Научная статья на тему 'Место оздоровительного плавания в системе физического воспитания студентов'

Место оздоровительного плавания в системе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЛАВАНИЕ / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Тимур Витальевич

В статье затрагиваются проблемы физической культуры в общеобразовательном процессе. Рассмотрены особенности оздоровительного плавания в физическом воспитании студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место оздоровительного плавания в системе физического воспитания студентов»

6. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.

7. Крек К.В., Жулина Е.В. Дидактические игры как средство коррекции письменной речи у учащихся младших классов с аграмматической дисграфией // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. С. 268-270.

8. Коротовских Т.В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у младших школьников с фонетико-фонетическим недоразвитием // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXП междунар. науч.-практ. конф. № 1 (70). Новосибирск: СибАК, 2017. С. 31-42.

9. Кузнецов А.И., Шехман С.А. Интерактивные доски: теория и практика. // Мир ПК, 2007.

10. Лалаева Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. СПб.: Образование, 1997. 172 с.

11. Логинова Е.А., Плетенцова Е.И. Коррекция нарушений письменной речи у младших школьников с использованием компьютерной программы «Пишем правильно» // Сборник конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА, 2014. 313-319 с.

12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

13. Радченко М.П., Сизова Н.В. Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство как средство воспитания экологической культуры и коррекции нарушений устной и письменной речи младших школьников.

14. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников / И.Н. Садовникова. М.: Просвещение, 1983. 11 с.

15. Самсонова С.Н. Коррекция оптической дисграфии у младших школьников посредствам дактилирования: Сборник статей по итогам Международной научно -практической конференции. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2017. С. 138-140.

16. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / М.: «Академия», 2001. 248 с.

МЕСТО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ Шабанов Т.В.

Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье затрагиваются проблемы физической культуры в общеобразовательном процессе. Рассмотрены особенности оздоровительного плавания в физическом воспитании студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическое воспитание, плавание, студент, здоровье, физическая подготовка, физическая культура.

Улучшение физической подготовки и укрепление здоровья студентов, а также приобщение каждого к физической культуре - задачи физического воспитания. В настоящие время в России возникает много вопросов и проблем, связанных с формированием новых принципов и методов введения учебно-тренировочного процесса.

Процесс физического воспитания многогранен и состоит из множества взаимосвязанных элементов, ведущее место в нем занимает физическая подготовка. Она предполагает овладение широким набором двигательных навыков и умения, которые помогает успешно специализироваться в любой избранной деятельности [1, с. 334 -340].

Физическая подготовка содержит в себе следующие незаменимые виды движения человека: бег, ходьба, прыжки, плавание, метание, передвижение на лыжах и коньках, преодоление препятствий. Процесс физического воспитания носит различные характеры: воспитательный, образовательный, оздоровительные и др.

Самый эффективный вид водной двигательной активности, укрепляющий и помогающий разработать все группы мышц - плавание. Плавание помогает развивать мышцы брюшного пресса и спины, при этом нагрузка на позвоночник во время упражнений сведена к минимуму.

Горизонтальное положение тела, специфика и характер выполнений упражнений в воде отличают плавание от любых других видов эффективного спортивного оздоровления. Результативность от занятий плаванием является следствием трудности выполнения упражнений в воде, так как в водной среде ухудшается точность и координация. Также известны лечебные, гигиенические и оздоровительные воздействия водной среды (физические и механические свойства).

Плавание позволяет разработать и укрепить дыхательную систему организма (улучшается вентиляция легких, приобретается навык ритмического и глубокого дыхания), повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Плавание - незаменимое средство для устранения нарушений опорно-двигательного аппарата у студентов, одной из причин которых является неправильное положение студента за партой во время занятий, что приводит к искривлению позвоночника.

В процессе занятий плаванием в университете предусматривается решение следующих задач:

- Укрепление и сохранение здоровья;

- Правильное формирование и совершенствование функциональных возможностей организма;

- Воспитание высоких моральных и физических качеств;

- Компенсация недостатков двигательной активности;

- Выработка высокой работоспособности;

- Управление эмоциональностью;

- Воспитание мотивации к регулярным занятиям спортом.

Учебные и учебно-тренировочные занятия плаванием позволяют решать образовательные задачи и задачи физического воспитания в целом.

За время прохождения курса занятий плаванием можно отметить у студентов рост спортивного мастерства, формирование личностного роста занимающихся.

Программа физической культуры студентов изучает несколько видов прикладного плавания:

- ныряние в глубину;

- ныряние в длину;

- способы транспортировки тонущего человека;

- прикладное плавание.

Плавание является доступным по возрастному признаку видом двигательной активности. Учебно-тренировочные занятия плаванием бессмысленны без инициативы студентов и заинтересованности преподавательского состава.

В настоящее время в ТулГУ проходит разработка и внедрение новых методик проведения занятий, которые требуют от преподавательского состава специальных знаний: о физических возможностях студентов; о воздействиях водной среды на организм человека; о формировании двигательного навыка в воде; о методе врачебно -педагогического контроля за самочувствием студентов.

Список литературы

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2010. С. 368.

ВОЗДЕЙСТВИЕ АУТОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК НА СПОРТСМЕНОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ Шабанов Т.В.

Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы психологического состояния спортсменов. Приведен анализ положительного влияния аутогенных тренировок на спортсменов-баскетболистов.

Ключевые слова: аутогенная тренировка, спортсмен, релаксация, расслабление, баскетбол, спорт.

Отличительными чертами современного спорта в России являются высокая конкуренция, интенсивные тренировки и соревновательные нагрузки. Психоэмоциональное состояние - база для спортивной деятельности, поэтому необходимы новые пути организации и оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов разной квалификации. Спортсмены постоянно находятся в стрессовой ситуации, если они не обучены методом самовосстановления, расслабления и саморегуляции, то не выдерживают нагрузку.

Аутогенная тренировка - активная методика, которая основывается на самовнушении и применяется для увеличения внутренних ресурсов и возможностей организма. С помощью специально предназначенного ряда упражнений человек постепенно учится расслаблению, управлением и регулированием психическим состоянием, пульсом, дыханием и кровообращением.

«Аутогенная тренировка относится к активным психотерапевтическим методам воздействия и включает в себя «комплекс упражнений, направленных на повышение возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма» [1].

Система аутогенной тренировки, предназначенная для спортсменов-баскетболистов, была продумана и разработана на основании изученной специализированной литературы, теоретико-аналитической информации и практики. При составлении системы аутогенной тренировки учитывалось развитое образное мышление, которым обладают студенты-баскетболисты. В статье рассматривается система проведения аутогенных тренировок, которая имеет несколько отличий от традиционной. В традиционной системе аутогенной тренировки - поэтапные концентрация и сосредоточение на каждом участке тела с целью пробудить определенные ощущения.

Этот тип тренировки может привести к излишней активации сознания и к напряжению, а не расслаблению мышц, желательный результат релаксации не будет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.