Научная статья на тему 'Мониторинговые технологии как основа системы занятий по тхэквондо со здоровьесберегающей направленностью'

Мониторинговые технологии как основа системы занятий по тхэквондо со здоровьесберегающей направленностью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
192
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТХЭКВОНДО / MONITORING OF PHYSICAL ABILITIES' DEVELOPMENT / HEALTHSAVING TECHNOLOGIES / TAEKWONDO

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Литвинова Оксана Владимировна, Лебединский Владислав Юрьевич

Мониторинговые технологии исследования физического развития и физической подготовленности школьников и спортсменов г. Иркутска дают возможность разработать методику проведения тренировочных занятий по тхэквондо со здоровьесберегающей направленностью, которая обеспечивает сохранение и укрепление здоровья школьников, занимающихся спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Литвинова Оксана Владимировна, Лебединский Владислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring technologies as basis of system of trainings in taekwondo with healthsaving orientation

Monitoring technologies of studying physical abilities' development and physical preparation of schoolchildren and sportsmen of Irkutsk give an opportunity to develop the technique of holding training practices in taekwondo with healthsaving orientation an orientation which provides preservation and strengthening of health of the schoolchildren who go in for sports.

Текст научной работы на тему «Мониторинговые технологии как основа системы занятий по тхэквондо со здоровьесберегающей направленностью»

МОНИТОРИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ТХЭКВОНДО СО ЗАОРОВЬЕСБЕРЕГАЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ

Здоровьесберегающие технологии, мониторинг физического развития, тхэквондо.

За последние десятилетия отмечается устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья, параметров физического развития и физической подготовленности детей и подростков [Совершенствование..., 2007, с. 179]. Проведенными рядом авторов исследованиями подтверждаются выводы об опасно низком уровне физического здоровья у большого числа как школьников, так и студентов, что указывает на недостаточное внимание, которое уделяется физическому воспитанию в программе общеобразовательной школы [Изаак, 2010, с. 24-26].

Причина такого положения, вопреки общепринятому мнению, не в слабой материальной базе и не в территориальной расположенности образовательных учреждений, а в учебной программе физического воспитания образовательных учреждений, а также в отсутствии региональных стандартов оценки уровня физического развития, физической подготовленности и критериев оценки состояния здоровья учащихся [Горохов, 2010, с. 53-55]. Ряд исследований показывает, что дополнительные занятия спортом в рамках основной школьной программы положительно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности школьников [Гибадуллин, 2010, с. 29-33].

Результаты исследования. Для оценки физического здоровья школьников-тхэк-вондистов в группе, занимающейся по обычной программе ДЮСШ, и в группе, занимающейся по экспериментальной программе, а также учащихся, занимающихся бодибилдингом (возраст 6—10 лет), которые проживают в г. Иркутске, в рамках программы мониторинга был использован комплекс методов, позволяющих дать объективную характеристику изменений уровня их физического развития и физической подготовленности.

В проведении опытно-экспериментальной работы принимали участие учащиеся 6—10 лет общеобразовательных школ г. Иркутска. Общее количество учащихся, задействованных в исследовании, составило 3520 человек (мальчики 6—10 лет).

Проведено комплексное исследование физического развития 2838 школьников 6—10 лет, занимающихся физической культурой 2 часа в неделю по школьной программе. 342 протестированных учащихся занимались тхэквондо, из них 169 протестированных учащихся занимались тхэквондо ВТФ по базовой программе ДЮСШ (контрольная группа). Они занимались 8 часов в неделю (2 часа в неделю по школьной программе и 6 часов в неделю по программам спортивной подготовки). 173 человека (экспериментальная группа) занимались по экспериментальной инновационной методике, в которую были включены комплексы упражнений, направленные на развитие гибкости и кардиореспираторной системы. 171 протестированный учащийся занимался в группе бодибилдинга по базовой программе ДЮСШ.

В состав комплекса методов входили: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, методы

оценки физического развития, выбранные в соответствии с Межведомственным соглашением по проведению общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и с постановлением Правительства РФ № 916 от 29. 12. 2001.

