном информационном пространстве, инновационных технологиях, от умения учиться, самостоятельно принимать решения, достигать конкретных результатов и делать новое дело [4].

Необходимо отметить, что интеграционные процессы в сфере образования стимулируют создание условий для повышения конкурентоспособности российских вузов и возможность их вхождения в международное образовательное пространство. Вместе с тем следует отметить, что влияние фактора глобализации на российское образование имеет противоречивые перспективы: с одной стороны, реальная возможность достойно интегрировать в общеевропейское, а впоследствии в мировое образовательное пространство, с другой - разрушение существующей национальной системы образования. Рассмотрим возможные позитивные и негативные последствия глобализации для российской системы образования.

Самый важный положительный момент для российского образования -увеличение возможностей для прямого выхода российских вузов на зарубежные рынки образовательных услуг, в частности путем открытия филиалов и представительств за рубежом. Однако воспользоваться ими в обозримом будущем сможет только ограниченное число самых крупных и известных вузов России. Для подавляющего большинства российских вузов из-за их небольшого бюджета эти потенциальные возможности практически трудновыполнимы.

В то же время такие же возможности, открывшиеся для зарубежных вузов с их многомиллиардными бюджетами, окажутся привлекательными и реальными. Поэтому в первую очередь следует рассматривать именно эту сторону «двустороннего» процесса взаимопроникновения. Таким образом, в рамках единого образовательного пространства у российского потребителя появляется возможность получения иностранной образовательной услуги.

Негативной стороной рассматриваемого процесса является преобразование традиционной системы российского образования, оказавшегося в условиях выбора новых социально-образовательных ценностей и установок и проявляющихся в следующих последствиях:

- снижения государственных инвестиций, которые могут восприниматься иностранными вузами как политика протекционизма;

- значительного оттока российских абитуриентов и части студентов из российских вузов;

- демпинговой стоимости обучения (по крайней мере, в первое время);

- оттока из российских вузов квалифицированных преподавателей и перспективных молодых выпускников;

- превращения значительной части наших вузов фактически в филиалы иностранных вузов, осуществляющие начальное высшее образование;

- сокращения числа российских вузов, осуществляющих постградуальное обучение (т.е. обучение в магистратуре и аспирантуре), и значительного уменьшения числа выпускников на уровне магистра и кандидата наук.

В современном обществе образование все чаще рассматривается в качестве коммерчески реализуемого товара, а высшие учебные заведения большинства стран являются субъектами глобальных экономических отношений. Международное сотрудничество в сфере образования невозможно без осуществления процессов экспорта-импорта образовательных услуг. Образовательные услуги во всем мире являются товаром, который может быть предметом экспортно-импортных операций. За рубежом экспорт образовательных услуг не всегда рассматривается только как отрасль, которая может принести экономике страны серьезные доходы. В последнее время перед ним ставят и задачу привлечения в образование, науку и экономику талантов из-за рубежа. При этом существуют четыре основных формы экспорта образования, к которым относятся: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие и перемещение физических лиц.

Трансграничное образование может быть обеспечено с помощью франчайзинга, валидации или аккредитации зарубежного вуза, программ совместных и двойных дипломов, корпоративных университетов, международных и оффшоринговых институтов, а также зарубежных филиалов образовательных учреждений и дистанционного обучения. Потребление образовательной услуги за рубежом, как правило, подразумевает обучение студентов в зарубежном вузе. Коммерческое присутствие реализуется посредством организации филиалов или кампусов за рубежом. Это один из самых распространенных способов поставки образовательных услуг. Работа преподавателей в зарубежном вузе представляет собой экспорт образовательной услуги в форме перемещения физических лиц.

Национальные стратегии экспорта образования, как правило, называются стратегиями интернационализации. Принято рассматривать три типа

интернационализации высшего образования, ориентированных на импорт (Китай), на экспорт (Германия), а также на импорт и экспорт одновременно (Финляндия).

