Научная статья на тему 'ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ФАКТОРОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ФАКТОРОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОСИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулишова Алла Викторовна, Савенко Марина Анатольевна, Понимасов Олег Евгеньевич

С целью выявления возможностей физического воспитания в нейтрализации неблагоприятных урбанизированных факторов разработана модель экологической оздоровительнодидактической среды, основанная на антропологическом подходе к образовательному процессу студентов. Сформулированы организационно-педагогические условия, позволяющие поддерживать приоритетный баланс оздоровительно-дидактических факторов над патогенными урбанистскими факторами окружающей среды. Получен новый научный результат - выявлена возможность нейтрализации воздействия неблагоприятных урбанизированных факторов посредством экологической модели физического воспитания, встроенной в оздоровительно-дидактическую среду вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулишова Алла Викторовна, Савенко Марина Анатольевна, Понимасов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF ECOSYSTEM FACTORS OF THE HEALTH AND DIDACTIC ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

In order to identify the possibilities of physical education in neutralizing unfavorable urbanized factors, a model of an ecological health-improving and didactic environment has been developed, based on an anthropological approach to the educational process of students. Organizational and pedagogical conditions are formulated that allow maintaining a priority balance of health-improving and didactic factors over pathogenic urban environmental factors. A new scientific result has been obtained - the possibility of neutralizing the impact of unfavorable urbanized factors through the ecological model of physical education, built into the health-improving and didactic environment of the university, has been revealed.

Текст научной работы на тему «ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ФАКТОРОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

REFERENCES

1. Brattsev, N.M., Naklonov, Yu.I. and Tikhonov, A.M. (1975), Physical training officer, Military Publishing, Moscow.

2. Voroshilov, K.E. (1939), "Preface to "Instructions for the command and commanding staff of the red army. Individual gymnastics for every day", Theory and practice of physical culture, Vol. IV, No. 5, pp. 1-3.

3. Grinenko, M.F. (1991), Healing power of movements, Znanie, Moscow.

4. President of the Russian Federation (2010) "On the Military Doctrine of the Russian Federation", Decree of the of 05.02.2010 No. 146, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97325/ (data accessed: 01/10/2020).

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

УДК 796.011

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОСИСТЕМНЫХ ФАКТОРОВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Алла Викторовна Кулешова, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный

институт управления РАНХиГС, Хабаровск; Марина Анатольевна Савенко, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью выявления возможностей физического воспитания в нейтрализации неблагоприятных урбанизированных факторов разработана модель экологической оздоровительно-дидактической среды, основанная на антропологическом подходе к образовательному процессу студентов. Сформулированы организационно-педагогические условия, позволяющие поддерживать приоритетный баланс оздоровительно-дидактических факторов над патогенными урбанистскими факторами окружающей среды. Получен новый научный результат - выявлена возможность нейтрализации воздействия неблагоприятных урбанизированных факторов посредством экологической модели физического воспитания, встроенной в оздоровительно-дидактическую среду вуза.

Ключевые слова: оздоровительно-дидактическая среда, физическое воспитание, экоси-стемные факторы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p291-294

EFFECT OF ECOSYSTEM FACTORS OF THE HEALTH AND DIDACTIC ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Alla Viktorovna Kuleshova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern Institute of Management, RANEPA, Khabarovsk; Marina Anatolyevna Savenko, the doctor of medical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russia; Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, North-West Institute of Management, RANEPA, St. Petersburg

Abstract

In order to identify the possibilities of physical education in neutralizing unfavorable urbanized factors, a model of an ecological health-improving and didactic environment has been developed, based on an anthropological approach to the educational process of students. Organizational and pedagogical conditions are formulated that allow maintaining a priority balance of health-improving and didactic factors over pathogenic urban environmental factors. A new scientific result has been obtained - the possibility of

neutralizing the impact of unfavorable urbanized factors through the ecological model of physical education, built into the health-improving and didactic environment of the university, has been revealed.

