УДК 378.1
ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ
И. Б. Стукалова
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Статья посвящена рассмотрению предпосылок и условий развития интеграционных процессов в сфере высшего образования. Актуальность темы определена стоящими перед Россией вызовами интеграции в глобальную образовательную среду посредством конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг и экспорта российского образования. Целью статьи является исследование и классификация предпосылок и условий интеграции российской системы высшего образования в глобальное образовательное пространство. Автор обобщил теоретические основы интернационализации, глобализации и интеграции в сфере образования, проведя сравнительный анализ соотношения этих понятий. Интернационализация исторически и логически предшествует глобализации, которая представляет собой итог и высшую ступень интернационализации. Интеграция предполагает развитие международного сотрудничества в сфере образования на государственном уровне и представляет собой сближение национальных образовательных систем. Далее автор провел количественную оценку интернационализации высшего образования по критерию академической мобильности студентов и на ее основе сделал вывод о невысокой степени интернационализации российских университетов и недостаточной вовлеченности российских студентов в обменные процессы. Автором эмпирически доказано, что на степень интернационализации оказывают влияние факторы студенческого выбора станы и университета обучения, а язык преподавания является одним из важных факторов, определяющих выбор иностранными студентами страны и университета обучения. Автор сделал вывод, что в основе интеграционных процессов в сфере высшего образования лежат общесистемные и специфические (геополитические, социально-экономические и культурно-образовательные) предпосылки. Они могут быть реализованы через создание системы соответствующих условий, способствующих развитию интеграционных процессов; которые, в свою очередь, должны базироваться на факторах студенческого выбора станы, вуза и программы обучения. Методы, используемые автором: дедукция, количественный и сравнительно-логический анализ.
Ключевые слова: высшее образование, интеграция, международное сотрудничество, академическая мобильность, предпосылки и условия.
Благодарности: статья подготовлена в рамках выполнения задания № 26.7980.2017/БЧ Министерства образования и науки РФ «Интеграционные процессы в сфере высшего образования: мировые тенденции, подходы и модели».
INTEGRATION IN THE SPHERE OF THE HIGHER EDUCATION: PREREQUISITES AND CONDITIONS
I. B. Stukalova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Our paper tackles the consideration of prerequisites and conditions of development of integration processes in the sphere of the higher education. Relevance of a subject is determined by the challenges of integration into the global educational environment facing Russia by means of the competition in the global educational market and export of Russian education. The purpose of the research is to research and classify the prerequisites and conditions of integration of the Russian system of higher education into global educational environment. The author generalized theoretical bases of internationalization, globalization and integration in education, having carried out the comparative analysis of a ratio of these terms. Historically and logically Internationalization precedes globalization, which is a result and the highest step of internationalization. Integration assumes development of the international cooperation in education at the state level and represents rapprochement of national educational systems. The author carried out a quantitative assessment of internationalization of the higher education by criterion of the academic mobility and demonstrated a low level of Russian university internationalization and poor involvement of Russian students into exchange processes. The author empirically proved that factors of a student's choice country and university influence on level of internationalization, and teaching language
© Стукалова И. В., 2017
is one of the important factors determining foreign student's choice of a university and a country of study. The author concluded that the integration processes in the sphere of higher education are based on system-wide and specific (geopolitical, socio-economic and cultural-educational) prerequisites. They can be implemented through the creation of a system of appropriate conditions conducive to the development of integration processes; which, in turn, should be based on factors of student choice of the country, university and training program. Methods used by the author are deduction, quantitative and comparative-logical analysis.
Keywords: the higher education, integration, international cooperation, academic mobility, prerequisites and conditions.
Acknowledgments: the article was prepared within the framework of the assignment № 26.7980.2017 / BC of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation "Integration Processes in Higher Education: Global Trends, Approaches and Models".
В современных условиях перед Россией встает вызов интеграции в глобальную образовательную среду посредством конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг и экспорта российского образования. Выступая на заседании президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Д. Медведев заявил, что «экспорт российского образования должен стать национальной задачей»1. В этой связи анализ предпосылок и условий интеграции России в глобальное образовательное пространство приобретает особую актуальность.
Целью данной статьи является исследование и классификация предпосылок и условий интеграции российской системы высшего образования в глобальное образовательное пространство.
