Научная статья на тему 'Воздействие глобализации мировой экономики на развитие нового качества образования'

Воздействие глобализации мировой экономики на развитие нового качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / EDUCATION SYSTEM / INTEGRATION / GLOBALIZATION / BOLOGNA PROCESS / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитов А. В.

Статья посвящена проблеме развития нового качества образования в условиях глобализации мировой экономики. Автором рассмотрены формы международных образовательных и научных связей, обоснована необходимость деятельности вуза в соответствии с международными нормами с целью обеспечения высокого качества образования. Поставлен целый ряд проблем управления ресурсами, направленными в систему образования, повышения качества образования на основе не только внутренних, но и мировых критериев его оценки, модернизации кадров высшего образования, включая подготовку профессорско-преподавательского состава в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий, необходимостью обеспечения гибкости процесса обучения, а также свободы индивидуума в выборе направлений обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF WORLD ECONOMY GLOBALIZATION ON THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

The paper deals with the development of the new quality of education in the framework of world economy globalization. The author considers different forms of international educational and scientific ties and proves the necessity for institutes of higher education to follow international norms and regulation in order to improve the quality of education. The author raise important issues of educational resource management, improving the quality of education modeled not only on Russian but on international criteria, retraining of the teaching staff including training in accordance with the modern level of IT development, necessity of education flexibility as well as freedom of courses choice for students.

Текст научной работы на тему «Воздействие глобализации мировой экономики на развитие нового качества образования»

действие нескольких видов конъюнктуры мирового хо -зяйства: национального, регионального или отраслевого уровней. Но в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости изучения деловой активности хозяйствующих субъектов на микроуровне, что будет способствовать решению конкретных задач в конкретной рыночной ситуации и приведет к повышению эффективности управления предприятием в целом.

Таким образом, повышение уровня конкурентоспособности предприятий на современном этапе является одной из важнейших задач топ-менеджмента. При этом формирование конкурентоспособности предприятия неразрывно связано с управлением его деловой активностью. То есть только при эффективном управ -лении деловой активностью компании возможно добиться преимуществ на рынке, что, в свою очередь, является необходимым условием для формирования конкурентоспособности.

1. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азри-лияна. М.: Институт новой экономики, 1998.

2. Бубнов Т.Ю. Экономико-математические методы и модели анализа конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Самара: Книга, 2001

3. Гугелев А .В., Яшин Н. С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник СГСЭУ. 2004. № 7.

4. Данилов И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М.: Пресс-сервис, 1997.

5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М.: Маркетинг, 2004

6. Иванова Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. Ростов н/Д: Феникс, 2008.

7. Ковалев В.В., Волкова ОН. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Велби, 2002.

8. Кошелева А .С. Конкурентоспособность и устойчивое развитие промышленного предприятия // Вестник СГСЭУ. 2009. № 5.

9. Краюхин Г.А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. СПб.: Проспект, 2007.

10. Моисеева Н, Конышева М. Маркетинговая активность // Маркетинг 1999. № 6.

11. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

12. Селезнев А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность России: методологические вопросы анализа и интегральной оценки // Экономист. 1996. № 2.

13. Сидоренко И.В. Влияние деловой активности на результативность деятельности промышленных предприятий: автореф. дис. □ канд. экон. наук. М., 2010.

14. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000.

15. Фатыхов Р.М. Формирование деловой активности промышленного предприятия (на примере химической отрасли республики Татарстан: автореф. дис. □ канд. экон. наук. Казань, 2009.

удк 339:37.0 а.В. Никитов

□ПШШПШПП ШППЛШПЛППП □□□□□□□ ПППППППГП □ Л ИЛШПШШ ППШЛП ПЛПШШЛ пшлш™ппп

Статья посвящена проблеме развития нового качества образования в условиях глобализации мировой экономики. Автором рассмотрены формы международных образовательных и научных связей, обоснована необходимость деятельности вуза в соответствии с международными нормами с целью обеспечения высокого качества образования. Поставлен целый ряд проблем управления ресурсами, направленными в систему образования, повышения качества образования на основе не только внутренних, но и мировых критериев его оценки, модернизации кадров высшего образования, включая подготовку профессорско-преподавательского состава в соответствии с современным уровнем развития информационных технологий, необходимостью обеспечения гибкости процесса обучения, а также свободы индивидуума в выборе направлений обучения.

