раскопки «обитаемых горизонтов» первобытного человека, названного homo habilis - «человек умелый», в ущелье Олдувай, Танзания). Ударяя по камню, он преобразовал не только камень, но и самого себя: собственноручно высекал в дарованном ему от природы теле первую искру человечности.
Под давлением археологических открытий даже кассиреровское «животное символическое» обнаруживает склонность мутировать в «трудящееся животное»: «Самая главная характеристика человека, его отличительный признак - это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности определяет область «человечности» (Кассирер Э. Избранное).
Теоретически определить человека можно, вообще говоря, как угодно - приняв за его отличительный признак мышление или речь, игру или смех, физический облик или устройство мозга и т.д. Сам же человек отделяет себя от животных практически - «опредмечивая» собственные потребности во внешнем мире, созидая трудом своих рук «неорганическое тело» культуры. Человек впервые рождается в процессе труда.
Создавая что-либо по-человечески, ты всякий раз создаешь не что иное, как человека: ты практически определяешь себя, «самоопределяешься». Иошо faber (лат. - человек искусный, человек-мастер) - сам творец любых своих дефиниций.
Т.В. ПЕТРЕНКО, канд. филос. наук, доц. каф. ЭиФ ТИУиЭ
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Глобализация мировой экономики представляет собой интернационализацию производительных сил, повышение мобильности факторов производства, в том числе и рабочей силы. Качест-венный скачок в развитии производительных сил определил поступательное движение стран к экономике знаний, характеризующейся высокими требованиями к профессиональной подготовке работников. Означенные процессы формируют необходимость универсализации образовательных систем для мобильности студентов, преподава-
телей, исследователей с целью повышения качества образования. Участие России в Болонском процессе выступает необходимым и существенным условием полноценного включения страны в мировое экономическое пространство. При этом необходимо учитывать как зарубежный опыт, безусловно заслуживающий внимания, так и опираться на уже существующую в стране образовательную парадигму, трансформируя ее с учетом требований международного и внутреннего рынка труда.
Глобализация; экономика знаний, универсализация образовательных систем, Болонский процесс, двухуровневая система подготовки специалистов (бакалавр, магистр), кредитно-модульная система, Европейская система перезачета кредитов (ЕСТБ).
Современное мировое хозяйство представляет собой многоуровневую глобальную экономику, которая связывает национальные хозяйства в единую систему с помощью международного разделения труда. Этот объективный процесс привел вначале к переходу от внутристрановых экономик к страновым, затем трансформировал их в региональные экономики и сформировал современные предпосылки развития глобальной экономики. Под глобализацией в современной науке принято понимать накопление структурных сдвигов и поэтапного формирования целостного, взаимосвязанного и взаимозависимого всемирного хозяйства, отдельные звенья которого органически переплетены непрерывно укрепляющимися финансово-экономическими, производственно-технологическими, информационными, культурными, социально-политическими и другими связями [1]. Экономический аспект выступает, по-видимому, ключевым в глобализационном процессе. Он представлен, прежде всего, растущей взаимосвязью национальных экономических систем, усилением мобильности ос -новных факторов роста производства - капитала, рабочей силы, технологий, информации, расширением рыночных механизмов во всех странах и преобладанием на мировом рынке экономик открытого типа,
для которых характерна дальнейшая либерализация всех сфер хозяйственной жизни. Приоритетное же значение в распространении экономических факторов глобализации имеет ориентация наиболее развитых стран на переход к экономике знаний, основывающейся на актуализации интеллектуальной собственности и капитала, формировании глобального рынка труда с устойчивым спросом на кадры, обладающие высшим уровнем интеллектуального потенциала. Информация в подобном обществе, естественно, начинает играть решающую роль, прежде всего, в сфере производства материальных благ, в которой происходит слияние экономических и технологических факторов. При этом, если речь заходит о трансляции информации по отношению к конкретному адресату, то на приоритетное место выходит качество обучения. То есть объем усвоенной информации, возможность ее творческого применения и приумножения становится важнейшей характеристикой качественных особенностей работника, независимо от страны, где он реализует свои профессиональные функции. В итоге значительные масштабы либерализации стимулируют повышение мобильности рабочей силы с устойчивым ростом спроса на вье око квалифицированные кадры на мировом рынке, подготовка которых должна быть
в достаточной мере универсализирована, из чего вытекает необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без которой свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Мир все в большей степени осознает себя как единое целое. Образование - это сфера, которая в значительной степени влияет на формирование общества, поэтому разнородность образовательных систем препятствуют его объединению.