Соотношение понятий «интернационализация», «глобализация» и «интеграция высшего образования»
Среди факторов, определяющих современное развитие высшего образования в мире, важное место занимают процессы интернационализации, глобализации и интеграции. Выявление различий и адекватная трактовка терминов «интернационализация образования», «глобализация образования» и «международная интеграция в образовании» являются необходимым условием эффективной организации межгосударственного сотрудничества в этой сфере.
В профессиональной среде широкое признание получило определение интернационализации образования, которое сформулировала Дж. Найт [12, с. 2-3]. В соответствии с ее видением интер-
1 «РосБизнесКонсалтинг» - информационное агентство. URL: www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7B (дата обращения: 05.07.2017).
национализация представляет собой процесс интеграции международных, межкультурных и глобальных элементов в образовательные, научные и административные функции высшего образования. Таким образом, под интернационализацией в сфере высшего образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение.
Что касается глобализации, большинство исследователей в широком смысле под глобализацией образования понимают качественно новый процесс создания всемирной единой унифицированной системы, при которой стираются различия между входящими в нее образовательными системами, а в узком - процесс все большего приспособления системы обучения к запросам глобальной рыночной экономики [5, с. 281, 284; 6, с. 53].
Интернационализация исторически и логически предшествует глобализации, которая представляет собой итог и высшую ступень интернационализации.
В последние годы в трудах российских исследователей широкое распространение получил термин «интеграция в сфере образования», в контексте интеграции национальной системы образования в мировое образовательное пространство [1; 2; 3; 4; 7]. Данный термин получил в России определенную легитимность и используется даже в правительственных документах. В XXI веке интернационализация высшего образования претерпевает существенные изменения. Прежде всего происходит смещение мотивов интернационализации от культурных и образовательных к экономическим. На высшее образование усиливается влияние процесса глобализации экономики. Региональные
и глобальные договоры и альянсы стимулируют мобильность профессиональных услуг и специалистов так же, как движение товаров, капитала и граждан через национальные границы. Это требует глобальных подходов к определению качества образования и разработки общих критериев его оценки. Возникают международные системы лицензирования и аккредитации как средство укрепления международной мобильности специалистов. Изменяется и роль правительства в регулировании высшего образования. Изменяется профиль и возраст студентов. По своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Интеграция трактуется как совершенно закономерный, предсказуемый и естественный процесс, свойственный системе образования различных государств. Кроме того, интеграция - направление намного более серьезное и сложное, нежели интернационализация, поскольку «в данном случае речь идет уже не просто о сотрудничестве при обмене знаниями и студенческой мобильности, а о развитии этих связей на государственном уровне» [6, с. 53-54].
Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что международная интеграция в сфере высшего образования - это результат углубления и развития процесса интернационализации и интеграция национальных образовательных систем.
Многие правительства и наднациональные институты проявляют заинтересованность в развитии научных, культурных, социальные и политические связи между странами. Это наиболее очевидно на примере Европейского Союза, который еще в 2011 году поставил амбициозную цель, что к 2020 году 20 % выпускников вузов с высшим образованием будет иметь опыт обучения или стажировки за рубежом1.
Оценка степени интернационализации российского высшего образования
Академическая мобильность студентов является одним из важнейших индикативных показателей степени интернационализации и эффективности
1 Council conclusions on the modernization of hight education 312862 Education, Youth, Culture and Sport Council meeting, Brussels, 28-29 November 2011, Council of the European Union, Brussels. Available from: www.consilium.europa.eu/ uedoc/cms_data/docs/pressdata/en/educ/126375.pdt (accessed 05.07.2017).
интегративных процессов в сфере образования. Привлечение иностранных студентов в вузы РФ позволяет интегрировать национальную образовательную систему в единую международную зону высшего образования. В этой связи очень важно иметь количественную характеристику интернационализации высшего образования по критерию академической мобильности.
Основными странами-поставщиками образовательных услуг являются Австралия, Канада, Франция, Германия, Великобритания и США. Указанные пять стран принимают более 50 % иностранных студентов со всего мира. В рамках стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 6 % студентов, получающих высшее образование в 2014 году, были иностранными студентами. Более половины (53 %) иностранных студентов были выходцами из Азии. Страна с самым большим количеством граждан, обучающихся за границей, является Китай, за ним следуют Индия и Германия [10].
