Научная статья на тему 'Психоэмоциональное состояние студентов во время занятий плаванием'

Психоэмоциональное состояние студентов во время занятий плаванием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанов Тимур Витальевич

В статье затрагиваются проблемы эмоционального состояния в учебно-тренировочном процессе. Проведена опытно-экспериментальная работа по физическому воспитанию студенток специальной медицинской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанов Тимур Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психоэмоциональное состояние студентов во время занятий плаванием»

- Выработка высокой работоспособности;

- Всесторонняя физическая подготовка;

- Воспитание мотивации к регулярным занятиям спортом.

Учебный материал программы разделен на учебно-тренировочные занятия, которые делятся на учебные отделения:

- основное (студенты, не имеющие нарушения в состоянии здоровья, физически развитые и подготовленные, цель - применения различных целей и методов для оптимального развития физических качеств и формирования мотивации на регулярные занятия);

- спортивное (студенты, показавшие отличную физическую подготовку, цель -углубленно занимать и совершенствовать навыки в определенном виде спорта);

- специальное (студенты, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, цель - поддержание и улучшении физической формы).

Процесс физического воспитания бессмыслен без сознательной и активной деятельности самих студентов и заинтересованности преподавательского состава обучить новым навыкам и умениям.

Процесс учебных тренировок повышает работоспособность, ведет к улучшению координации и автоматизации движений, помогает развитию сообразительности, быстроты реакции и выносливости.

Низкий уровень физической подготовленности может привести к атрофии мышечной и костной ткани, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшению объема легких или застою крови в конечностях, поэтому преподаватель стремится к развитию у студентов координации, силы, быстроты и выносливости. Все виды занятий, связанные с активной двигательной деятельностью, необходимы для нормального функционирования основных систем организма.

Студенческое время - это расцвет физических способностей и возможностей организма, формирование красоты тела и двигательного совершенства, формирование физического потенциала студента.

Главные задачи преподавателя по физической культуре:

- развитие интереса к занятиям спортом;

- развитие у студентов потребности заниматься спортом не только на занятиях, но и во внеурочное время;

- воспитание у студентов стремления к современному и модному здоровому образу жизни.

Список литературы

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.:

Гардарики, 2010. С. 368.

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ Шабанов Т.В.

Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула

Аннотация: в статье затрагиваются проблемы эмоционального состояния в учебно-тренировочном процессе. Проведена опытно-экспериментальная работа по физическому воспитанию студенток специальной медицинской подготовки.

Ключевые слова: физическое воспитание, психоэмоциональное состояние, студент, здоровье, физическая подготовка, специальная медицинская группа.

Психоэмоциональное состояние - база для физической подготовки студентов специальной медицинской группы. Про любых занятиях спортом, студенты испытывают чувство конкуренции и соревновательные нагрузки, поэтому необходимы новые пути организации учебно-тренировочного процесса с учетом психоэмоционального состояния.

Студенты постоянно находятся в стрессовой ситуации, если они не обучены методам самовосстановления, расслабления и саморегуляции, то не выдерживают нагрузку. Для сохранения и повышения работоспособности и стрессоустойчивости студентов на протяжении всего периода обучения, возрастает значение занятий физической культурой как средства улучшения режима жизни и активного отдыха.

Процесс физического образования многогранен и состоит из множества взаимосвязанных элементов, ведущее место в нем занимает физическая подготовка. Она предполагает овладение широким набором двигательных навыков и умений, которые помогает успешно специализироваться в любой избранной деятельности [1, с. 334-340].

В начале осеннего семестра студенты ТулГУ специальной медицинской подготовки были записаны в группу оздоровительного плавания. Программа занятий, разработанная для студентов специальной медицинской группы, была сформирована и продумана с учетом различных требований (индивидуальность, цикличность, результативность, нарастание нагрузок).

Программа проведения занятий в воде для студентов специальной медицинской подготовки делится на несколько этапов: упражнения на месте; упражнения с перемещением; упражнения со снаряжением; свободное плавание и упражнения на дыхание.

Главной задачей всего курса является обучение студентов специальной медицинской подготовки самоконтролю (дыхание, осанка, сердце).

Во время проведения занятий проводилось исследование психоэмоционального состояния студентов (форма психического состояния, в котором преобладает эмоциональная реакция) методом анкетирования и тестирования.

Функциональное состояние и самочувствие студентов напрямую зависит от способности адекватно реагировать на ситуацию и эмоционального проявления. Причиной снижения работоспособности может быть недостаток или отсутствие эмоций, что ослабляет активную работу центральной нервной систему, а чрезмерное эмоциональное состояние может привезти к нервно-психическому срыву.

Во время проведения курса тренировок было важно добиться оптимального эмоционального фона - готовность к деятельности, которая благоприятно скажется на собственном здоровье. Занятие по плаванию проходили с различными предметами и индивидуальным подходом, что увеличивало интерес и мотивацию к занятиям у студентов специальной медицинской группы. У студентов присутствовали серьезные положительные изменения в физическом самочувствии, настроении и желании тренироваться.

Одна из главных задач плавания - обучение студентов самоконтролю дыхания. Был проведен ряд экспериментов, в основу которых легли функциональные пробы на задержку дыхания (проба Штанге и Генчи). Данные исследования помогают дать оценку устойчивости организма и измерить время задержки дыхания. Показатели по экспериментам улучшались у большинства студентов в конце осеннего семестра.

Особое внимание уделялось и состоянию сердечно-сосудистой системы. Был проведен эксперимент Руффье, который демонстрирует состояние организма и частоты сокращения сердца.

При проведении пробы Руффье оценка функционального состояния организма студентов проводилась по показателям: частоты сердечных сокращений. В начале

80

курса в исследуемой группе показатель соответствовал оценке «удовлетворительно», а уже к концу у большинства студентов показатель соответствовал оценке «хорошо»

На основании проведенных экспериментов и теоретических знаний можно сказать, что плавание является эффективным аэробным средством развития физического состояния студентов и их оздоровления.

Список литературы

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2010. С. 368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.