Ключевые слова: система образования, интеграция, глобализация, Болонский процесс, академическая мобильность.

A.V. Nikitov

THE IMPACT OF WORLD ECONOMY GLOBALIZATION ON THE EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT

The paper deals with the development of the new quality of education in the framework of world economy globalization. The author considers different forms of international educational and scientific ties and proves the necessity for institutes of higher education to follow international norms and regulation in order to improve the quality of education. The author raise important issues of educational resource management, improving the quality of education modeled not only on Russian but on international criteria, retraining of the teaching staff including training in accordance with the modern level of IT development, necessity of education flexibility as well as freedom of courses choice for students.

Key words: education system, integration, globalization, Bologna process, academic mobility.

Современный этап развития системы образования номики. Мировое образовательное пространство, до не-

определяется потребностями мирового сообщества, давних пор представлявшее собой совокупность отдель-

обусловленными процессом глобализации мировой эко- ных национальных систем образования, превращается

в целостную систему. Влияние глобализации на образовательную среду подразумевает процесс расширения сферы деятельности университетов за пределы национальной образовательной системы, развитие международных образовательных и научных связей, приведение деятельности вуза в соответствие с международными нормами, что содействует формированию благоприятных условий для обеспечения высокого качества образования, для развития университетской науки.

В условиях глобализации университеты уже не могут абстрагироваться от интернационализации как мировой тенденции развития, определяющей конкурентоспособность национального образования. Процесс интернационализации образования влечет за собой структурные изменения как на управленческом уровне, так и на уровне конкретных образовательных учреждений и ставит высшие учебные заведения перед необходимостью выбора альтернативных стратегий дальнейшего развития.

Функционирование вуза на мировой арене предполагает прямую конкуренцию и/или сотрудничество с мировыми университетскими центрами. Соответственно, пребывание университета в международном академическом пространстве связано с принятием руководством ряда стратегических решений в области образовательной, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности. Занятие определенной позиции на мировом рынке образовательных услуг тесно связано с ориентацией на международные стандарты обучения (структура и стандарты дипломного образования, система оценки знаний, взаимное признание дипломов и т.п.). Использование вузом конкретных образовательных стандартов самым непосредственным образом определяет его возможности интеграции в мировое образовательное пространство.

В организационно-управленческой сфере интернационализация ставит перед руководством университетов задачу обеспечения мобильности преподавателей, исследователей и студентов, а также соответствия международным системам оценки деятельности вуза, включающим объемы и результаты НИОКР, контроль за качеством обучения, аккредитацию образовательных программ и т.д. Ярким подтверждением влияния процесса глобализации на развитие экономических отношений системы образования является Болонский процесс, основная цель которого □ это формирование общеевропейской системы высшего образования, названного Зоной европейского высшего образования. В его основе лежит Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 европейских стран, в которой сформулированы основные принципы создания Европы знаний и средства их реализации. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись воплотить в жизнь основные его принципы.

Включение российского образования в общеевропейский Болонский процесс определено внутренними интересами России и предполагает решение следующих задач:

□ проведение реформы высшего образования, нацеленной на приведение высшей школы России в соответствие со стандартами и требованиями информационного века и мирового рынка;

□ повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение устойчивого экономического роста и переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;

□ развитие независимых общественных институтов (университетов, ассоциаций, консорциумов);

□ сохранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций высшей школы.

Все это, с одной стороны, позволит добиться конкурентоспособного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг, увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан. С другой стороны, наша страна способна внести весомый вклад в интеграционные процессы, имея собственную практику создания единого образовательного пространства в условиях значительных национальных, куль -турных, языковых и иных различий.