В данном случае наибольшее значение приобретает формирование такой модели образования, которая бы соответствовала современным реалиям развития не столько национальной, сколько мировой экономики. Конечно же, в заданных условиях формирование эффективной модели экономического образования выступает ключевым фактором адаптации страны к новой экономической реальности. Эю положение, прежде всего, связан) с необходимостью изменения подходов к пониманию роли человека в обществе, к реализации им его экономических функций вне зависимости от того, в какой сфере экономической деятельности располагаются его профессиональные интересы.
Сейчас любое образование в нашей стране, в том числе и экономическое, преимущественно связано с традиционной трансляцией накопленного опыта и ориентировано в большей степени, на узкоспециализированные программы передачи сложившейся сис-темы знаний в конкретных отраслях науки, что при современных методах обучения уже сегодня запрограммировано на подготовку специалистов «уходящего дня». Обучение в высшей школе длится 5-6 лет. Эю большой срок, учитывая скорость внедрения новых технологий в промышленности и науке. Это определяет подготовку специалистов, ориентированных на работу в заданных, стационарных условиях, т.е. на выполнение ограниченного набора профессиональных функций. Однако современный глобализирующийся мир - очень динамичная среда, требующая от любого профессионала новых компетенций, преимущественно связанных с быстротой реакции на изменения и возможностью получения и генерации нового знания, адаптации к новым требованиям реальности и высокой психологической устойчивости к изменениям. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Конечно же, подготовка подобных специалистов требует значительных преобразований в модели образования всех уровней, от начального школьного до вузовского, но с учетом тех национальных традиций, которые определяют уже функционирующую образовательную систему.
Понимание сложившейся ситуации достигнуто во всех ведущих странах мира, которые находятся в поиске новой модели образования, позволяющей готовить специалистов во всех областях профессиональной деятельности, адекватно соответствующих современным реалиям развития мировой экономики. Так, начало процесса сближения и «гармонизации» систем образования стран Европы можно отнести еще к середине 1970-х гг., когда Советом министров ЕЭС бы-
ла принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. В мае 1998 г. министры образования таких стран, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, приняли Сорбонне кую декларацию о гармонизации архитектуры высшего образования в Европе [2]. В июне 1999г. в Болонье, на собрании ректоров европейских университетов по случаю 900-летия старейшего университета Европы, министрами образования 29 европейских стран была принята «Декларация о европейском пространстве для высшего образования». В ней предложена система мер, направленных на соизмеримость и конкурентоспособность европейского образования с американским и другими системами образования с целью универсализации высшего образования и содействия трудоустройству европейских дипломированных специалистов во всем мире.
Долгосрочная цель Болонского процесса - «создание общеевропейского пространства высшего образования для повышения мобильности граждан на рынке труда, усиления качества и конкурентоспособности европейского высшего образования» [2]. Для реализации поставленной цели было определено, что во всех странах, участвующих в образовательной реформе, вводятся универсальная система, обеспечивающая сопоставимость дипломов и переход на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр -магистр), кредитная система как средство повышения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала университетов (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), принимается общий рамочный подход к квалифика-циям уровней бакалавра и магистра, обеспечивается сопоставимость дипломов, отдельных курсов и кредитов, создается целостная система качества образования и организуется информационный обмен. Кроме того, важное значение придается «европейскому измерению» высшего образования (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышению привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализации социальной роли высшего образования, его доступности, развитию системы дополнительного образования или так называемому «образованию в течение всей жизни».
Итак, введение Болонской системы предполагает, прежде всего, применение двух уровней высшего образования: первый - бакалавриат (степень «бакалавр»), второй - магистратура (степень «магистр»). Кроме того, для людей, склонных к научному поиску, вводится докторантура (степень «доктор»). Корректной в Болонском процессе признана модель бакалавриат + магистратура + докторантура с годами обучения 3 + 2 + 3 или 4 + 1 + 3. Бакалавр представляет собой самодостаточное высшее образование первого уровня.
