Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ КУБАНСКОГО ГАУ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ КУБАНСКОГО ГАУ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНСКИЙ ГАУ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ТХЭКВОНДО / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕУРОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыганкова В.О., Куликова И.В.

Занятия тхэквондо воспитывают многие качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, которые необходимы в повседневной трудовой деятельности. Кроме того, у занимающихся воспитывается сила воли, выдержка и способности контролировать свои эмоции. Молодежь понимает, что тхэквондо - это красивое телосложение, умение постоять за себя в трудную минуту и прийти на помощь другим. Вот почему дополнительные занятия так полезны для физического, психического здоровья, для формирования личности безопасного типа. В данной работе рассматриваются вопросы, касающиеся изучения влияния дополнительных занятий тхэквондо в рамках внеурочной работы в Кубанском государственном аграрном университете, на психофизическое состояние студентов. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных результатов можно составить различные методики по проведению оздоровительных занятий, в которых оздоровительный эффект достигается путем использования приемов и средств тхэквондо для повышения как физического, так и психологического здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыганкова В.О., Куликова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF THE KUBAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY BY MEANS OF OUT LOOKING CLASSES OF TAEKWONDO

Taekwondo training fosters many qualities: strength, speed, endurance, agility, flexibility, which is necessary in everyday work. In addition, the students develop willpower, endurance and the ability to control their emotions. Young people understand that taekwondo is a beautiful physique, the ability to stand up for themselves in difficult times and come to the aid of others. That is why additional activities are so beneficial for physical, mental health, for the formation of the safe type of personality. This article discusses the issues related to the study of the impact of additional taekwondo classes as part of extracurricular work at the Kuban State Agrarian University, on the psycho-physical state of students. The theoretical and practical significance of the work lies in the fact that, on the basis of the results obtained, it is possible to draw up various methods for conducting health-improving exercises, in which the health-improving effect is achieved by using the techniques and means of taekwondo to improve both physical and psychological health.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ КУБАНСКОГО ГАУ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ТХЭКВОНДО»

что позволяет рассматривать данную модель в качестве самостоятельной и эффективной формы проведения учебно-тренировочных занятий и факультативов в военном вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кувалдина Е.В. Индивидуальные и внутригрупповые особенности физической подготовленности курсантов / Е.В. Кувалдина, Н.Г. Закревская // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 107-112.

2. Кулишова А.В. Воздействие экосистемных факторов оздоровительно-дидактической среды в процессе физического воспитания студентов / А.В. Кулишова, М.А. Савенко, О.Е. Понима-сов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 291-294.

3. Лобанов, Ю.Я. Востребованность адаптационного потенциала физической культуры в реабилитации функционального состояния студентов / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, Н.М. Дзюба // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 219-222.

4. Мацибурский А. В. Формирование педагогического мастерства преподавателей физической подготовки военного вуза / А.В. Мацибурский // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 71-74.

5. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физ-культурно-состязательных форм деятельности / Е.Ю. Колганова, С.А. Хутин, Т.В. Голушко, О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 120124.

REFERENCES

1. Kuvaldina, E.V. and Zakrevskaya, N.G. (2017), "Individual and intragroup features of physical fitness of cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 107-112.

2. Kulishova, A.V., Savenko, M.A. and Ponimasov, O.E. (2020), "Impact of ecosystem factors of the recreational and didactic environment in the process of physical education of students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 291-294.

3. Lobanov, Yu.Ya., Ponimasov, O.E. and Dzyuba, N.M. (2020), "The demand for the adaptive potential of physical culture in the rehabilitation of the functional state of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 219-222.

4. Matsibursky, A.V. (2008), "Formation of pedagogical skill of physical training teachers of a military university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 39, No. 5, pp. 71-74.

5. Kolganova E.Yu., Khutin, S.A., Golushko, T.V. and Ponimasov, O.E. (2019), "Formation of competitive qualities of management students in the process of sports and competitive forms of activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 175, No. 9, pp. 120-124.

