Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УУД'

ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УУД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / МУЗЫКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / DESIGN / LEARNERS / MUSIC / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Сардаана Юрьевна, Ноговицына Надежда Михайловна

В данной статье рассматривается вопрос повышения уровня УУД у младших школьников способом вовлечения в музыкальную деятельность, представлены результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента у учащихся 3 класса «МОБУ Начальная общеобразовательная школа №36» в целях выявления уровня УУД. На основе полученных данных, нами были сформированы рекомендации по повышению уровня УУД.This article discusses the question of increasing the level of universal educational actions in primary school students by involving them in musical activity, presents the results of a psychological and pedagogical experiment in students of the 3rd grade of the Municipal comprehensive budgetary institution of primary comprehensive school No. 36 in order to identify the level of universal educational actions. Based on the obtained data, we have formed recommendations for improving the level of universal educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Сардаана Юрьевна, Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УУД»

In it's turn reading gives foreigners a real opportunity to preserve and even expand their knowledge of the Russian language, to get acquainted with printed materials in Russian both within the professional and scientific spheres as well as out of them, and subsequently to exchange experience with foreign colleagues who studied in Russia. In the latter case, we are talking about professional communication (which, among other things, involves both reading interesting materials in the specialty and creating them), in other words, about a practical and professionally significant level of proficiency in Russian, which can only be achieved in the process of speech activity.

Finally, it helps a lot to working on communication skills individually and as a team which will give an opportunity to achieve effective interprofessional collaborations regular feedback on their progress.

References:

1. Петрова Л.Г., Калугина Т.В. Обучение чтению и пониманию смысла текста иностранных студентов медицинского профиля на занятиях по русскому языку: этап довузовской подготовки. / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. 2010, Т. 16. Вып. 4. С. 30-34.

2. Burnard, P. (1992). Effective communication skills for health professionals. London: Chapman and Hall.

3. Burnard, P. & Gill, P. (2014). Culture, communication and nursing. [Adobe Digital Editions version]. ISSN: 9781317904045.

4. Crawford, P., Brown, B. & Bonham, P. (2006). Communication in clinical setting. UK: Nelson Thornes.

4. Day, J. (2006). Interprofessional working: An essential guide for health and social-care professionals. UK: Nelson Thornes.

5. Gorman, P. (2000). Managing multi-disciplinary teams in the nhs. [Adobe Digital Editions version]. ISSN: 9780335231638.

6. Moss, B. (2012). Communication skills in health and social care. (2nd ed.). London: Sage.

7. Reader, T., Flin, R. & Cuthbertson, B. (2008). Factors affection team communication in the intensive care unit (ICU). In C. P. Nemeth (Ed.), Improving healthcare team communication: Building on lessons from aviation and aerospace. (pp. 117-133). [Adobe Digital Editions version]. ISSN: 9780754690856.

8. Robinson, F.P., Gorman, G., Slimmer, L.W. & Yudkowsky, R. (2010). Perceptions of effective and ineffective nurse-physician communication is hospitals. Nursing Forum, 45(3), 206-216.

9. Strudwick, M.R. & Day, J. (2014). Interprofessional working in diagnostic radiography. Radiography, 20(3), 235-240.

10. United Kingdom. Mid Staffordshire NHS Foundation Trust. (2013). Report of the Mid Staffordshire NHS foundation trust public inquiry: Executive summary. London: The Stationery Office. (Chairman R. Francis).

11. United Kingdom. Secretary of State for Health. (2003). The Victoria Climbie inquiry. London: The Stationery Office. (Chairman Lord Laming).

12. United Kingdom. Secretary of State for Health. (2001). The report of the public inquiry into children's heart surgery at the Bristol Royal Infirmary 1984-1995.London: The Stationery Office. (Chairman I. Kennedy).

Педагогика

УДК 378.2

магистрант 1 курса Попова Сардаана Юрьевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики Ноговицына Надежда Михайловна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» КАК

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УУД

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос повышения уровня УУД у младших школьников способом вовлечения в музыкальную деятельность, представлены результаты проведенного психолого-педагогического эксперимента у учащихся 3 класса «МОБУ Начальная общеобразовательная школа №36» в целях выявления уровня УУД. На основе полученных данных, нами были сформированы рекомендации по повышению уровня УУД.

Ключевые слова. Проект, обучающиеся, музыка, универсальные учебные действия.

Annоtation. This article discusses the question of increasing the level of universal educational actions in primary school students by involving them in musical activity, presents the results of a psychological and pedagogical experiment in students of the 3rd grade of the Municipal comprehensive budgetary institution of primary comprehensive school No. 36 in order to identify the level of universal educational actions. Based on the obtained data, we have formed recommendations for improving the level of universal educational activities.