Keywords: recreational and didactic environment, physical education, ecosystem factors.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритеты развития экологической оздоровительно-дидактической среды в структуре компонентов вуза обусловлены спецификой развития высшего образования как основы кадрового потенциала страны и его роли в интенсификации общественного производства. К факторам, определяющим специфику образовательной отрасли, следует отнести невысокие показатели уровня физического развития студентов вузов, стремительное падение физической активность молодежи, возрастание патогенных предпосылок к возникновению системных заболеваний [3, 6].

Исследовательские данные позволяют выдвинуть гипотезу, что формирование экологической образовательной среды, как составляющей естественной среды социальных отношений, создаст предпосылки для роста образовательных показателей, снижения заболеваемости студентов, профилактики последствий негативного влияния абиотических и урбанизированных факторов современных мегаполисов. Базисом экологической образовательной среды в генерировании познавательного потенциала студентов выступает оздоровительно-дидактическая среда физического воспитания студентов [2, 4]. Исследование физкультурной оздоровительно-дидактической среды с целью минимизации нозологических сдвигов в организме обучаемых требует контент-анализа экологических факторов негативного воздействия [1, 5].

Эллипсис современной экологической ситуации заключается в синергии воздействия биотических, социальных и социогенных факторов мощного патогенного свойства. К вредным социогенным факторам мегаполисов относится большое скопление людей в замкнутых объектах общественного транспорта и инфраструктуры, фотохимический смог, промышленная пыль и аэрозоли, загрязнение литосферы и гидросферы промышленными и бытовыми отходами, деструктирующее воздействие шумов, инфра- и ультразвуков; распространение постоянных электромагнитных полей; ионизирующее излучение Противостоять негативным факторам урбанизации возможно на основе активизации эндогенных экосистемных факторов оздоровительно-дидактической среды в процессе физического воспитания студентов - активизацией иммунологического статуса; поддержанием функционального гомеостаза; повышением физической подготовленности; формированием активной ориентированности на здоровый образ жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления возможностей физического воспитания в нейтрализации неблагоприятных урбанизированных факторов разработана модель экологической оздоровительно-дидактической среды, основанная на антропологическом подходе к образовательному процессу студентов.

Цель экологической оздоровительно-дидактической модели физического воспитания заключалась в формировании образовательных компетенций экологического образа жизни. Условиями достижения цели являлись: инклюзия студентов в экологический образ жизни; достижение образовательных норм и стандартов физического воспитания, реализуемых в рамках общей дидактической среды вуза; повышение физической подготовленности; формирование активной ориентированности на экологические стандарты поведения. К средствам реализации модели относились оздоровительные занятия физической культурой, внутривузовские рекреационно-спортивные мероприятия, самоорганизация студенческих групп в выборе видов двигательной активности, досуговая деятельность в природно-оздоровительных условиях.

В исследовании участвовали 64 студента-управленца в возрасте 18-20 лет. Контрольная и экспериментальная группы были выделены из одного учебного подразделе-

ния. Контрольная группа занималась по утвержденному тематическому плану и программе по физическому воспитанию. Оценка эффективности экологической оздоровительно-дидактической среды проводилась на основе динамики процессуальных и результатных показателей функционирования модели разработанной физического воспитания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты эксперимента отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика показателей развития экологической оздоровительно-дидактической среды вуза, х±т_

Показатель ЭГ КГ

до после г до после г

Общий индекс здоровья, балл 11,8±0,5 16,6±0,8 0,4 12,6±0,7 14,2±0,8* 0,9

Занимающиеся оздоровительной физической культурой самостоятельно, кол-во 15 23 - 18 19 -

Участие в оздоровительных секциях, кол-во 15 25 - 12 15 -

Уровень заболеваемости, кол-во на 100 человек 25,5±3,4 10,3±4,4* 3,7 28,3±2,5 25,0±3,6 4,2

Результаты дистанционного обучения, балл 3,5±0,5 4,7±0,5* 0,5 3,8±0,5 4,0±0,5 0,5