Контактная информация: nik-tsirulnikov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 796.082.2

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ КУБАНСКОГО ГАУ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

ТХЭКВОНДО

Виктория Олеговна Цыганкова, преподаватель, Ирина Владимировна Куликова,

старший преподаватель, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация

Занятия тхэквондо воспитывают многие качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, которые необходимы в повседневной трудовой деятельности. Кроме того, у занимающихся воспитывается сила воли, выдержка и способности контролировать свои эмоции. Молодежь понимает, что тхэквондо - это красивое телосложение, умение постоять за себя в трудную минуту и прийти на помощь другим. Вот почему дополнительные занятия так полезны для физического, психического здоровья, для формирования личности безопасного типа. В данной работе рассматрива-

ются вопросы, касающиеся изучения влияния дополнительных занятий тхэквондо в рамках внеурочной работы в Кубанском государственном аграрном университете, на психофизическое состояние студентов. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что на основе полученных результатов можно составить различные методики по проведению оздоровительных занятий, в которых оздоровительный эффект достигается путем использования приемов и средств тхэквондо для повышения как физического, так и психологического здоровья.

Ключевые слова: Кубанский ГАУ, физическая культура, элективные курсы, тхэквондо, физическое развитие, внеурочные занятия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p429-433

FORMATION OF MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF THE KUBAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY BY MEANS OF OUT LOOKING CLASSES OF TAEKWONDO

Victoria Olegovna Tsygankova, the teacher, Irina Vladimirovna Kulikova, the senior teacher, Kuban state agrarian university, Krasnodar

Abstract

Taekwondo training fosters many qualities: strength, speed, endurance, agility, flexibility, which is necessary in everyday work. In addition, the students develop willpower, endurance and the ability to control their emotions. Young people understand that taekwondo is a beautiful physique, the ability to stand up for themselves in difficult times and come to the aid of others. That is why additional activities are so beneficial for physical, mental health, for the formation of the safe type of personality. This article discusses the issues related to the study of the impact of additional taekwondo classes as part of extracurricular work at the Kuban State Agrarian University, on the psycho-physical state of students. The theoretical and practical significance of the work lies in the fact that, on the basis of the results obtained, it is possible to draw up various methods for conducting health-improving exercises, in which the health-improving effect is achieved by using the techniques and means of taekwondo to improve both physical and psychological health.

Keywords: Kuban SAU, physical education, elective courses, taekwondo, physical development, extracurricular activities.

Исследование проводились на базе Кубанского государственного аграрного университета. Обучающиеся были поделены на контрольную группу и экспериментальную. Контрольная группа проходила физическую подготовку в рамках учебной программы, экспериментальная группа - это студенты, которые помимо практических занятий физической культурой в рамках внеурочной работы по дисциплине Элективные курсы по физической культуре и спорту по разработанной нами программе, занимались дополнительными занятиями тхэквондо 3 раза в неделю [1, 3].

Занятия проводились 3 раза в неделю по два часа, на которых давались общеразви-вающие упражнения, общефизическая подготовка, специальная подготовка и специальные упражнения, которые включали: удары, перемещения, растяжку. Теоретические занятия включали в себя подготовку к экстремальным ситуациям и правильное поведение при их возникновении [2-4].

Первичное исследование показателей, характеризующих уровень физического развития и физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной группы, показало следующее: средний показатель роста обучающихся контрольной группы составил 172,2±1,5 см, у обучающихся экспериментальной - 171,3±0,9. По данным таблицы крайних вариантов антропометрических показателей рост студентов 18-19 лет от 160 см до 182 см, т.е. у студентов контрольной и экспериментальной групп рост выше среднего; средний показатель массы тела студентов контрольной группы составил 59,4±2,4, и студентов экспериментальной группы составил 63,8±1,5, что соответствует среднему показателю по данным таблицы; средний показатель ОГК студентов контрольной группы 78,3±1,5 см соответственно студентов экспериментальной группы 74,5±0,7

см, что соответствует показателю выше среднего по таблице [5, 6].

Средний показатель скоростно-силовых способностей в тесте «челночный бег» у юношей контрольной группы 17,1±2, у юношей экспериментальной группы - 17,1±2, что соответствует оценке хорошо.

Средний показатель силы в тесте «удержание на перекладине» у юношей контрольной группы составил 34,8±2,5, у юношей экспериментальной группы - 37,7±2,1, что соответствует оценке удовлетворительно.

Средний показатель в тесте «теппинг-тест» у студентов контрольной группы составил 10,4±0,2, у студентов экспериментальной группы - 10,0±0,3, что соответствует средней оценке.

Средний показатель скоростно-силовых способностей в тесте «прыжок в длину» у студентов контрольной группы составил 215,8±2,8 см, у студентов экспериментальной группы - 212,0±2,7 см.