Увеличение глобального спроса на высшее образование, снижение транспортных и коммуникационных издержек, а также интернационализации рынка труда являются мощными стимулами для получения высшего образования за рубежом. Количество иностранных студентов, обучающихся во всем мире, неуклонно возрастает. По прогнозам ЮНЕСКО, численность иностранных студентов в мире уже к 2025 году может превысить
п 2
7 млн человек .
Однако доля иностранных студентов сильно различается в разрезе отдельных стран. Что касается России, то в настоящее время, по данным ОЭСР, на ее долю приходится только 3-4 % иностранных студентов. Доля же российских студентов, проходящих обучение за рубежом, не превышает 1 % от их общей численности. При этом в последние годы наблюдается тенденция к повышению привлекательности получения российского высшего образования иностранными гражданами. Данные о динамике иностранных студентов, обучающихся в российских вузах на программах высшего образования, представлены на рисунке 1.
За последние пятнадцать лет количество иностранных студентов возросло в 3,3 раза. Их удельный вес в общем количестве студентов увеличилось более, чем в 3,4 раза. По данным Росстата, число иностранных студентов в РФ в государственных
2 «РосБизнесКонсалтинг» - информационное агентство. URL: www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7B (дата обращения: 05.07.2017).
и муниципальных и частных образовательных организациях высшего образования в 2015/16 учебном году составило около 242,5 тыс. человек, или 5 % от общего числа студентов в РФ1. При этом около 75 тыс. получали высшее образование за счет средств федерального бюджета России. В этом процессе задействовано более 400 российских университетов, среди которых не только элитные и исследовательские, но и региональные вузы. Однако при наличии положительных тенденций степень интернационализации российского образования и вовлеченность российских студентов в обменные процессы и по критерию студенческой академической мобильности остается достаточно низкой. В настоящее время правительство РФ поставило амбициозную задачу увеличить количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, в три раза уже в 2017 году - до 710 тыс. человек2. Для выполнения поставленной задачи, необходимо четко понимать мотивационные факторы определяющие выбор студентами страны, вуза и программы обучения.
6 -
5 -
4 П
3
2 П
1
0
»V- ^ ^
Рис. 1. Доля иностранных студентов, получающих высшее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования РФ на начало учебного года3 / Fig. 1. Proportion of foreign students receiving higher education in state and municipal educational organizations of higher education of the Russian Federation at the beginning of the academic year
1 «РосБизнесКонсалтинг» - информационное агентство. URL: www.rbc.ru/economics/30/05/2017/592d4f6a9a79471d54c0c2f7B (дата обращения: 05.07.2017).
2 Там же.
3 Официальный сайт Федеральной службы государственной
статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13/Main.htm (дата обращения: 05.07.2017).
Факторы студенческого выбора страны, вуза и программы обучения
По мнению экспертов, факторами, определяющими выбор иностранных обучающихся, являются: распространенность языка обучения, качество образования; репутация вузов, стоимость обучения и проживания, миграционная политика сопоставимость квалификационных требований, а также географические, климатические и национальные особенности принимающей страны. Представляется, что важнейшим фактором студенческого выбора является качество образования. Есть прямая тесная связь между позицией вуза в академических рейтингах и его привлекательностью для иностранных студентов [11, с. 271-272].
В 2015 году ФГАНУ «Социоцентр» при Министерстве образования и науки РФ провел масштабное исследование с целью выяснить, почему иностранцы выбирают российское образование. 27 % респондентов ответили, что ключевым критерием для них является высокое качество российского образования, 24 % отметили приемлемую стоимость обучения4.
Важным сдерживающим фактором для притока иностранных студентов в РФ является язык преподавания. Страны с наиболее распространенными языками - английским, французским, немецким, русским и испанским - могли бы быть наиболее привлекательны для иностранных студентов. Высокую значимость языкового фактора подтверждает анализ структуры контингента иностранных студентов, обучающихся в России. Доля России в международном потоке иностранных студентов формируется в основном за счет русскоговорящих студентов из стран СНГ: Казахстана, Белоруссии и Туркмении. 70 % всех иностранных студентов, получающих высшее образование в России, - это выходцы из стран СНГ, в основном русскоязычные или этнические русские, около 14 % - представители стран Азии, остальные 7 % - представители стран Африки, Европы и Америки.
