№ 1, 2008 г.
устройство Калмыкии в составе 7 улусов. Указанное выше административное деление Калмыкии сохранялось и в последующее время, уже после ликвидации Калмыцкого ханства.
1. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. 2-е издание. -Элиста, 1995. -С. 76.
2. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский косевой феодализм. -Л., 1934. -С. 97.
3. Бюлер Ф. Кочующие и оседло-живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки, 1846. -Т. 47. -№7. -С.21.
4. Владимирцов Б.Я. Указ. соч. -С.134.
5. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1633-1758. 2-е издание. -М., 1983. -С.46.
6. Там же. -С. 49-50.
7. Бурчинова Л.С. Калмыкия в системе государственного управления России / Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России... -Элиста, 1985. -С.49.
8. Батмаев М.М. Калмыки в XVTT-XVTTT вв. События, люди, быт. В 2-х кн. -Элиста, 1993. -С.161.
9. Там же. -С.161.
10. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -Спб, 1852. -С.12.
11. Владимирцов. Б.Я. Общественный строй монголов. -Л, 1934. -С.129.
12. Батмаев М.М. Указ. соч. -С.164.
ОЧИРОВ А.В.
КИБИТКА КАК ЖИЛИЩЕ КАЛМЫКОВ
Основным видом жилья у калмыков в XTX в. оставалась покрытая войлоком решетчатая кибитка. Изобретение и многовековое использование войлочных кибиток объяснялось следующими причинами: кибитка являлась наиболее приспособленной к условиям кочевого скотоводства как сборно-разборное жилище, прочное, легкое и простое по устройству. Это жилище и его войлочное покрытие хорошо выдерживали климатические изменения: зимой кибитка защищала степняков от ветра, мороза и снега, летом - от знойного солнца.
Калмыцкая кибитка состояла из деревянной основы, включающей в себя 6-8 деревянных решеток («терме»), двухстворчатую дверь («уден»), круглые или квадратные в разрезе и заостренные на верхнем конце жерди в количестве от 60 до 150 штук («унин»), а также верхний круг, который служил своего рода выходным отверстием для дыма, или дымоходом («харачи»). Покрытие кибитки состояло из 4-5 кошм, закрывающих внешнюю часть помещения жилища по кругу и полога для входа, а также для закрытия верхнего круга жилища - дымохода (1).
Решетка, составляющая основу кибитки, связывалась определенным способом из шестов (толщина шеста - 5 сантиметров). Связка происходила таким образом, чтобы шесты, взаимно перекрещиваясь, образовывали деревянную сетку, ячейки которой представляли параллелограммы. Сами шесты изготавливались в основном из мягких пород дерева (сосна) в форме четырехгранника со срезанными краями или чаще всего были закруглены. На каждую решетку средней величины шло примерно по 40 шестов; из них 20 равной длины и 20 постепенно уменьшающихся. Скреплялись шесты между собой в перекрестиях (или скрещиваниях) с помощью ремешков. Скрепление происходило свободно, что позволяло, с одной стороны, увеличивать или уменьшать решетку до нужной высоты при установке кибитки, а с другой - складывать решетку при перекочевках. Сам шест был немного выгнут в середине (оттого и связанная из них решетка несколько закруглена). По всем четырем сторонам образовавшейся конструкции решетка имела форму рогатки, вилки. Верхняя часть решетки носила название головок решетки, к которым прикреплялись жерди крыши с помощью шерстяных петель. Величина решеток различалась по количеству головок решетки: от 11 до 15 (в жилых комнатах), а в хурульных и до 21
73
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
головки. На одну кибитку шло в среднем шесть, восемь, десять или двенадцать решеток, которые плотно становились одна к другой, образуя при этом круг с промежутком для двери.
