Новосибирск, 1979. Миненко Н. А., Рабцевич В. В. Право и обычай в крестьянской семье (Урал и Сибирь в ХУШ-Х1Х вв.). Челябинск, 1988; Апкаримова Е. А. Русская женщина в общественной жизни уральского и сибирского города в XVIII - начале XX в.: Достижения современной историографии // Женщина в истории Урала и Сибири XVIII - начале XX в. Екатеринбург, 2007. С. 3-13.
3. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 609. Оп. 1, 2, 3.
4. Жеребцов И. А. У истоков национальной государственности // Республика Коми - 80 лет. Очерки, посвященные 80-летию государственности Республики Коми в составе Российской Федерации. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2001. С. 7-33.
5. Там же. С. 26.
6. Там же.
7. Там же.
8. Мальцева А. К. Общинная организация и правосознание крестьян Коми края во второй половине XVIII века // Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. С. 24.
9. Жеребцов И. А. Указ. соч. С. 26.
10. Мальцева А. К. Указ. соч.
11. История Коми АССР. Сыктывкар, 1978.
12. Жеребцов И. А. Указ. соч. С. 27.
13. Овчинникова Д. М. Частная жизнь крестьянки Далматовского монастыря в XVIII в. // Женщина в истории Урала и Сибири XVIII - начале XX в. Екатеринбург, 2007. С. 32-33.
14. Там же. С. 25.
15. Там же.
16. РГАДА. Оп. 3. Д. 43. Л. 123-134об.
17. РГАДА. Оп. 2. Д. 167-368.
18. Овчинникова Д. М. Указ. соч.
19. РГАДА. Оп. 3. Д. 167.
20. Соколовский А. П. Очерк истории сельской общины на Севере России. СПб., 1877.
УДК 94(470.47).08:39
А. В. Очиров ВОЙЛОЧНАЯ ЮРТА КАЛМЫКОВ (XIX в.)
В данной статье дается обзорная характеристика калмыцкой юрты. Говорится о деталях юрты, их изготовлении и применении, порядке сборки и установки калмыцкой юрты.
In this article the survey characteristic of the Kalmyk yurta briefly is given. Yurta details, their production and application. Assembly order and installations of the Kalmyk yurta.
Ключевые слова: юрта, калмыки, изготовление, сборка юрты.
Keywords: yurta, Kalmyks, production, yurta assembly.
© Очиров А. В., 2014
Особенности природно-климатических условий кочевой степи продиктовали ее обитателям и различные формы приспособления к ним. Каждый народ имел свои традиции ведения хозяйства и в соответствии с природными условиями создавал жилища. Занятие скотоводством привело к созданию новых форм быта и предметов материальной культуры у кочевников.
За многие века использования кочевой юрты были выработаны ее правила сборки и разборки, ее пропорции, ее обстановка и украшение. Внутренняя планировка юрты учитывала интересы и вкусы ее обитателей, все было подчинено кочевому образу жизни. Некоторые детали юрты были изготовлены из того, что давало скотоводство (шерсть, шкуры, кожа). Из шерсти овец были изготовлены войлок и ковры, которые затем использовались в качестве теплых стен юрты. Шкурами животных покрывали пол. Большая часть посуды и необходимой утвари, одежды и обуви была сделана из кожи. Способы и приемы ремесленного производства, например изготовление юрты и разнообразных предметов убранства, передавались из поколения в поколение.
Потребность постоянного передвижения, перекочевки обусловила создание мобильного жилья. Им и стала войлочная юрта, или кибитка, как называют ее европейцы.
До начала XIX в. основным видом жилья у калмыков была покрытая войлоком решетчатая юрта. Изобретение и многовековое использование войлочных жилищ объяснялось следующими причинами. Юрта являлась наиболее приспособленной к условиям кочевого скотоводства как сборно-разборное жилище, прочное, легкое и простое по устройству. Это жилище и его войлочное покрытие хорошо выдерживали климатические изменения: зимой кибитка защищала ее обитателей от ветра, мороза и снега, летом - от знойного солнца.