В настоящее время англоязычные страны являются лидерами по приему студентов (по соотношению иностранных и национальных студентов). Так, Австралия, Южная Африка, Новая Зеландия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки имеют самый высокий показатель соотношения иностранных и национальных студентов. Именно языковые барьеры являются одним
4 «Русский мир» - Информационный портал фонда «Русский мир». URL: www.russkiymir.ru/ (дата обращения: 10.05.2017).
из важнейших факторов, сдерживающих приток иностранных студентов в Россию. Специалисты ОСЭР в своем ежегодном докладе 2013 года отнесли Россию в группу стран, где университеты практически не предлагают образовательные программы на английском языке [11].
Предпосылки и условия развития интеграционных процессов в сфере образования
Фундаментальной основой интеграционных процессов в сфере образования является универсальный характер знаний. Анализ интеграционных процессов, происходящих на мировом образовательном пространстве, позволил выявить и структурировать предпосылки, оказывающие на них влияние.
Представляется целесообразных выделить две группы предпосылок: общесистемные, присущие интеграционному вектору развития мировой экономики и общества в целом, и специфические, присущие вектору развития высшего образования. Общесистемные предпосылки также условно можно разделить на объективные: глобализация мировой экономки и глобализация мирового рынка труда и субъективные - ментальность заказчиков и потребителей образовательных услуг. Современные заказчики образовательных программ бакалаврского уровня (родители абитуриентов) как правило, относятся к так называемому поколению Х (родились с 1965 по 1982 годы), которое стояло у истоков зарождения Интернета. Современные потребители услуг высшего образования -это в основном дети поколения Х (родились после 2000 года). Представители поколения Ъ, активно использующие компьютерные гаджеты и живущие в среде Интернет, абсолютно космополитичны. Это первое поколение, которое родилось в условиях глобализации и готово стать «людьми мира». Зачастую термин «поколение 2» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». У представителей поколения Ъ сформирован весьма специфический подход к процессу обучения, они готовы к самообразованию, получая необходимую информацию через глобальную сеть Интернет, находясь при этом в любой точке мира.
Специфические предпосылки интеграции можно условно разделить на три подгруппы: геополитические, социально-экономические и культурно-образовательные.
К геополитическим предпосылкам можно отнести:
• наличие исторических связей между государствами и народами;
• формирование межгосударственных интеграционных блоков;
• территориальную близость, часто наличие общих границ.
К социально-экономическим предпосылкам относятся:
• формирование экономических межгосударственных объединений и союзов;
• уровень развития национальной экономики;
• наличие сложившихся торгово-экономических отношений и связей между государствами;
• уровень информатизации общества.
К культурно-образовательным предпосылкам можно отнести следующие:
• усиление конкуренции на национальных образовательных рынках и в рамках мирового образовательного пространства;
• переход на многоуровневую систему образования и появление новых типов и видов образовательных программ;
• схожесть национального законодательства, регулирующего образовательную деятельность;
• схожесть культурно-образовательных традиций отдельных государств.
На сегодняшний день можно привести целый ряд реально существующих и успешно функционирующих межгосударственных объединений, например, Европейский союз и Содружество Независимых Государств (СНГ). Постсоветская интеграция пошла по пути формирования более компактных и действенных субрегиональных объединений: Евразийское экономическое сообщество, Союз Белоруссии и России, Центрально-азиатское экономическое сообщество, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая, кроме бывших союзных республик СССР, интегрирует Китай, и ряд стран-наблюдателей: Индию, Иран, Монголию, Пакистан.
Важное значение имеет также территориальная близость, позволяющая существенно снизить транспортные и коммуникационные расходы. Например, студенты из Бельгии, Франции Германии выбирают университеты Люксембурга. В настоящее время именно Люксембург является мировым лидером по доле иностранных студентов, где данный показатель достигает 44 %. 57 % иностранных студентов в Чехии являются выходцами из Словакии. В ОЭСР более 60 % студентов, выбравшими в качестве страны обучения Чехию, Японию и Польшу, приехали из пограничных
государств [10]. В России две трети всех иностранных студентов - граждане стран СНГ.
Предпосылки интеграционных процессов представляют собой лишь потенциальные возможности, которые могут быть реализованы лишь при создании системы условий, благоприятствующих развитию интеграционных процессов.
