Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРУЮЩАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HEALTH-IMPROVING TRAINING MODEL OF CLASSES / PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Павловна, Савенко Марина Анатольевна, Романенко Николай Васильевич

С целью воспроизводства образовательного потенциала, обеспечивающего усвоение жизненно важных компетенций и развитие функционального потенциала будущих специалистов, была разработана модель образовательно-развивающего обучения физическому воспитанию. Апробированы средства и методические приемы междисциплинарного подхода к формированию основных профессиональных компетенций. Получен новый научный результат - выявлена возможность синхронизированного усвоения мультимедийных знаний, функций оздоровительно-тренирующей физической культуры, возможностей улучшения функционального потенциала студентов. Представлены результаты исследования, отражающие эффективность образовательно-развивающей модели физического воспитания студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Людмила Павловна, Савенко Марина Анатольевна, Романенко Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND DEVELOPING PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

In order to reproduce the educational potential, ensuring the assimilation of vital competencies and the development of the functional potential of future specialists, a model of educational and developmental training in physical education was developed. The means and methodological techniques of an interdisciplinary approach to the formation of basic professional competencies have been tested. A new scientific result was obtained - the possibility of synchronized assimilation of multimedia knowledge, the functions of health-improving and training physical culture, the possibilities of improving the functional potential of students was revealed. The results of the study, reflecting the effectiveness of the educational and developmental model of physical education of students, are presented.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОРАЗВИВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Людмила Павловна Макарова, доктор медицинских наук, профессор, Марина Анатольевна Савенко, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Николай Васильевич Романенко, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-

Петербург

Аннотация

С целью воспроизводства образовательного потенциала, обеспечивающего усвоение жизненно важных компетенций и развитие функционального потенциала будущих специалистов, была разработана модель образовательно-развивающего обучения физическому воспитанию. Апробированы средства и методические приемы междисциплинарного подхода к формированию основных профессиональных компетенций. Получен новый научный результат - выявлена возможность синхронизированного усвоения мультимедийных знаний, функций оздоровительно-тренирующей физической культуры, возможностей улучшения функционального потенциала студентов. Представлены результаты исследования, отражающие эффективность образовательно-развивающей модели физического воспитания студентов.

Ключевые слова: оздоровительно-тренирующая модель занятия, физическое воспитание студентов, образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p227-230

BASES OF FORMATION OF EDUCATIONAL AND DEVELOPING PHYSICAL

EDUCATION OF STUDENTS Lyudmila Pavlovna Makarova, the doctor of medical sciences, professor, Marina Anatolyevna Savenko, the doctor of medical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, Nikolay Vasilievich Romanenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Abstract

In order to reproduce the educational potential, ensuring the assimilation of vital competencies and the development of the functional potential of future specialists, a model of educational and developmental training in physical education was developed. The means and methodological techniques of an interdisciplinary approach to the formation of basic professional competencies have been tested. A new scientific result was obtained - the possibility of synchronized assimilation of multimedia knowledge, the functions of health-improving and training physical culture, the possibilities of improving the functional potential of students was revealed. The results of the study, reflecting the effectiveness of the educational and developmental model of physical education of students, are presented.

Keywords: health-improving training model of classes, physical education of students, educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Дидактика современного высшего образования предопределяет расширение направленности физического воспитания на воспроизводство образовательного потенциала студентов в условиях стандартов дистанционного обучения и междисциплинарного подхода к формированию основных профессиональных компетенций [3]. Переход к технологическому варианту образования обеспечивается возникновением образовательно-развивающих моделей, сочетающих в себе преимущества мультимедийного усвоения информации и концепции физической тренировки человека [6]. В исследуемой плоскости обоснования образовательно-развивающих основ воспроизводства образовательного по-

тенциала физического воспитания, элиминирования механического усвоения знаний взамен освоения жизненно важными компетенциями в двигательной сфере, исследовательский вектор должен быть перенаправлен на выявление эндогенных факторов развития -функциональности, целостности структурности основ формируемой модели [1, 4].