Keywords: design, learners, music, universal learning activities.

Введение. Современные общественные заказы, которые отражены в тексте ФГОС, определяют образовательные цели как познавательное, общекультурное и личностное развитие учащихся, которые обеспечивают важнейшую образовательную компетенцию, как «научить учиться». Исходя из этого, нынешняя образовательная система определяет свою задачу как - овладение учащимися определенных предметных знаний и умений в пределах отдельных дисциплин, включая развитие комплекс универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий является в свою очередь гарантом предупреждения школьной дезадаптации и трудностей.

Проект «Музыка для всех» был инициирован первым президентом Республики Саха (Якутии) -Михаилом Ефимовичем Николаевым, который был подписан 1 октября 2013 года. Новая региональная программа - проект «Музыка для всех» в МОБУ НОШ №36 действует с 2014 года по 2022 год. Данный

проект используется как образовательная технология для развития психических процессов у учащихся, а именно: восприятия, мышления, внимания, воображения, воли и т.д.

Проблему повышения уровня универсальных учебных действий посредством музыки рассматривали немало педагогов, музыкантов, такие как: Э.Б. Абдуллин, А.Г. Асмолов, Н.В.Медведева, Е.В. Бунеев, Л.Н. Алексеева, А.В. Копылова и другие. Они рассматривали такие вопросы как: методология педагогики музыкального образования, формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли,формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании, развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности, проектирование универсальных учебных действий в начальной школе, технология урока искусства и т.д.[11, [21, [31, [41, [51, [61.

В целях выявления влияния проекта «Музыка для всех» на формирование УУД у учащихся нами был проведен психолого-педагогический эксперимент, в котором входят: экспериментальная группа - учащиеся 3 «в» класса и контрольная группа - 3 «б» класса МОБУ НОШ №36 «Надежда».

Изложение основного материала статьи. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный этап. В констатирующем этапе была проведена первичная диагностика уровня УУД у 50 учащихся, которая проводилась с 9 сентября по 20 сентября 2019 года (Таблица 1).

На констатирующем и контрольном этапе были использованы следующие методики:

- Диагностика познавательного УУД - методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене и МЭДИС;

- Диагностика коммуникативного УУД - проективный тест - «Рукавички» и «Социометрия»;

- Диагностика регулятивного УУД - методика «Рисование по точкам» и «Образец и правило»;

- Диагностика личностного УУД - проективный тест - «Лесенка» и «Школьная самооценка» Н.Г. Лускановой.

Таблица 1

Клас Познавательные УУД Коммуникативные УУД

сы Исследование МЭДИС Проективный тест - Социометрия

словесно-логического «Рукавички»

мышления

3 Высо Сред Низ Высо Сред Низ Высо Сред Низ Высо Сред Низ

«б» кии ими кии кии нии кии кии нии кии кии нии кии

70% 20% 10% 51% 36% 13% 68 24% 8% 51% 36% 13%

3 Высо Сред Низ Высо Сред Низ Высо Сред Низ Высо Сред Низ

«в» кий нии кии кии нии кии кии нии кии кии нии кии

68% 23% 9% 43% 39% 18% 54% 36% 10% 43% 41% 16%

Клас сы Регулятивные УУД Личностные УУД

Рисование по точкам «Образец и правило» Проективный тест -«Лесенка» Школьная самооценка

3 «б» Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии

74% 13% 13% 68% 22% 10% 54% 30% 16% 56% 28% 16%

3 «в» Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии Высо кии Сред нии Низ кии

68% 22% 10% 73% 18% 9% 62% 23% 15% 45% 36% 19%

После первичной диагностики был начат формирующий этап в период с 01.10.2019 по 18 марта 2020 года.

В формирующем этапе была продолжена реализация региональной программы «Музыка для всех» для экспериментальной группы - 3 «в» (Таблица 2):

№ Дата проведения Название мероприятия Содержание мероприятия Формы реализации

1 27 сентября 2019 г. «Межнациональный творческий проект «Пою мою Республику» в рамках дня государственности РС(Я) и 25-летия Ассамблеи народов РС(Я) Сводный хор (Дипломанты III степени) Выступление на конкурсе

2 28 февраля 2020 г. Городской творческий конкурс классных коллективов «Звездный класс» Хореография (Дипломанты III степени) Выступление наконкурс

2 14 марта 2020 г. II Республиканский вокально-хоровой конкурс «Мальчишки поют» Хор мальчиков (Лауреаты II степени) Выступление на конкурсе

3 Ноябрь Региональный конкурс по внеурочной деятельности «Перспектива для обучающихся начальных классов» «Музыкальная визитка» Диплом I степени (команда МОБУ НОШ ь№36), 1 конкурс - «Конкурс знатоков родного края» -доклад на тему: «вклад якутян в войне» - Диплом I степени Выступление на конкурсе

