э
2012
Ш
Использование мониторинговых технологий при занятиях тхэквондо ВТФ и бодибилдингом
Литвинова О.В., Бомин В.А., Лебединский В.Ю.
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия
Анотации:
С целью изучения физического развития и физической подготовленности школьников, проведено комплексное исследование 2838 школьников 6-10 лет общеобразовательных школ г Иркутска. 171 протестированный учащийся занимался в группе бодибилдинга и 342 протестированных учащихся занимались тхэквондо. Установлено, что дополнительные занятия тхэквондо способствуют развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста, при этом они не оказывают значимого влияния на антропометрические показатели учащихся.
Ключевые слова:
здоровьесберегающий, технологии, мониторинг, физическое, развитие, тхэквондо, ВТФ.
Літвінова О.В., Бомін В.А., Лебедін-ський В.Ю. Використання моніто-рингових технологій при заняттях тхеквондо ВТФ і бодібілдінгом. Для
вивчення фізичного розвитку і фізичної підготовленості школярів, проведено комплексне дослідження 2838 школярів 6-10 років загальноосвітніх шкіл м. Іркутська. 171 протестований учень займався в групі бодібілдінгу та 342 протестованих займалися тхеквондо. Встановлено, що додаткові заняття тхеквондо сприяють розвитку і вдосконаленню функціональних можливостей організму дітей молодшого шкільного віку, при цьому вони не надають значимого впливу на антропометричні показники учнів.
здоров’язберегаючий, технології,
моніторінг, фізичний, розвиток, тхеквондо, ВТФ.
Litvinova O.V., Bomin V.A., Lebedinsky V.U. Monitoring technologies at employment tae kwon do WTF and bodybuilding. For studying of physical development and physical readiness of pupil, complex research of 2838 boys of
6-10 years of comprehensive schools of Irkutsk were conducted. 171 tested pupils were engaged in group of bodybuilding and 342 tested in tae kwon do. It is established that additional employment tae kwon do promote development and perfection of functionality of an organism of children, thus they don't render significant influence on anthopometrical indicators of children.
health, technologies, monitoring, tae kwon do, WTF.
Введение.
За последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья, параметров физического развития и физической подготовленности детей и подростков [1]. Существующие педагогические подходы не учитывают возрастные, половые, психо-соматические особенности детей. Наиболее рациональным и перспективным будет подход, при котором будут применяться научно-обоснованные прогрессивные средства и методы физического воспитания, требующие адекватной деятельности всех жизненно важных систем организма [2]. Перспективным направлением в оптимизации физического воспитания является не только применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе, но и его спортизация [3, 4].
В связи с этим, особую значимость приобретает проблема мониторинга за уровнем физической подготовленности, так как она позволяет не только оценить их здоровье, но и разработать гигиенические нормативы физических нагрузок, совершенствовать формы и методы физического воспитания школьников с учетом региона проживания, особенно в условиях, где неблагоприятные климато-географические условия оказывают отрицательное воздействие на организм учащихся [5, 6].
Работа выполнена по плану НИР национального исследовательского Иркутского государственного технического университета.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы - изучение физического развития и физической подготовленности школьников.
Результаты исследований.
В проведении опытно-экспериментальной работы принимали участие учащиеся 6-10 лет общеобразовательных школ г. Иркутска.
© Литвинова О.В., Бомин В.А., Лебединский В.Ю., 2012
Проведено комплексное исследование физического развития 2838 школьников 6-10 лет, занимающиеся физической культурой 2 часа в неделю по школьной программе. 342 протестированных учащихся занимались тхэквондо, из них 169 протестированных учащихся занимались тхэквондо ВТФ по базовой программе ДЮСШ (контрольная группа). Они занимались 8 часов в неделю (2 часа в неделю
- по школьной программе и 6 часов в неделю по программам спортивной подготовки). 173 человека (экспериментальная группа) занимались по экспериментальной инновационной методике, в которую были включены комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости и кардио-респираторной системы. 171 протестированных учащихся занимались в группе бодибилдинга по базовой программе ДЮСШ.
В состав комплекса методов входили: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогические наблюдения; педагогический эксперимент, методы оценки физического развития, выбранные в соответствии с Межведомственным соглашением по проведению общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и с постановлением Правительства РФ № 916 от 29.12.2001.
Использовались следующие методы оценки физического развития: антропометрические измерения -рост, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК); функциональные методы исследования - динамометрия, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхательные пробы, проба Штанге, проба Генче (задержка дыхания на выдохе), артериальное давление (АД), позволяющие дать объективную характеристику изменения уровня их физического развития и здоровья.