Примечание: * - уровень достоверности различий при р>0,05

Анализ данных таблицы показывает, что при проведении учебно-тренировочных занятий по физической культуре экологической направленности показатели оздоровительно-дидактической среды вуза имеют выраженную тенденцию к прогрессированию. Позитивные тенденции развития проявляются в динамике общего индекса здоровья и уровня заболеваемости студентов инфекционно-простудными заболеваниями. Данные изменения обусловлены достаточно высоким общеукрепляющим воздействием занятий оздоровительной физической культурой, а также формированием активной ориентированности на экологические стандарты поведения. Результаты дистанционного обучения также свидетельствуют о систематизации студентами образа жизни и, как следствие, - о снижении негативного влияния урбанизированных факторов на состояние экологической оздоровительно-дидактической среды вуза.

Увеличение количества студентов, самостоятельно занимающихся оздоровительной физической культурой и посещающих оздоровительные секции, свидетельствует о положительном влиянии оздоровительно-дидактической среды на мотивацию к достижению высокого уровня здоровья и экологического статуса в коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показывают, что встроенность экологической модели физического воспитания в оздоровительно-дидактическую среду вуза выступает эффективным средством нейтрализации неблагоприятных урбанизированных факторов. Функциональным генератором развития является организация физкультурно-экологического образования, направленная на активизацию иммунологического статуса; поддержание функционального гомеостаза; повышение физической подготовленности; формирование активной ориентированности на здоровый образ жизни.

Создание организационно-педагогических условий в виде инклюзии студентов в экологический образ жизни, повышения физической подготовленности, формирования активной ориентированности на экологические стандарты поведения позволяет поддерживать приоритетный баланс оздоровительно-дидактических факторов над патогенными урбанистскими факторами окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобела, М.А. Исследование физического развития и физической подготовленности допризывной молодежи / М.А. Бобела, А.В. Зюкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 23-27.

2. Динамика уровня физической подготовленности студентов, педагогических специальностей в зависимости от мотивации к занятиям физической культурой / А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, М.Э. Леппик, С.А. Барченко // Научное мнение. - 2018. - № 4. - С. 54-59.

3. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физкультурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120-124.

4. Крылатых, В.Ю. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

5. Лобанов, Ю.Я. Востребованность адаптационного потенциала физической культуры в реабилитации функционального состояния студентов / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, Н.М. Дзюба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 219-222.

6. Миронов, А.О. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.

REFERENCES

1. Bobela, M.A. and Zyukin, A.V. (2007), "Research of physical development and physical fitness of pre-conscription youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 2327.

2. Zyukin, A.V., Shelkova, L.N., Leppik, M.E. and Barchenko, S.A. (2018), Dynamics of the level of physical fitness of students, pedagogical specialties, depending on the motivation for physical education", Nauchnoye mneniye, No. 4, pp. 54-59.

3. Kolganova, E.Yu., Golushko, T.V., Khutin, S.A. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of students-managers in the process of physical cultural-compasative forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.

4. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

5. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E and Dzyuba, N.M (2020), "Demand for the adaptive potential of physical culture in the rehabilitation of the functional state of students", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 219-222.

6. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.

Контактная информация: fizdvags@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2020

УДК 796.011.3+316.628

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОРАЗВИТИЮ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Зураби Важаевич Курасбедиани, доцент, Станислава Валериевна Токарева, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Котова, кандидат социальных наук, доцент, Юго-Западный государственный университет, г. Курск

Аннотация

Целью исследования является апробация методики формирования мотивации к самосовершенствованию в процессе физического воспитания студентов по направлению подготовки «Таможенное дело» и силовых структур. Методика и организация исследования. На первом этапе исследования авторами был определен исходный уровень готовности студентов к самосовершенствованию. На втором этапе была разработана и апробирована методика формирования мотивации к самосовершенствованию средствами физического воспитания в рамках учебно-воспитательной работы. На завершающем этапе дана оценка эффективности разработанной мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.