Использовались следующие методы оценки физического развития: антропометрические измерения - рост, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК); функциональные методы исследования — динамометрия, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), дыхательные пробы, проба Штанге, проба Генче (задержка дыхания на выдохе), артериальное давление (АД), позволяющие дать объективную характеристику изменения уровня их физического развития и здоровья.

Применялись методы оценки физической подготовленности. Для оценки скоростной выносливости и ловкости, связанных с изменением направления движения и торможения использовался тест «Челночный бег 10 раз по 5 м», для определения быстроты проводился тест «Бег на 30 м с хода», силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса проводился тест «Подтягивание». Для измерения скоростно-силовой выносливости мышц — сгибателей туловища проводился тест «Подъем туловища», активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов — тест «Наклон вперед сидя», динамической силы мышц нижних конечностей применялся тест «Прыжок в длину с места», для измерения общей выносливости — тест «Бег на 1000 м».

Возрастная динамика прироста антропометрических показателей у спортсменов, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо, практически повторяет их изменения у школьников 6—10 лет, но она более выражена и занимает больший отрезок времени. Так, при изучении изменений роста установлено, что у младших школьников наиболее интенсивное его увеличение происходит в 8—9 лет, у спортсменов, занимающихся бодибилдингом, оно происходит в 7—8 лет, а у тхэквондистов в обеих группах — в 6 и в 9 лет. Максимальный прирост веса и окружности грудной клетки у школьников наблюдается также в 8—9 лет, однако в группах, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо, прирост веса наблюдается в 6—7 лет по итогам года тренировочных занятий. Показатели окружности грудной клетки в этих же группах имеют максимальное значение в 9—10 лет.

Изменения функциональных показателей не равнозначны для разных проб и имеют свои особенности. Так, устойчивое превышение показателей силы правой кисти у тхэквондистов в экспериментальной группе возникает в возрасте 9—10 лет, причем прирост показателя начинается в конце 1 года занятий, а по мере нарастания стажа занятий он увеличивается, степень достоверности различий по сравнению с контролем также возрастает до р<0,001. У тхэквондистов в контрольной группе и спортсменов, занимающихся бодибилдингом, изменения функциональных показателей происходят аналогично экспериментальной группе, но значения приростов менее выражены.

Наиболее выраженные приросты силы мышц левой кисти у школьников отмечаются в 6 и 9 лет. При дополнительных занятиях бодибилдингом увеличение ее значений выявляется в 9—10 лет, у тхэквондистов в контрольной и экспериментальной группах — также в 9—10 лет, но в экспериментальной группе прирост результатов значительно выше. Изучение результатов по этапам обследования показывает, что в возрасте до 10 лет прирост в основном происходит на подготовительном этапе или по итогам годичного тренировочного цикла.

Урежение ЧСС у школьников происходит преимущественно в 8 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом, наиболее выраженное снижение ЧСС отмечено в 7 лет, а у тхэквондистов в обеих группах — в 6—7 и 10 лет, однако в экспериментальной группе они были более выражены.

При изучении изменений ЖЕЛ у школьников, они наиболее выражены в возрасте 8—9 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом и тхэквондо в обеих группах, приросты показателей ЖЕЛ приходились на 6—7 лет, однако в экспериментальной группе тхэквондо прирост значений ЖЕЛ был наибольшим. Изучение динамики изменений ЖЕЛ по этапам обследования выявило:

а) наименьший прирост этих показателей происходил в возрасте 10 лет;

б) основной прирост ЖЕЛ формируется на подготовительном этапе.

У школьников максимальный прирост показателей пробы Штанге приходится на 8—9 лет, а у спортсменов, занимающихся бодибилдингом, — на 7—8 лет, в группах тхэквондо — на 6 и 8 лет, но в экспериментальной группе он более выражен. У пробы Генче максимальный прирост значений показателя у школьников приходится на 6—7 и 9 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом, пик максимального прироста показателя выявлен в 9—10 лет, аналогично изменения этого показателя происходили и у тхэквондистов в обеих группах, но в экспериментальной группе этот прирост был более выражен.

