Научная статья на тему 'Административно-территориальное устройство Калмыкии (XVII-XIX вв. )'

Административно-территориальное устройство Калмыкии (XVII-XIX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
593
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-территориальное устройство Калмыкии (XVII-XIX вв. )»

№ 1, 2008 г.

КОМАНДЖАЕВ Е.А.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАЛМЫКИИ

(XVII-XIX ВВ.)

Рассматривая систему управления в Калмыцком ханстве, нельзя обойти вопрос об административнотерриториальном устройстве, существовавшем у калмыков в XVII-XIX вв.

Калмыки после вхождения в состав России в течение длительного времени сохраняли свою внутреннюю структуру, бывшую характерной для кочевых народов. Она подвергалась некоторой трансформации после распада Калмыцкого ханства. Во второй же половине XVII и до начала 70-х годов XVIII столетия общественный строй калмыков в целом оставался неизменным.

Основными административно-территориальными единицами Калмыкии того периода являлись улус, феодальное владение нойона, аймаки под управлением зайсангов и хотоны, во главе которых стояли хотонные старосты. Нойоны, зайсанги и другие представители светской знати находились в вассальной зависимости от хана. А после распада ханства нойоны сами непосредственно сносились с русскими властями.

Население Калмыцкого ханства делилось на три большие этнические группировки или объединения: торгуды, дербеты и хошуты. Эти групповые объединения делились на ряд мелких подразделений, которые назывались улусами, или отоками, и во главе которых стояли владельцы - нойоны.

Необходимо отметить, что в источниках понятия «улус» и «оток» рассматриваются как синонимы. Большую роль в смешении двух понятий сыграли русские переводчики рассматриваемого прериода. Термин «улус» имел двоякое значение: он обозначал политико-административную и хозяйственную единицу, и также он употреблялся в смысле «народ, люди». В.М. Бакунин писал: «Калмыцкий народ разделяется на разные улусы (а улус на российском языке, как в начале сего описания означено, значит народ), и каждый улус имеет особливое свое название и нойона» (1).

Сходного понимания придерживался Б.Я. Владимирцов: «Слово «улус» может быть переводимо, с известными оговорками, как «удел, владение», только монголов, как истых кочевников, в понятии этом больше интересуют люди, а не территория: действительно, первоначальное значение слова «улус» и есть именно «люди». Поэтому слово»улус» может быть передано и как «народ», т.е. «народ-удел», «народ, образующий удел-владение». Впоследствии «улус» означает «народ-государство», «государство» (2).

Сущность отока достаточно сложна и не вполне ясна. Барон Ф.А. Бюлер считал, что в XVII-XVIII вв. улусы делились на отоки и аймаки. Отоки представляли собой значительных размеров аймаки, это значительная часть улуса, которой заведовало несколько зайсангов (3). Владимирцов по поводу отоков писал: «Можно думать, с большой долей вероятности, что отоки рассматриваемого периода являются ни чем иным, как бывшими «тысячами» эпохи мировой империи монголов. Действительно, отоки как раз заполняют то место, которое следовало бы отвести «тысячам» (4).

Сходного взгляда придерживался И.Я. Златкин. По его мнению, в древние времена, еще до образования Монгольской империи, род, община кровных родственников называлась омоком. «В эпоху Чингис-хана эта родовая община в значительной мере уже утратила свои классические черты и разлагалась, уступая место другим, более сложным общественным институтам, подготовившим образование в начале XIII в. раннефеодального монгольского государства» (5). В последующие века родовая община исчезает. Ее место занимает оток, в основе которого лежали не кровнородственные, а территориальные связи. «Оток представлял собой феодальное владение, ханский или княжеский удел, получивший в цинскую эпоху название «хошун», хотя по своей внутренней сущности хошун ничем не отличался от отока» (6).

В дополнительных указах Галдана Бошокту-хана к Монголо-ойратским законам 1640 г. не раз упоминаются отоки. В статьях Указов отоки и аймаки противопоставляются. «Управляющий каждым оттоком (поколением народа) должен внушать демчеям каждых сорока (кибиток), чтобы демчеи собирали своих людей». «Вообще людей, ходящих по чужим хошунам и между собою смешавшихся, должны собирать; если они без отоков (не входят в состав отоков), то водворяются в отоки, если они без аймаков, то водворяются в аймаки». «Если какие-либо люди, живущие в определенном им отоке, переменят (местожительство), то за людей целого аймака с управляющего им (аймаком) должно взять девяток».