Таблица 1 - Результаты тестирования физического развития и физических качеств

Показатели КГ ЭГ Р

Рост, см 172,2±1,5 171,3±0,9 >0,05

Масса тела, кг 59,4±2,4 63,8±1,5 >0,05

ОГК, см 78,3±1,5 74,5±0,7 >0,05

Равновесие (кол-во раз) 11,0±0,9 10,1±0,5 >0,05

Наклон сидя (кол-во раз) 34,7±2,8 34,3±0,8 >0,05

Сгибание-разгибание туловища (кол-во раз) 32,2±1 32,8±0,9 >0,05

Челночный бег (сек) 17,1±2 17,1±2 >0,05

Удержание на перекладине (сек) 34,8±2,5 37,7±2,1 >0,05

Теппинг-тест 10,4±0,2 10,0±0,3 >0,05

Прыжок в длину (см) 215,8±2,8 212,0±2,7 >0,05

Контрольная группа - КГ; Экспериментальная группа - ЭГ

Это свидетельствует о том, что у студентов обеих групп принципиальных различий исследуемых показателей не обнаружено.

До эксперимента в контрольной группе среднегрупповой показатель роста составил 172,2±1,3, после эксперимента он составил 173,1±1,2, процент прироста составил 0,5%. Показатель массы тела до эксперимента составил 59,4±2,4, а после эксперимента 60,6±2,4, процент прироста составил 2%. Показатель ОГК до эксперимента был 78,3±1,5, после эксперимента составил 78,3±1,5, процент прироста 0% (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты уровня развития контрольной группы (п=12)студентов_

Этапы

Показатели

Рост, см

Х±тх

Масса тела, кг Х±тх

ОГК, см

Х±тх

До эксперимента

172,2±1,3

59,4±2,4

78,3±1,5

После эксперимента

173,1±1,2

60,6±2,4

78,3±1,5

Р

>0,05

>0,05

>0,05

Процент прироста

0,5%

2%

0%

До эксперимента в экспериментальной группе средне групповой показатель роста составил 171,3±0,9 см, после эксперимента 172,4±0,8 см, процент прироста составил 0,6%, показатель массы тела до эксперимента составил 63,8±1,5 кг, после эксперимента 64,0±1,1 кг, процент прироста составил 0,3%.

ОГК до эксперимента 74,5±0,7 см, после эксперимента 74,6±0,7 см, процент прироста составил 0,1% (таблица 3).

Следовательно, дополнительные занятия тхэквондо с молодежью 18-19 лет в экспериментальной группе способствовали повышению уровня общего физического развития, по сравнению с представителями контрольной группы, у которых прирост в росте и ОГК оказался ниже, а масса тела выше, т. к. уменьшился уровень подкожно жировой клетчатки.

Таблица 3 - Результаты уровня развития студентов контрольной группы (п=12)_

Этапы

Показатели

Рост, см

Х±тх

Масса тела, кг Х±тх

ОГК, см

Х±тх

До эксперимента

171,3±0,9

63,8±1,5

74,5±0,7

После эксперимента

172,4±0,8

64,0±1,1

74,6±0,7

Р

>0,05

>0,05

>0,05

Процент прироста

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,6%

0,3%

0,1%

В результате проведенного эксперимента в контрольной группе средне групповой показатель в наклоне сидя изменился на 1,3 см (2%), в челночном беге на 0,2 (3,7%), в прыжке в длину на 1,3 (0,7%), удержание на перекладине 2,1 (6%), в сгибании-разгибании туловища показатель изменился на 1,2 (3,7%), в тесте «равновесия» показатели уменьшились на 1,7 (13,2%) и в теппинг-тесте на 2,1 (7,8%) (таблица 4).

Таблица 4 Результаты тестирования физических качеств студентов контрольной группы

Этапы Показатели

Равновесие (кол-во раз) Наклон сидя (кол-во раз) Сгибание-разгибание туловища (кол-во раз) Челночный бег (сек) Теппинг тест Удержание на перекладине (сек) Прыжок в длину (см)

До эксперимента 11,0±0,9 34,7±2,8 32,2±1 17,1±2 10,35±0,2 34,8±2,5 215,8±2,8

После эксперимента 8,3±0,5 35,4±0,8 33,4±0,9 16,9±0,2 9,6±0,2 36,9±2,3 217,5±2

Р >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Процент прироста 13,2 2 3,7 1,1 7,8 6 0,7

В результате проведенного эксперимента в экспериментальной группе показатели равновесия увеличились на 2,3 (27,8%), в наклоне сидя на 1,5 см (14,5%), в сгибании-разгибании туловища на 3 (9,1%), в челночном беге на 0,4 с (2,3%), в теппинг-тесте на 0,8 (8,6%), в удержании на перекладине на 4,3 (11,4%), прыжок в длину увеличился на 11,8 см (6,5%) (таблица 5).