Войлочная юрта калмыков («ишкя гер» - дословный перевод «войлочный дом») состояла из деревянной основы, включающей в себя 5-10 деревянных решеток («терме»), двустворчатой двери («уден»), круглых или квадратных в разрезе и заостренных на верхнем конце жердей в количестве от 75 до 150 штук («унин»), а также верхнего круга («харачи»), служившего своего рода дымоходным отверстием. Деревянный остов накрывался войлоком, обшитым по краям кручеными шерстяными веревками. Такой обработкой кошем достигалась прежде всего красота, изящность, но главным образом прочность.
Остов стен юрты собирался из связанных между собой складных деревянных решеток («терме»), которые определяли размер и вместимость кибитки. Нижние концы решеток устанавливались на земле, а верхние служили поддержкой
свода. Сама решетка состояла из плоских, слегка выгнутых наружу, выструганных 30—40 закругленных или четырехгранных в сечении реек. Изготовлялись в основном из мягких пород дерева (липа). Они накладывались друг на друга косой клеткой и скреплялись между собой при помощи кожаных ремешков в каждом перекрестке реек так, чтобы можно было увеличивать или уменьшать решетку до нужной высоты при установке кибитки или складывать при перекочевках. Верхняя часть решетки носила название головок решетки, к которым прикреплялись жерди («унины») с помощью шерстяных петель.
Верхний конец жерди имел форму тупого клина, а нижний был круглым. В нижней части жерди имелось специальное отверстие, через него продевался шерстяной шнурок и фиксировался с решеткой кибитки. Также крепились жерди и к двери (в количестве 6 штук). Отметим здесь, что калмыцкая юрта отличалась от строений тюрко-язычных народов Средней Азии. У тюрок строения имели слабо изогнутые жерди, тогда как у калмыцкой юрты жерди были прямые, что обусловливало конусную форму ее кровли, а не круглую, характерную для жилищ тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана.
Крыша юрты состояла из выструганных жердей («унин»), которые вдевались в круг («хара-чи») с двумя, четырьмя или шестью прибитыми к кругу полуобручами («цагрык»), перекрещивающимися взаимно и возвышающимися над плоскостью круга. Цагрык и унины, поставленные на место и на головки решеток, образовывали свод. В ободе верхнего круга были проделаны отверстия снизу вверх и несколько изнутри наружу — по количеству жердей. Верхний круг изготавливали из дерева целиком, или же он состоял из отдельных фрагментов, для чего использовали твердые породы деревьев — березу, дуб, вяз [1].
Дверь в калмыцкой юрте была двустворчатой и открывалась вовнутрь. Обе ее половинки с одной стороны были наглухо прикреплены к боковым косякам и поэтому всегда перевозились нераздельно с дверной рамой. Она никогда не разбиралась и перевозилась всегда в цельном, неразобранном виде. Вокруг косяка двери имелись специальные отверстия для крепления решеток, для крепления войлока (кошем), для крепления жердей крыши. Соединения дверного косяка с перечисленными конструкциями кибитки производились посредством тесьмы и веревок. В верхнем косяке рамы сверху, с внутренней стороны находилось 6 выемок, в которых закреплялись жерди крыши. Также в верхнем и нижнем косяках находились вертикальные сквозные широкие отверстия, в которые вставлялись особые деревянные колышки, предназначенные для закрытия жилища. Крепились колышки к верхнему и
нижнему краю двери с помощью узеньких ремешков или шерстяных шнурков. При закрытии дверей юрты эти колышки продевались в отверстия, при этом снизу кибитка запиралась только изнутри, а сверху — как изнутри, так и снаружи [2].
Снаружи юрта покрывалась войлоком (кошмами). В среднем требовалось от двенадцати и более отдельных кошм не одинаковой величины и покроя. Сообразно с местом своего назначения войлоки имели и соответствующую форму, название и последовательность прикрепления [3].
Четыре нижние кошмы («иргевче») имели размер от семидесяти сантиметров и более, в расчете от размера кибитки. А длина могла быть разной в зависимости от размера решеток юрты. Этими кошмами укутывали решетки снизу. Летом для пропуска воздуха та или другая часть откидывалась с учетом направления ветра и положения солнца.
