УДК 371.382 : 371.26
М. М. Шмулевич
Диагностическая игра «Интеллектуальный квест» как технология оценивания метапредметных результатов
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения сформулированы новые правила, касающиеся результатов освоения обучающимися образовательной программы, которые включают требования не только к предметным, но и к личностным и метапредметным результатам. В статье предлагается рассмотреть диагностическую игру « Интеллектуальный квест» как технологию оценивания метапредметных результатов, которая позволяет руководителю и педагогам школы получить информацию не только об уровне сформированности конкретных метапредметных результатов в обобщенном виде, но и в разрезе индивидуальных достижений.
New demands to the students results of mastering the educational curriculum have been formulated lately within new FSES (Federal State Educational Standards). They include the results both in school subjects and in the sphere of personal development and mastering universal studying skills. The author of the article describes a diagnostic game titled "Intellectual Quest" as a technique which helps to assess universal studying skills of the students. Moreover, this technique helps school administration and teachers to get the information about different levels of students progress in general and individually.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, метапредметные результаты, диагностическая игра.
Key words: Federal state educational standard, meta-subject results, diagnostic game.
Оценка и анализ результатов освоения образовательной программы обучающимися обусловливает необходимость разработки, освоения и внедрения новых технологий оценивания. Современные технологии оценивания сегодня активно разрабатываются и обогащаются новыми методами и приемами, а педагоги осваивают новые инструменты внутришкольного контроля. Мониторинги, пробные экзамены, проверочные работы проводятся непрерывно в течение всего года и, конечно, требуют большой затраты сил ребенка, вызывают эмоциональное напряжение, однако часто погружают ребенка в стрессовую ситуацию. Безусловно, контроль необходим, но можно ли сделать его более безболезненным?
Педагоги нашей школы попробовали решить эту проблему, используя игровой подход в диагностике результатов освоения образовательной программы основного общего образования. Именно он, с нашей точки зрения, позволяет сделать процесс оценивания достижений обучающихся не
© Шмулевич М. М., 2017
только не травмирующим, а напротив - способствующим развитию интереса к учебному процессу и стимулированию самостоятельной познавательной деятельности. При этом немаловажно, чтобы учитель получил достаточный объем объективного материала для анализа достигнутых результатов, но не утомился, проверяя работы учащихся.
Результатом поиска путей решения проблемы стала разработка диагностической электронной метапредметной игры «Интеллектуальный квест». Электронный формат игры позволяет в короткий срок провести диагностику конкретного метапредметного результата у большого количества обучающихся, при этом педагогу не требуется затрачивать время на проверку и оценивание работ обучающихся.
Игра «Интеллектуальный квест» представляет собой технологию оценивания, с помощью которой руководитель и педагоги школы могут получать информацию не только об уровне сформированности конкретных метапредметных результатов освоения образовательной программы обучающимися основной школы в обобщенном виде, но и в плане индивидуальных достижений, а также в разрезе учебных предметов и даже конкретных метапредметных умений. А это, в свою очередь, дает возможность получить большой объем объективного материала, необходимого для корректировки образовательного процесса в целом, а также для разработки индивидуальной стратегии продвижения к успеху каждым учеником.
В качестве предмета диагностики или конкретного метапредметного результата нами выбрана цепочка логических универсальных учебных действий (логические УУД), лежащих в основе как познавательной деятельности в целом, а также исследовательской и проектно-исследователь-ской:
1) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
2) устанавливать причинно-следственные связи;
3) высказывать суждения и логически рассуждать;
4) строить умозаключение, делать логический вывод, связывающий два или более суждений, делать заключение;
5) строить умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии);
6) классифицировать по предложенным основаниям;
7) самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
8) создавать и применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Игра предназначена для учащихся 5-9 классов и преследует две цели:
а) для учащихся: провести интеллектуальную метапредметную игру-соревнование и сформировать рейтинг учащихся в соответствии с количеством заработанных баллов;
б) для учителей: получить объективный материал, характеризующий уровень сформированности метапредметных умений (логических УУД, лежащих в основе исследовательской деятельности).
Выполнение творческого задания учеником рассматривается как основной механизм выявления уровня сформированности логического УУД. В процессе игры учащимся каждой параллели предлагается выполнить творческие задания по шести учебным предметам: литература, иностранный язык, история, естествознание, математика, информатика.
В процессе игры каждому ученику предложено выполнить 30 творческих заданий (5 заданий по каждому учебному предмету).
Оценивание результатов выполнения заданий осуществляется в баллах. Каждое задание оценивается в баллах: от 1 до 10.
Максимальное количество баллов, набранное учеником по одному предмету - 50, по шести учебным предметам - 300 баллов.
Для оценки результатов выполнения творческих заданий и формирования рейтинга учащихся введена уровневая шкала (уровни сформиро-ванности логических УУД):
I - недопустимо низкий - от 0 до 10 баллов (по одному предмету) и от 0 до 60 баллов (по всем шести предметам);
II - низкий, но допустимый - от 11 до 20 баллов (по одному предмету) и от 61 до 120 баллов (по всем шести предметам);
III - нормальный (средний) - от 21 до 30 баллов (по одному предмету) и от 121 до 180 баллов (по всем шести предметам);
IV - выше среднего - от 31 до 40 баллов (по одному предмету) и от 181 до 240 баллов (по всем шести предметам);
V - высокий - от 41 до 50 баллов (по одному предмету) и от 241 до 300 баллов (по всем шести предметам).