Таблица 5. Результаты тестирования физической подготовленности студентов экспериментальной группы_

Этапы Показатели

Равновесие (кол-во раз) Наклон сидя (кол-во раз) Сгибание-разгибание туловища (кол-во раз) Челночный бег (сек) Теппинг- тест Удержание на перекладине (сек) Прыжок в длину (см)

До эксперимента 10,1±0,5 34,3±0,8 32,8±0,9 17,1±2 10,0±0,3 37,7±2,1 221,0±2,7

После эксперимента 7,9±0,4 39,3±0,4 35,8±1 16,7±0,7 9,2±0,1 42,0±1,9 225,1±2

Р <0,001 <0,001 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05

Процент прироста 27,8 14,5 9,1 2,3 8,6 11,4 6,5

Учитывая многие факторы развития как физические, так и личностные студентов в этом возрасте, а также эмоциональную загруженность и довольно сильную занятость в учебе, , его способность увлекаться агрессивными видами спорта, а не занятиями ОФП, нами была разработана программа занятий тхэквондо для студентов 18-19 лет, которые подразумевали не только физкультурно-оздоровительные занятия, но и работу по формированию личности с помощью медитации и дыхательных упражнений.

Как показали результаты - произошли достоверные изменения по физической подготовленности и устойчивости психического состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашник Е.А. Особенности физического воспитания студентов в специальных медицинских группах / Е.А. Калашник, А.В. Яни, Е.Г. Плотников // Известия Тульского государственного университета. - Физическая культура. Спорт. - 2019. - № 5. - С. 27-33.

2. Кузнецова З.В. Организация дистанционных занятий по физической культуре для обучающихся в вузе / З.В. Кузнецова, Л.У Удовицкая // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. - Краснодар. - 2020. - С. 862-869.

3. Современные методы диагностики межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 200-203.

4. Современные модели межпредметных связей / О.М. Матвеева, И.С. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). -С. 203-207.

5. Тихонова И.В. Современные технологии обучения и пути их реализации / И.В. Тихонова, К.С. Пигида, И.И. Иванов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-4. - С. 269-272.

6. Цыганкова О.В. Формирование скоростно-силовых качеств у юных спортсменов-тхэквондистов для улучшения технико-тактической подготовки / О.В. Цыганкова, И.В. Куликова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 431-435.

REFERENCES

1. Kalashnik E.A., Yani A.V. and Plotnikov E.G. (2019), "Features of physical education of students in special medical groups", Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport, No. 5, pp. 27-33.

2. Kuznetsova Z.V. and Udovitskaya L.U. (2020), "Organization of distance classes in physical culture for students at the university", Physical culture and sports in higher educational institutions: topical issues of theory and practice. a collection of articles based on the materials of the national scientific-practical conference dedicated to the 70th anniversary of the formation of the department ofphysical education of the Kuban state agrarian university, Krasnodar, pp. 862-869.

3. Matveeva O. M., Matveeva I.S., Matveeva L.A. and Romanov D.A. (2018), "Modern methods of diagnostics of intersubjective connections", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 200-203.

4. Matveeva O. M., Matveeva I.S., Matveeva L.A. and Romanov D.A. (2018), "Modern models of interdisciplinary relationships", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (163), pp. 203207.

5. Tikhonova I.V., Pigida K.S. and Ivanov I.I. (2020), "Modern teaching technologies and ways of their implementation", Problems of modern pedagogical education, No. 66-4, pp. 269-272.

6. Tsygankova O.V., Kulikova I.V. (2020), "Formation of speed-strength qualities among young taekwondo athletes to improve technical and tactical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 431-435.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2021

УДК 796.077.5

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЕВЕРНЫХ МНОГОБОРЦЕВ 13-14 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ДОЛЖНЫХ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

Владимир Валентинович Черкасов, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Витальевна Шестакова, преподаватель, Светлана Сергеевна Скрябина, студентка, Тюменский государственный университет

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы физической подготовки северных многоборцев 13-14 лет в аспекте нормативных требований к уровню развития физических качеств. Цель исследования: определить эффективность программы физической подготовки северных многоборцев 13-14 лет, направленной на комплексное развитие физических качеств на основе достижения норм комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.