У четырех средних кошем («турго») низ был шире, чем верх. К краям кошмы пришивались шерстяные шнурки для крепления. К верхним углам кошмы прикреплялись длинные широкие тесьмы. Для покрытия этого сектора кибитки хватало 4 кошмы, начиная с большей части жердей крыши и вниз так, что нижним концом закрывала верхние части нижней кошмы. Также вверху каждая средняя кошма прикреплялась отдельно тесьмами, которые перебрасывались через полукруг из жердей и привязывались на противоположной стороне к решетке.
Две верхние кошмы («девер») по форме были похожи со средними, только верхние были гораздо длиннее и шире. Эти кошмы закрывали верхнюю часть кибитки, от верхнего круга и вниз, до решетки кибитки. Укреплялись эти кошмы с помощью шести веревок, которые привязывались не к решеткам конструкции, а по внешней ее стороне к наружному поясу кибитки, охватывающему кибитку и придавливающему нижнюю часть средней кошмы.
Дверная кошма («ишке уден») была по форме четырехугольная, продолговатая. Крепилась над дверью кибитки и служила наружным пологом двери. По краям и вверху по углам эта кошма имела по две тесемочки для прикрепления к раме дверей.
Верхняя кошма («орка») закрывала верх кибитки и регулировала пропуск света и воздуха, поступающих в кибитку. По форме представляла четырехугольную кошму с четырьмя длинными шерстяными веревками. По желанию с помощью этих веревок углы кошмы загибали в ту или иную сторону, учитывая направление ветра и положение солнца.
Решетки между собой и косяками дверей связывались шерстяными веревками. Для поддержа-
ния устойчивости конструкции применялся особый решеточный пояс шириной в десять сантиметров. Пояс крепился вверху правого косяка дверей. Далее направление шло по часовой стрелке вокруг кибитки на высоте верхнего уровня решетки до левого косяка дверей, где и завязывался. После того как остов кибитки был полностью прикрыт кошмами, повязывался наружный кибиточный пояс. Он охватывал сразу всю конструкцию, придавливая тем самым одновременно несколько кошем кибитки.
На случай сильных ветров калмыки привязывали с внутренней стороны к верхнему кругу кибитки веревку и крепили к колышку, вбиваемому в землю. Но кроме этого кибитка во время бури еще укреплялась и с наружной стороны. С этой целью поверх конуса кибитки набрасывалась широкая тесьма, крепившаяся снаружи колышками, вбитыми в землю [4].
Внешний вид кибитки отражал имущественное положение владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, принадлежали богатым калмыкам, духовенству и новобрачным. В поселении калмыков кибитка богача ставилась на южной стороне, которая считалась почетной, там же обычно стояли и кибитки старших в роду.
Но многие бедные семьи были вынуждены жить в шалашеобразных полукибитках — «джо-лум» и «дегля гер», представляющих собой одну купольную часть кибитки (без стенных решеток), которая устанавливалась прямо на землю. «Дег-ля гер» отличался тем, что в нем не было дымового отверстия, а унины просто связывались вверху в пучок. Бедняки заменяли кошмы циновками из чакана. И. А. Житецкий отмечал, что в приморских улусах у большинства кибиток кошмовые иргевче были заменены чаканами, впрочем, он видел кибитки, в которых не только иргевче, но и другие кошмовые части («турго», «девер») были также заменены циновками. В таких кибитках зимой было очень холодно. Поэтому их на зиму обкладывали толстым слоем камыша или чакана, а в приморских улусах — высокой болотной травой [5].
Исследователи калмыцкой степи отмечали, что калмыки в основном живут группами, по несколько семей [6]. Исстари у монголов существовал куренной способ кочевания, представлявший собой стан из юрт, поставленных по кругу, в середине которого ставилась юрта предводителя. Впоследствии кочевание куренями прекратилось, кочевать стали отдельными родовыми семьями (у калмыков — хотонами).