Выделяют четыре подхода к интернационализации образования: согласованный, предполагающий создание академических партнерств в развитии программ международной мобильности (присущ Мексике и Южной Корее); привлекающий квалифицированную рабочую силу, когда страны отбирают талантливых студентов и исследователей, предусматривают систему стипендиальных программ и упрощение визового режима (характерен для Германии, Франции, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии); расширяющий возможности страны в мировом пространстве и приносящий доход, а также направленный на расширение образовательного потенциала страны (типичный пример - Китай); нацеленный на получение доходов (взят на вооружение Великобританией, США и Австралией).

В настоящее время актуальность процессов экспорта-импорта образовательных услуг повышается.

Эффективность международного сотрудничества в образовательной сфере в немалой степени определяется грамотно выбранными «точками роста» с целью последующих интенсивных воздействий на них. В качестве «точек роста» российских вузов по праву можно рассматривать программы двойных дипломов, которые являются закономерным результатом международного сотрудничества вузов России и европейских стран.

Создание таких программ в ближайшие годы будет набирать обороты в связи с проведением целого ряда преобразований в российском образовательном пространстве (переход на двухуровневую систему, ведение ГОС ВПО третьего поколения, дифференциация университетов) и серьезной финансовой поддержкой государства инновационным и исследовательским университетам.

Количество программ двойного диплома - один из важнейших показателей инновационной деятельности российских университетов. В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным исследование существующих моделей взаимодействия российских и европейских вузов в целях устойчивого развития международного межвузовского сотрудничества и в конечном счете создания единого общеевропейского образовательного пространства.

Программы двойных дипломов - это образовательные программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ университетов-партнеров и характеризующиеся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей и задач программы, подготовка учебного плана, организация учебного процесса, согласованная система определения качества, уточнение типа присваиваемой квалификации.

Исследование программ двойных дипломов позволило сделать анализ положительных результатов, достигнутых в ходе реализации программ; анализ проблем, с которыми сталкиваются участники программ в процессе их разработки и реализации, а также сформулировать рекомендации по их преодолению; составлению базы данных по программам (между вузами России и стран ЕС).

В настоящее время более чем в 80 вузах России существуют 246 программ двойных дипломов, проводимых с участием европейских университе-

тов в сфере ВПО. Распределение программ по уровням подготовки (%): магистратура - 65; бакалавриат - 20; специалитет - 9; аспирантура - 6 [5].

Значительную часть от всех предлагаемых специальностей и направлений составляют экономические (45%) и инженерные (35%) специальности. При этом среди управленческих специальностей особо выделяются «Менеджмент», «Экономика» и «Международный менеджмент», а среди инженерных - «Информатика» и некоторые узкоспециализированные программы (например, «Химическая технология и биотехнология»).

По количеству заключенных договоров о создании программ двойных дипломов безусловными лидерами являются вузы Франции (38 % - 93 программы), на втором месте - Германия (22 % - 53 программы), на третьем -Великобритания (16 % - 40 программ). Также активным участником ПДД является Финляндия - 29 программ, реализуемых в основном с вузами СЗФО РФ [6].

В результате накопленного российского опыта в целом сложилось представление о программах двойных дипломов как совместно разработанных (согласованных) и реализуемых в рамках интегрированных учебных планов. Это серьезное достижение российских вузов, вынужденных в условиях существования жестких ГОС ВПО ломать стереотипы, гибко подходить к решению вопросов перезачетов дисциплин и курсов, создавать принципиально новые механизмы обеспечения качества учебного процесса, формировать предпосылки повышения конкурентоспособности вуза.

Несмотря на все возрастающее внимание российских вузов к программам двойных дипломов, число их участников в настоящее время невелико, это менее 23 % вузов, подведомственных Минобрнауки России. Но при этом 85 % российских вузов считают, что совершенно необходимо развивать данное направление.

Реализация таких программ способствует повышению конкурентоспособности университета, его узнаваемости в международном образовательном пространстве.

