- Выработка высокой работоспособности;
- Всесторонняя физическая подготовка;
- Воспитание мотивации к регулярным занятиям спортом.
Учебный материал программы разделен на учебно-тренировочные занятия, которые делятся на учебные отделения:
- основное (студенты, не имеющие нарушения в состоянии здоровья, физически развитые и подготовленные, цель - применения различных целей и методов для оптимального развития физических качеств и формирования мотивации на регулярные занятия);
- спортивное (студенты, показавшие отличную физическую подготовку, цель -углубленно занимать и совершенствовать навыки в определенном виде спорта);
- специальное (студенты, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, цель - поддержание и улучшении физической формы).
Процесс физического воспитания бессмыслен без сознательной и активной деятельности самих студентов и заинтересованности преподавательского состава обучить новым навыкам и умениям.
Процесс учебных тренировок повышает работоспособность, ведет к улучшению координации и автоматизации движений, помогает развитию сообразительности, быстроты реакции и выносливости.
Низкий уровень физической подготовленности может привести к атрофии мышечной и костной ткани, нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, уменьшению объема легких или застою крови в конечностях, поэтому преподаватель стремится к развитию у студентов координации, силы, быстроты и выносливости. Все виды занятий, связанные с активной двигательной деятельностью, необходимы для нормального функционирования основных систем организма.
Студенческое время - это расцвет физических способностей и возможностей организма, формирование красоты тела и двигательного совершенства, формирование физического потенциала студента.
Главные задачи преподавателя по физической культуре:
- развитие интереса к занятиям спортом;
- развитие у студентов потребности заниматься спортом не только на занятиях, но и во внеурочное время;
- воспитание у студентов стремления к современному и модному здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.:
Гардарики, 2010. С. 368.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ Шабанов Т.В.
Шабанов Тимур Витальевич - магистрант, кафедра физкультурно-оздоровительных технологий, Тульский государственный университет, г. Тула
Аннотация: в статье затрагиваются проблемы эмоционального состояния в учебно-тренировочном процессе. Проведена опытно-экспериментальная работа по физическому воспитанию студенток специальной медицинской подготовки.
Ключевые слова: физическое воспитание, психоэмоциональное состояние, студент, здоровье, физическая подготовка, специальная медицинская группа.
Психоэмоциональное состояние - база для физической подготовки студентов специальной медицинской группы. Про любых занятиях спортом, студенты испытывают чувство конкуренции и соревновательные нагрузки, поэтому необходимы новые пути организации учебно-тренировочного процесса с учетом психоэмоционального состояния.
Студенты постоянно находятся в стрессовой ситуации, если они не обучены методам самовосстановления, расслабления и саморегуляции, то не выдерживают нагрузку. Для сохранения и повышения работоспособности и стрессоустойчивости студентов на протяжении всего периода обучения, возрастает значение занятий физической культурой как средства улучшения режима жизни и активного отдыха.
Процесс физического образования многогранен и состоит из множества взаимосвязанных элементов, ведущее место в нем занимает физическая подготовка. Она предполагает овладение широким набором двигательных навыков и умений, которые помогает успешно специализироваться в любой избранной деятельности [1, с. 334-340].
В начале осеннего семестра студенты ТулГУ специальной медицинской подготовки были записаны в группу оздоровительного плавания. Программа занятий, разработанная для студентов специальной медицинской группы, была сформирована и продумана с учетом различных требований (индивидуальность, цикличность, результативность, нарастание нагрузок).
Программа проведения занятий в воде для студентов специальной медицинской подготовки делится на несколько этапов: упражнения на месте; упражнения с перемещением; упражнения со снаряжением; свободное плавание и упражнения на дыхание.
Главной задачей всего курса является обучение студентов специальной медицинской подготовки самоконтролю (дыхание, осанка, сердце).
Во время проведения занятий проводилось исследование психоэмоционального состояния студентов (форма психического состояния, в котором преобладает эмоциональная реакция) методом анкетирования и тестирования.
Функциональное состояние и самочувствие студентов напрямую зависит от способности адекватно реагировать на ситуацию и эмоционального проявления. Причиной снижения работоспособности может быть недостаток или отсутствие эмоций, что ослабляет активную работу центральной нервной систему, а чрезмерное эмоциональное состояние может привезти к нервно-психическому срыву.
Во время проведения курса тренировок было важно добиться оптимального эмоционального фона - готовность к деятельности, которая благоприятно скажется на собственном здоровье. Занятие по плаванию проходили с различными предметами и индивидуальным подходом, что увеличивало интерес и мотивацию к занятиям у студентов специальной медицинской группы. У студентов присутствовали серьезные положительные изменения в физическом самочувствии, настроении и желании тренироваться.
Одна из главных задач плавания - обучение студентов самоконтролю дыхания. Был проведен ряд экспериментов, в основу которых легли функциональные пробы на задержку дыхания (проба Штанге и Генчи). Данные исследования помогают дать оценку устойчивости организма и измерить время задержки дыхания. Показатели по экспериментам улучшались у большинства студентов в конце осеннего семестра.
Особое внимание уделялось и состоянию сердечно-сосудистой системы. Был проведен эксперимент Руффье, который демонстрирует состояние организма и частоты сокращения сердца.
При проведении пробы Руффье оценка функционального состояния организма студентов проводилась по показателям: частоты сердечных сокращений. В начале
80
курса в исследуемой группе показатель соответствовал оценке «удовлетворительно», а уже к концу у большинства студентов показатель соответствовал оценке «хорошо»
На основании проведенных экспериментов и теоретических знаний можно сказать, что плавание является эффективным аэробным средством развития физического состояния студентов и их оздоровления.
Список литературы
1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2010. С. 368.