Важным направлением является развитие системы высшего профессионального образования в России, основанной на двух уровнях □ бакалавриате и магистратуре. Среди причин, вызывающих необходимость перехода на многоуровневую систему вузовской подготовки, можно выделить недостатки действующей системы отечественного высшего образования. Как правило, это несоответствие сложившейся структуры высших учебных заведений, профиля и размеров подготовки специалистов фактическим потребностям общества в кадрах, современным международным квалификационным стандартам и требованиям социально-экономического развития общества, быстрое устаревание действующего перечня специальностей подготовки и, как результат, общее снижение качества российского высшего образования.

Постепенный переход к новой модели образования, зафиксированной в Болонской декларации, даст возможность, опираясь на передовой организационный опыт и современные образовательные технологии, во многом исправить сложившуюся ситуацию, повысить конкурентоспособность российского рынка труда, что отвечает национальным интересам страны, особенно в условиях все большей интеграции России в международные экономические отношения.

Достоинством многоуровневой системы является и то, что она соответствует характеру именно университетского образования, основная цель которого состоит в подготовке широко образованных людей, готовых работать в условиях повышенных требований к профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения. При этом легче решается проблема подготовки специалистов и на стыке наук, что позволяет комбинировать общее и специализированное образование различного профиля (например, бакалаврская подготовка экономиста может сочетаться с магистерской подготовкой юриста или журналиста, или бакалаврская подготовка математика может сочетаться с магистерской подготовкой экономиста и т.д.). Благодаря новой системе студент получает возможность сочетать работу и обучение, сможет приобрести навыки межличностного общения и оперативной смены рода и места занятий, что соответствует требованиям рынка. По условиям Болонской

декларации признание россииских дипломов в едином образовательном пространстве позволит избежать траты времени, сил и средств на получение второго образования из-за неудовлетворенности первым и даст возможность нашему студенту трудоустроиться за рубежом.

Таким образом, переход на двухуровневую систему образования должен способствовать подготовке специалистов с различным уровнем компетентности, удов -летворяющих массовому социальному спросу на высшее образование и потребностям рыночной экономики, в том числе и требованиям работодателей.

Однако этот процесс недостаточно подготовлен и обеспечен структурными изменениями системы высшего образования. Из таблицы видно, что количество реализуемых в вузах образовательных программ бакалавров и магистров не превышает соответственно 8 и 3% от общего числа реализуемых образовательных программ. Не менее красноречивы цифры количества студентов, осваивающих образовательные программы бакалавров и магистров, □ 7,1 и 0,6% от общего количества обучающихся. В результате получается, что мы не знаем, сможет ли рынок труда при переходе на многоуровневую систему образования принять и «размес-титьП такое количество специалистов разного уровня.

Структура подготовки кадров ВПО по состоянию на 2007 г.*

Показатель Структура подгот овки Коли- чество Относительное количество, %

Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству реализуемых программ Специали сты 23 323 58,1

Бакалавры 3 217 8

Магистры 1 137 2,8

Аспиранты 12 520 31,1

Структура подготовки кадров высшего профессионального образования по количеству обучающихся Специали сты 6 710 088 90,4

Бакалавры 528 789 7,1

Магистры 41 229 0,6

Аспиранты 138 972 1,9

‘Источник: Сальников Н. Реформирование высшеИ школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. №8. С.7.

Следующей проблемой является то, что выпускники бакалавриата получают только базовые знания по образовательным программам вуза без углубленноИ специализации. И, как показывает практика, многие из них, сталкиваясь с трудностями при трудоустройстве, вынуждены получать второе высшее образование или дополнительное, дающее право на профессиональную деятельность в тоИ или иноИ области. И это правильно, так как проблема заключается в том, что со стороны рабо-тодателеИ наблюдается настороженное отношение к выпускникам вузов, имеющим диплом бакалавра/ магистра, так как до сих пор эти понятия не вполне ясны для кадровых служб предприятиИ и организациИ из-за отсутствия их характеристики в тарифно-квалификационных справочниках.