71

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Таким образом, можно сделать ряд выводов и предположений. Под отоком понималось определенное количество кибиток. Отоки имели свои названия, которые, возможно, восходят к родовым или племенным названиям. Отоки и аймаки - это не одно и то же, отоки намного крупнее аймаков. Термин «улус» обозначал людей или удел нойона. В смысле же общественного строя калмыцкого общества крупные племенные объединения делились на отоки, причем во владении нойона могло быть несколько оттоков.

Объединения торгутов и дербетов делились на три части, имели триадную организацию, восходящую к древней военной организации. В Калмыцком ханстве подобная военная организация распространялась и на распределение улусов. По свидетельству нойона Асархо, «торгоутовы улусы разделялись на три части и именовались бароны, зюны и забсоры». Речь здесь идет о трех группах улусов: правых - баруны, левых - зюны и центральных - запсоры. Дербетские улусы делились на барунов, зюнов, шабинеров. О хошутах сведений нет, но вполне возможно, что и они имели трехчленное деление (7).

Улусы, или отоки, традиционно делили на 2 части: большие и малые - ики и бага. Вообще внутренняя структура улусов была довольно сложной. Батмаев М.М. предполагает, что «вероятно улусы также делились на барунов, зюнов и запсоров». Ученый приводит в пример Багацохуровский улус для того, чтобы понять структуру улусов.

31 августа 1743 года был произведен раздел Бага-Цохуровского улуса между детьми покойного хана Дондук-Омбо. В связи с этим наместник ханства Дондук-Даши составил реестр, хорошо раскрывавший структуру улуса. Он состоял из икизюнов и багазюнов, ики и бага запсоров, икибарунов. Кроме них, в улус входили следующие группы: зубак хонхоты, котечинеры, бересы (берюсы), гурбаты, кереты, шабучинары, шабаты, харнуты, багуты, цорджин, шабинеры и бурхан шабинеры (8).

Следующей административно-хозяйственной единицей Калмыцкого ханства был аймак. Аймак есть административная единица улуса. Вместе с тем аймак является как бы феодальным владением зайсанга, выделенным ему нойоном данного улуса, вассалом которого является первый. Обратимся к В.М. Бакунину, который сообщает: «У каждого нойона есть по нескольку зайсангов, из которых каждый имеет особливый свой аймак. Так как и российские дворяне собственные свои деревни. В аймаках их бывает по несколько кибиток не по равному числу - в ином - пять десять и больше, а в ином от несколько сот до тысячи и больше» (9).

В какой-то мере аймак можно сравнить с поместьями русских феодалов, которые жаловались им за службу тем или иным князем, а потом царем.

Более единодушны историки в определении низшей административно-хозяйственной единицы -хотона. П. Небольсин писал по этому поводу: «Зародышем, основанием рода был «хотон». Хотоном называется купа близких родственных семей, сообща, нераздельно живущих на данной местности. Эту купу родственников составляли прадед, дед и отец с сыновьями и внуками» (10). Почти ничем не отличается мнение Владимирцова Б.Я., который считал, что «...ойраты кочевали хотонами..., т.е. аилами или кочевыми поселками, которые составлялись почти исключительно из близких родичей. Ойратский хотон - это часть рода, группа близких родовичей, стоящая и кочующая вместе, во главе со старейшим данной группы» (11).

Итак, перед нами встает следующая картина административного устройства Калмыцкого ханства: большие феодальные объединения (торгуты, дербеты, хошуты) - улусы (отоки) - аймаки - хотоны. Так как калмыцкое общество было кочевым, то главное значение для владельца имело количество кибиток-семей, входящих в эти единицы.

Калмыцкое общество имело еще ряд делений. 16 июня 1607 г. в город Тару прибыл посол калмыцких тайшей Куганай Тубиев и во время переговоров с воеводами говорил: «А большие де у них люди тайши Баатырь Янышев, да Ичиней Уртуев, да Кугонат Турбеев, да Ужен Конаев, да Юрикты Конаев ... Да с ними же де кочуют тайшей 45 человек. И с теми де тайшами владеют они же, Тайши Баатырь с товарищи, всего под ними 12 санов, а в сану по 10 тысяч человек» (12). Отсюда видно, что сан - это тумен, известный со времен Чингис-хана.