4 29 ноября 2019 г. Городская научно-практическая конференция «Якутия театральная» Доклад на тему: «Русский драматический театр им. А.С. Пушкина», Диплом II степени Выступление на НПК

5 28 февраля 2020 г. Городской конкурс: «Есть профессия - родину защищать!» Конкурс стихов, Диплом II степени Участие в конкурсе

6 17 октября 2019 г. Школьная акция «Стихотворение о маме» Диплом I и II степени, чтение стихов о матери Участие в конкурсе

7 18 октября 2019 г. Декада окружающего мира Конкурс стихов о осени, Диплом I степени Участие в конкурсе

8 Декабрь 2019 г. Декада искусства: «Внутришкольный конкурс хоровых классных коллективов» Хор - Диплом III Участие в конкурсе

9. Декабрь 2019 г. Музыкальная олимпиада среди 3-4 классов Диплом I степени Участие в олимпиаде

10 Март 2020 г Международный конкурс -игра по музыке «Аккорд» Очное участие в конкурсе

11 20 марта 2020 г. Городской конкурс «Танцует Якутск» Хореография - Лауреаты II степени Участие в конкурсе

12 19 октября 2019 г. Концерт для первоклассников: «Посвящение в превоклассники» Хореография Выступление на концерте

13 23 ноября 2019 г. Городской конкурс хоровых коллективов «Поющее детство» Хор мальчиков -сертификат Выступление на концерте

14 4 декабря 2019 г. В рамках декады искусства «Внутришкольный конкурс хоровых классных коллективов» Хоровое пение - Диплом II степени Участие в конкурсе

На заключительном этапе нами была проведена контрольная диагностика учащихся 3 «а» и «б» в целях анализа динамики изменений повышения уровня УУД у экспериментальной группы - 3 «в» класса.

Сопоставительный анализ контрольной диагностики

Динамика

3 «б» - контрольная 3 «в» - экспериментальная

1. Познавательные УУД Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

2. Исследование словесно-логического мышления Процент от 70% увеличился до 73% Процент увеличился от 20% до 22% Процент от 10% уменьшился до6% Процент от 68% увеличился до 75% Процент уменьшился от 23% до 18% Процент уменьшился от 9% до 7%

3. «Мэдис» Процент от 51% увеличился до 56% Процент остался неизменным 36% Процент уменьшился от 13% до 9% Процент от 43% повысился до 58% Процент 39% остался неизменным Процент от 18% уменьшился до 3%

Регулятивные УУД Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

4. Рисование по точкам Процент увеличился от 74% на 6% Процент увеличился от 13% на 2 % Процент уменьшился от 13% на 5% Процент увеличился от 68% на 14% Процент уменьшился от 27% на 11% Процент уменьшился от 10% на 8%

5. «Образец и правило» Процент от 68% остался неизменным Процент увеличился от 22% до 27% Процент от 10% уменьшился на 5% Процент увеличился от 73% до 78% Процент остался неизменным 18% Процент уменьшился от 9% до 4%

Коммуникативные УУД Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

6. Проективный тест «Рукавички» Процент понизился от 68% до 64% Процент повысился от 24% до 28% Остался неизменным- 8% Процент повысился от 54% на 5% Остался неизменным 36% Процент уменьшился от 10% до 5%

7. «Социометрия» Процент понизился от 51 % до 48% Процент повысился от 34% до 37% Процент увеличился от 13% до 15% Процент повысился от 43% до 48% Процент повысился от 41% до 45% Процент уменьшился от 16% до 9%

Личностные УУД Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Проективный тест -«Лесенка» Процент понизился от 54%до 49% Процент от 30% повысился до 45% Процент понизился от 16%до 6% Процент от 62% повысился до 66% Процент повысился от 23% до 26% Процент понизился от 15% до 8%

Школьная самооценка Процент повысился от 56% до 615% Процент повысился от 28% до 31% Процент понизился от 16% до 8% Процент повысился от 45% до 55% Процент повысился от 36% до 41% Процент понизился от 19% до 4%

Выводы. Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

1. Познавательный уровень УУД: по результатам методики «Исследование словесно-логического мышления», процент учащихся экспериментальной группы, имеющих высокий уровень повысился на 7%, процент учащихся, имеющих средний уровень понизился на 5%, процент учащихся имеющих низкий уровень понизился на 2%. По методике «МЭДИС», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 15%, процент учащихся, имеющих средний уровень остался неизменным, низкий уровень понизился на 15%.