Жерди крыши. Материал, из которого изготавливались детали, брался тот же, что и при изготовлении шестов для решеток. Верхний конец жерди имел форму тупого клина, а нижний был круглым. В нижней части жерди имелось специальное отверстие, через которое продевался шерстяной шнурок и фиксировался с решеткой кибитки. Для установки кибитки требовалось в среднем от 70 до 140 таких жердей. На каждую решетку приходилось ровно столько жердей, сколько было «вилок» или головок у решетки. Отметим, что к двери, также крепились жерди (в количестве 6 штук).
Дверь в калмыцкой кибитке была двухстворчатой и открывалась вовнутрь. Обе ее половинки были наглухо прикреплены к боковым косякам и поэтому всегда перевозилась неразделенно с дверной рамой. Она никогда не разбиралась и перевозилась всегда в цельном, не разобранном состоянии. Вокруг косяка двери имелись специальные отверстия для крепления решеток, для крепления войлока (кошм), для крепления жердей крыши. Соединения дверного косяка с перечисленными конструкциями кибитки производились посредством особых колышков, вбиваемых в специальные отверстия. В верхний косяк рамы с наружной стороны крепилось шесть колышков, к которым прикреплялись жерди крыши. В верхнем и нижнем косяках находились сквозные широкие отверстия, располагающиеся сверху вниз. В них вставлялись особые деревянные колышки, предназначенные для закрытия кибитки. Крепились колышки к верхнему и нижнему косяку с помощью узеньких ремешков или шерстяных шнурков. При закрытии кибитки, эти колышки вставлялись в отверстия сверху вниз; при этом снизу кибитка запиралась только изнутри, а сверху как изнутри, так и снаружи (2).
Верхний круг кибитки соединял все жерди крыши. Величина определялась по размеру кибитки. Изготавливали из твердых пород дерева, преимущественно из дуба. Сам круг был не цельным, а состоял из отдельных фрагментов. В ободе круга были проделаны отверстия сверху вниз и несколько изнутри наружу - по количеству жердей крыши.
Снаружи кибитка покрывалась кошмами. В среднем требовалось от 12 и более отдельных кошм не одинаковой величины и покроя. Четыре нижние кошмы имели размер от 70 сантиметров и более, в зависимости от размера кибитки. А длина могла быть разной, в зависимости от наружного круга кибитки. Этими кошмами укутывали решетки кибитки снизу. Летом (для пропуска воздуха) та или другая часть откидывалась, смотря по направлению ветра и положению солнца.
Четыре средние кошмы. Здесь низ кошмы был шире, чем верх. К краям кошмы пришивались шерстяные шнурки для крепления. К верхним углам кошмы прикреплялись длинные широкие тесьмы. Всего четырех кошем хватало на покрытие всей кибитки начиная с большей части жердей крыши и вниз так, что нижним концом закрывала верхние части нижней кошмы. Также вверху каждая средняя кошма прикреплялась отдельно тесьмами, которые перебрасывались через полукруг из жердей и привязывались на противоположной стороне к решетке. Помимо этого, каждая кошма имела свое название: правая, левая, головная, ножная. Такие названия были даны по месту расположения каждой кошмы в кибитке.
Две верхние кошмы по форме были похожи со средними, только верхние были гораздо длиннее и шире. Эти кошмы закрывали верхнюю часть кибитки от верхнего круга и вниз, до решетки кибитки. Укреплялись эти кошмы с помощью шести тесемок, которые привязывались не к решеткам конструкции, а по внешней ее стороне к наружному поясу кибитки, опоясывающему кибитку вокруг и придавливающему нижнюю часть средней кошмы.
Дверная кошма - по форме четырехугольная, продолговатая кошма. Крепилась над дверью кибитки и служила наружным пологом двери. По краям и вверху по углам эта кошма имела по две тесемочки для прикрепления к раме дверей. Еще одна кошма - «верхняя», которая закрывала верх кибитки, и регулировала пропуск света и воздуха, идущего в кибитку. По форме представляла четырехугольную кошму с четырьмя длинными шерстяными веревками. По желанию с помощью этих веревок углы кошмы загибались в ту или иную сторону, смотря по ветру и солнцу.