По результатам проведения игры на основе набранного количества баллов формируется рейтинг учащихся по каждой параллели и в целом по всем участникам. Итоги подводятся в праздничной атмосфере, участникам игры вручаются дипломы, сертификаты и ценные подарки. Главными событиями для учащихся являются интеллектуальная работа по выполнению творческих заданий, соревнование с другими учащимися в стремлении набрать наибольшее количество баллов, общественное признание успеха. Учителя же получают объективный материал, анализ которого позволяет ответить на ряд вопросов и скорректировать работу по развитию метапредметных умений учащихся, в нашем случае логических
УУД.
Объективный материал, полученный в результате использования диагностической игры, включает:
1) количественную характеристику учащихся, овладевших определенным уровнем сформированности логических УУД по классам, параллелям, а также в разрезе предметных областей (общий результат);
2) количественную характеристику учащихся, овладевших логическими УУД на разных уровнях (общий результат);
3) качественную характеристику уровня сформировнности каждого логического УУД по каждому учебному предмету у каждого ученика;
4) виды логических УУД, выполнение которых вызывает у учащихся наибольшее затруднение (сформированы на недопустимо низком уровне). Данный вид информации может быть получен как в индивидуальном плане, так и на уровне конкретного класса, параллели или предмета;
5) учебные предметы, в рамках которых результат формирования логических УУД представлен на недопустимо низком или низком уровнях;
6) педагогов, которые испытывают затруднения в работе по формированию логических УУД (индивидуальный результат);
7) качественную и количественную характеристику учащихся, овладевших логическими УУД на недопустимо низком или, наоборот, на высоком уровне (индивидуальный результат), который может послужить основой для индивидуального сопровождения в образовательной деятельности.
Оценивание результатов выполнения творческих заданий осуществляется в режиме онлайн с использованием программы iSpring QuizMaker, что позволяет обеспечить:
• экономию времени, так как опросы и тесты легко тиражировать при создании, а результаты опросов или тестирования легко доступны;
• сокращение времени на обработку результатов и доведения результатов опроса или тестирования до обучающихся;
• экономию времени преподавателя при проведении опроса или тестирования;
• удобство в хранении результатов тестирования;
• удобство в доступе: обучающиеся получают доступ в удобное для них время.
Возможность получить большой массив и многообразие объективного материала с помощью применения компьютерной программы без больших затрат времени педагогов отличает электронную диагностическую игру «Интеллектуальный квест» от других технологий оценивания и обеспечивает ее инновационность.
iSpring QuizMaker - это удобная программа для создания профессиональных тестов, заданий и опросов с использованием изображений, формул, аудио и видео, доступных для просмотра на мобильных устройствах.
Рисунок. Основные возможности программы
В программе доступны 23 категории вопросов: 11 - вопросов с оценкой и 12 - анкетных вопросов. Кроме того, возможно сочетание различных типов вопросов в одном тесте или задании (см. рисунок).
iSpring QuizMaker позволяет сохранить тесты и опросы в формате Flash и HTML5, благодаря чему они доступны для прохождения на компьютерах и мобильных устройствах, в том числе iPad и iPhone.
Дополнительные возможности iSpring QuizMaker позволяют сделать тесты и опросы более эффективными. Основные возможности программы iSpring QuizMaker:
• вставка в вопросы и ответы изображений, аудио-, видеофайлов и формул;
• настройка сообщений к ответам на вопрос;
• создание информационных слайдов;
• построение сценариев ветвления в зависимости от правильности ответа на вопрос;
• объединение вопросов в группы;
• случайный выбор нужного числа вопросов из различных групп;
• создание уникального дизайна теста;
• изменение оформления для нескольких вопросов;
• изменение цвета флажков и маркеров активной области;
• гибкий подсчет баллов;
• установка правил прохождения тестирования: ограничение по времени, штрафные баллы;
• дизайн и настройка плеера для просмотра теста.
Программа имеет удобный, комфортный как для создания, так и для работы обучающихся интерфейс. В вопросах и ответах можно использовать графику, формулы, мультимедиа, Flash-анимацию. Это улучшает восприятие обучающимися предложенных заданий.
Тесты, задания и опросы, созданные в iSpring QuizMaker, можно разместить в Интернете, экспортировать в Microsoft Word, а также загрузить в системы дистанционного обучения, такие как Moodle, BlackBoard, iSpring Online и другие СДО, поддерживающие стандарты SCORM, AICC и Tin Can API.
Электронная диагностическая метапредметная игра «Интеллектуальный квест» представляет собой конкретную современную технологию оценивания метапедметных результатов (логических УУД). Электронный формат представляемой технологии оценивания обеспечивает простоту ее внедрения.
Внедрение представляемой технологии оценивания результатов овладения образовательной программой не требует специальных материально-технических или финансовых ресурсов.
Кроме того, предлагаемая нами технология оценивания уровня сфор-мированности метапредметных умений (логических УУД) в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения способна обеспечить учителя конкретным инструментом оценивания, позволяющим получить ориентиры для корректировки образовательного процесса как в целом, так и в рамках конкретного учебного предмета по каждой из параллелей.
Список литературы
1. Налесная С.Л. Использование образовательных технологий в процессе формирования универсальных учебных действий гимназистов // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. - 2016. - № 6. - С. 80-94.
2. Подготовка педагогических кадров к введению ФГОС НОО в Хабаровском крае: метод. пособие / авт.-сост. И.Е. Терещенко. - Хабаровск: ХК ИРО, 2010.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Народное образование, 1998.
4. Формирование УУД в основной школе: от действия - к мысли. - М.: Просвещение, 2010.