Процесс глобализации порождает появление новых профессиИ и специальностей ранее не существовавших. В связи с этим возникают сомнения в правильнос-

ти выбора специальности и последующеИ востребованности на рынке труда, в профессиональном росте, т.е. возникает проблема профессионального самоопределения. Переход к новым экономическим отношениям остро ставит проблему конкурентоспособности выпускника вуза. Опыт успешно работающих компаниИ позволяет утверждать, что все большим спросом пользуется творческиИ потенциал, способность к овладению несколькими профессиями, прикладная любознательность как элемент творчества, наличие воли к достижению намеченноИ цели. Становится очевидным, что в наше время качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаниИ, а от способности студента ориентироваться в глобальном информационном пространстве, инновационных технологиях, от умения учиться, самостоятельно принимать решения, достигать конкретных результатов и делать новое дело.

СледующиИ принцип Болонского процесса □ это расширение академическоИ мобильности для студента, целью которого является предоставление возможности студенту получить образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаниИ, расширить его познания во всех областях европеИскоИ культуры. В то же время при развитии мобильности система мер, направленных на привлечение иностранных студентов и преподавателеИ в россиИские университеты, имеет не меньшее значение, чем создание механизмов и условиИ для зарубежноИ мобильности россиИских студентов и преподавателеИ.

Рассматривая принцип академическоИ мобильности в приложении к реалиям современноИ России, нельзя не учитывать ее социально-экономических осо-бенностеИ. Во-первых, уровень доходов населения не позволяет говорить о широком развитии мобильности студентов. В Европе широкомасштабная студенческая мобильность осуществляется благодаря достаточному количеству национальных, региональных и общеевро-пеИских программ поддержки мобильности, таких как □БОСКАТЕБ-ЕКАБМиБЦ □ЕКАБМиБЦ «Леонардо да Винчи □. Помимо этого, большинство европеИских стран на государственном уровне разрабатывают дополнительные меры по стимулированию студентов-участни-ков данных программ. Им предлагаются дополнительные стипендии, кредиты на получение образования, выгоды при обучении на территории данноИ страны и т.п. В России пока отсутствуют широкомасштабные государственные программы поддержки мобильности (как в направлении «из России», так и в обратном), хотя существуют некоторые локальные программы (например, стипендия Пезидента РФ для обучения студентов и аспирантов за рубежом, программы отдельных вузов по привлечению иностранных студентов, развитию двусторонних обменов) [2].

Во-вторых, следует учитывать, что россиИскиИ рынок труда в отличие от европеИского имеет специфические черты:

□ региональным характер рынка, его зависимость от экономических и социальных условиИ конкретноИ территории;

□ неопределенность перспектив развития отраслеИ и территориИ в целом, что связано с краИнеИ неравномерностью развития отдельных регионов;

□ сравнительно низкая оплата труда специалистов с высшим образованием;

□ предъявляемое рынком труда требование широты профессионального профиля выпускников.

Все эти особенности непосредственно сказываются на состоянии структуры подготовки в отечественных вузах и заставляют в значительной степени скорректировать основные положения Болонской конвенции в области академической мобильности. В условиях значительной регионализации рынка труда следует говорить скорее не о территориальной (пространственной), а профессиональной мобильности, осуществляющейся внутри того или иного региона. В современной России затруднительно перемещаться за пределами своего региона, поэтому мобильность специалистов зачастую сводится к стремлению повысить свою квалификацию в пределах ранее полученной в вузе профессии либо изменить квалификацию, получив «второе высшее образование» [1].

