В настоящее время в ТулГУ проходит разработка и внедрение новых методик проведения занятий, которые требуют от преподавательского состава специальных знаний: о физических возможностях студентов; о воздействиях водной среды на организм человека; о формировании двигательного навыка в воде; о методе врачебно -педагогического контроля за самочувствием студентов.
Список литературы
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2010. С. 368.
ВОЗДЕЙСТВИЕ АУТОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК НА СПОРТСМЕНОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ Шабанов Т.В.
Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы психологического состояния спортсменов. Приведен анализ положительного влияния аутогенных тренировок на спортсменов-баскетболистов.
Ключевые слова: аутогенная тренировка, спортсмен, релаксация, расслабление, баскетбол, спорт.
Отличительными чертами современного спорта в России являются высокая конкуренция, интенсивные тренировки и соревновательные нагрузки. Психоэмоциональное состояние - база для спортивной деятельности, поэтому необходимы новые пути организации и оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации. Спортсмены постоянно находятся в стрессовой ситуации, если они не обучены методом самовосстановления, расслабления и саморегуляции, то не выдерживают нагрузку.
Аутогенная тренировка - активная методика, которая основывается на самовнушении и применяется для увеличения внутренних ресурсов и возможностей организма. С помощью специально предназначенного ряда упражнений человек постепенно учится расслаблению, управлением и регулированием психическим состоянием, пульсом, дыханием и кровообращением.
«Аутогенная тренировка относится к активным психотерапевтическим методам воздействия и включает в себя «комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма» [1].
Система аутогенной тренировки, предназначенная для спортсменов -баскетболистов, была продумана и разработана на основании изученной специализированной литературы, теоретико-аналитической информации и практики. При составлении системы аутогенной тренировки учитывалось развитое образное мышление, которым обладают студенты-баскетболисты. В статье рассматривается система проведения аутогенных тренировок, которая имеет несколько отличий от традиционной. В традиционной системе аутогенной тренировки - поэтапные концентрация и сосредоточение на каждом участке тела с целью пробудить определенные ощущения.
Этот тип тренировки может привести к излишней активации сознания и к напряжению, а не расслаблению мышц, желательный результат релаксации не будет
достигнут. Именно из-за данных затруднений метод аутогенной тренировки не используется на практике часто, хоть и считается превосходным приемом для получения релаксации
Создавая модифицированную аутогенную тренировку, следует основываться на том, что у студентов сильно развито абстрактное мышление. Им будет нетрудно углубиться в свои мысли и сформировать определенный образ, который нужно примерить на себя. Естественная и древняя для человека практика расслабление - это мысленное наблюдение реальных образов.
Мысленное формирование естественных образов, плавно сменяющих друг друга и вытекающих один из другого, является основным фундаментом техники успокоения и расслабления мыслей. Язык программы аутогенной тренировки должен быть понятен и доступен для каждого спортсмена. При проведении сеанса психотренинга инструктору и занимающимся дается возможность произвольного включения смены природных образов, естественно возникающих в мыслях уже на первых практических сеансах. Аутогенная тренировка может быть проведена под музыку, максимально подходящая для всех практикующих.
Используя такую систему аутогенной тренировки, ее суть будет колебаться в широком диапазоне, однако при этом, для того, чтобы достичь определенного эффекта, необходимо соблюдение следующих принципов:
1) наилучшего эффекта расслабления можно достичь за счет формирования образа природного пейзажа;
2) природные образы должны характеризоваться красотой и эстетичностью, легкостью восприятия.
Они должны быть знакомы для занимающихся в условиях повседневной жизни. Состав аутогенной тренировки следует продумывать так, чтобы в процессе его воспроизведения в сознании происходило постепенное погружение в природный образ, а также осуществлялось слияние с ним.
Аутогенная тренировка это продуктивная методика, которая должна быть включена в тренировочный процесс или подготовительный этап профессиональной или любительской команды. Аутогенная тренировка создает условия укрепления психоэмоционального фона спортсменов и формирования прочных командные связи в слаженном механизме.
Список литературы
1. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел. // Ташкент: Из-во академии МВД Республики Узбекистан, 2001.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ
Шабанов Т.В.
Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье затрагиваются проблемы физической активности студентов. Проведена опытно-экспериментальная работа по физическому воспитанию студенток специальной медицинской подготовки.