В условиях абсолютизации мультимедийного образовательного контента актуальным становится выявление эндогенных стимулов воспроизводства образовательного потенциала, обеспечивающего усвоение общих компетенций и развитие функционального потенциала будущих специалистов [2, 5].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 58 студентов-юношей в возрасте 18-20 лет. Были сформированы две группы - контрольная в количестве 22 человек и экспериментальная в количестве 36 человек.

Вектор функционального построения модели образовательно-развивающего обучения был переориентирован от тематического прохождения учебного материала, основанного на дидактических единицах, к разработке целостных структурно-функциональных основ физического воспитания. Данный подход предусматривал синхронизированное использование связей между теоретическими знаниями и активностью энергетических и двигательных компонентов, повышением адаптации к физической и интеллектуальной нагрузке.

Содержательными предпосылками основ синтезируемой модели явились содержательные связи, обеспечившие устойчивость мультимедийных знаний в практике физического воспитания студентов. Структуру образовательно-развивающей среды физического воспитания характеризует полифункциональная целостность блоков элементов: ориентирующего, контентного, формирующего, операционного, конструктивного.

Ориентирующий блок являлся основой для разработки педагогических целей и задач на основе цикличности проводимых занятий дифференцированной направленности. Контентный блок обеспечивал использование средств и методов обучения в оптимальной дидактической схеме проведения занятий.

В рамках формирующего блока модели осуществлялось планирование микроциклов по разделам учебной программы, определялись оптимальные нормы нагрузки, определяющие повышение образовательных показателей.

На основе операционного блока реализовывались образовательно-развивающие функции разрабатываемой модели. Конструктивный блок представлял собой нормативную основу и итоговые показатели технологии обучения.

Циклы занятий дифференцировались как развивающие, селективные и комплексные.

Развивающие недельные циклы генерировали усиление адаптационного фактора в улучшении функционально-двигательного потенциала студентов на основе полученных теоретических знаний. Селективные микроциклы использовались импульсно с целью восстановления баланса между компонентными составляющими двигательного потенциала и интегративных знаний. Комплексные микроциклы рассматривались как средство создания общей функциональной базы и всестороннего развития физических качеств.

Стратегия образовательно-развивающего обучения была связана с результативностью функционирования всех блоков элементов и проявлялась в регулировании объема учебной работы по циклам соответствующей направленности. Улучшение педагогических показателей процесса обучения достигалось в зависимости от интенсивности, специфичности нагрузки, объема учебного материала (мультимедийного и практического), продолжительности отдыха.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты выполнения студентами физических упражнений на протяжении учебного года (х±т)___

Показатель ЭГ КГ

до после t до после t

Подтягивание на перекладине, кол-во раз 5,8±0,5 12,6±0,8 0,4 4,6±0,7 8,2±0,8* 0,9

Бег на 100 м, с 15,5±2,4 13,3±1,4* 3,7 15,3±5,8 14,0±3,7 4,2

Бег на 3000 м, с 755,7±26,7 672,3±28,4 3,4 744,5±18,3 728,6±22,5 4,8

Компетенции ЗОЖ, балл 3,7±0,5 4,8±0,5 0,2 3,5±0,5 3,8±0,5* 0,4

Результаты дистанционного обучения, балл 2,5±0,5 4,9±0,5* 0,5 2,8±0,5 3,2±0,5 0,5

Примечание: * - уровень достоверности различий при р<0,05

Анализ данных таблицы показывает, что генерировании основ дидактической среды образовательно-развивающей направленности показатели структурно-функциональных основ физического воспитания имеют выраженную тенденцию к улучшению. Наибольшие позитивные изменения наблюдаются в динамике результатов в бега на 100 м, подтягивании на перекладине. Данные изменения обусловлены достаточно высоким тренирующим воздействием занятий образовательно-развивающей направленности, требующих проявления физических качеств на основе знаний, полученных по мультимедийным каналам. Универсальность занятий образовательно-развивающей направленности позволила через интеллектуальный компонент воздействовать на все двигательные и функциональные компоненты модели физической готовности студентов.