2. Регулятивный уровень УУД: по результатам методики «Рисование по точкам», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 14%, средний уровень понизился на 11%, низкий уровень понизился на 8%. По методике «Образец и правило», процент учащихся, имеющие высокий уровень увеличился на 14%, средний уровень остался неизменным (18%), низкий уровень понизился на 5%.

3. Коммуникативный уровень: по результатам методики «Рукавички», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 5%, средний уровень остался неизменным, низкий уровень понизился на 5%. По методике «Социометрия», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 5%, процент учащихся имеющих средний уровень повысился на 4%, низкий уровень понизился на 7%.

4. Личностные УУД: по результатам методики «Лесенка», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 4%, средний уровень повысился на 3%, низкий уровень понизился 7%. По методике «Уровень самооценки учащихся по Н.Г. Лускановой», процент учащихся имеющих высокий уровень повысился на 10%, средний уровень повысился на 5%, низкий уровень понизился на 15%.

Таким образом, сравнительный анализ полученных результатов контрольной группы - 3 «б» и экспериментальной группы - 3 «в», показал, что вовлечение детей в рамках проекта «Музыка для всех» в музыкальную и творческую деятельность повышает уровень универсальных учебных действий.

С учетом проделанной работы, мы пришли к выводу, что внедрение проекта «Музыка для всех» в общеобразовательные учреждения можно использовать как один из образовательных технологий по формированию УУД у учащихся.

Литература:

1. Бунеев, Е.В. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. 200б. - № 6.

2. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики/ под ред.: Алексеевой Л.Н., Устиловской А.А. -М.: МИОО, 2007 - 288 с.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.

4. Копылова, А.В. Технология урока искусства. Книга первая / А.В. Копылова - М.: ТачМаркетинг, 2004. - 279 с.

5. Методология педагогики музыкального образования / Абдуллин Э.Б. // Изд. 3-е, испр. и доп. - М., 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Медведева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11.

Педагогика

УДК 378.4

доцент Попова Анна Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск);

кандидат педагогических наук, доцент Хлабыстина Ольга Федоровна

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования "Мурманский арктический государственный университет" в г. Aпатиты (г. Aпатиты)

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования стратегии развития Мурманского Aрктического Государственного Университета в период процессов трансформации системы высшего образования и профессиональной среды. Одной из важных сегодняшних задач современного университета является его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Для выживания и адаптации в существующей ситуации высшие учебные заведения должны постоянно отслеживать тренды в сфере образовательных услуг.

Ключевые слова: VUCA-мир, предпринимательский университет, принятие решений, высшее образование, университетское управление, университетский менеджмент, неопределенность, сложность.

An^tatton. They are considered shaping the Murmansk Arctic State University strategy in the period of transformation of the higher education system and professional environment. Today one of the important tasks for modern university is its competitiveness in the educational services market. In order to survive and adapt in the current situation, higher education institutions must constantly monitor trends in the field of educational services.

Keywords: VUCA-world, entrepreneurial university, decision making, higher education, university management, university management, uncertainty, complexity.

Введение. На сегодняшний день социально-экономическая и организационная действительность функционирования организаций и предприятий в любой сфере деятельности определяется понятием VUCA-мир [1]. Им приходится действовать в системе нестабильности, сложности, неоднозначности и неопределенности одновременно. И если негосударственные организации и частные предприятия, не имеющие финансовой государственной поддержки, уже давно работают в данной парадигме, то для многих образовательных учреждений, являющихся бюджетными, принятие этой действительности и трансформация под нее своих базовых процессов представляется порой очень стрессовым процессом.

Существование университетов в этих реалиях заставляет создавать и реализовывать новые модели деятельности для выживания и адаптации к новым условиям. По сути, кризис возник из-за противоречий между тремя основными функциями университета: дорогостоящими научными исследованиями, необходимостью массового образования людей и поиском решения региональных проблем. В то же время нужно признать, что на глобальном рынке высшего образования в последние годы обострилась конкуренция, причем не только за кадры и ресурсы, но и за студентов.

Одним из успешных вариантов реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг и запросы основных стейкхолдеров, высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг стоит признать модель «предпринимательского» университета.

Изложение основного материала статьи. Концепция предпринимательского университета («entrepreneurship university») получила свое развитие в работах американского ученого Б. Кларка в 90-е годы прошлого столетия. Проанализировав деятельность европейских университетов, Кларк сделал вывод, что наиболее успешные ВУЗы ориентируются на формирование предпринимательской культуры в студенческой и преподавательской среде, что позволяет университету внедрять инновации в своей деятельности, но в то же время приходится принимать на себя риски при освоении новых практик.

При этом нужно отметить, что получение прибыли университетом приветствуется, но не является самоцелью. Университет в современности должен совмещать функцию преподавания, исследования и предпринимательства. В итоге автор приходит к выводу, что университет может реализовывать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.