Один из главных результатов программ двойных дипломов - устойчивая реализация образовательных программ, совместимых с европейским пониманием качества образования и признаваемых в европейских университетах. Структуры, реализующие программы, становятся «полюсами развития» российских университетов, оказывают серьезное трансформирующее влияние как на другие образовательные программы, так и на деятельность университета в целом. Появляются новые элементы и механизмы в структуре управления: внедряется проектный метод управления, появляются проектные менеджеры, модернизируется нормативно-правовая деятельность университетов.

Участие в программах двойных дипломов позволяет российским университетам не только узнать и понять «изнутри» образовательную систему университета-партнера, но и адаптироваться к реалиям Болонского процесса, принципы которого становятся обязательными в России.

К важным задачам модернизации российского образования можно также отнести процессы формирования системы непрерывного образования.

Одна из примет изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке - короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий [7]. Как следствие, все более важными становятся непрерывность

образования и регулярное повышение квалификации. В развитых странах традиционный подход, предполагающий обучение в течение отдельного и ограниченного периода времени, постепенно заменяется моделью непрерывного образования.

В контексте непрерывного образования предлагаемые изменения программ для российской системы высшего образования имеют два аспекта. Во-первых, содержание и образовательные цели традиционных программ должны быть скорректированы таким образом, чтобы они обеспечивали овладение базовыми знаниями и навыками, необходимыми для развития у всех студентов способности постоянно учиться и обновлять знания на протяжении всей жизни. Во-вторых, учебные заведения высшей школы должны предлагать более широкий выбор программ, чтобы охватить образовательные потребности нетрадиционных категорий учащихся с самой разнообразной мотивацией и целями, например, лиц, намеревающихся сменить профессию, выпускников, возвращающихся в вузы для обновления своих навыков и умений, людей, ушедших на пенсию и заинтересованных в личностном развитии. Таким образом, можно ожидать существенного изменения демографического профиля вузов.

Кроме того, в целях снижения негативных последствий и повышения эффективности отечественной системы образования в условиях присоединения к ВТО, сохранения национальной системы образования следует разработать целый комплекс мер, содержащих в себе алгоритмы возможных действий:

- провести мониторинг образовательного потенциала высшей школы и оценить готовность отечественной системы образования к наращиванию объема экспорта образовательных услуг;

- разработать направления развития и функционирования отечественной системы образования в новых условиях, качественные и количественные критерии ожидаемого успеха или неудачи;

- повышать адаптируемость российского образования путем внедрения международного бакалавриата, что позволит иностранным студентам поступить на хорошую российскую образовательную программу обучения. Для этого у наших программ должны присутствовать описания по международному образцу;

- ускоренно развивать новые форматы образования с использованием современных технологий, сетевого обучения;

- формировать систему поствузовского профессионального образования, направленного на освоение через практические проекты дополнительных компетенций в наиболее профессиональной среде;

- разработать соответствующую государственную поддержку кадрового обеспечения сферы образования - эффективный контракт преподавателя, перевод учителя и профессора в средний класс по уровню дохода, восстановление дееспособных образовательных сообществ. Средняя зарплата учителя в большинстве стран мира составляет 110-120 % средней зарплаты по стране, зарплата преподавателя высшей школы - от 200 до 600 %. Если РФ сможет выйти на эти показатели к 2018-2020 гг., экономическое условие изменения ресурсного кадрового обеспечения будет выполнено;

- повышать уровни текущего финансирования и государственного инвестирования, а также создание условий для увеличения негосударственных инвестиций в систему образования, в первую очередь, для развития специальностей, которые будут определять будущий научно-технический прогресс страны;

- увеличивать объемы частных расходов в образовании - это мобилизация усилий семей, а когда растут вложения семей, школьники и студенты начинают более энергично учиться. Провалы в частном софинансировании образования фактически соответствуют провалам в качестве самого образования. Необходимо, по нашей оценке, в дополнение к указанному 1 % ВВП привлечение ресурсов семей в размере еще 2 % ВВП. Мы должны двигаться к расходам на образование в размере 7 % ВВП, но эти 7 % ВВП должны быть сформированы в значительной степени из частных источников. Прежде всего, нужен рост бюджетного финансирования с 4 до 5 % ВВП. Но мобилизация средств семей, стимулирование их усилий, направленных на достижение определенного уровня образования у детей, будет усиливать мотивацию и самих учащихся. Это не означает отказа от бесплатного образования, для бедных семей расходы на образование замещаются социальной целевой помощью. Во всех странах вложения семей - это инвестирование в классические инструменты образования. И нам также необходимо обеспечить предложение таких инструментов.