Условием для реализации общесистемных предпосылок интеграции в сфере образования является активная государственная политика по продвижению национальных институтов образования в глобальном пространстве национальных правительств. Для каждой группы предпосылок правительства должны создать целый ряд условий для интеграции национальной образовательной системы в мировое образовательное пространство.
Условиями для реализации геополитических предпосылок являются:
• упрощение процедуры принятия иностранных обучающихся;
• создание культурно-языковой среды в образовательных учреждениях;
• создание коммуникационных условий обучения, в первую очередь, это язык преподавания, развитие англоязычных образовательных программ;
• разработка эффективных форм организации и методов обучения иностранных обучающихся национальному языку;
• формирование лояльной миграционной политики в отношении иностранных студентов.
Условиями для реализации социально-экономических предпосылок являются:
• наличие системы государственных мер по поддержке, в том числе социально-экономической, иностранных учащихся;
• развитие сетевого сотрудничества образовательных учреждений с зарубежными вузами-партнерами;
• достижение современного уровня развития электронных и дистанционных образовательных технологий.
Культурно-образовательные предпосылки должны быть реализованы через обеспечение гарантий качества и повышения конкурентоспособности национального образования в мировом контексте.
Формирование условий развития международной интеграции в сфере образования должно базироваться на факторах студенческого выбора страны и вуза обучения. Для успешной реализации стратегии интеграции спектр условий, предлагаемых тем или иным государством или их объеди-
нением, должен максимально коррелировать с факторами студенческого выбора (см. рис. 2).
Таким образом, геополитические условия сопряжены с языком преподавания; социально-экономические - со стоимостью обучения и проживания в стране, а также транспортными и визовыми расходами, которые должен понести потенциальный студент в рамках академической мобильности; культурно-образовательные - с качеством образования и репутацией вуза.
Подведем итог. В основе интеграционных процессов в сфере образования лежат общесистемные и специфические (геополитические, социально-экономические и культурно-образовательные) предпосылки, которые могут быть реализованы через создание национальными правительствами системы соответствующих условий, способствующих развитию интеграционных процессов; которые, в свою очередь, должны базироваться на факторах студенческого выбора страны, вуза и программы обучения.
Факторы студенческого выбора
Рис. 2. Предпосылки и условия развития интеграционных процессов в сфере образования /
Fig. 2. Prerequisites and conditions for the development of integration processes in the sphere of education
Литература
1. Гарусова Л. Н., Пигинешева А. П. Международное сотрудничество современного регионального университета в контексте интернационализации образования // Науковедение. 2013. № 6 (19) C. 1-19. URL: http://https:// elibrary.ru/download/elibrary_21405277_12284829.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
2. Гарусова Л. Н., Сухая А. Е. Интернационализация высшего образования и международная деятельность университетов российского Дальнего Востока. Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 2. С. 9-18. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 22562596_47932717.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
3. Гиниятуллина Д. Р. Болонская декларация как тенденция интеграции европейского и мирового образования: стандарты качества высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 2-6 С. 24-37. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26376064_91847817.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
4. Глебова Л. В. Современные формы организации международного сотрудничества в сфере высшего образования // Наука и школа. 2016. № 4 С. 52-59. URL: http://elibrary.ru/ downloadMibrary_26603000_26528603.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
5. Кряклина Т. Ф. Особенности интернационализации высшего образования в условиях глобализации // Вестник алтайской науки. 2015. № 3-4 (25-26) С. 281-285. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25414018_68113229.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
6. Панибратцев В. А. Глобализация и проблемы высшего образования в России // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 49-55. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_21645548_52152840.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
7. Тагунова И. А. Интеграция в образовании - развитие новой традиции в образовании // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 2 С. 67-77. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_20681744_51419503.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
8. Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College, USA, 2013, pp 7-11. URL: https://www. sensepublishers.com/media/2634-the-international-imperative-in-higher-education.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
9. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal. 2014, 11(12), pp. 268-273. URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112/050_26398life111214_ 268_273.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
10. Education at a Glance. OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. URL: dx.doi.org/10.1787/eag-2016-en (дата обращения: 05.05.2017).
11. Education at a Glance. OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. URL: dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en (дата обращения: 15.06.2017).