В Законах 1640 г., указах Галдана Хун-тайджи и в законах Дондук-Даши говорится о 40 кибитках, являющихся, несомненно, определенной административной единицей. Также известно, что было деление на 20 и 10 кибиток. Деление на 40, 20 и 10 кибиток вводилось для удобства управления, надзора, исчисления населения, сбора податей и прочее.

Так как большинство калмыцкого населения (75%) ушло в 1771 года в Джунгарию, то оставшееся население из-за своей малочисленности не имело смысла делить на большие объединения, т.е. торгудов, дербетов, хошутов. В XIX в. улусы получили наименования по названиям этих группировок или по именам владельцев. Положение об управлении калмыцким народом 1834 г. установило административное

72

№ 1, 2008 г.

устройство Калмыкии в составе 7 улусов. Указанное выше административное деление Калмыкии сохранялось и в последующее время, уже после ликвидации Калмыцкого ханства.

1. Бакунин В.М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. 2-е издание. -Элиста, 1995. -С. 76.

2. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский косевой феодализм. -Л., 1934. -С. 97.

3. Бюлер Ф. Кочующие и оседло-живущие в Астраханской губернии инородцы. Их история и настоящий быт // Отечественные записки, 1846. -Т. 47. -№7. -С.21.

4. Владимирцов Б.Я. Указ. соч. -С.134.

5. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1633-1758. 2-е издание. -М., 1983. -С.46.

6. Там же. -С. 49-50.

7. Бурчинова Л.С. Калмыкия в системе государственного управления России / Добровольное вхождение калмыцкого народа в состав России... -Элиста, 1985. -С.49.

8. Батмаев М.М. Калмыки в XVTT-XVTTT вв. События, люди, быт. В 2-х кн. -Элиста, 1993. -С.161.

9. Там же. -С.161.

10. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. -Спб, 1852. -С.12.

11. Владимирцов. Б.Я. Общественный строй монголов. -Л, 1934. -С.129.

12. Батмаев М.М. Указ. соч. -С.164.

ОЧИРОВ А.В.

КИБИТКА КАК ЖИЛИЩЕ КАЛМЫКОВ

Основным видом жилья у калмыков в XTX в. оставалась покрытая войлоком решетчатая кибитка. Изобретение и многовековое использование войлочных кибиток объяснялось следующими причинами: кибитка являлась наиболее приспособленной к условиям кочевого скотоводства как сборно-разборное жилище, прочное, легкое и простое по устройству. Это жилище и его войлочное покрытие хорошо выдерживали климатические изменения: зимой кибитка защищала степняков от ветра, мороза и снега, летом - от знойного солнца.

Калмыцкая кибитка состояла из деревянной основы, включающей в себя 6-8 деревянных решеток («терме»), двухстворчатую дверь («уден»), круглые или квадратные в разрезе и заостренные на верхнем конце жерди в количестве от 60 до 150 штук («унин»), а также верхний круг, который служил своего рода выходным отверстием для дыма, или дымоходом («харачи»). Покрытие кибитки состояло из 4-5 кошм, закрывающих внешнюю часть помещения жилища по кругу и полога для входа, а также для закрытия верхнего круга жилища - дымохода (1).

Решетка, составляющая основу кибитки, связывалась определенным способом из шестов (толщина шеста - 5 сантиметров). Связка происходила таким образом, чтобы шесты, взаимно перекрещиваясь, образовывали деревянную сетку, ячейки которой представляли параллелограммы. Сами шесты изготавливались в основном из мягких пород дерева (сосна) в форме четырехгранника со срезанными краями или чаще всего были закруглены. На каждую решетку средней величины шло примерно по 40 шестов; из них 20 равной длины и 20 постепенно уменьшающихся. Скреплялись шесты между собой в перекрестиях (или скрещиваниях) с помощью ремешков. Скрепление происходило свободно, что позволяло, с одной стороны, увеличивать или уменьшать решетку до нужной высоты при установке кибитки, а с другой - складывать решетку при перекочевках. Сам шест был немного выгнут в середине (оттого и связанная из них решетка несколько закруглена). По всем четырем сторонам образовавшейся конструкции решетка имела форму рогатки, вилки. Верхняя часть решетки носила название головок решетки, к которым прикреплялись жерди крыши с помощью шерстяных петель. Величина решеток различалась по количеству головок решетки: от 11 до 15 (в жилых комнатах), а в хурульных и до 21

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.