Витаминизация готовых блюд в детских учреждениях, больницах и родильных домах Тбилиси теперь проводится не отваром шиповника, а аскорбиновой кислотой. Гигиеническая оценка С-витаминной активности шиповника может быть дана лишь на основе дифференцированных сведений о содержании в нем свободной и связанной аскорбиновой кислоты.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Н. А., Гасенко А. Н. Вопр. пит., 1964, № 3, с. 87.— Будагян Ф. Е. (ред.) Таблицы химического состава и питательной ценности пищевых продуктов. М., 1961. — К о т е т и ш в и л и Л. Медицина в древней Грузии. 13 в. Тифлис, 1936.— Натадзе Г. Сабчота медицина, 1938, № 12, с. 5.
Поступила 15/Х1 1965 г.
УДК 57в.851.551.095.1+616.981.551-022.33](478.9)
ВОЗБУДИТЕЛЬ СТОЛБНЯКА В ПОЧВАХ МОЛДАВИИ
Д. А. Волкова
Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишинев
Изучение способности болезнетворных бактерий к активной жизнедеятельности во внешней среде остается актуальной проблемой эпидемиологии. До сих пор, например, не дано исчерпывающего ответа на вопрос о естественном резервуаре патогенных представителей рода Clostridium и в том числе CI. tetani.
Сотрудниками санитарно-бактериологической лаборатории Молдавского научно-исследовательского института гигиены и эпидемиологии в течение последнего десятилетия проведен ряд исследований, направленных на поиски экспериментальных доказательств в пользу теории теллурической природы патогенных клостридий и, в частности, столбнячной палочки (М. И. Тарков, К. П. Соболева и М. И. Тарков; Д. А. Волкова и соавторы; Д. А. Волкова; Д. А. Волкова и Л. А. Тимченко). При этом доказано, что обсемененность почв Молдавии возбудителем столбняка не зависит от их санитарного состояния, т. е. загрязнения экскрементами человека и животных. В дальнейшем мы изучали связь биологической активности аутохтонной почвенной микрофлоры в различные сезоны года с обсемененностью почв столбнячной палочкой. Результаты этой работы приводятся в настоящем сообщении.
Почвенные образцы брали весной и осенью 1963—1964 гг. в северных (Бранешты — Сороки), центральных (Унгены — Кишинев) и южных (Леово — Олонеш-ты) районах Молдавии через 1—2 км по направлению с запада на восток в 50—60 м от дорог, соединяющих указанные населенные пункты. В населенных пунктах и на расстоянии в 2—3 км вокруг них образцы не собирали.
Для оценки санитарно-бактериологического состояния исследуемых почв применяли следующие показатели: а) микробное число (выращивание на мясо-пептонном агаре при 22° в течение 48 часов), б) количество спороносных микроорганизмов (на среде Сабуро при 22° в течение 48 часов), в) «процент спороносных микроорганизмов», г) титр Esch. coli (на среде Кесслера — Свенертона), д) титр CI. perfringens (на среде Вильсона — Блера), е) титр нитрифицирующих микроорганизмов второй фазы (на среде Виноградского) и ж) титр целлюлозных микроорганизмов (на среде Гутчинсона). В тех же образцах определяли наличие возбудителя столбняка методом биологической пробы на белых мышах. Исследуемый образец перед биопробой подвергали прогреву.
Результаты изучения активности микробиологических процессов в почвах Молдавии и обсемененности их возбудителем столбняка оказались следующими. Микробное число большинства почвенных образцов, взятых весной в северной части Молдавии, было равно 107. Содержание споровых форм в этих же образцах было в основном ниже 40%. Титр нитрифицирующих, как и титр целлюлозных микроорганизмов у большинства почв находился в пределах Ю-2— >10~2. Почвенные образцы с титром CI. perfringens в пределах Ю-'— <10-1 несколько преобладали над количеством образцов с титром CI. perfringens Ю-2—>10-2. CI. tetani был обнаружен в 20,0% случаев.
Показатели активности микробиологических процессов почв северной части республики осенью изменились: микробное число отмечалось в пределах 1 млн., а содержание споровых форм увеличилось до 40% и более от количества бактерий. Титр нитрифицирующих бактерий у большинства почвенных образцов повысился, а титр целлюлозных микроорганизмов и титр CI. perfringens понизился. CI. tetani был обнаружен в 33,3% случаев.
В образцах почв центральной части республики, взятых весной, принятые показатели также отличались от аналогичных данных, полученных при исследовании почв
осенью. Так, к осени больше стало почв, где микробное число находилось в пределах 10е; содержание спороносных микроорганизмов к этому периоду превысило 40%. Титр нитрифицирующих бактерий в образцах, взятых осенью, несколько понизился. Однако и в 33% почвенных образцов, взятых весной, нитрифицирующие микроорганизмы тоже обнаруживались в низком титре. Титр целлюлозоразрушающих бактерий и титр С1. рег(пп£епз также оказались низкими как весной, так и осенью, причем число образцов почвы с низкими титрами названных бактерий к осени увеличивалось. С1. 1е1аш обнаруживался в образцах, взятых осенью, чаще, чем в образцах, взятых весной.