При изучении изменений АД у школьников наиболее выражены показатели систолического давления в возрасте 6 и 8 лет, диастолического — в 8—9 лет. У спортсменов, занимающихся бодибилдингом максимальный прирост систолического давления происходит в 7 и 10 лет, диастолического — в 9—10 лет. У спортсменов, занимающихся тхэквондо, в обеих группах приросты показателей систолического давления приходились на 8—10 лет, диастолического — на 9—10 лет.

Аналогично значениям показателей физического развития изменяются и двигательные качества. В результате занятий у школьников значительные приросты силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса возникают в 6 и 8 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — в 6, 8 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах — в 6—7 лет и 10 лет. Наиболее выраженный прирост этого показателя наблюдался в группе бодибилдинга и экспериментальной группе тхэквондо. При изучении динамической силы мышц нижних конечностей максимальные приросты результатов у школьников приходились на 7 и 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — на 7 и 9 лет, у тхэкводистов в обеих группах — также на 7 и 9 лет, но в экспериментальной группе тхэквондо этот прирост выражен сильнее. Изучение динамики прироста скоростно-силовой выносливости мышц — сгибателей туловища показало, что у школьников она максимально проявляется в 8—9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — в 8 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах — в 8—9 (рис. 1).

Активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов у школьников наиболее выраженно изменялась в 8-9 лет (в возрасте 7 лет наблюдалась отрицательная динамика этого показателя), у учащихся, занимающихся бодибилдингом, и у тхэквондистов в контрольной группе — в 7—8 лет, а у тхэквондистов в экспериментальной группе наблюдался пролонгированный прирост этого показателя в возрасте 7—9 лет. У школьников значимый прирост результатов скоростной выносливости и ловкости отмечается в 6 и 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — в 7 и 10 лет, а у тхэквондистов в обеих группах — в 7 и 9—10 лет. У школьников наиболее благоприятными периодами развития быстроты являлись — 8—9 лет, в то время как в экспериментальной группе тхэквондо они происходили

Школьники Бодибилдинг

—♦— Контрольная группа, тхэквондо - - Экспериментальная группа, тхэквондо

Рис. 1. Динамика прироста результатов (в %) по возрастам - подъем туловища

во всех возрастах, за исключением 6 лет, а у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — только в 8 лет, у тхэквондистов в контрольной группе — в 8—10 лет. При изучении общей выносливости выявлены выраженные изменения результатов у школьников в 9 лет, у учащихся, занимающихся бодибилдингом, — в 9 лет, у тхэквондистов в контрольной группе - в 8-9 лет, а в экспериментальной группе тхэквондо - в 7-10 лет (рис. 2).

- ■ я ■ - Школьники ------- Бодибилдинг

—♦— Контрольная группа, тхэквондо - -л- - Экспериментальная группа, тхэквондо

Рис. 2. Динамика прироста результатов (в %) по возрастам - наклон вперед

Таким образом, дополнительные занятия тхэквондо по разработанной методике здоровьесберегающей направленности их проведения способствуют более эффективному развитию и совершенствованию функциональных возможностей организма детей младшего школьного возраста, что особенно важно в период их роста и становления. При этом они не оказывают значимого влияния на антропометрические показатели учащихся, в отличие от некоторых других видов спорта.

Библиографический список

1. Гибадуллин М.Р., Кузнецов А.С. Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11—13 лет в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания// Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2010. № 3.

2. Горохов М.С. Роль физической культуры и спорта в улучшении здоровья населения Российской Федерации // Россия - спортивная держава: материалы междунар. спортивного форума. М., 2010.

3. Изаак С.И. Инновационные подходы в управлении состоянием здоровья студенческой молодежи в современных социально-экономических условиях // Россия — спортивная держава: материалы международного спортивного форума. М., 2010.

4. Совершенствование физического воспитания школьников: монография / Завьялов А.И., Лебединский В.Ю., Миндиашвили Д.Г., Шикота И.И. Иркутск: Мегапринт, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.