Таким образом, участие России в Болонской конвенции позволит решить проблемы международного признания российских дипломов, укрепления позиций российских образовательных услуг на мировом рынке. Взаимное сотрудничество европейских систем образования - процесс нужный и полезный, вместе с тем реформирование отечественной системы образования, ее сближение с европейской необходимо осуществлять при условии сохранения фундаментальных ценностей, особенностей и конкурентных преимуществ отечественной системы образования.

Список литературы

1. Скворцова, В. А. Роль образования в экономике: становление системы категорий / В. А. Скворцова, Л. Е. Шарыпина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28. -С. 566-568.

2. Медушевская, И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России / И. Е. Медушевская, В. А. Скворцова // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. -2011. - № 24. - С. 449-456.

3. Володин, В. М. Перспективы занятости в наукоемком секторе промышленности / В. М. Володин, В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 4. -С. 239-246.

4. Соколова, О. Ю. Проблемы реализации инновационной деятельности среди студентов высшей школы // Современные научные исследования и инновации. -2014. - № 3. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32013

5. Мониторинг экономики образования. - URL: http://education-monitoring. hse.ru/part2.html

6. По материалам доклада Я. И. Кузьминова на Гайдаровском форуме (г. Москва, 18 января 2013 г.). - URL: http://www.ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-44-31/2012-04-05-13-45-32/597-rossijskoe-obrazovanie-i-vyzovy-globalizatsii

7. Скворцова, В. А. Интеллектуальный капитал в России: проблемы формирования и использования / В. А. Скворцова, А. О. Скворцов // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. -№ 28. - С. 554-561.

References

1. Skvortsova V. A. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 566-568.

2. Medushevskaya I. E., Skvortsova V. A. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2011, no. 24, pp. 449-456.

3. Volodin V. M., Skvortsova V. A., Skvortsov A. O. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 4, pp. 239-246.

4. Sokolova O. Yu. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovations]. 2014, no. 3. Available at: http://web.snauka.ru/issues/ 2014/03/32013

5. Monitoring ekonomiki obrazovaniya [Educational economy monitoring]. Available at: http://education-monitoring.hse.ru/part2.html

6. Po materialam doklada Ya. I. Kuz'minova na Gaydarovskom forume (g. Moskva, 18 yanvarya 2013 g.) [By materials of the Ya.I. Kuzminov's report at the Gaydar forum (Moscow, 18 September 2013)]. Available at: http://www.ecpol.ru/index.php/2012-04-05-13-44-31/2012-04-05-13-45-32/597-rossijskoe-obrazovanie-i-vyzovy-globalizatsii

7. Skvortsova V. A., Skvortsov A. O. Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Proceedings of Penza State Pedagogical University named after V.G. Belinsky]. 2012, no. 28, pp. 554-561.

Панков Николай Васильевич

кандидат экономических наук, доцент, кафедра общей экономической теории, Саратовский социально-экономический институт (филиал), Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Соколова Ольга Юрьевна доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики и управления внешнеэкономической деятельностью, Саратовский социально-экономический институт (филиал), Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Россия, г. Саратов, ул. Радищева, 89)

E-mail: [email protected]

Pankov Nikolay Vasil'evich Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of general economics, Saratov Social Economic Institute (branch), Plehkanov Economic University of Russia (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

Sokolova Ol'ga Yur'evna Doctor of economic sciences, professor, head of sub-department of world economy and foreign economic relations management, Saratov Social Economic Institute (branch), Plehkanov Economic University of Russia (89 Radishcheva street, Saratov, Russia)

УДК 338 Панков, Н. В.

Воздействие глобализации мировой экономики на реформирование отечественной системы образования / Н. В. Панков, О. Ю. Соколова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2015. - № 1. - С. 30-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.