В большинстве образцов почв южной части Молдавии микробное число составляло весной 107. Эти образцы содержали небольшое количество споровых форм (у 87,9% изученных почв содержание спороносных микроогранизмов не превышало 40%).
Осенью в большинстве почвенных образцов количество бактерий понизилось до 10б, а количество спор увеличилось. Титр нитрифицирующих и целлюлозных бактерий был ниже в образцах почвы, взятых весной, по сравнению с осенью. Титр С1. регГпп-§епз в образцах, взятых осенью, понизился по сравнению с весной. С1. 1е1ат обнаруживался осенью чаще, чем весной.
Результаты изучения активности микробиологических процессов в почвах Молдавии и обсемененности их возбудителем столбняка суммирование представляются в следующем виде. В образцах почвы, взятых весной, микробное число находилось в пределах 107 и выше. Количество спор по отношению к микробному числу оказалось небольшим (около 40%). Титр нитрифицирующих бактерий был низкий (в 52,9% случаев количество нитрифицирующих бактерий находилось в пределах титра 10~2—>10-2). В образцах почвы, взятых осенью, микробное число в большинстве случаев уменьшалось до 106, а количество спор, напротив, увеличилось. Титр нитрифицирующих бактерий весной был ниже, чем осенью. Титр целлюлозных бактерий и титр С1. регИпЕепБ были низкими как в той, так и в другой период года. Однако к осени в абсолютном большинстве почвенных образцов отмечалось понижение титра С1. регГппдепэ. С1. 1е1а-т обнаруживался весной в 16,8% случаев, а осенью в 26,3% случаев.
При анализе результатов бактериологического исследования образцов почвы мы руководствовались известными положениями, развитыми отечественными микробиологами (С. Н. Виноградский, Е. Н. Мишустин, М. И. Перцовская).
Очевидно, смена одной группы микроорганизмов другой представляет собой для почв Молдавии объективную реальность, отображающую определенные микробиологические процессы. Увеличение числа бактерий весной закономерно приводит к уменьшению количества споровых форм, т. е. является одним из факторов, обусловливающих вегетирование спорообразующих микроорганизмов. Последнее в свою очередь приводит к более активным процессам нитрификации. С1. 1:е1аш обнаруживается весной реже, чем оссйью. Осенью, когда число бактерий уменьшается, а количество споровых форм увеличивается, процент положительных находок С1. 1е1аш также возрастает. Это связано с тем, что выделение С1. 1е1ап1 из почвы построено на поисках покоящихся спор (предварительная пастеризация исследуемого образца). К сожалению, до настоящего времени нет метода обнаружения в почве вегетативных форм С1. 1е1ап1. При введении животным непастеризованного материала они гибнут от посторонней инфекции. Однако, проводя специально исследование жизнедеятельности С1. 1е1аги в почвенных закладках (1964), мы установили факт размножения этих микроорганизмов в течение всего вегетационного периода. К осени отмечается увеличение содержания в почве еще одного представителя патогенных клостридий — С1. регГпп§епз.
Выводы
1. С1. 1е1аш вегетнрует в условиях почвенного биоценоза, что влечет за собой накопление спор этой бациллы к осени. Активная жизнедеятельность столбнячной палочки совпадает во времени с вегетированием почвенной спорообразующей микрофлоры.
2. Обычно обсемененность почвы возбудителем столбняка связывают с загрязнением ее экскрементами людей и животных. Не отрицая возможности попадания столбнячной палочки в почву с фекалиями, мы полагаем, что увеличение числа зародышей С1. 1е1ат при внесении в почву дополнительного количества органического вещества обусловлено активизацией микробиологических процессов.
ЛИТЕРАТУРА
Виноградский С. Н. Микробиология почвы. М., 1952. — Волкова Д. А. В кн.: Вопросы гигиены и санитарного оздоровления внешней среды. Кишинев, 1964, с. 85. — В о л к о в а Д. А., Тимченко Л. А. Там же, с. 73. — В о л к о в а Д. А., М е х-т и е в С. Я-, Соболева К. П. и др. В кн.: Вопросы санитарной бактериологии и вирусологии. М., 1965, с. 198. — Мишустин Е. Н., Перцовская М. И. Микроорганизмы и самоочищение почвы. М., 1954.—Соболева К. П., Тарков М. И. Труды Молдавск. нн-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Кишинев, 1961, в. 5, с. 23.
Поступила 27/У11 1965 г.