І ПЕДАГОГІКА І
ПСИХОЛОГІЯ
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
Применялись методы оценки физической подготовленности. Для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и торможения использовался тест «Челночный бег 10 раз по 5 м», для определения быстроты проводился тест «Бег на 30 м с хода», силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса проводился тест «Подтягивание». Для измерения скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища проводился тест «Подъем туловища», активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов проводился тест «Наклон вперед сидя», динамической силы мышц нижних конечностей применялся тест «Прыжок в длину с места», для измерения общей выносливости использовался тест «Бег на 1000 м».
Возрастная динамика прироста антропометрических показателей у спортсменов, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо, практически повторяет их изменения у школьников 6-10 лет, но она более выражена и занимает больший отрезок времени. Так, при изучении изменений роста установлено, что у младших школьников наиболее интенсивное его увеличение происходит в 8-9 лет, у спортсменов, занимающихся бодибилдингом, оно происходит в 7-8 лет, а у тхэквондистов в обоих группах - в 6 и в 9 лет. Максимальный прирост веса и окружности грудной клетки у школьников наблюдается так же в 8-9 лет, однако в группах, занимающейся бодибилдингом и тхэквондо, прирост веса наблюдается в 6-7 лет по итогам года тренировочных занятий. Показатели окружности грудной клетки в этих же группах имеют максимальное значение в 9-10 лет.
Изменения функциональных показателей не равнозначны для разных проб и имеют свои особенности. Так, устойчивое превышение показателей силы правой кисти у тхэквондистов в экспериментальной группе возникает в возрасте 9-10 лет, причем прирост показателя начинается в конце 1 года занятий, а по мере нарастания стажа занятий он увеличивается, степень достоверности различий по сравнению с контролем также возрастает до р<0,001. У тхэквондистов в контрольной группе и спортсменов, занимающихся бодибилдингом, изменения функциональных показателей происходят аналогично экспериментальной группе.
Наиболее выраженные приросты силы мышц левой кисти у школьников отмечаются в 6 и 9 лет. При дополнительных занятиях бодибилдингом увеличение ее значений выявляется в 9-10 лет, у тхэквондистов в контрольной и экспериментальных группах также - в 9-10 лет, но в экспериментальной группе прирост результатов значительно выше. Изучение результатов по этапам обследования показывает, что в возрасте до 10 лет его прирост в основном происходит на подготовительном этапе или по итогам годичного тренировочного цикле.
Урежение ЧСС у школьников происходит преимущественно в 8 лет. У спортсменов, занимающихся бо-
дибилдингом, наиболее выраженное снижение ЧСС отмечено в 7 лет, а у тхэквондистов в обеих группах
- в 6-7 и 10 лет, однако в экспериментальной группе они были более выражены.
При изучении изменений ЖЕЛ у школьников, они наиболее выражены в возрасте 8-9 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо в обеих группах, приросты показателей ЖЕЛ приходились на 6-7 лет, однако в экспериментальной группе тхэквондо прирост значений ЖЕЛ был наибольшим. Изучение динамики изменений ЖЕЛ по этапам обследования выявило:
а) наименьший прирост этих показателей происходил в возрасте 10 лет;
б) основной прирост ЖЕЛ формируется на подготовительном этапе.
У школьников максимальный прирост показателей пробы Штанге приходится на 8-9 лет, а у спортсменов, занимающихся бодибилдингом, - на 7-8 лет, в группах тхэквондо - на 6 и 8 лет, но в экспериментальной группе он более выражен. У пробы Генче максимальный прирост значений показателя у школьников приходится на 6-7 и 9 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом, пик максимального прироста показателя выявлен в 9-10 лет, аналогично изменения этого показателя происходили и у тхэквондистов в обеих группах, но в экспериментальной группе этот прирост был более выражен.
Аналогично значениям показателям физического развития изменяются и двигательные качества. В результате занятий у школьников значительные приросты силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса возникают в 6 и 8 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, - в 6, 8 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах - 6-7 лет и в 10 лет. Наиболее выраженный прирост этого показателя наблюдался в группе бодибилдинга и экспериментальной группе тхэквондо.
При изучении динамической силы мышц нижних конечностей максимальные приросты результатов у школьников приходились на 7 и 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, - на 7 и 9 лет, у тхэкводистов в обеих группах - так же на 7 и 9 лет, но в экспериментальной группе тхэквондо этот прирост выражен сильнее. Изучение динамики прироста скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища показало, что у школьников она максимально проявляется в 8-9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, - в 8 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах - в 8-9 лет [рис. 1].
Активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов у школьников наиболее выражено изменялась в 8-9 лет (в возрасте 7 лет наблюдалась отрицательная динамика этого показателя), у учащихся, занимающихся бодибилдингом, и у тхэквондистов в контрольной группе - в 7-8 лет, а у тхэквондистов в экспериментальной группе наблюдался пролонгированный прирост этого показателя в возрасте 7-9 лет [рис. 2].
32012
и
У школьников значимый прирост результатов скоростной выносливости и ловкости отмечается в 6 и 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, - в 7 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах - в 7 и 9-10 лет. При изучении общей выносливости выявлены выраженные изменения результатов у школьников
- в 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом,
- в 9 лет, у «тхэквондистов» в контрольной группе - в 8-9 лет, а в экспериментальной группе тхэквондо - в
7-10 лет.
Выводы.
Дополнительные занятия тхэквондо способствуют развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста, что особенно важно в период их роста и становления. При этом они не оказывают значимого влияния на антропометрические показатели учащихся, в отличие от некоторых других видов спорта.
та медико-біологічні проблеми фізичного
виховання і спорту ____________________________
Литература:
1. Гибадуллин М.Р., Кузнецов А.С. Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет в процессе спортивноориентированного физического воспитания // Ученые записки университете им. П.Ф. Лесгафта. СПб, 2010, № 3, 400 с.
2. Горохов М.С. Роль физической культуры и спорта в улучшении здоровья населения Российской Федерации // Материалы международного спортивного форума «Россия - спортивная держава». - М., 2010, С. 53-55.
3. Завьялов А.И., Лебединский В.Ю., Миндиашвили Д.Г, Шикота И.И. Совершенствование физического воспитания школьников. - Иркутск, 2007, с. 179.
4. Изаак С.И. Инновационные подходы в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи в современных социальноэкономических условиях // Материалы международного спортивного форума «Россия - спортивная держава». - М., 2010, С. 24-26.
5. Koh J.O., Watkinson E.J., Yoon Y.J. Video analysis of head blows leading to concussion in competition Taekwondo. Brain Inj. 2004, vol.18, №12, pp.1287-1296.
6. Pieter W. Martial arts injuries. Med Sport Sci. 2005, vol.48, pp. 59-73.
References:
1. Gibadullin M.R., Kuznecov A.S. Uchenye zapiski universitete im. P.F Lesgafta [Memoir by Lesgaft University], Saint Petersburg, 2010, vol.3, 400 p.
2. Gorokhov M.S. Rossiia — sportivnaia derzhava [Russia - sport state], Moscow, 2010, pp. 53-55.
3. Zav’ialov A.I., Lebedinskij V.Iu., Mindiashvili D.G., Shikota I.I. Sovershenstvovanie fizicheskogo vospitaniia shkol’nikov [Perfection of pupils’ physical education], Irkutsk, 2007, p. 179.
4. Izaak S.I. Rossiia — sportivnaia derzhava [Russia - sport state], Moscow, 2010, pp. 24-26.
5. Koh J.O., Watkinson E.J., Yoon Y.J. Video analysis of head blows leading to concussion in competition Taekwondo, Brain Injury, 2004, vol.18(12), pp. 1287-1296.
6. Pieter W. Martial arts injuries, Medical Sport Science, 2005, vol.48, pp. 59-73.
Information about the authors: Litvinova O.V.
[email protected] Irkutsk National Research State Technical University Lermontove str. 83, Irkutsk, 664074, Ukraine.
Bomin V.A. [email protected] Irkutsk National Research State Technical University Lermontove str. 83, Irkutsk, 664074, Ukraine.
Lebedinsky V.U. [email protected] Irkutsk National Research State Technical University Lermontove str. 83, Irkutsk, 664074, Ukraine.
Came to edition 15.02.2012.
Информация об авторах: Лебединский Владислав Юрьевич
[email protected] Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет ул. Лермонтова 83, г. Иркутск, 664074, Россия.
Бомин Вадим Анатольевич [email protected] Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет ул. Лермонтова 83, г. Иркутск, 664074, Россия.
Литвинова Оксана Владимировна [email protected] Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет ул. Лермонтова, 83 г. Иркутск, 664074, Россия.
Поступила в редакцию 15.02.2012г.
І ПЕДАГОГІКА I
ПСИХОЛОГІЯ