Существенным аспектом создания общеевропейского пространства высшего образования выступает кредитно-модульная система, которая является центральным звеном универсализации образования. Она предполагает введение академического кредита, т.е. единицы трудоёмкости учебной деятельности студента. За семестр начисляется 30 академических кредитов. Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180 кредитов (три года обучения) или не
менее 240 кредитов (четыре года обучения). Для получения степени магистра студент должен набрать в общей сложности не менее 300 кредитов (пять лет обучения). Кредиты начисляются после успешной сдачи (положительная оценка) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачёта, теста и т.п.), и их количество не зависит от оценки. Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов, т.к. в трудоёмкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка и сдача экзаменов и т.п. Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не регламентируется. Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок: А - «отлично»; В - «очень хорошо»; С - «хорошо»; D - «удовлетворительно»; Е
- «посредственно»; F (FX) - «неудовлетворительно».
Введение Европейской системы перезачета кредитов (ECTS) является инструментом универсализации системы высшего образования стран и одной из наиболее технически и содержательно сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обес-печивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988г. и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Сопоставимость учебных планов позволяет студентам выбирать программы, соответствующие получаемой ими квалификации, которые при условии их успешного завершения засчитываются как пройденный материал в своем университете. Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для программы полного академического года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты.
Для участия в системе университеты готовят ежегодно обновляемые информационные пакеты с полным описанием курсов, их содержания, требований к подготовке, системыоценки, методикиобучения, структуры кафедр, ведущих подготовку. Кроме того, информация должна включать полный учебный план по данному уровню подготовки, общую информацию об университете, инфраструктуре, административных процедурах для регистрации в программе и академический календарь. Информационный пакет готовится на родном и одном из иностранных языков и распространяется по всем партнерским университетам. За последние годы введение системы ECTS в высших учебных заведениях осуществлялось через программу ЕС Socrates-Erasmus. В настоящее время порядка 1200 из 1820 образовательных учреждений в ЕС, имеющих контракт на институциональном уровне с Socrates-Erasmus, получили гранты Socrates для введения системы ECTS. Однако было бы неправильным полагать, что две трети вузов сегодня применяют систему ECTS и что задача сводится лишь к вовлече-
нию в этот процесс остальной трети. Признание кредитов ЕСТ8 за сроки обучения за границей изначально предполагалось на основе предварительных соглашений между академическим персоналом об уровне, содержании и учебной нагрузке программ курсов. Система ЕСТ8 требует не просто подсчета учебной нагрузки каждой дисциплины и соответствующего числа кредитов, но (и этим аспектом часто пренебрегают) детального описания всей программы обучения в институте с информацией о содержании и методике обучения, методов оценки программ курсов, а также об услугах по поддержке международных студентов. Существенная черта системы ЕСТ8 заключается в том, что кредиты сами по себе не яв-ляются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на соответствующем уровне для признания квалификации.
К основным достоинствам системы принято относить:
^ облегченное признание сроков обучения за границей;
большую степень прозрачности реальной студенческой нагрузки;
^ ЕСТ8 в наибольшей степени соответствует представлениям о необходимых реформах; большую гибкость в определении индивидуальных программ обучения.
Использование системы ЕСТ8 для перезачета кредитов особенно широко распространено в таких странах, как Греция и Швеция (80%), Финляндия и Польша (81,5%), Австрия (84%), Румыния (87%), Норвегия (90%), Ирландия и Дания (93%). Другие системы, отличные от ЕСТ8, применяются в Великобритании (45,5%) и Турции (58%). В некоторых странах сравнительно большой процент не использует ни систему ЕСТ8, ни иную аналогичную систему, например, в Португалии (34%), Болгарии (38,5%) и Венгрии (44%). В странах Юго-Восточной Европы около 75% вузов еще не внедрили ЕСТ8 как систему перезачета кредитов [3].
Одним из ключевых и широко обсуждаемых в рамках Болонского процесса является вопрос о сопоставимости дипломов, при этом особое внимание уделяется Приложению к диплому, которое подготавливается университетами по модели, разработанной совместной рабочей группой, включающей экс -пертов Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО. Шаблон существует на 11 языках и дает полное описание предметов, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома; полученной квалификации; уровне квалификации; содержании программ и результатах; информации о функциональном назначении квалификации; дополнительной информации; информации о национальной системе образования. Приложение к диплому повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда. Одновременно с этим, защищая автономию университетов, приложение дает общую рамку взаимодействия, обеспечивает полноценной информацией об универ-
стетских программах партнерские образовательные организации и граждан, способствует продвижению университетов за рубежом.