Расширение внутрироссийской или даже внутригородской мобильности на основе межфакультетской и межвузовской интеграции, при которой студенты из одного вуза (или факультета) смогут брать отдельные курсы в другом вузе (факультете), не менее значимо для сохранения общероссийского пространства высшего образования. Мысль о горизонтальной мобильности внутри России, а тем более в пределах вузов одного города сегодня весьма экзотична, особенно с учетом высокой конкуренции региональных вузов. Однако экономический подход к рассмотрению данной перспективы должен убедить вузы в его выгодности. Формирование двусторонних соглашений между вузами, межвузовских консорциумов позволит существенно снизить издержки на реализацию программ, и, безусловно, выиграют те вузы, которые смогут договориться.

Развитие академической мобильности в вузе позволяет добиться повышения конкурентоспособности университета, активизации участия в международных проектах, создания в вузе многоязычной среды, интенсификации развития импорта и экспорта образовательных услуг, интеграции в научное образовательное пространство Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Необходимо отметить, что интеграционные процессы в сфере образования стимулируют создание условий для повышения конкурентоспособности российских вузов. Реализация основных идеи интернационализации образования основана на действии некоторых объективных механизмов, которые «заставляют» разные, условно говоря, «образовательные» регионы нашей страны, ориентированные на различные образовательные пространства, двигаться более или менее независимо в одном направлении. В установлении системы такого рода согласованных действий и можно видеть одну из главных целей вхождения вузов в международное образовательное пространство.

Влияние фактора глобализации на российское образование имеет противоречивые перспективы: с одной стороны, это реальная возможность достойно интегрироваться в общеевропейское, а впоследствии в мировое образовательное пространство, с другой □ разрушение существующей национальной системы образования.

Рассмотрим возможные позитивные последствия глобализации для российской образования. Самый важный положительный момент □ это увеличение возможностей для прямого выхода российских вузов на зарубежные рынки образовательных услуг, в частности путем открытия филиалов и представительств за рубе-

жом. Однако воспользоваться ими в обозримом будущем сможет только считанное число самых крупных и известных вузов России. Для подавляющего большинства из-за их небольшого бюджета эти потенциальные возможности практически нереализуемы. В то же время такие же возможности, открывшиеся для зарубежных вузов с их многомиллиардными бюджетами, окажутся привлекательными и реальными. Поэтому в первую очередь следует рассматривать именно эту сторону «двустороннего» процесса взаимопроникновения.

Таким образом, в рамках единого образовательного пространства у российского потребителя появляется возможность получения иностранной образовательной услуги с использованием современных средств коммуникаций и передачи информации (дистанционное обучение); поставщик услуги перемещается в страну оказания услуги (создание филиалов); поставщик, являющийся гражданином иностранного государства, без учреждения в России учебного заведения приезжает в страну на время и оказывает образовательные услуги российским гражданам (мобильность преподавателей).

К другим позитивным последствиям можно отнести следующие:

1) ускорение процесса интеграции российских вузов в мировое образовательное пространство;

2) некоторый приток финансовых и материальных ресурсов в образование, повышение уровня оплаты труда преподавателей (возможно, это коснется только преподавателей, привлекаемых в филиалы зарубежных вузов);

3) усиление воздействия рыночных механизмов, в частности повышение значимости требований заказчиков, рынка труда (в том числе международного);

4) «обмен» (скорее всего □ односторонний) современными программами обучения, системами обеспечения качества и менеджментом;

5) интенсификация и повышение уровня освоения иностранных языков;

6) знакомство с другим отношением к учебному процессу с другими требованиями к уровню знаний студентов, к квалификации и труду ППС, к материально-технической базе;

7) мощный импульс законотворческой деятельности по вопросам образования;

8) демонтаж жесткой вертикали «образовательной власти», которая тормозит инновационно-предпринимательские действия «продвинутых» вузов.