12. Knight J. Updated definition of internationalization. In International Higher Education. The Boston College Center for International High Education, USA, 2003, No. 33 Fall, pp. 2-3. URL: http://www.bc.edu/content/dam/files/research_sites/cihe/pdfIHEpdfs/ ihe33.pdf (дата обращения: 15.06.2017).
References
1. Garusova L. N., Piginesheva A. P. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo sovremennogo regionalnogo universiteta v kon-tekste internatsionalizatsii obrazovaniya [International cooperation of a modern regional university in the context of the inter-
nationalization of education]. Naukovedenie = Science, 2013, no. 6 (19), pp. 1-19. Available from: http://https://elibrary.ru/ download/ elibrary_21405277_12284829.pdf (accessed
05.07.2017). (In Russ).
2. Garusova L. N., Sukhaya E. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya i mezhdunarodnaya deyatel'nost' uni-versitetov rossiiskogo Dal'nego Vostoka. Territoriya novyh vozmozhnostei [Internationalization of higher education and international activities of universities of the Russian Far East. Territory of new opportunities]. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2014, no. 3, pp. 9-18. Available from: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22562596_47932717.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
3. Giniyatullina D. R. Bolonskaya deklaraciya kak ten-denciya integracii evropeiskogo i mirovogo obrazovaniya: standarty kachestva vysshego obrazovaniya [The Bologna Declaration as a Trend of Integration of European and World Education: Quality Standards for Higher Education]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2016. № 2-6, pp. 24-37. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 26376064_91847817.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
4. Glebova L. N. Sovremennye formy organizacii mezhdu-narodnogo sotrudnichestva v sfere vysshego obrazovaniya [Modern Forms of Organization of International Cooperation in the Sphere of Higher Education]. Nauka i shkola = Science and school, 2016, № 4, pp. 52-59. Available from: http://elibrary.ru/download/elibrary_26603000_26528603.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
5. Kryaklina T. F. Osobennosti internacionalizacii vysshego obrazovaniya v usloviyah globalizacii [Features of the internationalization of higher education in the context of globalization]. Vestnik altaiskoi nauki = Herald ofer of Altai Science, 2015, no. 3-4 (25-26), pp. 281-285. Available from: https://elibrary.ru/ download/elibrary_25414018_68113229.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
6. Panibrattsev V. A. Globalizaciya i problemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Globalization and problems of higher education in Russia]. Nauchnyi vestnikMoskovskogo gosudarst-vennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoi aviaciithe = Scientific herald of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, 2014, № 203, pp. 49-55. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_21645548_52152840.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
7. Tagunova I. A. Integraciya v obrazovanii - razvitie novoi tradicii v obrazovanii [Integration in Education - Development of a New Tradition in Education]. Novoe v psihologo-pedago-gicheskih issledovaniyah = New in Psychological and Pedagogical Studies, 2013, no. 2, pp. 67-77. Available from: https://elibrary.ru/download/elibrary_20681744_51419503.pdf (accessed 05.07.2017). (In Russ).
8. Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College, USA, 2013, pp 7-11. Available from: https://www. sensepublishers.com/media/2634-the-international-imperative-in-higher-education.pdf (accessed 05.07.2017).
9. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal. 2014, 11(12), pp. 268-273. Available from: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1112/050_26398 life111214_268_273.pdf (accessed 05.07.2017).
10. Education at a Glance. OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. Available from: dx.doi.org/10.1787/eag-2016-en (accessed 05.07.2017).
11. Education at a Glance. OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. Available from: dx.doi.org/10.1787/eag-2013-en (accessed 05.07.2017).
12. Knight J. Updated definition of internationalization. In International Higher Education. The Boston College Center for International High Education, USA, 2003, no. 33 Fall, pp. 2-3. Available from: http://www.bc.edu/content/dam/files/research_sites/cihe/ pdfIHEpdfs/ihe33.pdf (accessed 05.07.2017).
Статья поступила в редакцию 5.07.2017 г.
Submitted 5.07.2017.
Для цитирования: Стукалова И. Б. Интеграция в сфере высшего образования: предпосылки и условия // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 3 (27). С. 40-47.
Citation for an article: Stukalova I. B. Integration in the sphere of the higher education: prerequisites and conditions. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 3 (27), pp. 40-47.
Стукалова Ирина Борисовна, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, [email protected]
Stukalova Irina B., Ph. D. (Economics), professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, [email protected]