Россия объявила о присоединении к Болонской системе в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса. Пока совместимости российских дипломов с европейскими мешает неоднородность российского образования, и эта Западе известны лишь крупнейшие вузы, такие как сложная проблема требует немедленного решения. По мнению европейских чиновников, качество образования в нашей стране очень разнится. Огромная пропасть лежит между столичными и провинциальными вузами. На МГУ, МИФИ, МГТУ им. Баумана, некоторые университеты Санкт-Петербурга. Про учебные заведения других городов им неизвестно ничего. При подписании Болонской декларации были взяты обязательства, что к 2010г. Россия завершит мероприятия, которые позволили бы ей присоединиться к Болонскому процессу. В частности, присоединившаяся страна обязана выполнить следующие условия: ввести двухступенчатую систему образования (бакалавриат и магистратуру), обеспечить организацию и аккредитацию учебных заведений, а также ввести сис-тему зачетных единиц и учета часов изучаемых дисциплин, принятую в Европе.
В академическом сообществе нашей страны сложилось противоречивое отношение к основным идеям Болонского процесса: от их полного отрицания до стремления к скорейшей реализации. Сторонники данной системы подчеркивают логическую связь, существующую между российским и европейским образованием, т.к. российская образовательная система, основы которой были заложены Петром Великим, имеет европейские корни и логичным представляется, по крайней мере, учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной. На Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей, а эти связи реализуются, прежде всего, людьми с высшим образованием, и если оно будет сопоставимо с образованием в странах-партнерах, то налаживать и поддерживать связи будет легче. Однако полноценное участие России в формировании общеевропейского пространства высшего образования потребует системных усилий по всем ас -пектам сотрудничества, и на данном пути возникают серьезные препятствия:
- сложившаяся российская модель специфична и степень «специалист» не вписывается в Болонскую систему;
- введение двухуровневого образования предполагает, что рынок труда уже заинтересован в приходе на него бакалавров и магистров. Российские работодатели, привыкшие к традиционной квалификации специалистов, воспринимают диплом бакалавра как неоконченное высшее образование;
- открытым остается вопрос о сопоставлении отечественной двухступенчатой модели (кандидат и доктор наук) и одноступенчатой западной модели (доктор);
- введение системы «кредитов», если выбирать предметы для изучения станут сами студенты, будет
предполагать ежегодное формирование учебного плана в зависимости от данного выбора, а это потребует не только коренного изменения стандартов, но и перевода основного числа преподавателей на контракт, т.к. вузу уже не понадобится столько штатных преподавателей, их будут набирать под конкретную образовательную программу.
Кроме того, при переходе к подобной системе образования необходимо уделить внимание вопросу содержания образования: наша страна имеет свои школы, теоретические подходы, методы, базовые принципы и системы оценок, которые заложены в образовательный процесс начиная со школы. Трансформация высшей школы не может опираться на существующую образовательную традицию, а это может привести к возникновению несоответствия образовательных программ и снижению общего уровня эффективности подготовки специалистов. Речь может идти не о полной замене сложившейся модели, а о постепенной ее трансформации с учетом современных реалий. Изменения в образовательной системе могут быть целесообразными лишь при комплексном подходе к формированию всех ступеней образовательного процесса - от начальной школы до вуза. Тем не менее нерешенность обозначенных проблем не делает процесс перехода к новой модели образования менее актуальным. Несмотря на неоднозначные оценки европейского образовательного пространства и неоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитие Болонского процесса является инструментом гармонизации систем высшего образования стран-участниц и может быть взаимовыгодным способом формирования единого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшего образования. Участие России в этом процессе позволит добиться равноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, но и в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов и укрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразно рассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформирования отечественной системы образования, ее сближения с европейской при условии со -хранения фундаментальных ценностей и особенностей отечественной системы образования.
Проблематика Болонского процесса не ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ или международный терроризм. В широком смысле слова Болонский процесс - это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств. Одна из ключевых сфер национальной идентичности - высшее образование - все более ин-тернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению.
ЛИТЕРАТУРА
1. КучуковР., Савка А. Некоторые особенности процессов глобализации //Экономист. 2003. №5.
2. Ларионова М.В. Развитие интеграционных процессов в образовании. Анализ европейского опыта // Высшее образование сегодня. 2006. № 3.
3. www.esib.org/documents/blackbook.pdf