Создание организационно-педагогических условий в виде синхронизированного использования связей между теоретическими знаниями и активностью энергетических и двигательных компонентов, повышением адаптации к физической и интеллектуальной нагрузке, активизировало познавательную активность, стимулировало освоение знаний и представлений о физической активности, расширило двигательный потенциал обучаемых. Это проявилось в преимущественных значениях исследуемых показателей студентов ЭГ в соотношении с показателями испытуемых КГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные педагогические основы образовательно-развивающей модели занятий проявляются в эффективном синхронизированном усвоении мультимедийных знаний, функций оздоровительно-тренирующей физической культуры, возможностей улучшения функционального потенциала студентов. Функции образовательно-развивающей модели физической культуры выходят за рамки учебных показателей, оказывая стимулирующее воздействие на формирование жизненно важных компетенций на основе эндогенных стимулов развития дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физ-культурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120-124.

2. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / В.Ю. Крылатых, А.М. Шувалов, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

3. Лобанов, Ю.Я. Востребованность адаптационного потенциала физической культуры в реабилитации функционального состояния студентов / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, Н.М. Дзюба // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 219-222.

4. Коммуникативные основы этического воспитания студентов в практике физкультурно-спортивной деятельности / А.О. Миронов, А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 217-220.

5. Самоуков, А.Ф. Компонентные составляющие временного бюджета студентов дневного отделения, занимающихся спортом / А.Ф. Самоуков, А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, О.Е. Понима-сов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 314-318.

6. Многофункциональность модели занятий оздоровительной аэробикой в управленческом вузе / А.М. Шувалов, В.Ю. Крылатых, А.О. Миронов, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 397-401.

REFERENCES

1. Kolganova, E.Yu., Golushko, T.V., Khutin, S.A. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of students-managers in the process of physical cultural-compasative forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.

2. Krylatykh, V.Yu., Shuvalov, A.M., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Realization of the objectives of interethnic education of students by means of health-improving physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 163-168.

3. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E and Dzyuba, N.M (2020), "Demand for the adaptive potential of physical culture in the rehabilitation of the functional state of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 219-222.

4. Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M. and Ponimasov, O.E. (2019), "Communicative bases of ethical education of students in the practice of physical and sports activities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 170, No. 4, pp. 217-220.

5. Samoukov, A.F., Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu. and Ponimasov, O.E. (2019), "Component components of the temporary budget of the students of the day division engaged in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 168, No. 2, pp. 314-318.

6. Shuvalov, A.M., Krylatykh, V.Yu., Mironov, A.O. and Ponimasov, O.E. (2019), "Multi-functionality of models of health-improving aerobics at a management higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 397-401.

Контактная информация: l.makarova@list.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2020

УДК 372.879.6

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЭВЕНКИЙСКИХ ШКОЛ

Ольга Аркадьевна Максимова, кандидат педагогических наук, доцент, Северовосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация

В статье рассмотрены результаты проведенных исследований разработанной программы по физическому воспитанию в эвенкийских школах. Результаты исследований показали, что школьники начальных классов менее адаптируются к программам обучения общеобразовательных школ. Данный факт указал на ряд факторов, которые не лучшим образом отражаются на развитии физической подготовленности детей. Внедрение разработанной проектной программы, основанной на национальных эвенкийских подвижных играх и упражнениях, позволило детям развить физические качества.

Ключевые слова: физическое развитие, эвенкийские подвижные игры и упражнение. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p230-233

DESIGNING PHYSICAL EDUCATION PROGRAM FOR SCHOOLCHILDREN OF

EVENK SCHOOLS

Olga Arkadyevna Maksimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, NorthEastern Federal University, Yakutsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.