Со временем образовалось два вида ставок: кочевые временные ставки, возникавшие во время летних перекочевок, и полуоседлые ставки, служившие своего рода торговыми поселениями, образованными в результате сосредоточения ре-
месленников, торговцев. По принципу куреня располагались и кочевые поселения калмыков — кибитки сыновей расставлялись по кругу около отцовского.
По своему функциональному назначению калмыцкие юрты подразделялись на три вида: жилая, дворцовая (ханская), культовая (храмовая) [7]. Убранство кибитки, одежда и предметы быта отмечались своей компактностью и строгой функциональностью. Мобильный образ жизни определял минимальное количество вещей. При относительно малой площади жилья каждая вещь по материалу и по своей форме должна была быть удобной в перевозке и в использовании. Народным обычаем был выработан строгий порядок размещения всех домашних вещей, жестких и мягких предметов.
Прямо напротив входа центральное место занимали поставленные уступами сундуки, в которых хранились ценности семьи. Это место являлось как бы «красным углом» дома. На крышках, покрытых коврами или материей, расставлялись религиозные предметы и скульптуры божеств. Таган с котлом занимал середину юрты. С левой стороны, при входе, размещались предметы хозяйства — уздечки, седла, топор, плетки и др. Это мужская половина дома. С правой стороны располагались предметы, необходимые в домашнем хозяйстве (домашняя утварь), и отводилось место для работы по хозяйству — это женская половина. Здесь же находилась и кровать, которая располагалась между сундуками и предметами утвари [8]. В юртах размещали все домашнее имущество, исполняли религиозные обряды, в ней принимали гостей, зимой спасали от холода новорожденных ягнят.
Все внутренние стены юрты у состоятельных калмыков занавешивались сплошной ситцевой или коленкоровой занавеской, а земляной пол застилался кошмами или коврами. В бедных семьях отрезы кошем подстилали как сиденье для почетных гостей, зимой земляной пол утеплялся бараньими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами и изношенной кошмой.
Практическая необходимость и художественная целесообразность заставили кочевников делать юрты примерно одного размера, с одинаковыми деталями. Калмыцкая юрта среднего размера весила примерно 300 кг — груз, посильный одному верблюду. Деревянные части занимали треть общего веса, около 100 кг. Диаметр варьировал от 6 до 8 метров (в зависимости от растяжения решеток), высота решетки (в собранном виде) от 1,7 до 2 метров.
Наиболее близкое сходство калмыцкой юрты обнаруживается с войлочными юртами монголов, бурят, южных алтайцев, хакасов, тувинцев как по строительным и конструктивным особеннос-
тям, так и по внутреннему убранству. В значительной степени это объясняется общностью исторических судеб и ближайшим соседством в прошлом.
Изобретение и многолетнее использование войлочных кибиток как у калмыков, так и у других кочевых народов вовсе не было показателем отсталости или консерватизма кочевников и полукочевников. Войлочная юрта калмыков представляла собой образец кочевого сборно-разборного жилища, строго подчиненного особенностям быта и хозяйства и выработанного на протяжении длительного периода исторического развития. Образ кочевого быта диктовал такую структуру жилища, которая обеспечивала бы его мобильность.
По наблюдениям ряда исследователей быта народов Востока, юрта является наивысшим типом, до которого развилось жилище кочевника
[9].
Примечания
1. Семенов П. Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии. Серия «Наше наследие». Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. С. 5.
2. Бентковский И. В. Жилище и пища калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868. Вып. I. С. 84.
3. Эрдниев У. Э. Калмыки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980. С. 179.
4. Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. М., 1893. С. 2-4.
5. Там же. С. 3-4, 7.
6. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках собранные на месте. СПб., 1834; Бентковс-кий И. В. Указ. соч. Житецкий И. А. Указ. соч.
7. Пюрвеев Д. Б. Архитектура Калмыкии. М.: Строй-издат, 1975. С. 14.
8. Там же. С. 15.
9. Харузин Ш. История развития жилищ у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России. М., 1896. С. 58; Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 1. С. 175.