При установке деревянной основы кибитки и укрепления на ней всех кошем требовалось большое количество тесьмы, веревок и шнурков.
Решетки в прилегающих концах между собой и косяками дверей связывались шерстяной тесьмой. В кибитке, имеющей шесть решеток, фиксация с помощью тесьмы и веревок шла в семи местах: в пяти между решетками и в двух - между решетками и дверями. Высота решетки была около двух метров, поэтому каждая спайка требовала около трех метров тесьмы, а всего тесьмы для установки кибитки требовалось около 17,5 метров.
74
№ 1, 2008 г.
Для поддержания устойчивости конструкции применялся особый решеточный пояс шириной в десять сантиметров. Пояс крепился вверху правого косяка дверей. Далее направление шло вокруг кибитки на высоте верхнего уровня решетки (закрывая его тем самым, и защищая кошму от концов жердей) до левого косяка дверей, где и завязывался.
После того как остов кибитки был полностью прикрыт кошмами, повязывался наружный кибиточный пояс. Он охватывал сразу всю конструкцию, придавливая тем самым одновременно несколько кошем кибитки. На связывание жердей и верхних частей решеток (головок) шло примерно 15-20 сантиметров шнурков (к примеру, на 72 жерди пойдет около двенадцати метров веревок). При среднем объеме кибитки, имеющей шесть решеток площадью в 14 квадратных метров, потребуется на три кибиточных пояса около 30 метров тесьмы и 20 метров веревки.
На случай сильных ветров или другой непогодицы калмыки привязывали с внутренней стороны к верхнему кругу кибитки тесьму и крепили к колышку, вбиваемому в землю. Но кроме этого, кибитка во время бури еще укреплялась и с наружной стороны. С этой целью через конус кибитки набрасывалась широкая тесьма, крепившаяся снаружи колышками, вбитыми в землю (3).
Внешний вид кибитки отражал имущественное положение владельца. Кибитки, покрытые добротной белой кошмой, принадлежали богатым калмыкам, духовенству и новобрачным. В поселении калмыков кибитка богача ставилась на южной стороне, которая считалась почетной и где обычно стояли кибитки людей богатых и старших в роду.
Российские исследователи, периодически посещавшие калмыцкую степь, отмечали, что калмыки в основном живут группами, по несколько семей (4). 1 2 3 4
1. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках собранные на месте. -СПб., 1834. -С.103.
2. Бентковский И.В. Жилище и пища калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. -Ставрополь, 1868. -Вып. I. -С. 84.
3. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 18841886 гг. -М.,1893. -С. 2-4.
4. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте. -СПб., 1834.; Бентковский И.В. Жилище и пища калмыков Большедербетовского улуса // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. -Ставрополь, 1868. -Вып. I.; Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884-1886 гг. -М.,1893. -С.34.
ОЧИР-ГОРЯЕВА М.А.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК В ЗОНЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГАЗОПРОВОДА НА СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РК
В 2007 ГОДУ
В июне-августе 2007 года Археологической экспедицией КИГИ РАН были произведены спасательные раскопки пяти курганов, оказавшихся под угрозой разрушения при строительстве 2-й очереди газопровода - отвода с.Садовое - пос. Кетченеры - с.Малые Дербеты - на территории Республики Калмыкия, на участке Садовое (Сарпинский район) - Малые Дербеты (Малодербетовский район). В зону строительства газопровода - отвода - попадали два кургана из курганной группы, названной Садовое -1, расположенной в 3,5 км к северу от с.Садовое: один курган из курганной группы Садовое - 2, расположенной в 4,0 км на север от с.Садовое, а также два кургана из курганной группы Малые Дербеты - 2, расположенной в 6,3 км на юго-восток от с. Малые Дербеты.
До настоящего времени археологические раскопки совсем не затронули этот наиболее северный участок Ергенинской возвышенности. Участок между селами Садовое (здесь были произведены раскопки курганов позднесарматского времени Н.И. Шишлиной и К.Б. Фирсовым в 1993-94 годах) и до границы
75