Негативной стороной рассматриваемого процесса является преобразование традиционной системы российского образования, оказавшегося в условиях выбора новых социально-образовательных ценностей и установок, что проявляется в следующих последствиях:

□ снижение государственных инвестиций, которые могут восприниматься иностранными вузами как политика протекционизма;

□ значительный отток российских абитуриентов и части студентов из российских вузов;

□ демпинговая стоимость обучения (по крайней мере в первое время);

□ отток из российских вузов квалифицированных преподавателей и перспективных молодых выпускников;

□ превращение значительной части наших вузов фактически в филиалы иностранных вузов, осуществляющие начальное высшее образование;

□ сокращение числа российских вузов, осуществляющих постградуапьное обучение (т.е. обучение в магистратуре и аспирантуре), и числа выпускников на уровне магистра и кандидата наук.

Противоречивый характер глобализации отражается и на процессе модернизации системы российского образования. Выше уже отмечалось, что Россия стремится найти и занять свое место в европейском образовательном пространстве и выполняет свои обязательства: осуществляет переход на двухуровневую систему образования; решает вопросы качества образо -вания; развивает мобильность студентов и преподавателей; занимается вопросами трудоустройства выпускников. Однако отсутствуют теоретические основы управ -ления системой образования. Это означает, что необходима институционализация управления, развитие научных основ управления в обществе и обществом, так как существующая сегодня иерархическая структура уп -равления, основанная на администрировании, не отвечает требованиям информационного общества. В условиях динамично развивающихся информационных процессов в обществе необходимы не только специалисты по управлению, но и новые механизмы, вовлекающие всех заинтересованных граждан, общественность в решение накопившихся в образовании проблем.

Следовательно, переход к сетевой модели управления системой образования связан также и с развитием образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех стран-участниц Болонского процесса, а также самих участников образовательного процесса □ обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Для этого необходимо

расширить участие граждан в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в образовании и на этой основе сформировать эффективную модель управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной деятельности.

Таким образом, воздействие глобализации мировой экономики на сферу образования □ сложный процесс, требующий решения целого ряда проблем: изменений в управлении ресурсами, направленными в систему образования, повышения качества образования в соответствии не только со внутренними, но и с мировыми критериями его оценки, модернизации кадров высшего образования, включая подготовку профессорско-преподавательского состава на современном уровне развития информационных технологий глобальных коммуникаций, обеспечения гибкости процесса обучения, а также свободы индивидуума в выборе направлений обучения. Ре -шение данных проблем позволит российскому образованию выйти на новый качественный уровень, что выступает необходимым условием для усиления конкурентоспособности страны в мире.

1. Блинова Т.В., Русановский S.A. Теоретические подходы к исследованию межрегиональных различий российского рынка труда // Вестник СГСЭУ. 2009. №5(29).

2. Русановский S.A., Якунина A.S. Построение эффективной системы высшего образования: опыт Бельгии и целесообразность его использования в России // Вестник СГСЭУ. 2008. №1(20).

3. Сальников Н. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2008. №8.

УДК 338.24:656 А.Б. ПиСЬМвННЭЯ

ИПГППППППГПГГ

шшишш □□шшшп □ ЛГТШШП пггпггпгп □□глшшш гглппшгшпп гсюплшш

В статье обсуждаются результаты численного моделирования иерархической структуры управления транспортной организации. Показано, что внедрение элементов матричной структуры управления приводит к росту организационной эффективности системы управления.

Ключевые слова: организационная эффективность, матричная структура управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.B. Pismennaya

IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE TRANSPORT COMPANY MANAGEMENT STRUCTURE BY IMPLEMENTING ELEMENTS OF THE MATRIX MANAGEMENT STRUCTURE

The paper presents results of mathematical simulations of the hierarchical management structure of the transport organization. The author shows that introduction of elements of the matrix management structure leads to an improvement of management system efficiency.

Key words: organizational efficiency, matrix management structure.

В настоящее время для предприятий РЖД вопрос ли, в ходе которой возникают новые самостоятельные

эффективности является одним из самых актуальных хозяйствующие субъекты. Для них характерны большой

[3]. Это связано с продолжающейся реформой отрас- территориальный охват операционной деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.